Финикийские мореплаватели и их путешествия. Подготовьте сообщение «Путешествия финикийских мореплавателей Проект на тему путешествия финикийских мореплавателей

Месторасположение Финикии не подходило для земледелия, но способствовало развитию других сфер. Одна из таких, принесшая финикийцам мировую славу, – кораблестроение. Без него не возможно было бы мореплавание.

Основным материалом для строительства кораблей был ливанский кедр, который рос на территории Финикии. Древесина отличалась отличным качеством, что делало корабли очень прочными и устойчивыми к сильным штормам. Кроме того финикийцы первыми из древних народов применили в кораблестроении новые принципы:

  • корпус составляли толстые доски, кромки которых скреплялись крупными дубовыми шипами;
  • поперечные ребра корпуса стали покрывать обшивкой;
  • большое внимание уделяли качеству киля (корабли не были плоскодонными);
  • грузовые отделения были ограждены.

С 12 века до н. э. финикийцы создавали вместительные торговые суда с хорошей грузоподъемностью. На бортах закрепляли ограждающие решетки, защищающие груз, на корме - два крупных весла для маневров. Прямой парус (обычно пурпурной окраски) крепили к мачте, снабженной реями. Гребцами часто были рабы.

Финикийцы строили у своих берегов прочные укрытия для кораблей, защищающие суда во время штормов.

Рис. 1. Финикийский торговый корабль.

Финикийцы считаются создателями триремы. Это военный (боевой) корабль с тремя рядами весел, распространенный в Средиземноморье с 8 века до н. э. Весла размещали в шахматном порядке, а ряды друг над другом. Корабли могли достигать 40 метров в длину, снабжались железным тараном (реже деревянным).

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Финикийский флот активно использовали в своих завоеваниях египетский правители, так как триремы были очень маневренными.

Рис. 2. Финикийская трирема.

Достижения мореплавателей

Изначально финикийцы использовали корабли для рыбной ловли. Позже главной целью мореплавания стало развитие торговли: нужно было сбывать свои товары и максимально дешево приобретать другие для собственного использования и на продажу. Большой популярностью пользовались финикийские изделия из металла, черного дерева, слоновой кости и ценные ткани, особенно пурпурного цвета (такую краску в Финикии изготавливали из моллюсков).

Государство имело свободный доступ к Средиземному морю, а качественные корабли позволяли осваивать Атлантический океан. Поэтому финикийские мореплаватели получили возможность исследовать разные направления. Они проплыли все Средиземное море, на островах которого основали свои колонии (Сицилия, Мальта, Сардиния, Кипр, Крит); достигали Атлантического побережья Англии, Испании и Канарских островов.

Самым знаменитым мореплавателем считается Ганнон. Он возглавлял экспедицию на триреме к берегам Африки. По требованию египетского правителя Нехо ΙΙ в 6 веке до н. э. финикийцы вышли в Красное море, затем достигли Гибралтарского пролива и вернулись в Египет, обойдя таким образом вдоль всего побережья Африки. Это путешествие продлилось около трех лет.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Путешествия финикийских мореплавателей

Подготовила:

учитель начальных

классов

МБОУ «Новоселовская

школа»

Незборецкая Ольга

Васильевна

пгт. Новоселовское – 2016 г.

ПУТЕШЕСТВИЯ ФИНИКИЙСКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

Самое знаменитое путешествие совершили финикийские мореплаватели во времена могучего и тщеславного египетского фараона Нехо (царствовал с 610 по 592 г. до н. э.).

Он призвал к себе самых лучших и опытных мореходов Библа, Тира и Сидона и поручил им плыть вокруг Африки. Если ни разу не повернув назад, имея берег всё время по правую руку, они окажутся вновь в Египте, фараон сулил им большие награды. Если они оробеют и повернут руль, он грозил им жестокими карами.

Финикийские города

Три финикийских корабля, прекрасно оснащённые, наполненные съестными припасами, необходимыми для дальнего плавания, с лучшими гребцами вышли из города Саиса. Они двинулись по нильским рукавам, потом по широкому каналу, вырытому ещё во дни царицы Хатшепсут и теперь - 900 лет спустя - расчищенному и углублённому по приказу Нехо, вышли в зелёные воды Аравийского залива (так называлось Красное море).

Сперва путь шёл вдоль пустынных скалистых берегов, населённых дикими троглодитами (жителями пещер), но на сороковой день показались гостеприимные берега Пунта. Смуглые полуобнажённые пунтийцы, сбежались к берегу и отвели финикийских моряков в своё селение, расположенное на болотистом берегу на сваях. Финикияне, после сытного , предложенного гостеприимными хозяевами, разложили свои товары: янтарные , золотые чаши, пурпурные ткани и острые железные кинжалы, неведомые до тех пор пунтийцам. В обмен туземцы предлагали им ручных обезьян, борзых охотничьих собак и длиннорогих быков. Но финикияне просили маленькие шарики сухой мирры - душистой смолы деревца, растущего только в Пунте и соседней Аравии. Они знали, что за эти шарики им щедро заплатят египетские жрецы. Боги Египта любят благовонный дым, клубящийся от жаровен, на которых нагревается и тает ароматная мирра.

Морские пути финикиян

Двинувшись дальше, финикияне поплыли вдоль берега, населённого чернокожими, курносыми, толстогубыми людьми. Они ходили почти совершенно обнажёнными. Только узкий пояс облегал талию, и с него свешивались хвосты леопардов и большие раковины. Чернокожие люди недоверчиво относились к чужеземцам и не позволяли им высаживаться. Натягивая луки, они грозили острыми стрелами или швыряли камни, подымавшие столбы брызг вокруг кораблей. Впрочем, один раз финикиянам удалось сойти на совершенно пустой берег. На песчаной отмели лежали груды ослепительно белых слоновых клыков и рядом несколько леопардовых шкур. Кругом не видно было ни души. Самый старый из финикийских купцов объяснил в чём дело: «Местные жители хотят обменять свою добычу на наши товары, но боятся нас. Надо забрать их подношения и положить взамен наши дары. Нам ещё придётся когда-нибудь опять приплыть сюда. Если мы поступим честно, то жители будут верить нам и всегда приносить в это место слоновую кость».

Молодые купцы послушались старика и, погрузив на корабли 120 лучших клыков, выложили взамен груды пёстрых дешёвых бус, египетские фаянсовые сосуды и маленькие бронзовые топорики.

Первая галера - многоярусная вёсельная лодка

Плаванье продолжалось. С каждым днём воздух всё более и более накалялся. Жара становилась нестерпимей. Финикияне сбросили свои шерстяные плащи и остались в лёгких полотняных рубашках, но и это не помогало. На тринадцатый месяц плаванья свершилось чудо. Солнце в полдень отклонилось не к югу, как ему полагалось, а к северу. Даже старики никогда не видали ничего подобного и, вздыхая, говорили: «Бог Ваал разгневался и уходит на север. Он скроется от нас совсем в Подземное царство и весь мир погрузится во тьму». Но дни проходили, и ничего страшного не случилось. Моряки привыкли к странному явлению (финикияне достигли южного полушария, и экватор оказался на севере). Одно их огорчало: на родине никто не поверит им, когда они расскажут, что видели солнце в полдень на северной стороне.

Скоро запасы истощились. Пришлось сделать длительную высадку, настрелять диких и посеять немного ячменя и пшеницы на болотистом берегу. Под жаркими южными лучами зёрна быстро проросли, и через три месяца уже удалось снять обильную жатву.

Ливийская страна казалась бесконечной. Уже второй год плыли финикияне, а не было видно конца и края путешествию. Но вот настал радостный день. Берег стал поворачивать на запад, и моряки поняли, что это южная окраина Ливии. Скоро они поплыли уже на север и поняли, что приближаются, хоть и медленно, к дому, огибая Ливию со стороны заката солнца. В полдень дневное светило опять стало отклоняться к югу, и моряки вздохнули свободно. Самое трудное было уже позади.

Вот корабли вошли в глубокий залив. В глубине виднелся маленький островок, полный каких-то диких людей, покрытых густой шерстью. Проводник, который бывал не раз в далёких южных странах, назвал их гориллами. Несколько финикиян - опытные охотники - с копьями в руках погнались за чудовищами, но те убежали, цепляясь за скалы и защищаясь камнями. Удалось захватить только трёх волосатых и мускулистых . Они не умели говорить и только злобно мычали, кусаясь и царапаясь. Довести их до берега не было возможности. Пришлось их убить и содрать их шкуры. Долго спорили финикийские моряки - люди это или звери. И так и не смогли этого решить.

Вскоре внимание финикиян привлекло новое явление. Вдали появилась высокая гора, с вершины которой бил столб пламени. Огненные потоки изливались в море, и целые тучи пепла разносились ветром во все стороны и долетали до кораблей. «Это - колесница богов, - сказал проводник, молитвенно руки и произнося вполголоса заклинания, - горе тому, кто приблизится к ней».

Вот появился новый остров. Моряки высадились, чтобы запастись свежей водой из ручья. Некоторые углубились в густой лес. Огромные ветвистые деревья утопали в зелени. Их стволы были разнообразны и душисты. Ручей впадал в солёное озеро, посреди которого находился другой остров. Ни одного человека за день путешественники не встретили, только щебетание бесчисленных пернатых и рычание львов нарушало тишину. Но наступила чёрная южная ночь, и внезапно среди леса запылали тысячи огней и послышались звуки , кимвалов и тимпанов и дикие гортанные крики. Путешественники в страхе бежали к берегу, и прорицатели велели им оставить остров.

Проплыв мимо устья неведомой реки, полной крокодилов и гиппопотамов, финикияне увидали вдали прибрежную деревню. Хижины, сколоченные из древесных стволов, были покрыты пальмовыми листьями. Жители, высыпавшие на берег, заговорили на знакомом языке, приветствуя прибывших гостей.

Карфаген

Это были колонисты из Карфагена, большого финикийского города, расположенного на северном берегу Ливии.

Прогостив у соотечественников 10 дней, моряки вновь отправились в путь и, пройдя между двух остроконечных столпов Мелькарта, вступили в знакомое Верхнее море. Дальнейший путь уже не представлял опасности. Моряки долго отдыхали в шумном Карфагене, посещая друзей и знакомых, сбывая на рынке слоновую кость, чёрное дерево, золотой песок и звериные шкуры - всё, что удалось раздобыть по дороге.

Сбыт на рынке, всё что раздобыли в пути финикийцы

А месяц спустя финикийские мореходы уже подплывали к берегу Египта. Три года продолжалось их путешествие, Фараон Нехо не думал уже увидеть их в живых и, награждая их щедрыми дарами, заметил, что ни один путешественник до сих пор не забирался так далеко, и пройдёт много веков, пока найдутся другие такие смельчаки, чтобы решиться обогнуть огромную Ливию и вернуться через столпы Мелькарта.



Финикия - весьма занятное государство, которое одним из первых доказало важность международной торговли. Занимая всего лишь узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами, не имея богатых земельных ресурсов, пахотных полей и пастбищ, финикийцам удалось за счет торговли стать одним из самых влиятельных государств региона. Не имея возможности должным образом заниматься земледелием и скотоводством, финикийцы выращивали виноград и оливы на склонах Ливанских гор. Из винограда делали вино, а из оливы - душистое масло. Ливанские горы были также богаты древесиной, которая послужила материалом для создания могучего торгового и военного флота.
Финикийцы стали торговать с соседними странами вином, маслом, строительной древесиной, изделиями из стекла и крашенными пурпурными тканями. Развивая морские торговые пути финикийцы плыли все дальше и дальше вдоль северного и южного побережья Средиземного моря. На своем пути на берегу они основывали небольшие поселения, которые служили торговыми постами и перевалочными базами для кораблей финикийцев. Так финикийцы основали колонии на островах Средиземного моря - Кипре, Сицилии, Сардинии и Балеарских островах. Финикийцы колонизировали северный берег Африки и южный берег современной Испании. В те времена корабли обычно плавали не в открытом море, а вдоль береговой линией. Расположение колоний позволяло финикийцам держать под контролем всю морскую торговлю.
Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. Они придумали конструкцию корабля с килем, что делало его более устойчивым, маневренным и быстроходным в условиях морского плавания. Быстроходность и вместительность их кораблей давала преимущество при нападении на небольшие поселения и угон пленных в рабство. Зачастую финикийцам даже не приходилось ни на кого нападать, так как они хитростью заманивали на свои корабли маленьких детей, обещая подарить им красивые подарки, а потом сразу же отплывали. За одного ребенка можно было получить быка или серебряный кувшин. Работорговля приносила огромную прибыль. В поисках новых товаров и рабов финикийцы плыли все дальше от родного дома.
Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда по земле из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Финикийцы достигли западного побережья Африки и даже предприняли, вероятно, удачную попытку обогнуть африканский континент. Самым грандиозным предприятием стоит считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через Гибралтарский пролив, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.
В этот период расцвета финикийского мореходства морской путь становится средством связи между Европой, Азией и Африкой, а также странами, которые находились за пределами Гибралтара. Контроль за международной морской торговлей сделал Финикию, наверное, самой первой морской торговой державой.


Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря (сейчас это территория Ливана). Финикия представляла собой множество отдельных городов с принадлежащими им окрестными землями, а управляли ими цари. Такие города называются полисами – городами-государствами. Среди финикийских городов-государств особенно выделялись Библ, Тир и Сидон. Финикийские города так никогда и не объединились в единое государство.










Финикийцы всегда старались хранить свои открытия в тайне. На рубеже VI V веков до нашей эры еще один финикийский мореход, Ганнон, совершил плавание вдоль берегов Западной Африки и, вероятно, достиг Камеруна. Отчет об этом плавании («перикл») был выставлен для всеобщего обозрения в главном храме Карфагена.


Впоследствии побережье Центральной, Восточной и Южной Африки почти на полторы тысячи лет превратилось для европейских мореплавателей в одно огромное белое пятно. Вплоть до XV века никто не рисковал плавать вдоль западных берегов Африки по направлению к экватору маршрутом, давно знакомым финикийцам.

Около 4000 лет назад на Средиземноморье, а именно его восточной части, впервые появились племена, которым в Древней Греции дали особое имя - финикийцы. Они вошли в историю в первую очередь как самые известные мореплаватели прошлого.

Известно, что название страны - Финикия - дословно звучит как красивое прилагательное - «пурпурная». И возникла эта аналогия не просто так: племена добывали яркую краску для тканей - пурпур - который закрепился в качестве цвета царей. Но есть и второе значение - «фенеху», что в переводе означает кораблестроители. Оно тоже обосновано: финикийцы умели создавать настолько прочные корабли, что им были не страшны даже сильнейшие морские бури и штормы. Плавание обеспечивали рабы-гребцы, расположенные в два ряда. Заложив основы кораблестроения, эти отважные люди считались изобретателями первых галер - многоярусных весельных лодок.

Угроза исчезновения и Карфаген

Финикийские колонии занимали почти весь берег Средиземного море, в их владения также входила часть Атлантического побережья и Северная Африка. Там были основано много торговых городов, в частности, Карфаген , который имел выгодное географическое положение и стал крупнейшим торговым центром с другими странами, а также защитой финикийских колоний в ходе обострившейся борьбы с греками и тартесситами.

Путешествия знаменитых мореплавателей

За племенами, известными как талантливые торговцы, смышленые кредиторы и находчивые строители городов, также закрепилась слава лучших мореплавателей, которых знала не только Древняя Финикия, но и весь мир. Они плавали по Средиземноморью и Атлантике, у северных земель Европы и западных африканских берегов, первыми совершили путешествие вокруг всего Африканского континента, которое длилось 2,5 года. Это поистине грандиозное предприятие произошло по поручению египетского царя в 7 веке до н.э, за тысячелетие до Васко да Гамы, доказало, что море со всех сторон окружает Африку, исключая место соединения с Азией.

Было сообщение также и о солнце, которое находилось справа, а не слева, т.к. путешественники находились в другом полушарии Земли, что чуть ли не впервые дало основания предполагать об уникальной форме планеты - шаре, хотя в то время поверить в это было трудно. Также совершались редкие и недоступные в то время экспедиции на юг через Красное море в Индийский океан, об этом даже упоминается в Библии. Кроме того, эти моряки первыми увидели берега современной Великобритании и завезли туда олово и балтийский янтарь.

Около 500 г. до н. э. флот финикийцев проплыл на запад через Гибралтарский пролив и, основав несколько маленьких колоний на марокканском побережье, отправился немного южнее, достигнув Гвинейского залива. Путешествия финикийских мореплавателей весомо расшили древние географические познания, несмотря на то, что многие открытия финикийцы держали в тайне - и история тому подтверждение: вплоть до 15 века практически никто не рисковал плавать вдоль западной части африканского материка.

Прочие достижения финикийцев: несколько интересных фактов

Можно с уверенностью сказать, что столько открытий в древности не совершил больше ни один народ. И, даже несмотря на то, что далеко не во всех случаях именно финикийцы являются авторами изобретений, именно они внедрили их в жизнь, тем самым изменив ход цивилизации:

  • создали алфавит, который начал триумфальное путешествие по миру, вытеснив практически все другие формы письменности; занятно, что все буквы азбуки, количество которых насчитывало более двух десятков, были согласными;
  • первыми в мире додумались сохранять рыбу от порчи с помощью соли, снабжая продуктами самые дальние страны; кстати, именно соли, которая в то время ценилась без преувеличения на вес золота, финикийцы обязаны своим выдающимся богатством;
  • стали добывать краску из моллюсков, ставшую символом королевской роскоши, причем достижение такое произошло случайным образом: раковину случайно разгрызла собака;
  • опять-таки первыми в мире стали производить в печах стекло из обычного песка и соды; из получившегося стекла изготавливали маски, которыми накрывали лица тогдашних покойников;
  • завезли в Северную Африку виноград и оливки, которые затем попали в Испанию, где выращиваются до сих пор, перекупали у египтян папирус и изобретали боевые машины.

Таким образом, наследие этой цивилизации оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие человечества.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё - спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»: Вы можете оставить комментарий к докладу.

Финикийские мореплаватели и их путешествия

Культура Древней Финикии

Так же на очень высоком уровне была развита культура и наука древних финикийцев: у них был собственный алфавит, который со временем был перенят греками. Пик расцвета финикийской цивилизации датируется примерно 1 тыс. до. н.э.

В Древней Финикии не было хороших плодородных земель, постоянные дожди, обусловленные климатом Средиземноморья, также не давали возможности финикийцам заниматься земледелием. Единственным выходом для жителей страны стало занятие мореплавательством, которое значительно расширяло торговые связи с другими народами, а обилие лесов позволяло им самостоятельно строить суда.

Мореплавательство и торговые связи

Финикийцы строили очень прочные суда, которым не были страшны ни штормы, ни бури. Именно финикийцы первые смоделировали и построили корабли с килем, оснащенные обшивкой на боках судна – это значительно увеличивало их скорость.

Также их суда были оснащены специальными отделениями для перевозки груза, которые располагались над палубой. Благодаря прочности своих кораблей финикийцы имели возможность выходить в Атлантический океан, что на то время было не доступно многим мореплавателям Средиземноморья.

Морская стратегия финикийцев поражала своей продуманностью: они строили специальные бухты, вдоль побережья, чтоб в случае шторма корабли могли бы оставаться в безопасности. С помощью мореплавательства, древние финикийцы смогли основать свои колонии в местах, куда могли дойти их корабли.

Одним из самых известных городов, колонизированных финикийскими мореплавателями, был Карфаген, который со временем стал центром, которому подчинялись все финикийские города-колонии.Естественно, звание лучших мореплавателей в то время было тождественно званию лучших торговцев.

Чем торговали Финикийцы?

Финикийцы продавали в других странах то, чем была богата их страна: это в первую очередь ткани красного цвета (красную краску финикийцы научились добывать из моллюсков, выброшенных штормом на берег), прозрачное стекло, производимое финикийскими ремесленниками, древесину ливанских кедров, виноградное вино и оливковое масло.

Возвращались домой финикийские мореплаватели так же не с пустыми руками: в Египте они покупали зерно и листы папируса, в Испании – серебро и медь.

Также, основным товаром финикийцев были рабы, которых они покупали в других странах и продавали дома для того, чтоб они строили новые суда. Также рабы, закованные в кандалы, использовались финикийскими мореплавателями для гребли.

Иногда мореплаватели Финикии не стеснялись разбойничать: как только предоставлялся удобный случай, они захватывали чужие корабли и грабили маленькие портовые города.

Вытесненные с моря Греками

Однако в результате внутренних междоусобиц и значительного дефицита материала для строения новых кораблей, финикийцев из торгово-морского дела вытеснили греки, которые также научились строить прочные и более совершенные суда.

Но не смотря на это, финикийцам удалось совершить настоящий переворот в судостроительном деле того времени. Ими были заложены главные основы судостроения, которые использовались вплоть до 19 века, когда парусные суда начали вытеснять первые пароходы.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Верования древних египтян: особенности, формирование, каста жрецов
Следующая тема:   Древняя Палестина: Самсон, Саул, Давид, Соломон

Финикия - узкая полоса восточного побережья Средиземного моря, ограниченная на востоке Ливанского хребтом.

О финикийцах впервые рассказал Гомер. С конца II начала I тысячелетия до нашей эры финикийцы занимались морской торговлей, одновременно они основывали поселения по всему Средиземноморью (наиболее значительное из них Карфаген). Подобно всем мореплавателям древности они никогда по собственному желанию не отдалялись от берега за пределы его видимости, никогда не плавали зимой и по ночам.

Когда финикийское общество стало рабовладельческим, оно все больше стало нуждаться в притоке новых рабов, а это еще больше усиливало стремление плавать в заморские страны.

Итак, не позднее чем за 15 веков до нашей эры финикийцы начали посещать Крит. Продвигаясь оттуда на запад, они положили начало открытию Центрального бассейна Средиземного моря. От островов Эгейского моря финикийцы перешли к южным берегам Балканского полуострова, пересекли пролив Отранто и обогнули Апулию и Каламбрию. Одновременно с критянами или несколько позже открыли остров Сицилия, а затем обнаружили и в 8 веке до нашей эры колонизовали Мальту. Переправившись через Тунисский пролив, они двинулись на запад и проследили почти 2000 км береговой линии Северо-Западной Африки, открыв горную страну Атлас до Гибралтарского пролива. Выйдя к проливу, финикийцы впервые получили правильное представление о протяженности Великого моря заката (3700 км).

Одновременно с проникновением на запад финикийцы начали обследовать африканский берег и в восточном направлении. Они открыли заливы Хаммамет, Малый Сирт с островами Керкенна и Джерба и Большой Сирт.

Финикийские мореплаватели

Они открыли весь западный берег Пиренейского полуострова, заходили в устья таких рек как Гвадиана, Тежу, Дору, Миньо. Есть вероятность, что финикийцы ознакомились и с берегами Бискайского залива вплоть до полуострова Бретань.

Финикийцы строили корабли для экспедиций, которые организовывали их соседи, владевшие берегами Красного моря и Персидского залива, и поступали к ним на службу.

В 600 году до нашей эры египетский фараон Нехо приказал группе финикийских купцов отправиться в плавание вокруг Африки . Об этом плавании, спустя 150 лет, рассказал побывавший в Египте историк Геродот, причем с такими подробностями, которые он сам считал невероятными. Но именно эти подробности и подтверждают достоверность события. Так, Геродоту, не имевшему современного представления о земном шаре и солнечной системе, казалась неправдоподобной та часть рассказа, где говорилось о том, что когда финикийцы огибали с юга Африку, двигаясь при этом с востока на запад, они имели солнце с правой стороны, то есть на севере. Для нас же ясно, что именно это обстоятельство подтверждает, что финикийцы действительно пересекли экватор, плыли через воды Южного полушария и обогнули с юга Африку. Огибали они Африку в течение трех лет, что вполне правдоподобно, если учитывать, возможности судоходной техники того времени, а также то, что они останавливались на 2-3 месяца каждый год, чтобы засеять и собрать хлеб.

Около 850 года до нашей эры финикийцами был основан Карфаген - величайший торговый центр того времени. В 500 году до нашей эры Карфаген, возникнув как финикийская колония, уже сам стал искать колонии. С этой целью карфагенянами была организована большая морская экспедиция под руководством карфагенского адмирала Ганнона . Он повел флотилию, состоявшую из 60 судов, на которых находилось 30 тысяч колонистов.

По пути своего следования Ганнон основывал города и в каждом из них оставлял часть людей и кораблей.

Это путешествие карфагенян нашло отражение в “Перипле” (описании плавания) флотоводца Ганнона, из которого нам стало известно, что, пройдя через Гибралтарский пролив, они два дня следовали вдоль атлантического побережья Африки, основывая города по пути следования. Обогнули мыс Зеленый и вскоре вошли в устье реки Гамбия. Через несколько дней путешественники достигли залива, который назвали Западный Рог (вероятно, бухта Биссагос), затем - Южного Рога (теперь залив Шерборо в Сьерра-Леоне) и, наконец, высадились на побережье нынешней Либерии.

Таким образом, Ганнон добрался до Экваториальной Африки. Насколько известно, он первый из жителей Средиземноморья посетил Западную Африку и описал ее.

Результаты его выдающегося плавания были использованы лишь в минимальной степени: карфагенские торговцы прошли его путем до Керны и организовали “Золотую дорогу” (торговлю золотом) с глубинными районами Западной Африки.

Карфагенянам также приписывается открытие Азорских островов, но в литературных памятниках нет указаний на посещение ими этих островов. Зато в 1749 году швед Юхан Подолин сообщил о находке на острове Ковру клада древних монет, среди которых были и карфагенские.

Одновременно с Ганноном другой мореплаватель Карфагена - Гимилькон - совершил большое плавание вдоль западных берегов Европы и, по-видимому, достиг юго-западной оконечности Англии (островов Сцилли).

Таким образом, финикияне и карфагеняне были первыми народами древности, которые плавали в открытом море и океане без компаса. Несомненно, что их плавания должны были обогатить финикиян многими сведениями относительно физических свойств океана, но до нас не дошло ничего из области их знаний. По-видимому, они держались мнения, что Атлантический и Индийский океаны образуют одну сплошную водную поверхность.

Финикийские военные и торговые корабли. Ассирийский рельеф из дворца Синаххериба в Ниневии. VIII— VII вв. до н.э.

Опираясь на свои колонии, финикийские и карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря.

В период расцвета финикийского и карфагенского мореходства море становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и далёкими странами, находившимися за пределами Гибралтара.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали олово.

Путём обмена они получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путём из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, называемый ими «столпами Мелькарта» (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.


data-ad-slot="5810772814">

style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей дошло до нас в греческом переводе.

Это так называемое путешествие Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.

Финикия — страна мореплавателей

Хотя описание экспедиции карфагенского морехода выглядит как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей, соответствуют действительности.

Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Наряду с экспедициями на северо-запад и юго-запад финикийские города отправляли морские экспедиции и на юг, пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи.

Здесь финикийские корабли через Красное море достигали, вероятно, Индийского океана.

Об одном из подобных морских походов сообщает Библия, когда рассказывает об экспедиции в богатую золотом страну Офйр, организованной Хирамом, царём Тира, и Соломоном, царём Израиля.

Но самым грандиозным предприятием надлежит считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехао в конце VII в. до н. э.

В течение трёх лет они обогнули Африку и вернулись через «столпы Мелькарта», совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Сообщение-доклад «Путешествие финикийских мореплавателей» или «Плавание финикийцев» 5 класс

Финикийцы- это лучшие мореплаватели Древнего мира, неутомимые торговцы и исследователи. Большинство всех географических открытий, совершенных в Древнем мире, принадлежат именно финикийцам. Финикийские мореплаватели основали множество городов-колоний в Европе, Малой Азии и Северной Африке до самого Гибралтарского пролива. Хотя сама Финикия находилась именно в Малой Азии, на территории современного Ливана. Финикийцы избороздили все Средиземное море вдоль и поперек.

Я представил себя финикийским мореплавателем. Живу я тысячу лет до нашей эры, то есть три тысячи лет тому назад. Мы в плавании уже девять месяцев, добрались уже до берегов Испании. Свой родной город Тир, столицу нашей Финикии, я увижу лишь через год.

Корабль, на котором я плыву матросом, большой – равных таким кораблям не найти ни в одной стране. Он оснащен палубой, тараном на носу, построен из прочнейшего ливанского кедра. Хвост корабля вырезан из дерева в форме скорпионьего хвоста! Идем мы под парусом.

Если бы мы плыли на веслах, то до Испании не добрались бы и за год.

Нас 29 человек в команде. На корабле мы издалека привезли товар для продажи: овечью шерсть от бедуинов, посуду из меди со своей родины. Здесь нам нужно будет загрузиться оловом, которую везут из далеких холодных островов, с севера. И тогда уже вперед, в обратный путь. Дома мы продадим товар очень выгодно.

Здесь, в Испании, будет еще основана очередная новая колония моих земляков.

Финикия в I тысячелетии до н.э.
Морские путешествия финикийцев

Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг.

В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Всемирная история" Том 1.

под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.