Храм в шубине расписание. Контакты. Храм Косьмы и Дамиана в Шубине: расписание богослужений

Мой любимый храм в Москве - Космы и Дамиана около памятника Долгорукому на Тверской. Для меня это оплот разумности и адекватности, демократии и пример того, каким действительно должен быть храм и настоятель (Александр Борисов - преемник и когда-то друг Александра Меня). В прошлую Пасху на ночной службе кого мы только не видели - и мотороллеров в кожанках и с татуировками, и хиппи с дредами и фенечками, и девушек, одетых в национальные льняные платья до пят с вышитыми узорами. И все стояли до четырех утра, потому что вера - она не про внешние атрибуты, она про внутреннее.

В общем, для меня это такой маячок. Интересно, что проповеди Александра Борисова со служб аккуратно выкладывают на сайте в формате ютуб, а сейчас там появился еще один чудесный священник из Израиля - Иоанн Гуайта. Он говорит с акцентом, но в нем чувствуется энергия и заряд и очень образован, читает лекции . Я стала слушать про Символ Веры , например, и очень понравилась (надо теперь придумать, как скачать на телефон и слушать в дороге). В апреле я попала на службу, куда пришло много людей с детьми (они так и пишут в расписании: приглашаются прихожане с детьми). Гомон, щебет, и классно, что на эту литургию выкатили экран, на котором шли субтитры всей службы - что говорит священник, что поет хор. Гуайта объяснял, что хор - он как бы только направляет, а смысл в том, чтоб петь всем вместе, и народ, действительно, глядя на экран, стал петь, и это, действительно, совсем другое ощущение общности и действа.

Но кроме того, что они говорят, мне очень нравится, что они делают. Это первое место, где я увидела призывы писать заключенным, и тогда это казалось чем-то непонятным, экзотикой. Теперь уже так не кажется. На майских, открыв их сайт, обнаружила прям-таки блог-рассказ Борисова о его впечатлениях от посещения колонии ИК-18 в пос. Харп Салехардской епархии (ИК-18 – это Исправительная Колония с романтическим названием «Полярная сова»). Это так трогательно!


"За эти дни удалось исповедовать и причастить 49 осужденных к пожизненному лишению свободы, из них трое приняли Крещение в один из этих дней. Все эти люди очень разные и в отношении уровня и горячности своей веры, и в отношении усердия в чтении Св. Писания и молитвенного правила. Последнее никак не коррелирует с уровнем образованности или начитанности. Все они переживают свое обращение к христианской вере уже в условиях тюрьмы как огромное счастье в их жизни и относятся ко всему, что связано с верой и таинствами в высшей степени серьезно. Все они осознают свое преступление, как величайшую ошибку в своей жизни. Хотя нельзя не сказать, что двое из 49 человек не признают себя виновными, и считают, что они стали жертвами неправильного судебного разбирательства, когда следствию надо было на кого-то «повесить» совершенные преступления. Конечно, мне об этом судить трудно, но, безусловно, эти люди заслуживают особенной молитвы о них (Роман, Илья). Однако надо сказать, что и они стали людьми глубокой и горячей веры и также, как и все остальные, были очень рады возможности исповедоваться и причаститься Св. Христовых Таин.

Вообще на примере общения с этими осужденными видно, как вера, Св. Писание и молитва по настоящему наполняет жизнь людей, в настоящее время лишенных в сущности всего. Почти у всех у них за плечами 2-3 судимости. Совершенные убийства (а приговоры к пожизненному лишению свободы выносятся за убийство двух и более лиц), как правило, совершенно нелепые, по пьянке, в крайнем гневе и т.п. Слушая их признания, становится совершенно ясно, что в момент преступления люди превращаются в орудие сатаны и совершают поступки совершенно противоестественные для самих себя. Это, по-видимому, не относится к серийным убийцам, маньякам, где власть сатаны постоянно довлеет над их сознанием. Но с такими людьми мне встречаться пока не доводилось.

Одно из великих благословений нашего времени состоит в том, что в настоящее время нет абсолютно никаких препятствий для верующих обращаться с сочувствием и проповедью ко всем этим людям, преступившим закон, а нередко и ставшими жертвами судебной ошибки или трагического стечения обстоятельств. Не забудем, что всего лишь 25 лет назад все это было абсолютно запрещено. Общение письмами с этими людьми, книжные бандероли, небольшая поддержка посылками или небольшими денежными переводами (для зека и 500 рублей в месяц – огромная поддержка), - все это может совершенно изменить сердца и судьбу этих людей. А ведь те, которые осуждены не пожизненно (а это большинство), вернутся в свои дома, к своим родным и знакомым другими людьми, верующими, созидателями, а не разрушителями жизни. Я не знаю, как обстоит дело с осужденными в других странах, но у нас, в России практически все осужденные с радостью готовы переписываться с верующими православными христианами. Можем ли мы, верующие христиане упускать эту данную нам уникальную возможность проповеди своему народу, причем самой неблагополучной его части?! Думаю, что практически каждый из прихожан за редким исключением (многодетные матери и тяжелобольные люди) могут переписываться с одним, максимум двумя (не больше) осужденными. Обратный адрес, разумеется – адрес нашего храма .

Каменная церковь свв. Косьмы и Дамиана («на Ржищах», «что на Шубине», «за золотой решеткой», «за Гагариным двором») стояла в Столешниковом переулке с 1626 г. Раньше на ее месте был деревянный храм, который помнил еще Дмитрия Донского. Недалеко от церкви в XIV в. находился двор знатного боярина Иоакинфа Шубы, «скрепившего своей подписью духовную грамоту Дмитрия Донского», отсюда и наименование церкви - церковь свв. Косьмы и Дамиана в Шубине.

Церковь пережила пожары и разрушения, но всегда восстанавливалась - даже вопреки приказу Петра I не вести каменного строительства в Москве. Ее пощадил пожар 1812 г., хотя весь квартал, примыкавший к храму, выгорел. Тем не менее, 1812 был печальным годом для храма: в сентябре у стен церкви наполеоновские солдаты без суда и следствия расстреляли «зажигальщиков Москвы»: «безвинные жертвы смерть претерпели» перед образом Спасителя, бывшего на стене церкви.

В 1822 г. к храму присоединили еще один придел - Воскресенский: после пожара 1812 г. прихожан Воскресенской церкви на Большой Дмитровке перевели в церковь Косьмы и Дамиана. Строительство нового предела велось под наблюдением архитектора А.Ф. Элькинского (1788-1827) на средства «прихожан и благотворителей». Тогда же была переделана апсида основного храма, а колокольня приобрела классический вид. Восьмерик колокольни «был окружен тосканскими колоннами». Однако в 1857–1858 гг. колокольню снова пришлось перестраивать: ее разобрали до первого яруса и достроили заново. Во время этой перестройки на средства братьев Ивана и Александра Борисовских был построен южный придел, посвященный свв. Косьме и Дамиану. Колокольня и новый южный придел были построены в псевдовизантийском стиле, частично они сохранились до наших дней. На средства Борисовских были также отлиты 8 храмовых колоколов. В 1887–1889 гг. на средства других прихожан - купца Д.Р. Вострякова и его жены, урожденной - купол, стены храма и алтаря были расписаны масляной живописью.

В 1910–1920-хх гг. регентом храма был знаменитый композитор Павел Григорьевич Чесноков. Видимо, он отпевал 8 (21) марта 1916 г. великого русского живописца В.И. Сурикова, скончавшегося 6 марта в соседнем здании гостиницы «Дрезден».

Только революция не пощадила храм. В 1922 г. он был разорен и закрыт, в 1933 г. до нижнего яруса разобрана колокольня. Здание было приспособлено под библиотеку иностранной литературы. В 1958 г. встал вопрос о сносе церкви: в Столешниковом решено было возвести многоэтажный жилой дом. К счастью, проект не был осуществлен.

Частично здание церкви было отреставрировано в 1970-е гг. Тогда была восстановлена отделка восьмерика с главкой (такой вид она имела на фотографии 1867 г.). Однако реставрация не означала передачу храма церкви. В 1980–90 гг в ней помещалась типография Хозяйственного управления Министерства культуры СССР, и только в 1991 г. в церкви возобновлено богослужение.

Пасхальное письмо

"Перестаньте рыдать, но, радуясь вашему спасению, возгласите всем о том, что восстал Господь!" - так просто и задушевно призывает нас стихира второго дня Праздника. И действительно, разве не рыдаем мы, разве сердца наши не стеснены горем от множества житейских, личных и общественных бед, от трагедий, совершенных нами и отцами нашими в прошлом, от беспросветности будущего? - Да, всё это с нами, но перестанем рыдать. Этот мир не станет другим, но Иисус, восстав от смерти, открыл нам иной мир, мир, который потерял Адам, проявив непослушание Богу, и который люди за многие тысячелетия так и не смогли вернуть себе, несмотря на все героические попытки и духовные дерзания.

Этот мир совершенного Божественного бытия не находится где-то "за горизонтом", но вот - он в нас есть, только, пребывая в нас он был недоступен для нас. И так как этот мир, именуемый "Царствием Божьим", "в нас есть", и люди сознательно, полусознательно или бессознательно всегда ощущали его в себе, они не переставали искать совершенство, Бога и Святыню повсюду, от сияющих высот религиозных прозрений до мрачных долин социальных экспериментов.

Но "Царство Божие внутри нас есть", и его не надо искать, его надо открыть в себе - найти в железобетонной стене нашей души потаенную "зеленую дверь". Стена нашей души - наш твердокаменный эгоизм - мы каждый миг живем для себя, а дверь видна только тем, кто сумел жить для другого - ближнего и дальнего. Не он для меня, а я для него - вот капли для глаз, позволяющие увидеть таинственную дверь. Но открыть ее можно только тому, кто всю жизнь строит на этом принципе самоотвержения. И, как показал опыт истории, "человеку это невозможно". "Но Богу всё возможно" - и вот, сшедший с Небес человек Иисус Христос, не имеющий в Себе первородного греха, сделал то, что никто не смог сделать до Него - Он не только увидел дверь, не только указал на неё другим, Он и открыл ее для всех Своей смертью и Своим воскресением. Смертью - потому что зло мира пожелало убить Его и Он не стал противиться этому желанию мира (и в этом был последний акт альтруизма Иисуса). Воскресению - потому, что не имея в нем ни грана эгоизма, смерть не смогла удержать Его в своей власти. Он - восстал из мертвых. Потому и поем мы, что "Он смертью Своей попрал смерть". И как в мир этот пришел Иисус для нас, так и восстал не для Себя, а для нас. Теперь в Нём имеем мы дверь, пройдя через которую входим в иной мир - мир, в котором нет ни рыдания, ни боли, ни смерти, но только покой и радость нескончаемая. Закрытое для нас "Царство Божие внутри нас", открыто Иисусом Христом. Он дает Адаму обрести вновь себя - вернуться в утраченный образ Божий. Ведь царство - это та область, где кто-то царит. И вот, из мира, где царим мы, себе на слезы и смерть (что хочу - то и ворочу), переходим мы в мир, где царит Бог и мы царим в Нём.

Воскрес Господь, и открыта для каждого эта немыслимая возможность божественной жизни, жизни в Боге, жизни Божьей. Теперь, после воскресения Христова, ничто не лежит между этой жизнью и нами кроме нашей воли. Захотим - и будем в Боге, не захотим - и не будем. Но, дорогие друзья, давайте же захотим - ведь восстал Господь, поправ смертью смерть, и Он - всесилен!

Проф. Андрей Зубов. Пасха 2016 г.

Местечко, в котором был возведен храм Космы и Дамиана в Шубино , своим названием обязано «шубникам», мастерам в изготовлении меховых изделий.

По другой версии, в 14 веке здесь находился двор боярина Шубы, потому принадлежавшее ему место назвали «Шубиным».

История храма в Космодамиановского храма в Столешников переулке

Впервые храм бессребреников Космы и Дамиана упоминается в Софийском временнике.

Запись под 1368 годом говорит о том, что воевода Шуба основал церковь с приделом своего имени, а позднее открыл придел в честь святых бессребреников Космы и Дамиана.

1625 - следующий год, под которым в архивных документах значится храм.

На тот момент он был деревянным, поэтому случившийся здесь пожар с легкостью уничтожил святыню. На месте сгоревшей церкви возводят каменную, строительство которой затянулось на 30 лет.

Главный придел храма освятили во имя Благовещения Богородицы, однако среди местного населения закрепилось название «церковь Космы и Дамиана», возможно, по той причине, что престол в честь этих святых перенесли из сгоревшего храма в новый.

Вскоре официальная формулировка, звучавшая как «храм Благовещения в Шубине», была заменена на более привычную и понятную - «храм Космы и Дамиана» в Шубине.

К 1703 году появилась необходимость перестройки церкви, поскольку здание сильно обветшало.

Строительство шло медленными темпами из-за отсутствия средств. Чтобы сэкономить, храм покрыли деревянной крышей, которая целиком сгорела в 1773 году вместе с хозяйственными постройками.

В 1785 году в церкви был сделан ремонт, заменили иконостас, стены расписали заново.

В 1812 году, как полагают историки, храм святых бессребреников Космы и Дамиана просто не мог уцелеть в пожаре. Однако многочисленные документы говорят об обратном: святыня не только сохранилась, но и даже не была разграблена. Поэтому и религиозная жизнь здесь началась довольно скоро.

Храм Космы и Дамиана в Шубине расширяется и богатеет на глазах.

Строится северный придел, возводятся дома для служителей церкви, улучшается внутреннее убранство благодаря многочисленным пожертвованиям верующих. Храм славится своими многочисленными реликвиями, от которых в скором времени не останется и следа.

В 1922 году из церкви были изъяты материальные ценности, а в 1929 году ее закрыли.

Сначала в стенах святыни размещалась библиотека, позднее - типография.

В 50-х годах на месте церкви святых бессребреников Космы и Дамиана предполагалось построить жилой многоэтажный дом. К счастью, этого не произошло. Сюда перевезли министерскую типографию, роспись храма закрасили, благодаря чему она и сохранилась.

В 70-х годах начались восстановительные работы.

В 1991 году в храме Космы и Дамиана возобновились богослужения, при том, что в стенах здания продолжала работать типография. Станки вывезли лишь спустя 2 года.

Сегодня храм открыт для всех желающих. Он живет полной жизнью, участвует в благотворительности и, конечно же, откликается на все религиозные события и традиции, не забывая создавать традиции собственные.