Авиация россии. Как на самом деле выглядит «перехват» самолёта в воздухе? Что значит когда истребитель покачивает крыльями

Все это напоминают корейскую историю, когда СССР и США вступали в прямые конфликты

Представители Пентагона заявили, что их самолеты совершили перехват российских Су-25. Произошло это в небе над территорией, которую контролируют курдские союзники США. По словам американцев, истребители F-22 были вынуждены совершить несколько опасных маневров для того, чтоб развернуть самолеты-нарушители. Более того, якобы были даже использованы инфракрасные ловушки и дипольные отражатели. Из этого следует, что американцы всерьез полагали, что прилетевшие российские штурмовики собирались совершить бомбардировки в районах контроля Сирийских демократических сил, потому как подобные средства используются преимущественно с целью вывести из строя системы самонаведения. Этих мер оказалось достаточно, чтобы Су-25 вернулись в контролируемый Дамаском и Россией участок воздушного пространства.

Спустя некоторое время российское Министерство обороны выступило с опровержением. Инцидент был объяснен совершенно иначе. Су-25 ВКС РФ сопровождали гуманитарную колонну, двигавшуюся близ сирийского города Меядин, который находится под контролем Дамаска и располагается на западном побережье Евфрата. В какой-то момент к одному из самолетов приблизился F-22, он действительно зачем-то начал использовать инфракрасные ловушки, чем затруднял работу российским пилотам. Для предотвращения помех с высоты в десять километров к американскому самолету спустился Су-35, который за пару минут заставил F-22 улететь обратно.

После перемещения боевых действий в провинцию Дэйр-эз-Зор такие случаи происходят часто. Российские самолеты и вертолеты вторгаются в пространство за восточным берегом Евфрата и даже Ирака. Это нарушение договора о разделении зон проведения операций. Россия договорилась об этом с Коалицией, чтобы исключить такие ситуации, но она часто нарушает договоренность. Чаще всего это происходит из-за действий армии режима - авиация и даже наземные войска вторгаются в запрещенные для них районы. Это не похоже на борьбу с Исламским государством, а значит, является провокацией. Это вредит безопасности в Сирии, Ираке.

По мнению австралийца, Россия сделала это с целью продемонстрировать превосходство своих самолетов старого поколения над американскими современными комплексами. Но с задачей не удалось справиться. Также возможна ситуация, которая, как полагают США, ранее уже имела место быть. Якобы самолеты РФ несколько раз были уличены в бомбардировке контролируемых курдами городов и сел. По этой причине потребовался перехват цели.

* Движение «Исламское государство"(ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

За последнюю неделю российские истребители перехватили уже три иностранных самолета-разведчика, в частности, над Балтикой, где проходят учения НАТО. Военные эксперты рассказали «360», что такое перехват и для чего другие страны посылают воздушных шпионов к российским границам.

10 июня истребитель Су-27 перехватил два самолета ВВС США и Швеции у российской границы, над нейтральными водами Балтики. Об этом РИА «Новости» сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны. Следуя международным правилам использования воздушного пространства, пилот сопроводил воздушные суда, не допустив нарушения ими российской границы.

«Экипаж российского истребителя приблизился на безопасное расстояние к воздушным объектам и идентифицировал их как самолеты-разведчики ВВС США RC-135 и ВВС Швеции „Гольфстрим“», - сообщили в ведомстве.

С 9 по 21 июня в Балтийском море проводятся учения НАТО Baltops-2019. В морских и воздушных маневрах участвуют 8,6 тысячи военнослужащих, а также 40 кораблей и подводных лодок из 18 стран альянса и государств-партнеров. Впервые за долгое время к учениям присоединились корабли воссозданного в 2018 году Второго флота США.

А 4 июня, приводит агентство сообщение пресс-службы Шестого флота США, истребитель истребитель Су-35 трижды перехватил разведывательный самолет P-8A Poseidon в международном воздушном пространстве над Средиземным морем. Второе сближение американское военное ведомство назвало «опасным». Российский самолет на высокой скорости пролетел прямо перед P-8A, что вызвало волну турбулентности.

«Мы ожидаем, что они (российская сторона - прим. ред.) будут вести себя в рамках международных стандартов, установленных для обеспечения безопасности и предотвращения инцидентов. <…> Небезопасные перехваты повышают риск просчетов и возможность столкновения в воздухе», - сказано в заявлении.

В 2018 году самолеты ВКС сопроводили более 980 тысяч летательных аппаратов, в том числе три тысячи боевых самолетов, из которых тысяча - разведчики.

Что такое перехват

Военный эксперт Алексей Леонков объяснил «360», что в России действует эшелонированная система ПВО. Если радиолокационные станции фиксируют приближение к границам летательных аппаратов с выключенными транспондерами, то в воздух поднимают истребители. Они приближаются к «гостям» и определяют, какое это судно - гражданское или военное.

«В это время станции радиотехнической разведки определяют, работает ли в это время оборудование их самолетов. Они видят летательные аппараты с невключенными транспондерами, которые пытаются провести радиолокационную разведку нашей территории», - добавил Леонков.

Затем российский истребитель сопровождает «гостя», специальными знаками и маневрами, показывая, что чужой самолет идет на нарушение границ, приближаясь к ним слишком близко. Выходит на общую связь, и, если летчик не реагирует на призывы покинуть воздушное пространство, пилоты Су демонстрируют вооружение - ракеты класса «воздух - воздух».

«Если экипаж разумный, то самолет удаляется ни с чем, без данных разведки. Если происходит дальнейшее нарушение, иностранные пилоты не реагируют на команды, идут прежним курсом вглубь территории страны, то начинаются маневрирование, предупредительный огонь по курсу самолета. Если самолет все равно не реагирует, то либо его принуждают к посадке, либо, если это невозможно, принимается решение сбить нарушителя воздушных границ», - рассказал эксперт.

Международное пространство

В международном воздушном пространстве или над нейтральными водами суда перехватывают самолеты-разведчики, способные при помощи станций бокового обзора заглянуть на 300-400 километров вглубь России и узнать как можно больше о противооборонных средствах и работе радиотехнических средств. Чтобы помешать сбору данных, в воздух и поднимают истребители, которые играют на нервах у иностранных пилотов и вынуждают прекратить разведку.

«Если бы такое совершали наши самолеты, американцы бы действовали так же. Они, например, сопровождают наши самолеты стратегической авиации на Дальнем Востоке. Или когда наши суда летят в Калининград», - добавил Леонков.

Во времена холодной войны, добавил собеседник, американцы часто «нарушали наш покой», высылая к границам не только самолеты-разведчики, но и стратегические бомбардировщики с ядерными боеголовками. В наши дни, отметил эксперт, событие стало не то чтобы рядовым, но регулярным. Особенно там, где проводятся военные действия или учения.

Политическая плоскость

Военный эксперт Сергей Хатылев пояснил, что правила полета в международном воздушном пространстве разъясняют, над какими водами и на какой высоте можно летать, на какое расстояние можно приближаться, какими знаками нужно пользоваться и так далее. Все эти правила прописаны в международных, государственных документах, а также документах Минобороны и военных ведомств. Российские летчики всегда неукоснительно выполняют эти требования.

«И все эти жалобы США и стран Европы, что наши летчики слишком близко пролетают, мешают выполнять задачи, - элементарное неуважение, хамство и недовольство. Раньше они летали и никто их так жестко не контролировал, а сейчас контролируют - и они идут на преднамеренные провокации», - заявил Хатылев.

В частности, 10 июня американские военные на два часа включили «глушилку» на летавшем над Балтикой самолете, пытаясь помешать работе средств связи в Калининграде. В том числе тех, что обеспечивают полеты авиации. Все случаи перехватов всегда расследуются как военными ведомствами стран, чьи суда участвовали в событии, так и международными организациями. А громкие заявления об «опасных» перехватах делают для нагнетания обстановки.

«В основном это делается в политической плоскости. Как правило, заявления не имеют отношения ни к военным, ни к использованию воздушного пространства. А просто амбиции: „Вы быстро летаете, вы близко летаете“», - заключил Хатылев.

Повторяемые на все лады домыслы о «советской угрозе» необходимы милитаристским кругам западных стран для подкрепления и прикрытия своих планов гонки вооружений и материальной подготовки к войне. Одним из мероприятий Пентагона и его партнеров по в этом направлении явилось создание широко разветвлённой , в состав которой в качестве активных средств входят боевые самолёты.

Задачи, возлагаемые на авиацию ПВО, в иностранной военной печати формулируются следующим образом:

  • уничтожение одиночных или групп самолётов противника, вторгшихся в воздушное пространство стран НАТО;
  • прикрытие с воздуха «мёртвых» зон, которые не защищены зенитными средствами или образовались в результате уничтожения противником некоторых позиций ЗУР;
  • защита с воздуха отдельных направлений или районов своей территории.
Свои задачи экипажи боевых самолётов ПВО решают путём перехвата воздушных целей, под которым иностранные военные специалисты понимают выход самолёта на заданную или обнаруженную экипажем цель для её опознавания и уничтожения (в случае необходимости).

Боевые самолёты ПВО

Боевые самолёты ПВО в иностранной печати, как правило, называют истребителями-перехватчиками или просто перехватчиками. В ряде ВВС европейских стран НАТО для выполнения задач ПВО привлекаются обычные истребители, оснащённые соответствующим оружием, или некоторые модернизированные многоцелевые тактические истребители. Их иногда именуют истребителями ПВО. Они действуют, как правило, в простых метеорологических условиях.

Истребителями-перехватчиками за рубежом считаются самолёты F-106 «Дельта Дарт» (рис. 1), F-101 «Вуду», F-102 «Дельта Даггер» (), F.3 и F.6 (). К истребителям, которые привлекаются для перехвата воздушных целей и для этого вооружаются соответствующим оружием, относятся: F-5A ( , ), F-101G ( , ). Примерами многолецевых тактических истребителей, которые были модернизированы для целей ПВО, являются самолёты -С (), F-4E 2 (США). На них устанавливаются или двигатели большей мощности, или стартовые ускорители, или специальные системы, позволяющие автоматически выходить на цель и вести стрельбу из оружия.

Рис. 1. Звено истребителей-перехватчиков F-106 в полёте

Отличие истребителя-перехватчика от истребителя, как считали раньше зарубежные военные специалисты, состояло в следующем. Первый не обязательно должен был обладать высокими манёвренными характеристиками. В основном ему отводилась роль носителя ракет класса «воздух-воздух». От него требовалось действовать в любых метеорологических условиях, днём и ночью, выходить на цель без сложных манёвров и поражать её главные образом на догоне на возможно больших дальностях от прикрываемого объекта или территории.

Истребитель же обычно уничтожает цель в ближнем воздушном бою на сравнительно небольшом расстоянии от прикрываемого объекта или группы самолётов.

Однако опыт войн во Вьетнаме, а также на показал, что воздушные бои, начинавшиеся с пусков ракет с дальних дистанций, нередко перерастали в ближние манёвренные. Многие управляемые ракеты не достигали цели из-за ограничений по перегрузке и широкого применения всевозможных средств РПД. Поэтому в дальнейшем у самолётов, используемых в качестве истребителей-перехватчиков, улучшались манёвренные характеристики, бортовая аппаратура и оружие.

В объединённой системе ПВО НАТО в Европе руководством наведения самолётов на цели занимаются центры управления и оповещения.

По сообщениям иностранной печати, для расширения возможностей управления авиацией, в том числе и наведения, в США разрабатывается . Самолёты, оборудованные этой системой, способны обнаруживать воздушные цели задолго до момента регистрации их . Экипаж самолёта, опознав цель, может вызвать истребители-перехватчики и навести их на неё.

Выполнение перехвата

Вылет на перехват осуществляется из положения «дежурство на аэродроме (авианосце)» или «дежурство в воздухе». Может также применяться самостоятельный поиск противника в воздухе.

Перехват из положения «дежурство на аэродроме» считается наиболее оптимальным в расходовании сил и средств. Его рекомендуется применять тогда, когда истребители успевают взлететь, сблизиться с целью и уничтожить её на подступах к прикрываемым войскам или объектам (на заданных рубежах перехвата) ещё до применения воздушным противником средств поражения.

В зарубежной печати сообщалось, что часть экипажей истребителей-передатчиков стран НАТО несет круглосуточное дежурство на аэродромах. Они могут находиться в 5- или 15 минутной готовности к вылету (для дежурных экипажей истребителей-перехватчиков Великобритании установлена 5- и 10-минутная готовность).

Перехват из положения «дежурство в воздухе» заключается в том, что при появлении воздушного противника истребители из зон дежурства направляются ему навстречу и атакуют его.

Дежурство в воздухе организуется в случае, если истребители не успевают перехватить противника на заданном рубеже из положения «дежурство на аэродроме» или по каким-либо причинам невозможно получить своевременную информацию о нем.

Самостоятельный поиск противника экипажи ведут с помощью бортовых радиолокационных средств и визуально. Поиск обычно организуется в тех районах и на тех высотах воздушного пространства, которые не просматриваются наземными РЛС. Для ориентировки экипажам может даваться по радио общая информация о воздушной обстановке: вероятное местонахождение противника, характер его действий, количество целей и т. п.

Во время перехвата центры управления наводят истребитель на цель до момента обнаружения или захвата её бортовой РЛС. После этого экипаж истребителя атакует цель самостоятельно, занимая соответствующую позицию и соблюдая дальность пуска УР или ведения огня из пушек.

Начало атаки зависит от дальности обнаружения и захвата цели бортовой РЛС (в настоящее время она колеблется в пределах 40 - 90 км), а рубеж пуска ракет выбирается исходя из их дальностей стрельбы (для УР максимальная дальность равна 15 км, а для - 25 км).

По мнению иностранных специалистов, самолёт противника может быть атакован: с хвоста, спереди, с траверса или на встречно-пересекающихся курсах. Выбор направления атаки зависит от многих факторов, и прежде всего от положения цели относительно перехватчика в момент встречи, а также от оружия, установленного на нём.

В зарубежной печати приводился следующий пример выполнения тренировочного задания экипажем самолёта F-106 по перехвату воздушной цели, летящей на большой высоте на дозвуковой скорости (рис. 2)


Рис. 2. Схема перехвата (на встречном курсе) воздушной цели, летящей на большой высоте (1 и 2 - лучи бортовой РЛС при обзоре и захвате цели, пояснение других обозначений дается в тексте)

Обнаружив и опознав воздушного «противника» (рис. 2, а), центр управления передал команды на взлёт истребителей (рис. 2, б). Взлёт самолёта, вооруженного двумя УР «Фалкон» AIM-4F, проходил на форсажном режиме. На скорости 350 км/ч перехватчик оторвался от ВПП. Форсаж был выключен при скорости 460 км/ч. Затем, достигнув скорости 750 км/ч, самолёт начал быстро набирать высоту (рис. 2, в), увеличивая скорость до 950 км/ч. После этого он перешел в горизонтальный полёт. Летчик установил радиосвязь с центром управления (рис. 2, г). Далее команды на самолёт поступали по телеметрической линии. На бортовом индикаторе все время высвечивались данные (курс, воздушная скорость, высота), которыми летчик руководствовался для вывода самолёта на «противника» (цель). Одновременно с этим летчик получал информацию о нём (курс, скорость, высоту, а также дальность до него и азимут).

На картографическом индикаторе пилот видел положение своего самолёта относительно цели и определял метод перехвата. Когда отметка цели находилась на соответствующей высоте и дальности, летчик снял предохранитель системы управления оружием, выбрал соответствующий сектор обзора РЛС и направил антенну на воздушного «противника» (рис. 2.д), который летел на встречном курсе на высоте 12000 м (расстояние до него было 50 км). Атака велась методом «Снэп-ап», предусматривающим быстрое сближение с «противником» с последующей атакой его снизу на встречном курсе. Для этого летчик включил форсаж, и самолёт быстро перешел на сверхзвуковую скорость. Когда цель находилась в 5° левее осевой линии самолёта, бортовая РЛС захватила её (рис. 2, е). После этого пилот связался с центром управления и начал самостоятельно выполнять заключительную стадию атаки (управление самолётом может осуществляться автоматически или вручную). Выбрав на экране индикатора РЛС масштаб дальности «26 км», летчик наблюдал за отметкой цели.

На расстоянии от «противника» примерно 22 км (его превышение над атакующим самолётом в иностранной печати не сообщалось) начался выход перехватчика на рубеж пуска ракет. Направление на цель выдерживалось совмещением командного индекса с центральной маркой индикатора. Самолёт был переведён в резкий набор высоты. Внешнее кольцо дальности на экране индикатора начало сужаться, и, когда оно достигло размеров кольца дальности пуска, ракета автоматически сошла с направляющих (рис. 2, ж). На индикаторе появился сигнал, извещающий, что ракета стартовала. Затем самолёт выполнил маневр для выхода из атаки (рис. 2, з). Возвращение истребителя-перехватчика на авиабазу происходило также по командам с центра управления.

Если воздушный «противник» во время атаки ставил помехи, то летчик включал бортовую РЛС в режиме сопровождения по помехе и станция повторно захватывала цель. В этом случае автоматически производился пуск другой ракеты.

Примерно такая же схема перехвата высотных целей, как отмечается в иностранной печати, присуща и для других типов истребителей-перехватчиков. Характерным для них является взлет на форсажном режиме, стремительное сближение с целью и быстрая атака.

По признанию американских летчиков, атака воздушных целей методом «Снэп-ап» является наиболее сложной и её отработке уделяется большое внимание.

Для отражения массированного налёта противника, как сообщалось в иностранной печати, истребители ПВО предполагается вводить в бой тремя эшелонами: первый - из зон дежурства в воздухе (за тыловой границей зон поражения огнем ЗУР первой полосы); второй - с аэродромов из пятиминутной готовности (в 100-120 км от линии фронта); третий - из 15 минутной готовности. При этом наведение группы на воздушную цель будет осуществляться по ведущему.

Боевая подготовка

Командование НАТО уделяет большое внимание повышению боеготовности экипажей истребителей-перехватчиков. С этой целью проводятся регулярные проверки авиационных частей и подразделений ПВО, организуются соревнования и учения.

Для повседневной тренировки истребители-перехватчики F-106, например, используют полигон на авиабазе Тиндалл (штат Флорида). Каждая эскадрилья этих самолётов ежегодно в течение недели ведет там воздушные стрельбы. Кроме того, ежедневно экипажи самолётов проводят учебно-тренировочные перехваты целей, летящих на больших и малых высотах с применением средств РПД.

Командование НАТО, помимо индивидуальных тренировок летчиков, организует ежегодные учения, во время которых решаются задачи противовоздушной обороны войск и объектов силами истребительной авиации. Например, в 1974 году такими учениями были «Крэк форс» и .

О том, что означает «перехват» самолёта в воздухе и с какой целью он проводится, АиФ.ru рассказал бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полётов Александр Романов:

— Каждое государство имеет на своей территории специальные аэродромы, на которых круглосуточно дежурят истребители-перехватчики. Как правило, экипаж находится прямо в кабине, чтобы моментально завести двигатель и взлететь в небо. Боевая готовность — пять минут.

Обнаружив и опознав цель, истребитель сближается с ней. Перехватчик подлетает к нарушителю с правой стороны и обращает на себя внимание покачиванием крыльев (также этот манёвр трактуется лётчиками как приветствие). По всем каналам связи с ним ведутся переговоры, дабы выяснить причину его появления в чужом воздушном пространстве или на границе с ним. Это может быть преднамеренное действие (сбор разведданных, провокация), или борт мог просто сбиться с курса, потеряв пространственное положение.

В любом случае задача ВВС в том, чтобы остановить нарушителя. Есть такой международный лётный язык: если истребитель-перехватчик резко пересекает курс другому самолёту и уходит, допустим, влево, это означает, что его пилоты должны следовать за ним.

То есть практически есть возможность заставить самолёт сесть на нужный аэродром, чтобы выяснить, есть ли у воздушного судна разрешение на полёт в данном месте. Также истребитель может «вынырнуть» снизу вверх, показывая, что дорога дальше запрещена. Подобных сигналов много, порядка 25, и все они известны каждому лётчику.

В этом и заключается суть «перехвата» самолёта в воздухе. Ни о каком уничтожении «противника» в воздухе речь не идёт. Истребитель-перехватчик просто вынуждает борт-нарушитель скорректировать курс (покинуть охраняемое воздушное пространство при сопровождении) или сесть на землю для дальнейшего выяснения обстоятельств инцидента при нарушении воздушных границ.

— Что происходит, если нарушитель не реагирует?

— В случае если обнаруженный самолёт продолжает лететь в опасную или запретную зону, игнорируя требования ВВС, то военные могут открыть предупредительный огонь трассирующими снарядами перед кабиной пилота. Если и здесь не будет никакой реакции, то они могут стрелять на поражение.

Как правило, если нарушителем является гражданский борт, то для его «перехвата» достаточно одного истребителя, если же речь идёт о военных самолётах, то в небо поднимается несколько военных истребителей-перехватчиков.

Сегодня много военных самолётов и самолётов-разведчиков летает в нейтральных зонах и над территорией водных пространств. К сожалению, всё это часть огромной стратегической (вернее, политической) игры. К сожалению, даже были случаи, когда непрошенные гости мешали полёту гражданских судов, и тем приходилось экстренно менять свой курс, что приводило к травмированию пассажиров.

Ту-95 это не просто самолёт, это визитная карточка нашей дальней стратегической авиации. Наверно это единственный в России самолёт, который преодолел полувековой рубеж и до сих пор остается в строю. На написание этого поста меня подтолкнул мой ночной сон:), в котором был Ту-95. После того как проснулся сразу же зашёл в интернет, искать фотографии этого самолёта. Которые я и скидываю ниже, это не просто фото самолёта, а фотографии Ту-95 с сопровождением, не с простым, а с иностранным:).


Ту-95 — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны.

2. Возможно Фареро-Исландский рубеж, примерно 1960-1970 года. Разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ 392-го ОДРАП авиации Краснознаменного Северного флота, А/Б Кипелово, Вологда и Lightning F.6 XP 753 Британских Королевских ВВС, 23 эскадрилья, авиабаза Лейчерс, Шотландия. Этот самолёт состоял на вооружении с 1965, по 1988 год. Кстати, 392-й полк, в частности, известен первым вскрытием CVN 70 "Карл Винсон" . За информацию и поправки к этому посту большое спасибо ilya_kramnik

Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

3. Палубный истребитель Vought F-8 Crusader и герой поста Ту-95.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе

4.Год не нашёл. Ту-95 и Grumman A-6 Intruder, помогаем с годом!

Существует множество модификаций этого самолёта, из них выделю только одну - Ту-142 - противолодочный самолёт.

5. 1980 год. F-4E и Ту-95

Освоение и эксплуатация самолёта сопровождалась значительными трудностями. Кабина была плохо приспособлена к длительным полётам. Неудобные сидения и туалет — переносной бачок со стульчаком, сухость и загрязнённость воздуха масляной пылью — все это приводило к преждевременной усталости экипажей. В модификации Ту-95МС часть недостатков была исправлена.

5. 1982 год. Кстати, на фото не Ту-95, а Ту-16 в сопровождении с палубным штурмовиком Grumman A-6 Intruder.

Особенные проблемы возникали при эксплуатация самолета в зимнее время. В маслосистему двигателей НК-12 заливается смесь из минеральных масел (МС-20 и МК-8), которая при температуре ниже 0 градусов загустевает так, что винты невозможно провернуть. Поэтому перед каждым вылетом все двигатели прогревались наземными моторными подогревателями (тепловыми пушками). При их отсутствии (например, на оперативном аэродроме) моторы укрывались теплоизолирующими чехлами и запускались каждые несколько часов — для прогрева. Значительная часть авиатоплива, таким образом, тратилась «впустую». В конце 1980-х годов промышленность стала выпускать специальное моторное масло — МН-7,5У, допускающее запуск двигателей НК-12 при морозах до −25 градусов. Сегодня производство этого масла практически свёрнуто. На части доработанных Ту-95МС в форкиле установлена вспомогательная силовая установка, позволяющая отбирать воздух на предполётный обогрев двигателей.

6. 1982 год. F-4S и Ту-142

Замена двигателя НК-12 чрезвычайно трудоёмка по сравнению с другими типами авиационной техники, имеет массу особенностей, требует определённой квалификации персонала и специальных навыков.

На самолёте до сих пор отсутствует система катапультирования экипажа, что серьёзно затрудняет покидание падающего самолёта в случае аварии.

7. Ту-95РЦ и F-106

После распада СССР полки из Казахстана удалось перегнать в Россию. В 1998 году Украина приступила к уничтожению доставшихся ей в наследство стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства, но после переговоров Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 (и партию крылатых ракет) взамен на списание части долга по закупкам газа. Три самолёта Ту-95МС, один из которых сейчас исполняет роль музейного экспоната, оставлены на Украине, все остальные — утилизированы.

8.F/A-18 ВМС Канады и Ту-95.

На 2011 год боеспособно только 32 Ту-95МС. Несколько десятков пройдут модернизацию до версии Ту95МСМ с 2013 года, они будут способны нести ракеты Х-101, и прослужат до 2020—2025 года.

9. Ту-95РЦ и F-14

В период с 22 апреля по 3 мая 2007 года два российских самолёта Ту-95МС стали участниками инцидента, произошедшего в ходе учений британской армии «Воин Нептуна», проводившихся в заливе Клайд Северного моря близ Гебридских островов. Российские самолёты появились в районе учений (проводившихся в нейтральных водах), после чего с авиабазы Люашар в шотландском районе Файф были подняты два британских истребителя. Истребители сопровождали российские самолёты, пока те не покинули район учений. По словам представителя британских ВВС, это был первый такой случай со времён завершения холодной войны.

10. 06.03.1986. Ту-142М сопровождает патрульный самолёт ВМС США P-3C.

В августе 2007 года Ту-95МС в рамках учений пролетали вблизи базы ВМС США на острове Гуам в Тихом океане, в июле — в непосредственной близости от воздушной границы Великобритании над Северным морем, а 6 сентября британским истребителям пришлось встречать сразу восемь российских бомбардировщиков

11. F-14A или F-14D стратегический бомбардировщик Ту-95.

В ночь с 9 на 10 февраля 2008 четыре Ту-95 взлетели с авиабазы «Украинка». Два из них подлетели вплотную к воздушной границе Японии и один из них, по заявлениям японской стороны, выдвинувшей позднее ноту протеста, на три минуты нарушил границу. Вторая пара самолётов направилась в сторону авианосца «Нимиц». Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км на перехват были подняты четыре F/A-18. На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты перехватили Ту-95, но несмотря на это, один из «медведей» дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров.

12. F-14 Tomcat и Ту-142.

Подобные случаи в международных водах стали довольно часто происходить после возобновления в августе 2007 регулярных вылетов стратегической авиации на воздушное патрулирование. В прессе обычно освещается каждый такой случай, а в странах НАТО подобные инциденты считают «провокациями в духе холодной войны».

13.

Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что если Ту-95 всё ещё летают, то они «находятся в хорошем рабочем состоянии», сказав, что «Я не думаю, что мы считаем это особенной угрозой, но мы за этим следим, внимательно наблюдаем и я уверен, что в Пентагоне за этим тоже следят.».

14.

В 2013 году начнется модернизация Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. Замене подвергнется радиоэлектронное оборудование, в то время как планер и двигатели доработкам подвергаться не будут. На бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС. Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные — списать. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года.

15. Снова поможем с определением! В иностранных самолётах я ничего не соображаю. Сумею узнать только такие известные самолёты, как Валькирия, Ф-117, Б-2 и конечно же Блэкбирд.

16. 09.01.2008. Ту-95 в сопровождении F/A-18 пролетает над авианосцем «Нимиц».

На фото ниже: 29 ноября 2007 года американские истребители F-22 Raptor впервые осуществили условный перехват российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Российские стретеги были обнаружены на большом расстоянии радарами США на Аляске. Один из «медведей», оказавшийся в небольшом удалении от воздушного пространства Аляски около Алеутских островов, был перехвачен и сопровождался в течение нескольких минут двумя истребителями «Рэптор» 3-го тактического авиакрыла. Предположительно, «нарушителем» в День благодарения был именной бомбардировщик Ту-95МС «Благовещенск», приписанный к 326-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (Украинка, Амурская область). Самолеты двух авиаполков этой дивизии периодически перебрасываются на северные аэродромы «подскока» Анадырь и Тикси для полетов, как говорят летчики, «за угол».

17. 29.11.2007. Близ Алеутских островов. F-22A 3-го авиакрыла ВВС США, авиабаза Элмендорф, Аляска, и Ту-95МС 326-й ТБАД, А/Б Украинка, Амурская область.