Большая ступа в санчи, древнейшая буддийская постройка индии. Архитектурный анализ ступы в санчи Ступа в г санчи индия

Несмотря на то, что Санчи сама по себе достаточно небольшая деревенька, она невероятна важна не только для Индии, но и для общемировой истории, а все дело в том, что здесь собралось большое количество памятников раннебуддийской архитектуры, одним из которых является выдающаяся Ступа (Sanchi Stupa), которая была возведена еще в III веке до н.э. Считается, что именно она стала прообразом для всех последующих ступ.

Ступы, как правило, выполняют роль памятных монументов, которые возводятся для того, чтобы обозначить ту или иную важную дату для буддизма.

Как можно посетить?

Вы, конечно, можете добраться до этого колоритного места самостоятельно, однако из-за его особенности, лучшим решением будет воспользоваться услугами опытного гида и добраться сюда в составе экскурсионной группы. Тем более, что вам в этом случае удастся услышать множество интересных и таинственных историй.

Учтите то, что вам придется путешествовать через заросли джунглей в привычную для Индии погоду, жаркую и влажную. Так что стоит выбрать для этого путешествия удобную легкую одежду и позаботиться о головном уборе.

Интересные факты

  • Осмотрев рельефы, которые декорируют стены этой ступы, вы сможете обнаружить не только древних жителей Индии, но и греков, а все потому, что Ашока Великий, по приказу которого была возведена эта ступа, имел дипломатические отношения с Грецией того времени.
  • На протяжении очень долгого времени эта ступа, как и большинство иных буддийских памятников, была забыта. Её заново открыли англичане только в 1818 году.
  • Изначально эта ступа была цельной и монолитной постройкой, внутрь которой нельзя было зайти.
  • Здесь вы сможете увидеть множество восхитительных скульптур и монументов, которые изображают легендарных существ, богов и простых людей того времени.
  • Считается, что в каждой из ступ, возведенных Великим Ашокой, при строительстве были размещены священные реликвии Будды, которые принадлежали ему при жизни.

Как добраться?

Самым удобным способом добраться до этой достопримечательности станет арендованный на время автомобиль или вызванное такси.
Сюда достаточно часто ходят разнообразные экскурсионные туры, так что вы вполне можете воспользоваться услугами гида и, вместе с остальными экскурсантами, послушать множество интересных историй об этом древнем и загадочном месте.

Адрес: Санчи, Индия

Санчи - деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились сохранился целый комплекс строений и, по крайней мере, три ступы. Наибольшая среди них - Ступа I, или Большая ступа, перестраивалась несколько раз, и сохранившаяся часть датируется примерно I веком до н. э. При императоре Ашоке, буддизм в был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. Индо-персидские мотивы времени Ашоки вступили во взаимодействие с другими, и на протяжении следующего века они оформились в широко разработанную изобразительную систему, теперь уже в индийском стиле. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ, одним из трех главных типов буддийской архитектуры. В отличие от других двух - жилые помещения (вихара) и молитвенного зала (чайтья), - в которые можно было войти внутрь, ступа была цельной монолитной постройкой.

Большая Ступа в Санчи расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал. Ступа в Санчи была воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II веке до нашей эры на том месте, откуда, по преданию, его сын отправился на остров Ланку (ныне Шри Ланка) для распространения там буддизма. Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились. Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в, форме балкончика - она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба. Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой-ведикой (символ охраны святыни - древа Бодхи), лишенной всяких украшений. Во второй половине I века до нашей эры были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная уже в 1 в. до н.э. по типу старинных деревянных сельских оград, также имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные. Они создавались с промежутками около десятилетия.

Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. В целом скульптурное оформление ворот можно подразделить на три основные группы.

Первая - скульптура, являющаяся частью конструкции ворот. Это так называемые слоновые капители и рядом с ними - консоли в виде женских фигур. Капители, которые соединены с балками и квадратными колоннами внизу, окружены четырьмя полуфигурами слонов с восседающими на них фигурками мужчин и женщин. Эти прекрасные скульптурные группы, так называемые слоновые капители, создают переход от нижней к верхней части ворот и ко всей остальной, более мелкой скульптуре. Композиционное значение слоновых капителей в архитектонике тораны усилено крупными фигурами врикшак, занимающими на северных и восточных воротах наружный прямой угол между столбами.

Вторая - круглая скульптура, венчающая ворота: символические фигуры, а также фигуры львов, всадников. Ворота увенчаны символическим изображением «трех сокровищ» (триратна): лотос (Будда) увенчивает колесо (дхарма, буддийское учение), опирающееся на четырехступенчатую пирамиду (буддийская община). По бокам Колеса Будды стоят Стражи стран света в виде мужских фигур с опахалами на плече и буддийские символы на лотосе. Здесь же фигурки якщей - низших божеств, олицетворяющих силы природы, - и крылатых львов. Все они завершают убранство ворот как декоративного целого.

Квадратная нижняя часть ворот представляет собой колонны, обильно покрытые резьбой, - сюжеты из джатак, фигуры воинов и элементы современной светской архитектуры.
Третья - более крупные рельефы, хорошо видные с земли, расположенные на столбах и в местах пересечения столбов и архитравов, а также миниатюрные рельефы, сплошной массой покрывающие балки архитравов. Эти многочисленные изображения повествуют о прежних воплощений Будды в виде змеи, птицы, животного и человека, постоянно жертвующих собой для других, представляют сцены почитания буддийских святынь - ступ, дерева Бодхи, колеса дхармы и являют картину буддийского мира - людей, животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Этот мир населен также персонажами добуддийских верований - якшами, превращенными в ревностных почитателей буддизма. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках. Сюда относятся фигуры львов, восседающих на волютах, и всадники, помещенные в тесных пространствах между вертикальными перемычками, соединяющими горизонтальные балки. На столбах вверху в более высоком рельефе изображены фантастические животные: слева - пара крылатых лошадей, а справа - крылатая антилопа.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Тораны святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Тораны в Санчи можно назвать буддийскими лишь формально, поскольку они связаны с объектом буддийского культа, ступой, а сюжеты рельефов описывают события из жизни Будды. Но встречаются изображения низших божеств и добуддийского происхождения, широко распространенных в древнейших народных верованиях.

Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 г. Сто лет спустя здесь открылся музей, а в 1989 г. местные достопримечательности были занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Индии множество туристических объектов разной направленности – природных, культурных, религиозных, исторических, эстетических. По ней можно путешествовать месяцами, и не переставать удивляться все новым и новым достопримечательностям.

В деревне Санчи, находится один из объектов, который индийцы считают сочетающим в себе все – древнейшая в Индии ступа с останками Будды. Мы решили проверить, так ли это, и отправились в Санчи втроем – я, муж и сестра мужа.

Почему же нужно посетить Санчи?

  1. Потому что это красиво. Гармоничное плавное сооружение на холме высотой около 100 метров, а вокруг – зеленые леса и поля. И, самое главное, – прекрасные скульптуры, украшающие ворота (первое фото поста).

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что это духовно. Внутри ступы хранятся останки Будды. Даже если вы в это не верите – зато верят тысячи паломников, которые приходят сюда с молитвами и добрыми мыслями, создавая «намоленность» места.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что пропитано историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Да хотя бы даже просто в копилку путешественника — как самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до 12 в. Кстати, занесенное в ЮНЕСКО.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Немного из истории периода возникновения ступы Санчи.

Первые ступы появились в Индии еще до Будды. Сначала они представляли собой просто надгробные холмы, и постепенно превратились в строения, внутри которых помещались останки. Согласно преданию, Будда сам попросил учеников поместить его останки в ступу. После его смерти разразился спор – где должна быть воздвигнута такая ступа. Правители, родственники, ученики Будды – все хотели получить его останки. В итоге брахман Дона предложил вариант, устроивший всех. Останки поделили на 8 частей и поместили в 8 ступ по всей Индии, в 9ю поместили пепел от погребального костра, а сам Дона попросил за свои труды сосуд, в котором был кремирован Будда, и на его основе также создал свою ступу. Через 200 лет после смерти Будды, в 3-ем столетии до нашей эры, император Ашока приказал перераспределить останки по множеству ступ. Древнейшая из известных сохранившихся ступ Ашоки – как раз наша ступа Санчи

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Для интересующихся, подробнее о ступах: http://stupaman.org/asia-india.shtm Даже не знала, что есть поклонники ступ, создавшие о них целый сайт:)

Перед поездкой в Санчи я почитала об истории Индии соответствующего периода, и император Ашока произвел на меня неизгладимое впечатления. Поэтому уделю и ему полстранички.

Принц Ашока родился в гареме Биндусары, правителя индийской империи Маурьев. Мальчик имел низкий статус – его мать была бедной, а в гареме было множество сыновей от более знатных жен. Но ум, храбрость, энергия и талант к управлению в итоге сделали Ашоку наследником отца. Первым делом он занялся расширением империи. Убив сотни тысяч людей при завоевании Калинги (современная Орисса), в какой-то момент Ашока ужаснулся от содеянного. Чувствуя, что идет по нехорошему пути, он стал глубже обращаться в буддизм, который изучал с молодости в числе других религий и наук. Буддизм переменил жизнь молодого императора и жизнь всей империи.

Ашока решил править справедливо и всеми силами делать окружающий мир счастливее. Много внимания уделял строительству дорог, бесплатных гостиниц, иригационных систем, колодцев. Ашока навел порядок в медицине, организовал поставку медикаментов и открыл ветеринарные клиники. Принудительные работы, бесцельное выжигание лесов и бессмысленное истребление животных были запрещены. Также император создал институт правозащитников и внедрил инспекцию тюрем. Им был даже составлен список защищаемых животных: попугаи, дикие утки, летучие мыши, черепахи, рыбы, белки, лани, дикие и домашние голуби и все четвероногие твари, не годные для еды; кормящие козы, овцы и свиньи; детёныши, не достигшие шести месяцев. Сам Ашока забыл свое увлечение молодости – охоту, и предпочитал паломничество к святым местам, размышления ипутешествия по своей державе с целью инспектирования и контроля. Наибольшее внимание Ашока уделял исправлению нравов. Это было его конечной целью. Император Ашока сделал для распространения буддизма столько, сколько не сделал ни один правитель на земле.

Император призывал уважать любую религию и продвигал буддизм мягко. Не только в Индии, но и за ее пределами. Лишь в последние годы правления Ашоки случился перекос: он занялся более жестким внедрением буддизма, гонением представителей других религий и пожертвованием на буддизм колоссальных сокровищ из царской казны. В итоге он был практически отстранен от правления.

В лучшие годы Ашока возвел множество буддийских сооружений: ступ, храмов, монастырей и так называемых колонн Ашоки. Это колонны с выгравированным на них посланием людям – эдикты Ашоки. Они устанавливались по всей стране. Рядом обычно находился буддист, разъясняющий смысл текста людям. Это наиболее ранний сохранившийся в Индии памятник письменности и первое достоверное свидетельство существования буддизма.

…Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через каждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме…

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи.

Ашока возвел знаменитую ступу в 45-ти километрах от города Бхопала, столицы штата Мадхья-Прадеш, рядом с деревней Санчи. В ступе находились останки Будды, а рядом — монастырь и колонну с одним из наставлений императора.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

То, что мы видим сегодня, разительно отличается от первого варианта Ашоки. Его ступа была из кирпича и значительно меньше. Сейчас то древнее тоже есть, оно находится внутри. Увидеть нельзя, но, главное, знать, что оно там.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Позднее, во 2-1-м в. до н.э., ступа была увеличена и украшена. Было достроено ограждение, образующее между ступой и внешним миром дорожку для паломников. Появились четверо ворот, символизирующих 4 стороны света. Вокруг разместились новые ступы и монастыри.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

В 4-м веке, при правлении династии Гупта, вокруг ступы появились новые монастыри, храмы, колонны. До 12-го века святилище поддерживалось и реставрировалось, а с 14-го века оказалось абсолютно заброшенным. Брахманы, не любившие ни буддизм, запрещавший жертвоприношения, ни самого Ашоку, выпихнувшего их с главенствующих ролей, сделали все, чтобы его имя было забыто историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Во времена правления мусульман, памятники буддизма и индуизма активно уничтожались, изображения животных стирались. Но святилище смогло дожить до наших дней, хоть и пришло в упадок. Саму ступу пришлось серьезно реставрировать. Вокруг осталось больше каменных обломков, нежели строений. Давно уже исчез первый деревянный монастырь, в котором проводила время жена Ашоки, Деви. Именно сюда приезжал перед началом большого путешествия с целью распространения буддизма сын Ашоки, Махендра. Обойдя ступу, он отправился с миссией на Цейлон, откуда буддизм был после распространен на Яву, в Тайланд, Бирму, Суматру и другие страны.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Сегодня ступа выглядит очень симпатично. Она отреставрирована и покрыта песчаником. Часть скульптур, покрывающих самое красивое, что есть в этом комплексе – ворота – перенесены в музеи, но заменены на качественные копии. Ворот четверо. Они символизируют четыре стороны света. На них изображены сцены с Буддой, реальные и мифические животные, символы буддизма – колесо дхармы, дерево, слоны, омывающие мать Будды – символ его рождения, сцены с Ашокой. Такое плотное количество скульптуры размещалось ранее на деревянных воротах, и на каменных выглядит слегка массивно и рискованно. Тем не менее, ворота прожили более 2х тысяч лет. Эти скульптуры — одни из древнейших сохранившихся в Индии до наших дней — стали образцом для потомков. Например, стиль изображения пышногрудых женщин.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Подробные фото фрагментов скульптуры с описаниями можно посмотреть на сайте археологического сообщества Индии: http://asi.nic.in/asi_monu_whs_sanchi_images.asp#

Вокруг ступы разбит ухоженный парк. То тут то там виднеются остатки древних храмов, монастырей, колонн, просто каменных блоков.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Множество ступ выросло там, где раньше стояла одна.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Паломники со всего мира стремятся в Санчи, чтобы обойти ступу по кругу, по направлению движения солнца. 1 раз, 108 или даже несколько дней наматывать круги. Буддисты и индусы считают, что такой обход улучшает карму J Можно внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели. Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно, пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни. Поэтому, в основном ступы не разрушались, а перестраивались.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Что касается нашей троицы – меня, Анджула и Анджули, мы приехали в Санчи на такси из Бхопала. Бхопал – крупный город, столица штата, как ни как. Не думаю, что путешественникам стоит там задерживаться без необходимости. Это нам, дикарям, было в радость пройтись по цивилизованным магазинам, поесть в мак-даке и посетить пару моллов.

Мак-дак. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Кстати, в Бхопале есть неплохое место развлечений — открытый People’s mall – большой торговый молл+центр развлечений на открытом воздухе. Он находится рядом с университетом, студенты которого возвели в парке внушительные копии индийских памятников – Тадж-Махала, фортов, пещер и т.д. Есть кафешки, лавочки, даже аквапарк. Там любит гулять индийская молодежь и семьи с детьми.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Как туристы мы прокатились по городу, посмотрели на знаменитое озеро. Красиво, но ничего особенного. Выйти не смогли, так как парковка запрещена абсолютно везде. Проехали мимо множества мечетей, старых районов, современных моллов. В душу запал только длиннющий забор, каждый блок которого был украшен граффити. Очень качественным и смелым для Индии. Против курения, наркомании, проституции и т.д. В следующий раз найду и пофоткаю.

Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Из Бхопала посещать Санчи удобнее всего. Туда регулярно ходят поезда, автобусы, то же такси. В зависимости от транспорта – не более 2-х часов пути точно, это если на самом захудалом. Вполне можно не останавливаться в Санчи на ночь, а посетить его одним днем.

Мы приехали рано утром, и с удовольствием погуляли до толпы и до жары. На осмотр и отдых в парке ушло часа 2-3. Оставалось только попить чаю в маленькой кафешке, покопаться в бессмысленных сувенирах, и можно было ехать. Только вот в музей мы не смогли попасть. Он не открылся, а нам еще предстоял 6-ти-часовой переезд домой, в Кхаджурахо.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

В окрестностях Бхопала имеется один знаменитый, хотя и не часто посещаемый иностранцами исторический памятник из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С Бхопальской автостанции на Хамидия Роад в Санчи регулярно отправляются разноцветные "Татовские" народные басы. На них обычно так и написано латиницей: SANCHI. Ездят они вообще-то до Видиши, но через Санчи. В пути – час, стоят 25 рупий.
Санчи – единственный крупный буддийский памятник Индии, не связанный непосредственно с жизнью Будды. Зато он связан с деятельностью знаменитого ревностного буддиста Ашоки. В 3-м веке до нашей эры он женился на дочери торговца из Видиши и построил на холме неподалёку ступу и одну из своих колонн. Место это тогда звалось Каканайя. Во 2-м веке до нашей эры, при Шунгах, были построены ещё две ступы. Но в следующие века Каканайя была заброшена и заросла джунглями.
Возродилась она в 5-м веке уже нашей эры, во времена династии Гуптов. Санчи стал главным буддистским центром Северной Индии, ступы были отремонтированы, построены новые храмы. Следующий этап развития Санчи связан с царём Харшавардханом, в первой половине 7-го века сумевшем ненадолго объединить Северную Индию, при нём были построены монастыри. Буддийская жизнь в Санчи в 7-8 веках била ключом, бывали тут и китайские путешественники.
На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Эта тенденция отразилась и в поздних постройках Санчи 11-12 веков. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке место было окончательно заброшено.
Открыл Санчи для мира заново британский генерал Тейлор в 1818 году. В 1912-1919 под руководством главного археолога Британской Индии сэра Джона Маршалла руины были приведены в свой сегодняшний вид.
Автобус высаживает прямо на дороге Бхопал-Видиша.


Современный Санчи – обычная деревушка, карабкающаяся вверх по склонам холомов.


Но нам туда не надо, а под арку с ярким плакатом и вверх по хорошей асфальтированной дороге.


Вход стоит 250 рупий, но мне повезло – я оказался в Санчи в годовщину его причисления к Всемирному наследию ЮНЕСКО, отчего вход был бесплатный.
Откровенно говоря, увидев объявление, поверил не сразу. Даже когда добрался до закрытой билетной будки у забора музея. И лишь когда в музее не взяли положенные 5 рупий – наконец поверил.
Музей находится в симпатичном небольшом парке на дороге к месту. Сам он невелик – пара залов, обильно уставленных самыми заметными скульптурными находками в Санчи. Явно, много чего валяется в запасниках. Фотографировать, как во всех индийских музеях, нельзя.


Ещё в музейном парке растёт большой баньян. Растёт, похоже, не первый век.


Не исключено, что он – потомок Того Самого Дерева из Бодгаи, под которым Гаутама стал Буддой. Но вот буддизм в Санчи умер почти тысячу лет назад, так что точно никто не знает.
От парка с музеем ещё минут пять идти вверх по асфальту, пока справа у нас не появится древний бассейн.


За ним прямо вверх уходят плиты подъёма к самой вершине.


Ещё минут пять ходьбы – и вот она, автостоянка:)


Тут есть и лавки, где бутылка воды стоит 20 рупий – на дороге в самом Санчи обычные индийские 10. Торговцы сувенирами, разумеется, тоже присутствуют, но тут они особо не домогаются.
Справа от входа на территорию самого комплекса имеется здание визитёр-центра, запомнившееся мне ужасной пылякой. Там есть ячейки для хранения крупногабаритных предметов, да книжная лавка. Там прикупил пару книжек Археологической службы Индии о Санчи. Вышло 129 рупий, заплатил 127 рупий – у мужика не было сдачи с 500-рупийной бумажки, а я набрал мелочи только столько.
Слева от входа возвышается современный буддийский монастырь, ланкийский.


На входе – обычная для Индии рамка металлоискателя. Симпатичная девушка-мусульманка в форме турполиции Мадхья-Прадеша попросила открыть наплечную сумку. Чуть поодаль, в тенёчке сидела и парочка нормальных полицейский с карабинами.


Дорожка от входа ведёт прямо к северным вратам ступы № 1 или Большой ступы.


Это самая большая ступа в Индии, 37 метров в диаметре и 16-ть высотой. Построена Ашокой. Через 75 лет, при Шунгах, окружена забором, в котором сделаны 4-ро врат по сторонам света. Собственно, эти врата и есть самая главная ценность Санчи.
А точнее, их богатое скульптурно-резное убранство, изображающее различные сцены из жизни Будды и бодхистав, а так же сюжеты буддийской космогонии.
Напротив каждого входа уже Гуптами в 5-м веке были установлены статуи Будды, лишённые голов в средние века.


На ступу можно подняться.


Особых панорам там нет, зато сверху можно хорошо разглядеть верхние части ворот.


По дороге от входа к главной ступе, слева находится ступа № 3 – заметно меньше, высотой чуть более 8 метров. Ограды у неё нет, зато есть врата, также украшенные скульптурой и резьбой.


Ближе к большой ступе – храм № 31, построенный в 6-7 веках, и несколько мелких ступочек.


Перед храмом стоит неплохо сохранившаяся скульптура нага (такие человеко-змеи), датируемая 4-м веком нашей эры.
Дальше, у восточных ворот большой ступы – ряд мини-ступ и колонн, в т.ч. колонна Ашоки. Правда, знаменитой львиной капители на месте нет. Находится она в том самом музейчике, а попала туда от местного помещика-заминдара, не одно поколение предков которого использовали капитель в качестве пресса для отжима сахарного тростника.


От восточных ворот ведёт лестница на верхнюю платформу комплекса. Из здешних построек наиболее примечателен монастырь и храм № 45, построенный в 7-8 веках.


С южной стороны сикхары сохранилась и статуя Будды (голова, во всяком случае, уцелела).


Можно побродить по тёмным комнаткам монастыря, посмотреть с террасы на окрестности.


В скульптурах Ганги и Ямуны на храмовых вратах, возведённых в 10-11 веках, обычно видят свидетельство "паганизации" (есть такой научный термин) индийского буддизма.


И правда, скульптуры скорее напоминают Каджурахо, чем те же врата большой ступы Санчи.
Напротив 45-го монастыря – обширные фундаменты монастырей № 46 и 47, на которых разложены многочисленные фрагменты и обломки колонн.

В нём некогда варили еду всей монастырской братии. Как - я не понял.
Дальше тропа ведёт через выжженный индийским летом лес, мимо древнего бассейна


К ступе № 2, построенной во 2-м веке до нашей эры.


Зачем её построили в полукилометре от основного комплекса – непонятно. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты.


У ступы № 2 есть забор, но ворот со скульптурами нет. Резные изображения, правда не особо "замороченные", есть на заборе.
Ещё у ступы дежурит одинокий турполицейский – сказал, что я сегодня у него третий, с утра только парочка пожилых англичан приходила.
Да уж, спускаться вниз было хорошо. Но вот набирать обратно 360 метров высоты до главной платформы по индийской полуденной жаре – занятие не особо вдохновляющее.


Зато с главной платформы идти уже только вниз – минут пять до дороги Бхопал-Видиша, где быстро поймался автобус в Бхопал.

Краткие сведения о культуре Древней Индии

И́ндия- государство в Южной Азии. Религии - индуизм, буддизм, брахманизм, сикхизм и джайнизм. Самая ранняя религия - ведическая (культ природы). Культура буддизма повлияла на архитектуру Древней Индии. VI в. до н. э. - регулярная планировочная схема городов, дома из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией.

Строительные материалы Древней Индии

Дерево - активно использовалось. Бамбук - сооружение типичных для индийской архитектуры круглых построек. Глина - раствор для кирпича, изготовление кирпича-сырца, обожженного кирпича. Камень – сооружение ступ, стамбх, пагод, ограждения. Формы, созданные в дереве перенесены в каменные строения. Ценные породы камня - облицовка культовых и дворцовых сооружений. Штукатурка – применялась для украшения и укрепления кирпича.

Основные виды конструкций в Древней Индии

Стены: освоена техника возведения стен разными видами кирпичной кладки.

Арочные фермы:

Вход в грот Карли. (IIв. до н.э.)

дугообразные фермы, высеченные из камня или подвешенные к сводам пещерных храмов, бывают двух видов:

· составленные из нескольких одинаковых закрепленных дуг;

· подражание дощатым кружальным ребрам;

Для прочности использовали несколько ферм, соединяя между собой почти вертикальными перекладинами.

Своды:

Фальшивые своды

кладка ведется горизонтальными рядами, постепенно свешивающимися внутрь конструкцией, не требующей применения кружал и не развивающей бокового распора, возможной лишь при небольших пролетах.

Типы буддийских культовых сооружений в Древней Индии

Чайтья: продолговатый пещерный зал с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа (полусферическое погребальное, а затем мемориальное сооружение). Часто выход оформлен как “портик” с килевидным завершением.

Ступа: монументальное сооружение для хранения реликвий. Встречаются ступы полусферические, квадратные ступенчатые, башнеобразные, колоколообразные, бутылеобразные. Техника сооружения ступы - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре - применяются раскраска и позолота.



Стамбха: монолитный каменный столб, обычно завершенный капителью и увенчанный скульптурой (цветы лотоса, фигуры животных). На столбе высекались эдикты царя Ашоки и буддийские религиозно-моральные предписания.

Чайтья в Карли

Краткие исторические сведения

Чайтья в Карли – пещерный буддийский монастырь в Индии, высеченный в скале во втором веке до н.э.

Архитектурный анализ чайтьи в Карли

Представляет огромный внутренний зал (З,8 х 14 м) имеет апсидный план, высота храма – 15,7м. Стены храма тщательно отполированы. Три нефа, два ряда колонн, стволы колонн – шестнадцатигранные, капители - соединение мотивов колокола и цветка лотоса со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур, базы колонн – горшковидные. В апсиде колоннада описывает полукруг вокруг ступы. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам.

Фасад храма : отмечен огромным подковообразным окном (главный источник света в храме) и украшен скульптурными рельефами(мужские и женские фигуры).

Ступа в Санчи

Краткие исторические сведения о ступе в Санчи

Воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II в. до н. э. Во второй половине I в. до н.э. были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим сторонам света. Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой.

Архитектурный анализ ступы в Санчи

Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м (без стержня), а вместе со стержнем 23,6 м. Ступа сложена из крупного кирпича и камня, стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой. С южной стороны на террасу ведут лестницы. На вершине купола находится хармика – надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Над хармикой возвышается стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Каменная ограда вокруг ступы, имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света.