Элементы акватории порта на внутренних водных путях. Акватория и территория порта Что входит в акваторию порта

В отличие элементов морских портов, работающих в режиме постоянного взаимодействия с волновыми нагрузками, акватории речных и водохранилищных портов находятся в более благоприятных условиях. Ветровые волны, возникающие на поверхности рек, как правило, не оказывают существенного влияния на судоходство и эксплуатацию портов. В связи с этим речные, а иногда и водохранилищные порты характеризуются прежде всего, отсутствием оградительных сооружений. В ряде случаев оградительные сооружения в речных портах создают для защиты от движущегося льда либо образования обособленных акваторий - затонов , предназначенных для зимнего отстоя и ремонта судов.


Рис.2.1. Основные элементы акватории морского порта: 1-подходной канал; 2-судоходная обстановка; 3-внешние оградительные сооружения; 4-акватория порта; 5-причальный фронт; 6-берего-укрепление; 7-территория порта; 8-перегрузочный рейд; 9-навигационный рейд

Тем не менее, состав акватории порта на внутренних водных путях оказывается, как правило, сложнее, чем у морского порта.

В составе водных подходов к речному или водохранилищному порту выделяют (помимо перечисленных в 2.2) следующие основные элементы (рис.2.2.).

Основной судовой ход - используемый в течение всего навигационного периода транзитный судовой ход, по которому осуществляется основной объем перевозок грузов и пассажиров преимущественно в крупнотоннажных судах и составах.

Дополнительный судовой ход - транзитный судовой ход, предназначенный для сокращения пути следования судов и составов, или для их защиты от волнового воздействия в сложных гидрологических условиях.

Местный судовой ход - судовой ход для связи с отдельными пунктами реки, а также пунктами, расположенными на ее притоках с основным судовым ходом.

Водный подход к причалу - судовой ход, соединяющий пассажирский или грузовой причал с местным либо транзитным судовым ходом.



Рис.2.2. Схемы судовых ходов и водных подходов к речным и водохранилищным портам: 1- основные; 2- местные; 3- водные подходы к причалам

Перевозка грузов на внутренних водных путях осуществляется как самоходными, так и несамоходными судами. Несамоходные суда (как правило, с разнородными грузами) формируются в составы и транспортируются при помощи буксиров. Для размещения прибывающих составов и сортировки судов по видам грузов в речных и водохранилищных портах предусматривают сортировочный рейд . В крупных портах может быть организовано несколько таких рейдов со специализацией по группам судов, а также выделены рейды для комплектования составов несамоходных судов, отправляемых из порта. В связи с этим в состав элементов речного или водохранилищного порта могут входить рейд прибытия и рейд отправления .



В портах, расположенных на стыке участков реки или ее притоков с различными проходными глубинами, часть судов обычно обрабатывают на перегрузочном рейде при помощи плавучих кранов. В некоторых случаях производят не полную разгрузку судна, а лишь частичную (распаузку), с целью уменьшения осадки и возможностью дальнейшего движения по мелководным участкам реки, либо подхода к медководному причалу.


Рис.2.4. Основные элементы водохранилищного порта: 1-акватория; 2-территория;

3-причальный фронт; 4-рейд отправления; 5-оградительные сооружения; 6- рейд отстоя во время шторма; 7-рейд прибытия

Следует отметить, что на внутренних водных путях весь состав вышеперечисленных элементов акватории порта используется только несамоходными судами. Самоходные грузовые, пассажирские и грузопассажирские суда подходят к причалам, минуя сортировочный, а в большинстве случаев и перегрузочный рейды.

3.4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕРРИТОРИИ ПОРТА

Территория порта - примыкающий к причальному фронту участок прибрежной зоны на котором располагается портовое береговое хозяйство: перегрузочное оборудование, крытые склады и открытые складские площадки, здания, сооружения, подъездные пути, коммуникации и т.д.

В составе территории порта выделяют три основные части (рис.2.5): I - прикордонную (оперативно-производственную); II - тыловую; III- припортовую.

Прикордонная (оперативно-производственная) часть примыкает непосредственно к причальному фронту и включает территорию от линии кордона до тыловых оперативных складов. В прикордонной части порта размещается комплекс элементов, необходимых для обеспечения технологического процесса работы порта: перегрузочное оборудование, прикордонные железнодорожные пути, автомобильные проезды, прикордонные склады, осветительные мачты, токоприемники, и т.д. На пассажирских причалах в прикордонной части территории располагают морские или речные вокзалы.



Рис.2.5. Основные части территории руслового порта: I - прикордонная (оперативно-производственная); II - тыловая: 1)гараж; 2) склады долгосрочного хранения грузов; 3) мастерские; 4) материальный склад; 5) трансформаторная подстанция; III - припортовая: 6) управление порта; 7) пожарное депо; 8) столовая; 9) автостоянка

С учетом перспективы развития порта при проектировании предусматривают резервную территорию .

Тыловая часть территории порта предназначена для размещения производственных и служебно-вспомогательных элементов: складов длительного хранения грузов, складов материально-технического и производственного снабжения, мастерских, гаражей, контор грузовых районов, трансформаторных подстанций и т.д.

Припортовая часть территории включает здание управления порта, столовую, пожарное депо, автостоянки и т.д.

В пределах трех основных частей порта выделяют пять функциональных зон:

1) операционную;

2) производственную;

3) общепортовых объектов;

4) предпортовую;

5)пассажирских операций.

Первые три зоны являются режимными - с ограждением и пропускной системой. Предпортовая и зона пассажирских операций образуют нережимную часть территории. В крупных портах зону пассажирских операций разделяют на два участка: дальних и пригородных сообщений.

В речных портах, при значительных (свыше 6 м) сезонных колебаниях уровня территория может быть, расположена на одном горизонте (одноярусный порт) либо иметь две группы причалов на разных горизонтах (двухъярусный порт).

В состав сухопутных подходов к порту входит система железнодорожных путей, автодорог и трубопроводов. Наибольшую часть сухопутных подходов занимают железнодорожные устройства, в состав которых входят портовые и районные сортировочные станции и парки, погрузочно-разгрузочные и соединительные пути.

Кроме основных элементов, предназначенных для обеспечения погрузочно-разгрузочных и пассажирских операций, на территории порта располагаются и ряд вспомогательных служб и сооружений: бункеровочные и строительные базы, объекты комплексного обслуживания транспортных судов, судоремонтные предприятия.

3.5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ПОРТОВ

Независимо от расположения, назначения, размеров грузооборота и судооборота элементы портов должны соответствовать основным требованиям, обеспечивающим безаварийную, непрерывную и эффективную работу порта. В общем случае эти требования подразделяют на судоходные, эксплуатационные, строительные и экономические.

Судоходные (навигационные) требования вытекают из условий безопасности при подходе судов к порту (или отходе от него), а также маневрирования на акватории порта. В соответствии с судоходными требованиями элементы акватории порта должны обеспечивать:

· безопасность и удобство подхода к порту в неблагоприятных гидрометеорологических условиях;

· надежную защищенность акватории порта от волн, течений, наносов и льда;

· достаточные размеры акватории для полного гашения инерции судна, его маневрирования собственными средствами и подвода к причалам;

· достаточные проходные глубины на подходном канале, входном рейде и операционной акватории.

Эксплуатационные требования должны обеспечивать эффективную транспортно-производственную деятельность порта и включают:

· незатопляемость территории;

· соответствие основных размеров элементов порта расчетному и перспективному грузо- и судообороту;

· оптимальную защищенность оперативных бассейнов порта от волнения;

· обеспечение производства погрузочно-разгрузочных работ и пассажирских операций при неблагоприятных гидрометеорологических условиях;

· рациональное размещение порта по отношению к водным и сухопутным путям и его увязку с городом;

· рациональное зонирование и районирование территории порта с учетом экологических требований и санитарных норм;

· обеспечение кратчайшего пути движения груза через порт;

· обеспечение пожарной безопасности, условий охраны труда и сохранности грузов;

· выполнение операций комплексного обслуживания флота;

· благоприятные условия труда для работников порта и экипажей судов;

· возможность эффективного использования замерзающего порта в межнавигационный период.

Экономические требования предусматривают обеспечение высокой эффективности строительства и эксплуатации порта и предусматривают:

· применение наиболее экономичных конструкций и методов строительства;

· максимальное использование местных строительных материалов;

· организацию работы замерзающих портов в межнавигационный период (например отгрузка и накопление массовых грузов после закрытия навигации, сдача крытых складов в аренду и т.п.);

· применение прогрессивных технологических схем и эффективной перегрузочной техники.

Строительные требования предусматривают:

· выбор рациональных и экономичных типов сооружений;

· обеспечение необходимой устойчивости и надежности;

· обеспечение высокоэффективной организации и технологии строительных работ;

· возможность дальнейшего развития и реконструкции порта.

Контрольные вопросы по теме

Порт – это прибрежный пункт, имеющий удобные водныеподходы и связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и автомобильным транспортом, оборудованный перегрузочными комплексами, складами, устройствами для обслуживания судов и пассажиров.

Основные функции порта:

1) перегрузочные работы – передача грузов с судов на другие виды транспорта или в обратном направлении;

2) обслуживание пассажиров – посадка-высадка пассажиров, продажа билетов, хранение багажа и другие виды обслуживания;

3) коммерческая и финансовая деятельность – привлечение грузов и пассажиров, заключение договоров на перевозку, расчеты за перевозку и др.;

4) комплексное обслуживание флота – снабжение судов, рейдово-маневровые работы, бытовое обслуживание экипажей и др.;

5) ремонт портовых объектов и техники;

6) перевозки в местном сообщении – перевозки нерудных строительных материалов, добываемых со дна рек, перевозки пассажиров на пригородных и внутригородских линиях.

В состав порта входят следующие основные элементы: акватория, территория, причальная линия.

1. Акватория – водная поверхность, отведенная порту вне границы судового хода и предназначенная для стоянки судов во время их грузовой обработки или посадки-высадки пассажиров. Она состоит из причалов, водных подходов и рейдов.

Рис. 2.1. Схема акватории порта:

1 – судовой ход; 2 – водные подходы; 3 – участки рейда;

4 – акватории причалов; 5 – причал

Причал – участок порта, обеспечивающий обработку одного расчетного судна.

Водные подходы – это участок водного пути, соединяющий транзитный судовой ход (фарватер) с акваторией причалов и рейдами, а также рейды с акваторией причалов. Подходы должны обеспечивать беспрепятственное и безопасное движение.

Рейд – часть акватории порта, предназначенная для стоянки судов, формирования и расформирования судовых составов и выполнения перегрузочных работ по варианту «судно-судно». Существуют отдельно рейды прибытия и отправления судов. Рейды специализируются по родам перевозимых грузов (сухогрузные, нефтеналивные, лесные и т. д.).



Акватория причала – часть водной поверхности, примыкающей к причалу, предназначенная для стоянки судов под грузовыми операциями, а также для маневров судов у причала.

2. Территория порта – прибрежный участок земли в установленных порту границах. На территории размещают портовые сооружения: склады, погрузочно-разгрузочные средства, транспортные коммуникации, здания и др. В состав территории порта входят три зоны, представленные на рис. 2.2.

В оперативно-производственной зоне I располагают фронтальные склады, железнодорожные пути и портальные краны для перегрузки грузов с судна или в обратном направлении. В зоне II – тыловые склады для перегрузки грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта в склад или из фронтального склада в тыловой склад. К складам подведены железнодорожные и автомобильные пути. Каждая линия оборудована перегрузочными кранами (фронтальными и тыловыми).

Рис. 2.2. Зоны территории порта:

1– прикордонная (фронтальная) зона; 2 – тыловая зона;

3 – припортовая зона

Припортовая зона располагается вне ограждения. Здесь обычно размещают здание управления порта, площадку для стоянки автотранспорта и т. д.

3. Причальная линия – граница между территорией порта и акваторией. Причальную линию еще называют кордон (от франц. corde – веревка). Причальная линия – это совокупность всех причалов.

Имеются три формы расположения причальной линии относительно реки: фронтальная, бассейновая (ковшовая) и пирсовая.

Фронтальная форма характеризуется расположением причалов вдоль береговой линии.

Бассейновая (ковшовая)форма причальной линии отличается наличием специальных бассейнов, в которых расположены причалы. Число и конфигурация бассейнов зависят от общего числа причалов, их специализации и других факторов. В речных портах обычно создают один бассейн.

Для пирсовой формы причальной линии характерно расположение причалов по сторонам мола (пирса), вынесенного в сторону акватории порта. Пирсы, которые бывают широкими и узкими, обычно сооружают под прямым углом к береговой линии.

Классификация портов

1. По назначению порты подразделяются на

– грузовые;

– пассажирские;

– грузопассажирские.

Грузовые порты осуществляют передачу грузов со смежных видов транспорта на водный или в обратном направлении.

Грузовые порты в свою очередь подразделяются на

– универсальные – перегружают различные грузы, располагая причалами тарно-штучных грузов, лесоматериалов, руды, угля и т. д.;

– специализированные – предназначенные для перегрузки определенного груза, например угольные порты, нефтеналивные порты, лесные порты.

На речном транспорте наиболее распространены грузопассажирские порты.

2. По принадлежности порты подразделяются на

порты общего пользования;

– необщего пользования.


3. По объему и характеру работы порты делятся на четыре категории.

4. По расположению относительно русла реки порты делятся на

– русловые;

– бассейновые (ковшовые);

– смешанные.

В данном разделе необходимо дать общую характеристику перевалочного узла: назначение и категория порта, особенности схем размещения портовых и ж.- д. устройств, их преимущества и недостатки и т. п. Выбрать и привести в пояснительной записке принципиальную схему перевалочного узла в соответствии с заданным типом порта и выбранным вариантом размещения ж.-д. устройств и сооружений. После расчета портовых и ж.-д. устройств необходимо выполнить детальную схему перевалочного узла с указанием отдельных причалов, их технического оснащения, размеров и типов складов, числа путей в парках и т. д.

Акватория порта

"...2. Акваторию порта составляет водное пространство в пределах внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации..."

Источник:

"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

Источник:

"Санитарные для морских и речных портов СССР" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 02.06.1989 N 4962-89)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Акватория порта" в других словарях:

    Акватория Порта - водная поверхность порта с установленными границами, дающая возможность стоянки и маневрирования судов. А.п. считается местом реализации риска страхового случая. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    акватория порта - Водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов. [ГОСТ 19185 73] [СО 34.21.308 2005] [ГОСТ 23867 79] Тематики гидротехникаэксплуатация речных портов EN harbour aquatorium… … Справочник технического переводчика

    акватория порта - 3.10.30 акватория порта: Водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов. Источник: СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения 3.2 акватория… …

    АКВАТОРИЯ ПОРТА - водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов. А.п. может быть местом реализации риска страхового случая … Большой экономический словарь

    Акватория порта - Акваторию порта составляют отведенные порту водные пространства, в том числе внутренний и внешний рейды. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.09.68 N 3095 VII, ст.67 … Словарь юридических понятий

    акватория - акватория: По ГОСТ Р 22.0.09; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    акватория - и, ж. и аквато/рий, я, м., спец. Участок водной поверхности в установленных границах. Акватория порта. Акватория бухты. Мозаику племен, городов и микрогосударств в северо восточной части Черноморско Азовского акватория объединило и привело в… … Популярный словарь русского языка

Шхеры - скопление множества островов различной величины, надводных скал, камней в прибрежном районе.

Фьорд - узкий, глубокий и далеко вдающийся в гористую сушу залив (бухта) с высокими и очень крутыми берегами. Фьорды имеют корытообразное ложе и часто отделяются от моря подводными порогами.

Залив, бухта - часть океана или моря, вдающаяся в сушу. Бухта - это залив небольших размеров. Строгого разграничения между ними нет.

Пролив - узкое водное пространство между двумя материками, островами или между материками и островами, соединяющее смежные океаны, моря или их части.

Проход - стесненный, но доступный для сквозного плавания участок водного пространства между берегами, островами и опасностями.

Губа - местное название заливов вытянутой формы, образованных речными устьями.

Лиман - мелководный, глубоко вдающийся в сушу залив с косами и пересыпями, представляющий собой затопленную морем долину устьевой части реки или затопленную прибрежную низменность.

Лагуна - вытянутый вдоль берега, как правило, мелководный залив (бухта) с соленой или солоноватой водой, соединенный с морем небольшим проходом или совершенно отделенный от него косой.

Плес - сравнительно обширный и безопасный для плавания район, расположенный среди островов, скал, банок и других препятствий, допускающих маневрирование судов.

Фарватер - безопасный путь плавания судов среди различного рода препятствий (между островами, подводными опасностями, в районах, опасных от мин, и т. д.) , показанный на карте и обычно обозначенный средствами навигационного оборудования.

Морской канал - канал, искусственно прорытый в морском дне для прохода судов через мелководье, обозначенный средствами навигационного оборудования.

Рейд - участок водного пространства, у берега или островов, расположенный обычно перед портом, гаванью, приморским населенным пунктом или устьем реки, используемый для стоянки, а в некоторых случаях для перегрузки судов. По степени защищенности от ветров рейды бывают открытые и закрытые. Большим достоинством рейда считается наличие хорошо держащего грунта, достаточных глубин (но не более 50 м) , широкого и свободного от опасностей входа с моря, а также отсутствие препятствий для входа на рейд в любое время и при любой погоде.

Гавань -часть акватории порта, вполне защищенная от волнения, окаймленная портовой территорией и предназначенная для стоянки и грузовых операций судов.

Аванпорт - рейд, находящийся за пределами или внутри акватории порта (но снаружи от внутренних гаваней), защищенный молами, волноломами или имеющий естественные укрытия.

Бассейн - часть акватории порта, образованная причалами, пирсами и молами, предназначенная для стоянки и грузовых операций. В портах, где наблюдаются значительные колебания уровня моря, бассейны изолируют от остальной акватории специальными шлюзами. Такие бассейны иногда называют доками.

Порт - прибрежная акватория, естественно или искусственно защищенная от волнения, заносимости и наносного льда и прилегающая к этой акватории полоса берега (портовая территория), оборудованная причальными сооружениями. По назначению порты подразделяются на торговые, рыбные, порты-убежища и военные базы.

Серьезное влияние на маневрирование судов оказывают различные гидротехнические сооружения порта.

Дамба - сооружение в виде укрепленной насыпи (вала) на берегу или вблизи него, предназначенное для предохранения берега от размывания и затопления морем, защиты каналов и рейдов от волнения и заносов, соединения между собой различных участков суши.

Мол - связанное с берегом внешнее оградительное сооружение. Конечная часть сооружения, выступающая в море, называется головой мола, примыкающая к берегу - корнем мола.

Волнолом - не связанное с берегом внешнее оградительное сооружение.

Пирс - причальное сооружение в виде дамбы, выступающей от берега, и служащее для швартовки судов с продольных сторон, а иногда и с головной (мористой) части.

Эстакада - причальное сооружение, построенное на отдельных опорах.

Дебаркадер (пристань) - понтон, расположенный у берега и предназначенный для причала небольших судов и перегрузочных операций.

Причал - место стоянки судов в порту, гавани и т. д. Причалами могут служить набережные, пристани, эстакады, молы, пирсы и т. д.

Пал - 1) конструкция в виде куста свай или забитой в грунт железобетонной трубы, установленная на дне, заполненная и возвышающаяся над водой настолько, чтобы на ней можно было крепить швартовы при самом высоком уровне воды; 2) конструкция в виде отдельных свай или кустов свай, забитых в грунт и служащих для ограждения от навала судна на берег.