Эскориал. Открыть левое меню эскориал Монастырь эскориал

Вконтакте

Монастырь Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II.

Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.

Строительство

История Эскориала начинается 10 августа 1557 г., когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лоренсо (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого.

Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения.

В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы.

После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.

Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира.

Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля».

Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале.

Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.

Первый камень был заложен в 1563 г. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 г. завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки.

Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.

Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.

Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран.

Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. 13 декабря 1584 г. был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др.

И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо.

Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.

Архитектура

Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо.

Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальницы.

Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти.

Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли.

Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин.

Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лоренсо, которого зажарили живым.

Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними.

Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.

Музеи

В Эскориале находятся два больших Новых музея. В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях.

Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII вв. начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы.

Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник Карла V.

Пантеон

Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 г.

Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году.

Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.

Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон.

Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Собор

В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла.

Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал:

«В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».

Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых.

На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой.

Библиотека

Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Терезы.

Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья.

Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов.

Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.

Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью. символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.

Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.

В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде.

Видео. Эскориал

Эскориал

Фотогалерея




Полезная информация

Эскориал
Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал
исп. El Escorial, Monasterio de El Escorial

Стоимость посещения

€8 + €3 аудиогид, без которого не пустят в пантеон.

Часы работы

  • окт–март
  • вт-вс: 10.00-17.00
  • апр–сент
  • вт-вс: 10.00-18.00
  • Закрыт по понедельникам

Цитаты

По замыслу Филиппа II Эскориал строился как «дворец для Бога и келья для короля».

В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной.

— Теофиль Готье

Как добраться

Из Мадрида до Эскориала ходят как автобусы, так и электрички. Время в пути — не больше часа.

На автобусе добираться удобнее, так как автовокзал находится практически в самом центре города, в то время как от железнодорожной станции придется идти 15 мин. пешком, либо ждать автобус (остановка буквально в 20 м от станции).

Электричка

Расписание на renfe.es , линия C-8 от вокзала Atocha. Остановка так и называется - El Escorial и по указателю Monasterio идете наверх, прямо 100 м и через парк, туда ведет специальная дорожка. Всего ходьбы минут 10. Цена €6,40.

Автобус

Расписание на ctm-madrid.es , автовокзал Madrid Intercambiador, над станцией метро Moncloa, автобус 661 или 664, время в пути около часа, цена 3,20 евро на человека. В будни автобусы отходят каждые 10-15 минут, в выходные каждые полчаса. До дворца около 200 м.

Эль-Эскориал

Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Эль-Эскориал (англ. El Escorial).

Численность населения по данным на 2003 год составляет около 13 тыс. человек.

Включение 1984 (8 сессия)

Координаты : 40°35′21″ с. ш. 4°08′52″ з. д.  /  40.589167° с. ш. 4.147778° з. д. (G) (O) 40.589167 , -4.147778

* Название в официальном рус. списке
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Монастырь Эскориáл - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II . Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама . Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света» , и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром» .

Строительство

История Эскориала начинается 10 августа 1557 года , когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии . Это произошло в день св. Лаврентия (San Lorenzo ), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона , а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма . Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.

Кроме своего пристрастия к св. Лаврентию Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима . Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля». Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.

Первый камень был заложен в 1563 году . Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо , ученик Микеланджело , а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере , которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.

Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.

Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле , мрамор привезён из Арасены , скульптурные работы были заказаны в Милане , бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо , Сарагосе , Фландрии. 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо , Ф. Кастелло и др.

И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана , Эль Греко , Сурбарана , Риберы , Тинторетто , Коэльо .

Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.

Архитектура

Потолочная живопись во дворце Эскориал

Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальницы. Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли.

Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лаврентии, которого зажарили живым.

Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja ), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes ), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.

Музеи

В Эскориале находятся два больших Новых музея . В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе , Тинторетто и Ван Дейка , а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан , придворный художник Карла V .

Пантеон

Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V , чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V , который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии , и Фердинанда VI , чья могила находится в Мадриде . Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев , где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон . Его сын и нынешний король Хуан Карлос I , да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Собор

В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».

Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой.

Библиотека

Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина , Альфонсо Мудрого и св. Терезы . Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов , иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.

Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью, символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.

Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.

В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде .

Эль-Эскориал

Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль . Численность населения по данным на 2011 год составляет около 19 тыс. человек.

Литература

  • Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998.
  • История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / под. ред. Л. М. Брагиной. М .: Высшая школа, 2001.

Ссылки

— испанский монастырь, дворец и королевская резиденция. Здание Эскориала находится в часе езды от испанской столицы, прямо возле подножия гор Сьерра-де Гвадаррама.

Дворец из гранитных блоков выглядит весьма сурово: его фасады украшены только угловыми башнями, традиционными для испанской архитектуры. Жёсткий нрав испанского короля как бы отражён во внешнем виде Эскориала.

В самой Испании королевская резиденция именуется Восьмым Чудом Света.

Внешне дворец больше походит на настоящую крепость. Раскинувшись обширным прямоугольником, он имеет строгие и симметричные фасады, а размер стен дворца составляет 206 на 161 метр.

Выточенные с военной грацией стены здания могут показаться однообразными и безыскусными.

Окон и дверей здесь так много, что все попытки подсчитать их точное количество изначально обречены на провал. (Наиболее часто звучит цифра — 2500 окон и 1250 дверей, но это результат не всегда одинаков.)

Основная работа над Эскориалом принадлежит двум архитекторам.

Первые чертежи проекта выполнил Хуан Баутиста де Толедо: есть сведения, что для этой цели он занимался изучением опыта строителей римского собора Святого Петра.

Продолжение строительства дворца в 1567 году принадлежит зодчему Хуану де Эррера, определившему окончательный облик здания.

Строительство Эскориала длилось с 1563 до 1584 год. Филипп Второй, резиденцией которого в последствие и стал дворец, принимал активное участие в осуществлении проекта Эскориала.

Покои короля во дворце разместили так, чтобы прямо из них испанский монарх мог попасть в церковь. Король выбирал такой строгий и лаконичный внешний вид дворца, позаботившись об его богатом внутреннем убранстве: покои украсили множеством произведений изобразительного искусства.

Поэтому сегодня дворец Эскориал ценен также в качестве картинной галереи. Этот архитектурный памятник располагает работами таких именитых мастеров живописи как Веласкес, Эль Греко, Веронезе, Иероним Босх и Тинторетто.

Огромный основательный дворец — монастырь из светлого песчаника, строгих форм, без каких-либо украшений, лепнины, колон, статуй поражает своей монументальностью на фоне ярко-голубого неба Испании и зелени гор.

Облик Эскориала открыл новый стиль в архитектуре, ставший довольно распространённым в Испании тех времен — десорнаментадо (неукрашенный).

Лион Фейхтвангер в своей статье, посвященной Эскориалу, рассказывает легенду, согласно которой испанцы в битве при Сан-Кантене победили французов, но случайно разрушили монастырь чрезвычайно почитаемого испанского святого Лаврентия, принявшего смерть от мучений на решетке, установленной над огнем. Король Филипп, чтобы искупить вину за разрушение, приказал возвести храм, напоминающий в плане решетку. Четыре башни по углам должны были символизировать ее ножки, а Дворец Инфантов, выдающийся своим фасадом вперед — ручку. И такой монастырь с дворцами был построен по проекту ученика Микеланджело Хуан Батиста из Толедо и его приемника Хуан из Эррера с 1563г. по 1584г.

Ни на фасадах, ни во внутреннем убранстве королевских покоев нет показной роскоши и пышности отделки. Только строгие колонны и статуи ветхозаветных королей, изящно выполненная балюстрада карнизов.

Оживляют вид красивые внутренние дворики с замысловатыми посадками деревьев и кустарников насыщенного зеленого цвета.

Внутри монастырь также отделан скоромным серым мрамором. Пилястры, колонны, фриз, стены собора все в спокойном сером цвете, но воздушное, легкое, возвышенное.

Только алтарь, вознесенный на высоту четырех этажей в главном нефе храма, украшен мрамором разных цветов, драгоценными камнями и яшмой, освещенный через стеклянный фонарь в куполе собора, притягивает взгляд.

Да еще в легкой аркаде библиотеки, расположенной в одной из длинных галерей дворца все книги выставлены позолоченными обрезами к публике, а корешками вовнутрь, словно предупреждая, что нам не следует знать даже названия произведений, которые читает сам король Испании.

Эта библиотека если и не равна по собранным редкостям библиотеке Ватикана, то занимает второе место.

В Эскориале устроен великолепный в своей мрачности Пантеон, где погребены все короли Испании, начиная с Карла V.

Только Филипп V попросил предать его земле в Сеговии, да еще прах Фердинанда IV находится в столице.

Также здесь захоронены королевы, родившие наследников престола. Напротив королевской усыпальницы расположен пантеон, где с XIX века хоронят инфантов обоих полов и королев, чьи дети так и не унаследовали трон. Стоит посетить этот основательный замок Эль Эскориал, где собраны великолепные полотна великих художников.

Картины Тициана, Веронезе, Эль Греко, Иеронима Босха, Тинторетто, Коэльо, Рибера, гобелены по эскизам Гойи — можно довольно долго еще перечислять знаменитые имена.

Что стоит помнить

  • Оденьтесь потеплее — в этой области Испании всегда гуляют холодные ветра.
  • Валюта-евро, язык испанский, но много англоговорящих.

Время работы музея

  • начиная с октября до конца марта с 10.00 до 17.00 (выходной — понедельник)
  • а с начала апреля и по сентябрь включительно с 10.00 до 18.00 (выходной — понедельник)

При посещении музея, перед покупкой билета (к нему прилагается схема замка), необходимо пройти металлодетектор и проверку вещей.

Цены

  • Стоимость посещения в зависимости от экскурсии: обзорная, познавательная или историческая - в среднем, 10 Евро. Можно оплатить банковской картой.

Как добраться

  1. Электричкой: линия C-8 от вокзала Atocha. До остановки, которая так и называется — El Escorial ехать около часа. Потом по указателю «Monasterio» пешком вверх 100 м и потом по специальной дорожке через парк. Всего минут 15 ходьбы. Стоимость билетов туда-обратно около 8 евро.
  2. Автобусом: с автовокзала Madrid Intercambiador, что находится при выходе из метро «Moncloa», автобусы №№ 661 или 664 отправляются по будням каждые 15 мин., по выходным — каждые 30 мин. Ехать около часа. Потом от остановки 200м пешком. Цена проезда 3,20 евро.
  3. Аренда автомобиля обойдется от 30 Евро в сутки, но сделает вас более мобильными.

В 50 км от Мадрида, среди покрытых густым лесом холмов, возвышается громадный прямоугольник монастыря Св. Лаврентия – Сан-Лоренсо. Это и есть знаменитый Эскориал , самый известный исторический памятник Испании, созданный по воле короля Филиппа II. Среди других известных архитектурных шедевров Испании удивительный в Гранаде, величественный и неприступный в Сеговии, грозный замок в Мурсии, изысканный замок в провинции Бискайя.

Эскориал, архитектурное чудо Испании

За мостом через реку Гвадарраму начинается подъем – гористые откосы, каменистая почва, нагромождения бурых скал, кустарник, редкие сосны. Встречаются небольшие, с красными черепичными крышами селения. Склоны покрывают прекрасные дубовые рощи.

Со второго подъема виден Эскориал. Он расположен у подножия грандиозного амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Безупречно правильный прямоугольник ансамбля, увенчанный куполом, издалека кажется совсем небольшим. Его суровый, мрачный вид подчеркивается серым гранитом стен монастыря, четкостью архитектурных форм, отсутствием каких-либо скульптур или других украшений.

Иное впечатление возникает, если смотреть на Эскориал с севера, от склонов Сьерры-де-Гвадаррамы, – словно целый город встает в огромной, залитой солнцем серебристой долине Мансанареса. Безбрежные широкие просторы, массивы диких сиреневых гор, чистый свежий воздух и удивительный ясный свет под горным небом – все создает ощущение раскинувшегося вокруг вольного мира. Нужно было найти совершенно особые формы образной выразительности, чтобы сооруженный здесь архитектурный комплекс не оказался поглощенным величием и беспредельностью этого прекрасного мира.

Едва строительство Эскориала было завершено, как испанцы не замедлили провозгласить этот архитектурный памятник восьмым чудом света. Написанная в 1609 г. Лопе де Вегой комедия так и называлась «Восьмое чудо» и иносказательно воспевала чудесный храм, воздвигнутый «королем Бенгалии» у подножия высокой горы, чье имя Гвадаррама.

Известности Эскориала во многих странах мира немало способствовали гравюры 1587 г. Педро Перета по рисункам архитектора Хуана де Эрреры. Основу литературы о знаменитом королевском ансамбле заложили историки, хронисты, путешественники разных национальностей. Но Эскориал имел и собственных эрудированных историографов в лице монахов иеронимитского ордена, для которого предназначался монастырь Сан-Лоренсо. Среди них прежде всего должен быть назван фра Хосе Сигуэнса, ученый, писатель, музыкант, первый хранитель эскориальской библиотеки, автор «Истории ордена Св. Иеронима» (1600–1605) – одного из основных источников по истории Эскориала.

Эскориал, история строительства

Создание ансамбля обычно приписывают ряду случайно совпавших обстоятельств. 10 августа 1557 г., в день праздника Св. Лаврентия (Сан-Лоренсо), объединенная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть храм во имя св. Лаврентия. Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу поскольку он был родом из Арагона. По преданию, план Эскориала имеет форму решетки, на которой святой был сожжен заживо в 261 г. по приказу римского императора Валериана.

Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира.

Король хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля».

Будущее сооружение должно было совмещать монастырь, личную резиденцию короля и во исполнение завещания покойного отца Карла V – усыпальницу испанских монархов. Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины реки Мансанарес специальной комиссией. Испанский хронист Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям».

Селение Эль-Эскориал близ опустевших железных рудников (от испанского escoria – «шлак», откуда пошло и само название ансамбля) привлекло удачным местоположением, здоровым климатом, обилием горных источников и наличием великолепного строительного материала – светло-серого гранита.

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 г., велось под личным наблюдением Филиппа II. Во главе всех работ стоял талантливый и опытный руководитель – монах ордена иеронимитов фра Антонио де Вильякастин. На строительство были ассигнованы колоссальные средства. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и ценные породы дерева.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 г. вывез из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.

Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и поблекло в тени Хуана де Эрреры (ок. 1530–1597), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 г. и стал общепризнанным создателем Эскориала.


Для украшения Эскориала король привлек лучших иностранных мастеров. Здесь работали итальянцы Пеллегрино Тибальди, Федерико Цуккаро, Лука Камбиазо, Ромуло Чинчинато, Никколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Бартоломее Кардуччо и др. Уже значительно позже, в конце XVII столетия, в царствование Карла II, росписи свода главного нефа собора Сан-Лоренсо, а также свода и фриза парадной внутренней лестницы создал мастер итальянского барокко Лука Джордано. Вообще подавляющая часть художественных сокровищ Эскориала, как и музеев Мадрида, – произведения итальянских мастеров.

Другая черта, производящая не меньшее впечатление в Эскориале, – это контраст между теснотой и бедностью личного жилища Филиппа II и громадными размерами дворцовых покоев, предназначавшихся для приемов и богослужений. В этих покоях более одиннадцати тысяч окон, а в узкую комнату, некогда принадлежавшую властителю полумира, едва проникает слабый луч света через маленькую дверь. Книги великолепной дворцовой библиотеки очень любопытно расставлены на полках: золотыми обрезами наружу, а корешками внутрь, словно властители Эскориала желали предупредить публику, что ей не следует знать заглавий трудов, которые читает король.


Как рассказывают, перед смертью Филипп II пожелал проститься с Эскориалом. Долго, на протяжении шести суток, умиравшего короля медленно несли на носилках из Мадрида. Его туманившийся взор еще успел в последний раз увидеть любимое детище. Спустя несколько часов король скончался… Начиная с Филиппа II Эскориал стал местом захоронения королей Испании.

Позже правители вносили изменения в Эскориал, но, несмотря на это, он и по сей день сохраняет свое художественное единство. В XVII веке Филипп IV завершил строительство Королевского Пантеона, в котором находились останки испанских королей.

Королевский Пантеон Эскориала


Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 г. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.

И короли, и королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, захоронены здесь в каменных ящиках на полках этажерок, предварительно отлежавшись в течение 50 лет в потайных комнатах «пудридерос», и перемещавшиеся в Пантеон уже в виде праха.

Напротив находится соединенный подземным коридором возведённый в XIX веке Пантеон инфантов, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона. Саркофаг для королевских детей (El Panteon de Infantes), умерших в младенчестве называется из-за своей пышной формы «Ла-тарта» (торт). Сооружен по просьбе королевы Изабеллы II в 1888 году мастером Хосе Сегундо де Лема.

Своеобразный дизайн этого неоднозначного сооружения позволяет людям, наделенным развитым воображением, легко представить себе этот «торт» нарезанным на дольки и с начинкой в виде малолетнего дофина в каждой порции.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Также помимо королевской усыпальницы в Эскориале есть множество помещений для королевских родственников, но надгробия в основном однообразны: одинаковые или почти одинаковые саркофаги, гербы и надписи.

Особой красотой здесь выделяется мраморная гробница Хуана Австрийского - победителя турков в исторической битве при Лепанто в 1571 году. Он - незаконнорожденный сын императора Карла V. Его все знают под именем Дон Жуана, того самого, кто разбивал сердца легкомысленным дамам своего времени. Наверное, поэтому на его пальцах 14 (!) обручальных колец. Рыцарь из каррарского мрамора покоится во сне, сжимая в руках меч. В ногах у него лежат перчатки доспехов, в знак того, что он не погиб в битве, а умер от болезни.

За последующие несколько сотен лет Эскориал потерял часть своих коллекций из-за пожаров и грабежей, но и сегодня он остается наиболее полным и впечатляющим памятником позднего Возрождения в Испании. Сейчас Эскориал включен в и является одной из самых посещаемых .

Эскориал - это самое большое и самое красивое здание во всем Мадриде, которое за свою долгую историю уже успело побывать дворцом, монастырем и резиденцией монарха Испании Филиппа II. Этот памятник архитектуры всегда вызывал в умах и сердцах многих людей противоречивые оценки и до сих пор не существует однозначного мнения людей по этому поводу, некоторые считают это здание «восьмым чудом света», а другие называют Эскориал «архитектурным кошмаром».

Общая информация об Эскориал

Архитектурный комплекс Эскориал, его полное название Сан Лоренсо де Эль Эскориал расположен на территории автономии Мадрида, возле реки Мансанарес, у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама и всего в часе езды от Мадрида. В данный момент Эскориал считают самым главным музеем Мадрида. Это не просто архитектурный комплекс, а также библиотека, национальный архив и крупнейший музей.

История Эскориала

Его история начинается еще в августе 1557 года когда войска испанского короля Филиппа II полностью разбили французские войска в битве при Сент-Кантене во Фландрии. Эта битва произошла как раз в день Святого Лоренцо, именно поэтому Филипп II принял решение построить монастырь в честь святого. Данный дворцовый комплекс должен был олицетворять мощь и силу испанской монархии, а также испанского оружия и будет напоминать победу испанских войск в битве при Сент-Кантене. Со временем планы строительства все больше разрастались, так же как и значимость сооружения. В строительстве Эскориала было решено воплотить завет Карла V - создать огромный династический пантеон и объединить в одно целое королевский дворец с монастырем. А в камне сооружения выразить политическую доктрину абсолютизма Испании. Король Филипп II послал двух ученых, двух лучших архитекторов, а также двух каменотесов найти место для строительства монастыря, да так, чтобы это место не было слишком холодным, слишком жарким и не далеко от новой столицы. После года утомительных поисков они нашли как раз то место, где сейчас расположен Эскориал.

Кроме пристрастия к Святому Лоренсо король Испании отличался от других правителей своей меланхоличностью, погруженностью в себя, большой религиозностью и слабым здоровьем. Он долго искал место, в котором мог бы отдохнуть от королевский проблем и забот самой могущественной империи во всем мире. Ему хотелось жить в окружении монахов, а не своих придворных. Эскориал должен был стать не только королевской резиденцией, но и в первую очередь монастырем для ордена Святого Иеронима. Он говорил что, хотел бы возвести «Дворец для Бога и маленькую лачугу для короля Испании». Филипп не хотел, чтобы при жизни составляли его биографию, он решил написать ее сам и сделал это в камне. Победы империи и ее поражения, последовательность трагедий и смертей, одержимость испанского короля искусством, учением и молитвами, управление страной - все это отразилось в Эскориале. Центральное положение архитектурного памятника символизирует веру Филиппа в то, что в политических действиях необходимо руководствоваться религиозными соображениями.

Первый камень в строительстве Эскориала был заложен в начале 1563 года, его строительство длилось на протяжении 21 года. архитектором данного проекта был Хуан Баутиста де Толедо, который ранее был учеником Микеланджело, а в 1569 году после его смерти, строительство завершил Хуан де Эррера, который как раз и занимался окончательной отделкой. Комплекс представляет собой почти квадратное здание, в его центре находится церковь, в южной части - помещения монастыря, в северной части - дворец, для был предусмотрен большой двор.

Филипп II тщательно следил за проектированием Эскориала и за его строительством. С концептуальной точки зрения большое значение имел выбор стиля архитектуры. Филипп II хотел подчеркнуть разрыв от средневекового прошлого, а также европейское значение своей страны. Данному требованию больше всего отвечает стиль ренессансной архаизированной архитектуры.

Для внутреннего убранства Эскориала были использованы самые лучшие материалы и кроме того было собрано самых лучших мастеров и строителей на всем полуострове и с других стран. Резьба по дереву была выполнена в Авиле и Куэнке, скульптурные работы заказали в Милане, мрамор привезли из Арасены, изделия из бронзы и серебра изготовили в Толедо, Фландрии, Сарагосе. В 1584 году был уложен последний камень в строительстве, после чего начали работать декораторы и художники, среди которых были известные итальянцы Л.Камбьязо, П.Тибальдини, Ф.Кастелло и др.

После того как строительство был окончено испанский король не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь было собрано много работ европейских и испанских живописцев, кроме того здесь хранились ценные рукописи и книги. Даже после смерти испанского короля его коллекцию все время пополняли его наследники. И теперь здесь хранятся работы Эль Греко, Тициана, Риберы, Сурбарана, Коэльо, Тинторетто.

В противоположность роскоши убранства Эскориала, покои короля были отделаны очень просто. Гладкие беленые стены, кирпичные полы и было выдержано в традиционном стиле испанских жилищ.

Культурное значение Эскориала

Еще со времен правления Филиппа II Эскориал считают воплощением христианских традиций. Для жителей Испании он стал тем, чем был храм Соломона, для людей, которые почитали Ветхий Завет. Внешний вид Эскориала считался в стране смелым новаторством архитекторов. Современники восхищаются умением и мастерством талантливого архитектора, который сумел уловить дух своего времени и глубоко осмыслить его идеалы.

Хуан де Эррера - это талантливый зодчий, вдумчивый математик, который сочетал в себе строгую военную дисциплину с бесстрастностью и выдержкой придворного, эти качества наложили свой отпечаток на сооруженный им целый ансамбль.

Творчество этого архитектора определило возникновение стилевого направления в искусстве Испании: популярная манера «безорнаментальности» (десорноментадо), по другому называется по имени создателя стиля эрререско.

Архитектор нашел удачное соотношение между угловыми башнями и куполом собора. Необычно выразительны стены фасадов - плоские, гладкие и словно уходят в бесконечность.

Все постройки данного ансамбля были выдержаны в одном монументально стиле. Все детали и формы сведены к обычным геометрическим телам - кубу и шару и благодаря этому люди думают об Эскориале как о музыке, которая застыла и одновременно звучит гордо, по-испански.

Текущее состояние Эскориала

Эскориал - довольно сложный комплекс, в который входит монастырь, дворец, собор и богословская школа. Некоторые представления об огромнейших масштабах могут дать такие сухие цифры: 86 лестниц, более чем 16 внутренних двориков, 1500 обращенных внутрь и 1000 обращенных наружу окон, в периметре Эскориал достигает 700 метров. Стены данного ансамбля были построены из больших блоков серого гранита, которые придают сооружению немного мрачный, но, в тот, же момент величественный вид.

Внешняя строгость строения искупается шикарным убранством внутренних комнат и других помещений, стены которых украшены фресками и картинами, антикварными редкостями и скульптурами. К оформлению Эскориала Филипп привлек «варягов» из Италии, а также известных испанских художников.

В целом все строение Эскориала совсем не изменилось с времен правления Филиппа II. Но его несколько раз реставрировали после сильных пожаров в 1671, 1731, 1763, 1825 годах. Большая реконструкция данного комплекса была произведена в 1953 году. В середине 1963 года к королевскому крылу замка пристроили музей, из такого же гранита и он был выдержан в таком же архитектурном стиле. Эскориал и сейчас функционирует как монастырь. Ранее здесь проживали монахи ордена Св. Иеронима, а после 1885 года им на смену пришли августинцы.

Где находится Эскориал и что можно посмотреть рядом с ним

Эскориал - это небольшой городок, который расположен всего в 50-ти километрах к северо-западу от столицы Испании - Мадрида. А известен он стал многим туристам благодаря известному во всем мире старинному монастырю, который также называется Эскориал а официально его называют монастырем Святого Лаврентия.

Недалеко от Эскориала и всего в 60 километрах от Мадрида находится не менее известное место в Испании, монументальный комплекс - Долина Павших. Комплекс был сооружен в 1940 году по указанию правителя Испании, Франциско Франко, как памятник погибшим солдатам в гражданской войне. При его строительстве местные власти использовали низкооплачиваемый труд заключенных, которые изъявили добровольное желание принимать участие в работах.

Все элементы данного монументального комплекса имеют просто гигантские размеры, а особенно базилика, которая была вырублена в скале. За огромной скалой находится монастырь бенедиктинцев.

Недалеко от въездных ворот начинается горная дорога, которая ведет к подножию Святого Креста в Долине Павших, заканчивается дорога на большой экспланаде общей площадью в 30600 квадратных метров.

Королевский дворец Пардо, расположен недалеко от Мадрида. Его построили в 16 веке на огромном холме Пардо посреди королевских охотничьих угодий, и получил свое название от холма. В первое время он был обычным охотничьим домиком, но со временем он начал расширятся и получил современный вид в начале 18 века. Во времена правления диктатора Франциско Франко, дворец был его резиденцией. А после его кончины Королевский дворец стал музеем. В наше время он стал резиденцией, которая принимает особо важных гостей.

Парк Ретиро создали в XVII веке специально для прогулок вей королевской семьи. Ретиро - это самый красивый парк во всем Мадриде. Во времена правлении Габсбургов в парк пускали только дворян. В наше время парк считается любимым местом для жителей Мадрида и многочисленных туристов. Парк Ретиро занимает общую площадь в 150 гектаров. В центре парка находится живописное озеро, на которое открывается удивительной красоты вид мавзолея Альфонсо XII и живописный Египетский фонтан.

В парке находится самая заметная достопримечательность, единственная во всем мире скульптура, которая была посвящена дьяволу и имеет название «падший ангел».

Как добраться до Эскориала

От столицы Испании до Эскориала ехать всего 50 километров. До Эскориала можно добраться на линии электрички С-8. Пригородные поезда в этой стране называют cercanias, которые ходят довольно часто, приблизительно каждые 20 минут. Билеты на поезд продаются только в день отправления специальной кассе на железнодорожном вокзале. Все путешествие займет примерно около одного часа. Можно также поехать на автобусе, который каждые 15 минут отправляется с автовокзала.

Эскориал - это достояние Испании и одно из самых красивейших достопримечательностей страны, который успел за свое долгое существование побывать дворцом, монастырем и резиденцией испанского монарха Филиппа II. Архитектурный комплекс Эскориал взывает у всех людей различные чувства, его называют «архитектурным кошмаром» и «восьмым чудом света».