Город бельцы. Бельцы. Основные данные города

Описание города

Бельцы расположены на севере Молдавии, в 130 км к северо-западу от Кишинёва, на холмистой равнине (Бельцкая степь), в месте впадения в Реут реки Реуцел. Реут пересекает город с северо-востока на юго-запад, Реуцел - с юго-востока на северо-запад. Общая длина этих рек на территории Бельц составляет 17 км. Через город протекают также речки Копачанка и Флэмындэ - притоки Реута. Все реки относятся к бассейну Днестра. На территории Бельц есть несколько искусственных озёр: Городское, Комсомольское, Кирпичное. Слово «бэлць» (ед. ч. - ба́лтэ) в буквальном переводе означает «болота» (другое значение - «лужи»). Считается, что город получил такое название, потому что расположен в болотистой местности.

Достопримечательности

Аэропорты

Аэропорт Бельцы-Город - один из двух аэропортов города Бельцы, который, в отличие от международного Бельцы-Лядовены, был региональным аэропортом. На сегодняшний день аэропорт не работает, а на его месте располагается специальная экономическая зона (ограниченная территория с особым юридическим статусом). Раньше аэропорт с его площадками использовался для внутренних полетов между городом и соседними молдавскими городами. Во время Второй мировой войны он был важнейшим аэропортом в этом...


Театры

3.75 оценки гостей

Датой основания этого национального театра является 16 мая 1957 года. Изначально он был молдавской труппой, которая дополняла русский театра, работавший в городе Бельцы с 1947 года. В мае 1990 года театр получает новое название и становится Национальным театром имени Василе Александрии. Здание было открыто 16 мая этого же года, в нем расположились два зала, подразделяющиеся на малый и большой, а также, круговая сцена. Проект разработан архитектором Янина Гальперина. За все время театр...

По данным переписи 2004 года, в муниципии Бэлць проживают 122 669 человек: 45,68 % — мужчины, 54,32 % — женщины. Этнический состав: 53,05 % — молдаване, 24,18 % — украинцы, 19,84 % — русские, 0,19 % — гагаузы, 0,24 % — болгары, 0,70 % — поляки, 0,33 % — евреи, 0,22 % — цыгане, 1,23 % — представители других национальностей. В Бэлць зарегистрировано 45 270 домашних хозяйств, на каждое из которых в среднем приходится 2,7 человека.

[вверх] История

Когда были основаны Бэлць, точно не известно. Считается, что первое документальное упоминание о Бэлць датируется 1421 годом, когда господарь Александр Добрый пожаловал своей бывшей супруге княгине Рингалле города Сирет и Волховец, несколько сел и «пустынные места». Именно в этой области и могло быть основано поселение Бэлць.

Другой документ, приводимый в пользу 1421 года как даты основания Бэлць, — воспоминания французского рыцаря Гильберта де Ланнуа. В своих путевых заметках он говорит, что посетил Рингаллу, герцогиню Мазовецкую, в Бэлць в 1421 году.

Однако эта датировка не является полноценно аргументированной, поскольку города Сирет и Волховец расположены на правом берегу Прута, на территории румынского уезда Сучава и на существенном расстоянии от места слияния рек Рэут и Рэуцел, где возникли Бэлць. Кроме того, в оригинале путевых заметок Гильберта де Ланнуа речь идет о городе Belfz в России, что не было учтено при определении года основания Бэлць. Вероятнее всего, Гильберт де Ланнуа имел в виду украинский населенный пункт Белз, в то время входивший в состав Польши.

Следующее упоминание о Бэлць датируется 1652 годом, когда там остановился Тимуш Хмельницкий — сын украинского гетмана Богдана Хмельницкого. Затем Бэлць фигурируют в путевых записках итальянского путешуственника, который проезжал через Молдову. То обстоятельство, что с 1421 по середину XVII века селение не упоминалось в исторических источниках, наводит исследователей на мысль, что Бэлць на самом деле моложе, чем считалось до сих пор.

Очевидно, что название города в переводе означает «плавни», «болотистое место» — зона, где возникли Бэлць, действительно окружена болотами.

В 1711 году во время Прутского похода Петра I командование русской армии и часть молдавского войска были расквартированы в Бэлць. После ухода русских войск селение было разграблено и сожжено татарами. До середины XVIII века Бэлць были маленьким селом среди болот. Местные топи были источником лихорадки, из-за чего население постоянно уменьшалось. Бэлць даже были прозваны «лихорадочным гнездом».

Однако населенный пункт постепенно оживал, став важным центром по торговле скотом. Основной спрос на скот обеспечивали купцы из Австрии.

В 1776 году господарь Молдовы Григорий Гика вопреки тому, что все торги считались княжеской собственностью, пожаловал часть Бэлць монастырю Св. Спиридона из Ясс, а еще часть — боярам-купцам Панаите.

По данным переписи 1774 года, селение насчитывало 129 хозяйств, принадлежавших боярину Александру Панаите. Братья Константин, Александр и Иордаке Панаите занимались торговлей и умело пользовались расположением Бэлць на пересечении торговых путей, а также опытом местных купцов в организации ярмарок. Их деятельность способствовала росту и укреплению торга. В Бэлць открылся просторный рынок, где устраивались ярмарки, здесь строились дома, мосты, дороги.

В 1791 году Георгий Панаите начал строительство каменного собора Св. Николая. Проект храма составил венский архитектор Вайсманн, который следовал образцу католических церквей в Галиции. Одним из художников, занимавшихся росписью собора, был мастер Евстафий, привезенный из Ясс князем Григорием Потемкиным.

В 1818 году российский император Александр I посетил Бессарабию. По пути в он остановился в Бэлць, где получил известие о рождении племянника Александра — наследника престола. Перед отъездом Александр I повелел именовать Бэлць городом.

Герб города Бэлць был утвержден в 1826 году. Он представлял собой голову лошади на красном поле. Объяснение выбору такой символики дано в официальном документе русских властей: «Прежний герб Ясского цинута во время турецкого владения представлял лошадь, а как по присоединении Бессарабии к Российской державе часть сего цинута вошла в состав оной, а другая осталась под турецким владением, то в память оного разделения герб сего цинута представляет в красном поле лошадиную голову».

К середине XIX века примерно ¾ города Бэлць оказались во владении членов семьи Катаржи — потомков братьев Панаите. Бояре Катаржи внесли и свой вклад в развитие города. В Бэлць появились новые мощеные улицы, каменные дома и мост через Рэут.

К концу XIX века в Бэлць было зарегистрировано более 2000 домов, из которых 80 — только из камня, остальные — из дерева и камня. Из каменных строений выделялись дом семьи Катаржи и мост через Рэут. Публичных зданий было мало: госпиталь на 160 коек, тюрьма и казарма с интендантскими складами, 25 каменных и 265 деревянных лавок. В этот период Бэлць играли важную роль в торговле скотом, здесь проводились 11 ярмарок в год. Самая большая ярмарка, на которую свозилось до 10-20 тысяч голов скота, проводилась 20 июля . Основными покупателями лошадей, выращенных на Бэлцких конезаводах, были австрийские купцы. Особое место отводилось и торговле зерновыми — местные сорта пшеницы высоко ценились. В Бэлць располагалось главное агентство одесских купцов по закупке хлеба.

Новый этап в развитии города начался в 1892 году со строительством железной дороги Слободзея — Рыбница — Бэлць — Окница — Липканы. Появление железной дороги повлекло за собой стремительный рост населения: с 9100 человек в 1880 году до 18 500 в 1897-м. Новый вид транспорта придал импульс экономическому росту Бэлць, которые заняли третье место в Бессарабии по объему товаров, транспортируемых по железной дороге. В начале XX века в Бэлць появилась телефонная связь, возведены новые публичные здания (Русский для внешней торговли банк, армяно-григорианская церковь и др.)

В межвоенный период в городе появился ряд монументальных архитектурных ансамблей: кафедральный собор Св. Константина и Елены, резиденция Хотинской епархии, церковь Св. Параскевы, женский лицей. Значительный вклад в историю города внес епископ Хотинский Виссарион Пую, избравший центром епархии Бэлць. Его усилиями здесь появились большой кафедральный собор, пять каменных церквей, епископская резиденция, новые мощеные улицы и пр.

В 1930 году Бэлць получили новый герб. Его официальное описание выглядело так: «На красном щите — серебряный курган, на вершине которого стоит коленопреклоненный молдавский лучник, натягивающий лук в левую сторону. Все это поддерживается на волнах воды голубого цвета, из которой по правую и левую сторону от кургана выходит по золотой тростинке камыша с золотыми листьями. Щит увенчан семиглавой короной в виде крепостной стены, которая символизирует древнюю воинскую стражу и сражения в этой области Молдовы».

После Второй мировой войны началось восстановление города, значительно пострадавшего в ходе боевых действий. Были возведены теплоэлектроцентраль, предприятия тяжелой и легкой промышленности, хлебозаводы, жилые многоквартирные дома. В 70-е годы Бэлць являлись одним из крупнейших промышленных центров МССР. Здесь функционировали 36 предприятий машиностроительной отрасли, электротехнической, легкой и пищевой промышленности.

В 1994 году город Бэлць получил статус муниципия. В 2003 году, после ликвидации уездов, в состав муниципия вошли села Садовое и Елизавета.

В 2006 году Бэлцкий муниципальный Совет утвердил новый герб муниципия, представляющий собой «щит, на который нанесены двенадцать полос серебряного и синего цвета. На их фоне стоит лучник в одежде и обуви красного цвета, золотых доспехах, с золотыми мечом на бедре и колчаном за спиной, натягивающий влево от себя лук — тоже золотой. Щит увенчан серебряной короной в виде крепостной стены с семью башнями».

[вверх] Природные ресурсы

Город Бэлць располагается на холмистой равнине. Местность здесь слабо пересечена долинами и холмами с ассиметричными склонами. Спуск к левому берегу Рэута пологий, а к правому — обрывистый. Из-за выкорчевки деревьев и кустарников многие склоны подвержены оползням. На территории муниципия преобладают обыкновенные черноземы с умеренным содержанием гумуса. Через город протекает река Рэут, которая в этой зоне меняет направление течения на восток. С запада на восток Бэлць пересекает речушка Рэуцел, впадающая в Рэут. Среднее течение Рэуцела было сильно изменено при строительстве промышленных предприятий, русло реки осталось необустроенным. В муниципии протекает также ручей Флэмында и еще два мелких притока Рэуцела.

На территории города 4 крупных водоема: городское озеро (площадь — 39 700 кв. м, глубина — 5,4 м, максимальный объем воды — 1 280 000 куб. м), Комсомольское озеро (площадь — 7000 кв. м, глубина — 4,8 м, объем воды — 360 000 куб. м), озеро Общества охотников и рыболовов (площадь — 30 000 кв. м, глубина — 4,4 м, объем воды — 850 000 куб. м) гребной канал (площадь — 120 000 кв. м, глубина — 2,8 м, объем воды — 262 000 куб. м).

Площадь зеленых насаждений составляет 761 га, из которых 262,5 га — леса и 498,5 га — парки. В парках и лесах встречаются разные виды растений: дуб, вяз, клен, ясень, акация и др. Из животных распространены белки, ежи, зайцы, различные грызуны, а из птиц — синицы, дятлы, кукушки, соловьи, совы, грачи, ласточки и т. д.

[вверх] Экономика

Экономический потенциал муниципия Бэлць представлен предприятиями легкой, пищевой, машиностроительной и приборостроительной промышленности, индустрии стройматериалов. В 2004-2008 годах экономика Бэлць развивалась благодаря инвестициям и относительно развитой инфраструктуре, оправдывая статус экономической и административной столицы севера. Однако после кризиса 2009-2010 годов сумма вложений уменьшилась на 50 %. Муниципий сейчас ощущает сильную нехватку источников инвестиций для реконструкции ряда важных промышленных предприятий, обновления городской инфраструктуры, решения проблемы дефицита водных ресурсов.

Крупнейшими хозяйствующими субъектами Бэлць являются: АО «Basarabia Nord» — переработка мяса и изготовление мясных продуктов (200 разновидностей); АО «Floarea Soarelui» — производство подсолнечного масла, шрота, кормов для скота; АО «Incomlac» — переработка молока, изготовление молокопродуктов (100 разновидностей); АО «Barza Albă» — производство коньячной продукции (более 20 марок, отмеченных 70 медалями); АО «Produse cerealiere» — производство муки, круп, спирта и пр.; «CMC-KNAUF» — стройматериалы; АО «Flautex» — текстильные изделия; АО «Mioara» — изделия из меха; АО «Bălțanca» — одежда; АО «Răut» — приборостроение.

В 2010 году в Бэлць была открыта свободная экономическая зона — седьмая по счету в Молдове. Задачами СЭЗ является привлечение иностранных инвестиций и формирование новой промышленной и коммунальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест и повышение профессионального уровня существующих кадров, улучшение социально-экономической ситуации в муниципии. В 2010 году в Бэлцкой СЭЗ были зарегистрированы 7 резидентов: совместное предприятие ООО «Klampfer Building Services», ООО «Magic V. S.», СП ООО «Unger Steel» (строительная сфера), ООО «Nica-R» (общественное питание), СП ООО «Administrarea imobiliară» и АО «Claritate» (услуги аренды). Самым крупным резидентом является компания «Draexlmaier», которая производит кабели для автоконцерна BMW. На заводе трудоустроены 1300 человек. СЭЗ охватывает две территории общей площадью 11,8 га, имеет доступ к железнодорожным путям, автотрассам национального и международного значения. В 30 км от СЭЗ располагается международный свободный аэропорт Маркулешты. В планах свободной экономической зоны строительство торгово-выставочного центра, гостиницы, парковки, а также формирование индустриальных парков и бизнес-инкубаторов.

[вверх] Социальная сфера

Образовательная система муниципия Бэлць охватывает 70 учреждений: 35 детских садов, 2 начальные школы, 3 гимназии, 13 средних школ, 9 лицеев, 2 школы для детей с ограниченными возможностями. Среднее специальное образование молодое поколение получает в 7 профессиональных училищах, медицинском, музыкально-педагогическом и политехническом колледжах.

Бэлцкий госуниверситет им. А. Руссо входит в пятерку ведущих вузов страны. Большинство из 10 факультетов дают возможность получения двойной специальности. По восьми дисциплинам университет предлагает обучение в магистратуре, а для шести — в аспирантуре. Процесс обучения обеспечивают 450 преподавателей. Университетская библиотека — одна из лучших в республике, в ней 12 специализированных читальных залов.

Сеть Бэлцких культурных учреждений представлена Дворцом культуры, 2 домами культуры в селах, входящих в состав муниципия, 4 клубами, картинной галереей, музеем истории и этнографии, муниципальной библиотекой с 8 филиалами и др. При Дворце культуры работают более 40 кружков и секций, которые посещают 800 человек. Традиции народной музыки и танцев хранят хореографические коллективы «Vîntuleț», «Flori de tei», «Năzuința», оркестр «Barbu Lăutaru» и пр.

Бэлцкий Национальный театр им. В. Александри действует с 1957 года, в нем было поставлено 190 спектаклей по произведениям классической и современной, национальной и зарубежной драматургии.

К услугам бельчан три публичные библиотеки: университетская, муниципальная им. Еуджениу Кошериу и детская им. Иона Крянгэ.

[вверх] Исторические памятники

У города Бэлць богатое культурно-историческое наследие. К числу старейших архитектурных памятников относится собор Св. Николая, построенный боярином Георгием Панаите по проекту австрийского архитектора Антуана Вайсманна в 1791-1794 годах. Стремясь оживить торговую деятельность, Георгий Панаите пригласил в Бэлць 300 армянских купцов из Галиции. Их условием стало возведение греко-католической церкви. Однако по неизвестным причинам купцам из Галиции не было разрешено переселяться в Молдову. Храм превратился в православный и был освящен в 1804 году.

Здание построено по образцу католических церквей, у него отдельно стоящая колокольня. У храма вытянутый в плане наос, обозначенный вертикальными пилястрами. Пилястры на фасаде тоже подчеркивают внутреннюю структуру строения. Вертикальные пилястры и окна с обрамлением создают ощущение монументальности собора. В 1965 году колокольня церкви была разрушена. В 1995 году звонницу восстановили, тем самым было воссоздано единство архитектурного ансамбля.

Настоящим шедевром архитектуры является собор Св. Константина и Елены, инициатором строительства которого был епископ Хотинский Виссарион Пую. Автором проекта стал архитектор А. Габриелеску, сумевший удачно соединить традиционное зодчество с трехчастной структурой и конструктивными и декоративными элементами неовизантийского стиля. Собор возводился 10 лет (1924-1934), роспись осуществляли известные итальянские, венгерские, румынские и русские художники. Ограда и ворота — ручная работа кузнецов из Черновиц. Купол собора возвышается на 46 метров, его пропорции гармонируют с остальным зданием. У внутренних помещений храма внушительная площадь, на службе одновременно могут присутствовать до тысячи человек. Перед церковью, напротив главного входа, располагается баптистерий, проект которого разработал архитектор В. Войцеховский.

Собор, освященный в 1935 году, в советское время разделил судьбу многих храмов — в 1961 году в нем разместился краеведческий музей. Храм понес серьезный ущерб: известью были закрашены фрески, утеряны иконы и ценные церковные книги. В начале 90-х годов собор был реставрирован и отдан православной церкви.

Армяно-григорианская церковь построена в 1910-1914 годах по проекту архитектора А. Красносельского, которые приблизил сооружение к армянскому средневековому стилю. Храм высотой 16,8 м возводился из кирпича и был облицован необработанным камнем. Его гармоничные пропорции удачно вписываются в пейзаж.

БЕ́ЛЬЦЫ , Бэлць (Bălţi), город в Северной Молдавии; имеет статус муниципия. Население 145,8 тыс. чел. (2016), с учётом прилегающих населённых пунктов Бируинца, Пелиния, Рэдоая, Рэуцел, Сынжерей, Стурзовка и др. ок. 250 тыс. чел., в пределах агломерации ок. 650 тыс. чел. Расположен на границе Северо-Молдавской равнины и Чулукской возвышенности, на реке Реут, в месте впадения в неё реки Реуцел. Важнейший транспортный узел Северной Молдавии; здесь сходятся автомобильные магистрали Кишинёв – Черновцы (Украина), Яссы (Румыния) – Сорока, Рыбница – Кобань и железнодорожные магистрали Рыбница – Окница, Бельцы – Унгень, Рэуцел – Глодень. Международные аэропорты: Бельцкий (в 11 км к северо-западу от центра Б.; чартерные перевозки) и Маркулештский (в 32 км к северо-востоку; грузовой).

Согласно официальной версии, Б. основан 22.5.1421. Однако новейшие исследования показывают, что первое упоминание о нём в документах относится к 4.10.1620. В 17 в. сельское поселение Ясского цинута (уезда) Молдавского княжества. Во время Прутского похода 1711 – главная база снабжения войск Петра I. Неоднократно подвергалось набегам и разорениям татар. С 1766 в боярско-монастырском владении, в конце 18 в. местечко, преимущественно еврейское. С 1812 вместе с Восточной Молдавией в составе Российской империи. Уездный город Бессарабской области (1818–73), Бессарабской губернии (1873–1917), центр Ясского (с 1887 – Белецкого) уезда. Значение Б. как торгового центра (ежемесячно проводились ярмарки лошадей) возросло после строительства в конце 19 – начале 20 вв. железных дорог. Наряду с торговлей скотом (экспортировался преимущественно в Австрию) значительно увеличилось производство и вывоз высококачественной пшеницы (главным образом через Одессу). В 1917 центр одноимённого уезда Молдавской демократической республики. В 1918–40 и 1941–44 в составе Румынии. В 1923 в Б. перенесён епископский центр Хотинской епархии. Сильно пострадал во время 2-й мировой войны, уничтожена бóльшая часть еврейского населения. Освобождён от немецко-фашистских захватчиков 26.3.1944 в ходе Уманско-Ботошанской операции (март–апрель 1944). В 1940–41 и 1944–91 уездный, районный центр Молдавской ССР, город республиканского подчинения, крупный промышленный центр. С 1994 муниципий, в 1998–2003 центр одноимённого уезда. В постсоветский период постоянное население сократилось на 15%.

На территории Б. и его окрестностей сохранились многочисленные археологические памятники эпохи неолита, бронзы и черняховской культуры (2–4 вв.), а также античные курганы. В центре города сосредоточено большое количество памятников архитектуры 18–20 вв. Среди них – православные соборы Св. Николая (1791–95, архитектор А. Вайсман, позднее европейское барокко; интерьер расписан молдавским художником Евстафием Альтини, 1795–1803; колокольня, 1888, реконструирована в 1994–95; при нём действуют центр помощи, библиотека церковной книги, хор, воскресная школа, 1995) и Св. Константина и Елены (1924–33, архитектор А. Габриелеску, неовизантийский стиль) с баптистерием (архитектор В. Войцеховский), церкви Рождества Богородицы (1881–84), Св. Троицы (1903–10), Св. Апостолов Петра и Павла (1915–16, затем Габриелеску, 1924–29, неомолдавский стиль), Преподобной Параскевы (1924–35, Габриелеску, неорумынский стиль), Архангелов Михаила и Гавриила (1928–36, неомолдавский стиль), Успения Пресвятой Богородицы (1930-е гг.), Св. Пантелеимона (1999), Дмитрия Солунского (2000–05; колокольня 2005–10), Всех Святых (2003–08), Св. вмч. Мины (2006–09), Покрова Пресвятой Богородицы (2007); армянская церковь Св. Георгия (1910–14, архитектор А. Л. Красносельский), монументальный католический костёл Св. Архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила (2001–10), баптистские и евангелическая церкви (все – 2000-е гг.).

Жилая застройка и административные здания (19 – середина 20 вв.), усадьба Бодеско (19 в.; в 1914–18 земская управа, в межвоенный период уездная префектура; в 1934 перестроено под руководством архитектора Р. Л. Спирер; впоследствии Дом пионеров, ныне Дворец бракосочетаний), Дом Хаджи-Маркарова (конец 19 в.; в межвоенный период мэрия), комплекс гостиницы «Bălţi» (19 в.), казармы воинской части (1905), Резиденция епископа Хотинского В. Пую в неорумынском стиле, в т. ч. Дворец епископа, административно-хозяйственное здание, главные ворота, парк (1924–27, Габриелеску, затем Н. и Р. Михэеску, 1929–34). Среди других сооружений – бывшее административное здание НИИ полевых культур «Селекция» (в начале 1990-х гг. возвращено церкви, с 2006 резиденция епископа Бельцкого и Фалештского), здания бывшего банка, бывшего еврейского лицея (оба – 20 в.), железнодорожного вокзала «Pământeni» (1930-е гг.) и ресторана «Nistru» (1952); ансамбль улиц Пэчий (Мира), Шмидта; центральных площадей – Независимости (с монументальным зданием Городского совета, 1958) и В. Александри (здания театра его имени, кинотеатра и главного торгового центра).

Многочисленные памятники выдающимся деятелям: А. Руссо (1971; скульптор И. Козлов), Н. А. Островскому (1970-е гг.), В. И. Ленину (1980), молодогвардейцу Б. Главану (1981), румынскому поэту и романисту М. Эминеску (1990; скульптор В. Гросу), молдавскому писателю и поэту В. Александри (2001), Т. Г. Шевченко (2002), господарю Молдавского княжества Стефану Великому (2004; скульптор Г. Постовану, архитектор В. Еремчук), Аллея классиков национальной культуры (2010), В. С. Высоцкому (2013). Мемориальные скульптурные композиции и ансамбли: Аллея воинам, павшим в 1941–44 (1944; памятники И. Н. Кожедубу, А. И. Покрышкину и Г. А. Речкалову, 2004), венгерским воинам (1944), советским воинам (1955), Освободителям города («Танк», 1968), «Гостеприимство» (1979), железнодорожникам «Паровоз» (1980-е гг.), памятники на могилах воинов, погибших в 1944, и на братской могиле солдат-железнодорожников (1957), на месте захоронения пленников советского лагеря (1991), жертвам холокоста (1997, 2009), воинам, павшим в 1944 (1997; с. Елизавета), воинам, павшим в Афганистане (1999), жертвам репрессий коммунистического режима (2002), жертвам Чернобыля (2003). Мозаики «Дороги» и «Приветствие» (1972).

Важнейший научно-образовательный центр Северной Молдавии. НИИ: полевых культур «Селекция» (1944; в структуре Академии наук Молдавии) и «Риф-Аквааппарат» (1996; разработка гидроакустической аппаратуры, медицинских приборов для физиотерапии, приборов для железнодорожного транспорта). Среди вузов – Государственный университет им. А. Руссо (1945; современный статус с 1992; комплекс зданий бывших лицеев – памятник архитектуры, 1924–38, Спирер, в стиле модерн), в его структуре – научная библиотека (1945) и др.; Днестровский институт экономики и права (основан в 1995 как филиал Московского университета менеджмента и права; современный статус с 1998; главное здание – памятник архитектуры, 1934); филиал Балтийского института экономики, политики и права (г. Санкт-Петербург), учебный центр Современного гуманитарного института (академии) Республики Молдова (г. Кишинёв); 6 колледжей. Библиотеки: муниципальная им. Э. Косерю (ведёт историю с 1880; статус библиотеки с 1913; восстановлена после войны в 1944; в 1972 на её базе создана централизованная библиотечная система; с 2005 носит имя румынского лингвиста Э. Косерю ) и детская им. И. Крянгэ.

Музей истории и этнографии (1960; в собрании археологические экспонаты, коллекции монет, костюмов, старых документов; в здании бывшего еврейского лицея). Картинная галерея им. А. Кантемира (1973). Национальный театр им. В. Александри (возник в 1934 как городской театр «Scala», с 1944 джазовый, с 1947 русский драматический, с 1957 молдавско-русский драматический, с 1990 статус национального; с 1994 действует детская труппа «Жижилицы»; современное здание и скульптурная композиция «Театр», 1990, архитектор Я. А. Гальперина, скульптор Ю. Хворовский), муниципальный детский театр «Вера». Дворцы культуры: городской (с концертным залом), «Молдова», «Пламя»; Центр культуры и молодёжи. Народные коллективы: танцевальный ансамбль «Vântuleț » (1957), оркестр «Lăutarul» (1970), фольклорный ансамбль «Doiniț a» (1991) и др. Молодёжный фестиваль «Хрустальный аист», ежегодный «День города» (22 мая). Городской парк (заложен императрицей Марией Александровной в 1856), сквер «Meșterul Popular» (народных мастеров).

Футбольные клубы: «Zaria» (1984; в 1992–2014 «Olimpia»), проводит матчи на Городском стадионе (1955; 6 тыс. мест); «Locomotiv» (1940, один из старейших в Молдавии), выступает на одноимённом стадионе (1,5 тыс. мест). Конноспортивный клуб, гребной канал, теннисный корт.

Один из крупнейших промышленных центров Молдавии. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевкусовая, лёгкая и строительных материалов. Действуют несколько промышленных зон. В советский период в городе возникло много крупных промышленных предприятий: заводы «Electrotehnica», электроосветительной арматуры, приборостроительный и др., ТЭЦ (1956; установленная мощность 24 МВт). На базе приборостроительного завода (возник в 1944 как Бельцкий механический завод; с 1951 – Завод № 898 в структуре ВПК СССР; затем Производственное объединение им. В. И. Ленина; ныне «Răut»; выпуск гидроакустического и навигационного оборудования) формируется промышленный парк «Răut». Завод компании «Moldagrotehnico» (основан в 1944; реконструирован в 1990-е гг.) в кооперации с рядом иностранных компаний выпускает свыше 20 видов сельскохозяйственной техники. В рамках созданной в 2010 свободной экономической зоны функционирует завод германской компании «Dräxlmaier Group» (производство автокомплектующих). Пищевкусовая промышленность представлена хлебокомбинатом (компания «Produse Cerealiere»), мясокомбинатом (1944; «Basarabia-Nord»), молочным («Incomlac», подразделение «JLC Group»; крупнейший в стране), винно-коньячным и пищевым (минеральная вода, водка, спирт, в т. ч. медицинский; в свободной экономической зоне) комбинатами, маслобойным («Floarea Soarelui»), сахарным, биохимическим заводами и несколькими фабриками по переработке кукурузы. Среди предприятий лёгкой промышленности – фабрики компаний «Flautex» (выпуск хлопчатобумажного текстиля: наволочек, покрывал, скатертей, салфеток и др.), «Infinity» (совместное молдавско-турецкое предприятие), «Bălţeanca», «Runfelsia» (все три – швейные изделия), «Fashion Group» (совместное молдавско-итальянское предприятие; трикотажные изделия), «Viat-Plus» (вязаные изделия, вышивка на всех типах тканей и кожи), «Stip» (мягкие игрушки, подушки для автомобильных сидений, одноразовые гигиенические пакеты для авиакомпаний) и «Mioara» (1945; бывший меховой комбинат; меховые пальто и подкладки, шерстяные одеяла и др.); промышленности строительных материалов – заводы компаний «Constructorul» (строительные конструкции из бетона, металла и древесины), «Bălindmontaj» (строительные металлоконструкции), «Drumuri Bălţi» (асфальтобетонные смеси), «Knauf-gips» (подразделение германской компании «Knauf»; строительные смеси), «СSMM-67» и кирпичный завод. В промышленной зоне №3 (в районе железнодорожной станции «Бельцы-Слободзея» – Северного вокзала) размещаются локомотивное и вагонное депо, нефтебаза, склад горюче-смазочных материалов Национальной армии Республики Молдова, завод по производству железнодорожных шпал и кислородный завод. В западной части Б. – крупная военная база (здесь базируются 1-я пехотная бригада «Moldova», часть карабинеров и военный госпиталь).

В окрестностях Б. – Белецкая степь (эталонные чернозёмы номинированы для включения в список

Полезная информация для туристов о Бельцах в Молдове - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Достопримечательности

Бельцы – город, расположенный в северной части Молдавии, на холмистой равнине, в месте впадения реки Реуцел в реку Реут, в 130 км от Кишинёва. Река Реуцел пересекает город с юго-востока на северо-запад, Реут - с северо-востока на юго-запад. Название города произошло от болотистой местности, на которой он находится. В городе общей площадью 41,42 кв. км, а с пригородами около 78 кв.км, проживает около 150 тыс. человек.

Первые летописные упоминания о городе датируются началом XV ст. В 1421 г. в период правления молдавского государя Александра Доброго поселение находилось во владении княгини Мазоветской. Очень часто на плохо укреплённое поселение нападали татары, грабившие и сжигавшие дома. В конце XV ст. находившиеся под руководством хана Мегли-Герея будакские татары разграбили и полностью сожгли поселение.

В 1711 г в ходе Прусского похода Бельцы представляли собой главную базу снабжения русских войск с большими запасами продовольствия. Вскоре информация об этом дошла до татар, после чего Бельцы были снова разграблены и сожжены. В 1766 г. молдавский господарь Александр Гика изгнал татар с этой территории, а здешние плодородные земли подарил монастырю и братьям-купцам Панаити - Иордакию, Константину и Александру. Со временем в имении Панаити начало строиться село, получившее название Бельцы, которое в конце XVIII ст. преобразовалось в небольшой торговый центр. В 1811 г. русский царь Александр I приказал присвоить небольшому местечку Бельцы статус города.

Расположившийся на перекрестке больших дорог город становился важным торговым центром исторической области Бессарабии. Основным предметом торговли на то время был скот. Вторая половина XIX ст. отметилась расширением мастерских ремесленников и созданием мелких предприятий кустарного типа. В 1887 г. город превратился в уездный центр. Благодаря построенной в конце XIX ст. железной дороги Бельцы-Унгены-Кишинев и Рыбница-Бельцы-Окница, Бельцы к началу XX ст. стали промышленным городом с хорошо развитой торговлей, огромным количеством фабрик и заводов.

Бельцы, как и большинство городов Молдавии, сильно пострадали в период Второй мировой войны. До того основную часть городского населения составляли евреи, но во время войны большинство из них были уничтожены. В советские годы Бельцы представляли собой крупный промышленный центр, имея статус города республиканского подчинения. После провозглашения независимости Молдовы в связи с безработицей уровень жизни в городе резко снизился, что заставило некоторых жителей покинуть его. В 1994 г. бельцы получили статус муниципия.

В Бельцах находится большое количество мемориальных мест и памятников. Самый молодой комплекс, открытый в 2010 г., – это Аллея Классиков, где можно увидеть постаменты с бюстами деятелей молдавской культуры. Также в городе имеется Аллея воинам, погибшим в 1941-1944 гг., и множество памятников, например, памятник освободителям города - Танк Т-34, памятник молодогвардейцу Б. Главану, Н. Островскому, А. Руссо, М. Эминеску, «Штефану Великому» и памятник железнодорожникам.

Зеленая часть Бельцов очень разнообразна. В городе имеется несколько прекрасных скверов и парков: центральный парк, детский парк «Андриеш», парк «Победы», парк «Селекция» и так далее.

Самым любимым местом для прогулок считается главная городская улица Штефана чел Мааре. Именно здесь располагается старинный храм Св. Николая, храм Рождества Богородицы, храм Св. Григория, здание собора Св. Равноапостольных Константина и Елены, храм Св. Преподобной Параскевы, храм Св. Апостолов Петра и Павла, здание Бельцкого епархиального управления и храм Св. Архангелов Михаила и Гавриила.

К важным достопримечательностям Бельцов также можно отнести Национальный театр имени Василе Александры, картинную галерею имени Антиоха Кантемира, региональный музей истории и этнографии, муниципальный дворец культуры и дворец культуры «Флакэра».

Бельцы расположены на севере Молдавии, в 120 км к северо-западу от Кишинёва, на холмистой равнине (Бельцкая степь), в месте впадения в Реут реки Реуцел.

Реут пересекает город с северо-востока на юго-запад, Реуцел - с юго-востока на северо-запад. Общая длина этих рек на территории Бельц составляет 17 км. Через город протекают также речки Копачанка и Флэмындэ - притоки Реута. Все реки относятся к бассейну Днестра. На территории Бельц есть несколько искусственных озёр: Городское, Комсомольское, Кирпичное.

Площадь города - 41,42 км², с пригородами - 78 км². Бельцы находятся в 7-балльной зоне сейсмичности. Почвенную структуру составляют обыкновенный чернозём и глинистая супесь.

Климат

Климат умеренно континентальный. Зима мягкая, короткая, лето жаркое, продолжительное. Средняя температура января −4,5 °C, июля +20,5 °C. Абсолютный максимум температуры составляет +38 °C, абсолютный минимум −32 °C. Преобладающие ветра - северо-восточные и северо-западные 2-5 м/сек. Годовая норма осадков 350-450 мм, основная доля осадков приходится на тёплое время года.

Название

Слово «бэлць» (ед. ч. - ба́лтэ) в буквальном переводе означает «болота» (другое значение - «лужи»). Считается, что город получил такое название, потому что расположен в болотистой местности.

История

Первое документальное упоминание о существовании поселения на месте современных Бельц датируется 1421 г. Этот год принято считать годом основания города. В то время поселение входило в состав владений Рингалы, жены молдавского господаря Александра Доброго.

В конце XV века оно было полностью сожжено войсками хана Менгли I Герая и до начала XVIII века сведений о разрушенном поселении не имеется.

В 1711 г. во время Прутского похода Петра I поселение вновь было сожжено (по одной версии - татарами, стремившимися уничтожить базу снабжения русских войск, по другой - русскими войсками во время отступления).

В 1766 г. молдавский господарь Александр Гика подарил земли по реке Реут Ясскому монастырю святого Спиридона и крупным купцам - братьям Александру, Константину и Иордакию Панаите. В имении Панаите начинает строиться село Бельцы, которое в конце XVIII - начале XIX веков становится небольшим торговым местечком.

В 1812 г. Бессарабия перешла под российскую юрисдикцию, а в 1818 при образовании Бессарабской области Бельцы были назначены уездным городом Ясского уезда. В этом же году Бельцы посетил император Александр I. Считается, что во время своего пребывания в Бельцах император получил известие о рождении племянника (будущего императора Александра II) и в честь этого события повелел присвоить Бельцам статус города.

В 1856 г., Бельцы удостоила посещением императрица Мария Александровна.

В 1887 г. Ясский уезд был переименован в Белецкий (то есть Бельцкий). В это время в Бельцах проживало ок. 10 тыс. человек, в основном евреи - 70 %, в городе насчитывалось 72 синагоги.

Расположенный на перекрёстке больших дорог (он связывал Черновцы, Хотин, Сороки с Кишинёвом, Бендерами, Аккерманом, Измаилом), город постепенно становился значительным торговым центром Бессарабии. Главным предметом торговли был скот.

Значение Бельц ещё более возросло, когда в 1894 г. была построена железная дорога Бельцы-Унгены-Кишинёв и Рыбница-Бельцы-Окница. К началу XX века Бельцы превратились в промышленный город с широко развитой торговлей, множеством заводов и фабрик.

Экономическое развитие Бельц продолжалось и после присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 г.

Евреи составляли большинство населения города. Согласно румынской переписи населения 1930 года, из 35000 жителей около 20000 составляли евреи, 10000 румыны (молдоване), и 5000 украинцы и русские.

Бельцы дважды посещал король Румынии Кароль II: в 1924 (ещё будучи наследным принцем) и в 1935 (вместе с сыном - будущим королём Михаем I).

Как и большинство молдавских городов, Бельцы сильно пострадали во время Второй мировой войны. Большая часть оставшегося в городе еврейского населения была уничтожена.

В советское время Бельцы становятся крупным промышленным центром со статусом города республиканского подчинения.

В 1991 г. была провозглашена независимость Молдавии. В условиях экономического кризиса, вызванного распадом СССР, большинство предприятий города оказалось на грани выживания. Безработица и резкое снижение уровня жизни привели к тому, что значительная часть жителей покинула город. С 1989 по 2004 население Бельц сократилось на 20 %. Большинство евреев репатриируется в Израиль и иммигрирует в другие страны.

В 1994 г. Бельцам был присвоен статус муниципия.

В 1998 г. в результате административно-территориальной реформы был образован Бельцкий уезд с центром в городе Бельцы. Однако, после обратной реформы 2003 г. (упразднения уездов и возвращения к делению на районы), Бельцы вновь обрели статус отдельной административной единицы, не входящей ни в один из районов.

Административное устройство

Муниципий Бельцы является самостоятельной административно-территориальной единицей. В состав муниципия входят сёла Елизаветовка и Садовое.

Органами управления муниципия являются муниципальный совет и примар, возглавляющий примэрию.

Совет состоит из 35 советников, избираемых сроком на 4 года. По результатам выборов 2007 года большинство мест в бельцком муниципальном совете принадлежит Партии коммунистов (ПКРМ) - 21 место; 11 мест принадлежат представителям других партий, 3 места - независимым кандитатам. В совете существует две фракции: фракция ПКРМ (21 советник) и фракция «Meleag» («Край»), в которую входят 2 независимых советника и 4 представителя разных партий.

Примар муниципия также избирается на 4-летний срок. С 2001 года пост примара занимает Василий Панчук, переизбиравшийся дважды: в 2003 году - на внеочередных выборах (в связи с реформой административно-территориториального устройства), и в 2007 году.

Население

По данным Департамента статистики и социологии Республики Молдова на 1 января 2006 года население муниципия Бельцы составило 127,6 тыс. чел. Из этого числа в городе проживает 122,7 тыс., в пригородных сёлах - 4,9 тыс. (3,5 тыс. в Елизаветовке, 1,4 тыс. - в Садовом).

Перепись 2004 года

По данным переписи населения 2004 года в муниципии Бельцы проживало 127 561 человек. Городское население - 122 669 человек, сельское - 4892 человека. Мужчин - 58 418, женщин - 69 143.

Религиозный состав: православные - 110 961, баптисты - 2609, католики - 990, адвентисты седьмого дня - 576, пятидесятники - 487, evanghelică sinodo prestbiter - 296, сreştină după evahghelie - 166, мусульмане - 106, evanghelică de confesiune - 77, старообрядцы - 47, реформаты - 44, приверженцы других религий - 2161; атеисты - 544 человека, не исповедующие никакой религии - 3304, отказались указать свою религию - 5193.

Примечание: в 1897 году проводилась первая перепись населения Российской империи; в 1930 - перепись населения Румынии (в 1939 была проведена ещё одна перепись, однако данные не были обработаны из-за начала Второй мировой войны); в 1959, 1970, 1979, 1989 годах проводились Всесоюзные переписи населения.

Промышленность

Бельцы - крупный промышленный центр. В городе 40 предприятий: пищевой и лёгкой промышленности, электротехнического и сельскохозяйственного машиностроения, по производству стройматериалов и др. Годовой объём промышленного производства в средних ценах - 2,2 млрд. леев (2004).

Городское хозяйство

Жилой фонд Бельц насчитывает 1562 дома (26 918 квартир) (2004).

В Бельцах 376 улиц и 11 автомобильных мостов. Общая протяжённость всех улиц, проездов и набережных - 220,7 км, площадь - 1478,5 тыс. км2. Общая протяжённость тротуаров - 218,4 км, сетей ливневой канализации - 31,2 км. Срок эксплуатации муниципальных автомобильных дорог составляет от 10 лет и более, что сказывается на состоянии их покрытия.

Водоснабжение Бельц осуществляется из реки Днестр посредством Сорокского водовода, а также из артезианских скважин. Всего скважин 89, большая часть из них законсервирована. Кроме того, на территории муниципия имеется 36 резервуаров чистой воды, 14 насосных станций, 667 шахтных колодцев. Износ водопроводных сетей города превышает 70 %.

Транспорт

Общественный транспорт

Пассажирские перевозки в Бельцах выполняются троллейбусным и автобусными управлениями, частными автобусами, маршрутными и легковыми такси. Общий объём перевозок за год - 35,4 млн. пассажиров (2004). Тарифы на общественный транспорт регулируются муниципальным советом (1,5 MDL в автобусе и 1 MDL в троллейбусе, 2 MDL в маршрутном такси).

Автобусы и маршрутные такси

Бельцкий автобусный парк управляет 10 регулярными маршрутами в Бельцах и в пригородах муниципия. Существует также около 25 линий маршрутного такси в Бельцах и близлежащих населённых пунктах, а также частные автобусы, которые не регулируются Бельцким автобусным управлением.

Троллейбусы

В Бельцах функционируют три троллейбусные линии. Большинство троллейбусов используемых Бельцким троллейбусным управлением (МПТУ) являются различными модификациями российского «ЗиУ» (самые новые из них 1992 года выпуска), чешской «Шкода» 14trM (2002 г.в.) и трех АКСМ 20101 (2003-2004 г.в.).

Такси

В Бельцах существует большой выбор служб такси (более 5 компаний), большинство из которых практикуют фиксированный тариф внутри города. Три службы являются филиалами кишинёвских молдавских республиканских компаний, две являются бельцкими компаниями.

Тарификация "2.50 лей км/0.50 лей минута простоя" внедряется в данное время правительством и является предметом трудных переговоров со стороны профсоюзов служб такси.

Автомагистрали

Бельцы всегда были на пересечении важных путей и являются сегодня важным транспортным трансмодальным узлом, а именно на пересечении европейской магистральной автодороги Е583 (дороги класса B).

Автобусное сообщение является эффективным способом передвижения между городами в Молдавии, также как маршрутные такси (общественных или частных служб). Бельцы связаны с Кишинёвом 127 км построенной ещё в советское время автомагистрали (часть дороги находится в хорошем состоянии). За 2 часа от Бельц, автомобильным транспортом можно добраться до Украины в северном или западном направлении и за 1 час до Румынии в юго-западном направлении через таможенно-пропускной пункт Скуляны-Скуляны или в западном направлении через Стынку-Костешты, который позволяет добраться до важного румынского города Ясс (104 км от Бельц).

Автобусная станция Бельц является одной из самых больших в Молдавии и обеспечивает автобусное сообщение с буквально любым населённым пунктом Молдавии, а также европейское (Евролайнс) и международное автобусное сообщение.

Железнодорожные вокзалы

Бельцы - важнейший транспортный узел севера Молдавии, в состав которого входят две железнодорожные станции: «Бельцы-Слободзея» и «Бельцы-Город» железных дорог Молдовы. Обе станции обслуживают пассажирские и грузовые поезда местного и международного сообщения. Пригородные поезда регулярного сообщения включают такие направления как: Окница (север), Резина (восток), Унгены (юго-запад), а также Кишинёв. Поездка в поезде до Кишинёва занимает 6 часов (200 км от Бельц железнодорожным сообщением).

Аэропорты

В городе находятся два функционирующих аэропорта, один из которых является международным - Международный аэропорт Бельцы-Лядовены, в нескольких км к северу (неподалёку от села Корлэтены, ранее называемом Лядовены), современный по советским стандартам, построенный в 80-ых годах, где могут производить посадку большие реактивные авиалайнеры (одна взлётно-посадочная полоса длиной в 2.200 метров). На данный момент нет информации о регулярных рейсах.

Второй аэропорт для небольших самолётов - Аэропорт Бельцы-Город, находится на восточной границе города. Этот аэропорт был самым важным аэропортом в окружающем регионе во время Второй мировой войны.

Ночные Бельцы

Ночная жизнь в центре Бельц вращается вокруг центральной площади Василе Александри, одной из самых больших в Европе. Здесь можно найти многочисленные кафе и рестораны с международной кухней (турецкой, японской). Одно из любимых занятий Бельчан - вечерняя прогулка вдоль бульвара Независимости до центральной площади.

Что касается клубной жизни, в Бельцах обосновались два самых больших клуба на севере Молдавии. Клуб Сохо предлагает широкий выбор музыки на все вкусы, известный своими вечеринками на тему 80-ых годов по четвергам. Клуб Сохо находится вблизи центра города, во дворце культуры "Реут". А-Клуб известен своими утренними вечеринками по выходным для молодых посетителей, в то время как этот клуб является наилучшим местом для вечеринки в среду после работы А-Клуб находится напротив железнодорожного вокзала Бельцы-Слободзея (Северного вокзала).

  • В июле 1941 года Рейнхард Гейдрих, глава Главного управления имперской безопасности (нем. Reichssicherheitshauptamt RSHA) выполнил несколько полётов из Аэропорта Бельцы-Город в своём частном модифицированном Мессершмитте Bf.109 для проведения воздушных боёв. Гейдрих был сбит советской противовоздушной обороной над Украиной и ему едва удалось избежать плена.
  • В 1980-ые года городские власти делегировали в Верховный Совет Советского Союза Маршала Ахромеева. Он был одним из близких союзников путчистов 1991 года, которые пытались отстранить от власти Горбачёва.