Хан эль халили. Эль халиль. Смотреть что такое "Эль-Халиль" в других словарях

Рынок Хан-Эль-Халили был основан в 1292 г. Современное название рынка связано с названием склада, построенного в 1382 г. для Амир Каркаса эль-Халили. От этого отдаленного времени сохранились многочисленные свидетельства в виде архитектурных памятников, часто религиозного характера, но также и светских. А в начале 16 века рынок взялся перестроить султан Аль-Гури. Вот с тех далеких времен здесь продолжают жить извилистые улочки кожевенников и чеканщиков, мебельщиков, медников, серебряников и продавцов специй и т.п. И нет ничего удивительного в том, что ныне Хан-эль-Халили - излюбленное место иностранных туристов, да и самих каирцев.

Сведущие люди приходят сюда не только за покупками, но и за тем, чтобы с головой погрузиться в восточную экзотику с ее непостижимой кутерьмой и многообразием и, конечно, почувствовать атмосферу средневекового арабского города.

В наше время Хан-эль-Халили стал крытым - и надёжно прячет от палящих лучей своих продавцов и покупателей. И хотя цивилизация вмешалась в этот вечно шумный торг восточного базара, обустроила его территорию, базар остался базаром.

Сейчас, несмотря на стандартизацию витрин, рынок (по-арабски "сук"), как и любой восточный базар, рынок представляет собой комплекс кварталов, в каждом из которых располагаются ремесленники какой-либо определенной специальности. Рынок Хан Эль Халили - это сотни узеньких проходов с тесными торговыми рядами, предлагающими широкий ассортимент различных традиционных товаров.

На этом громадном живописном торжище представлены изделия местных ремесленников. На Хан-эль-Халили можно купить все, чем славится Восток: специи, парфюмерию, золото, серебро, ковры, изделия из меди и бронзы, кожи, стекла, керамики и прочее. Вы не сможете здесь купить только спиртные напитки и пиво.

Добраться до рынка не составляет труда: находится он недалеко от мечети авторитетнейшего исламского университета Аль-Азхар и одной из главных достопримечательностей Каира - цитадели Саладина .

Территория рынка настолько огромна (5 тыс. м 2 !), что немудрено и заблудиться. Продвигаясь по бессчетному множеству тесных улочек с торговыми рядами, чувствуешь себя словно в лабиринте, откуда выбраться практически невозможно. Но не все здесь так хаотично, как может показаться на первый взгляд. В каждом квартале своя особая, ни на что не похожая жизнь. В Хан эль-Халили легко войти, но довольно сложно выйти обратно, не заблудившись: у этого громадного торжища шесть входов, а кроме того, к нему примыкают ещё двенадцать базаров поменьше, каждый из которых специализируется на продаже определённых товаров.

Каирцы ориентируются тут безошибочно и точно знают, где расположен Наххасин - "медный" и "терракотовый" рынок, как пройти к "золотому" базару Сийяга, и что ткани надо покупать в эль-Хаятлине, а хозтовары - на базаре Саккария. Всё, что душа пожелает, можно купить здесь, были бы деньги. И хотя базару Хан эль-Халили недавно стукнуло 700 лет, время над ним не властно: он совершенно не склонен к тишине и важности, по-прежнему шумит и торгуется - и продолжает расти.

Находясь на рынке Хан-эль-Халили хотя бы минут двадцать, можно сделать вывод, что здесь можно купить все, чем славится Восток. Искусно сделанную медную посуду, тарелки, столовые приборы, ковры, украшения из слоновой кости, изделия из красного и черного дерева, ценные изделия из кожи и хлопка, керамику. Алебастровые статуэтки древнеегипетских кошек и красивые светильники из цветного стекла. Мебель в арабском стиле. Плюшевые, дерматиновые, меховые фигурки верблюдов любого размера. Расшитые пайетками пояса для беллиденса. Шали и шарфы. Платки самых немыслимых расцветок, подушки, пуфы, бирюзу, нефрит. Пирамиды - из гипса, камня, металла. Ароматические масла. А сувениров так вообще не счесть! От такого обилия и разнообразия и впрямь захватывает дух. А еще на базаре продается замечательное египетское стекло. Оно бывает темно-синим, коричневым, бирюзовым, зеленым, цвета морской волны и фиолетовым. Из него делают кувшины, чашки, вазы, флаконы, блюда и амулеты.

Атмосфера на базаре - раскованная и миролюбивая. Зазывалы будут наперебой расхваливать свой товар на добром десятке языков, включая русский, но не спешите сразу раскошеливаться на понравившуюся вещь. На Востоке справедливо подмечают: не обманешь - не продашь, не поторгуешься - не купишь! А уж для любого египтянина торговля сродни искусству. И в этом "спектакле" вы должны ему подыграть. Чем лучше вы справитесь со своей ролью, тем меньше шансов быть обведенным вокруг пальца и больше - совершенно искренне очаровать вашего "оппонента", заслужить его уважение.

У рынка Хан-эль-Халили есть еще одна замечательная особенность - жизнь здесь не умолкает ни на минуту и красноречиво свидетельствует, что Каир не зря называют "городом без сна". Днем по базару ходят толпы туристов, ночью собираются чинные египетские семейства: гуляют, ведут неспешные беседы за чашечкой кофе с кардамоном. А порой приезжают сюда египетские знаменитости и миллионеры и с нескрываемым удовольствием сидят за простенькими пластиковыми столиками в местных кафешках и питаются здешней энергией. И если вам довелось попасть на Хан-эль-Халили за полночь - не беда: и с наступлением ночи можно продолжать исследовать рынок или зависнуть в одном из круглосуточных ресторанчиков.

Рынок Хан-эль-Халили работает до часа-двух ночи. Некоторые кафешки и магазинчики - круглосуточно. По праздникам: например, в Новый год, Рамадан и летом все открыто до рассвета - до утренней молитвы.

Хеврон – это самый большой город Западного Берега реки Иордан и второй по величине в Палестине после Газы. Расположен он в 30 километрах к Югу от Иерусалима на высоте примерно 930 метров над уровнем моря. Население Хеврона составляют около 250 тысяч палестинцев и 500-800 израильских поселенцев.

По договоренности, достигнутой в 1997 году, город административно поделен на два сектора: почти 80% территории находятся под контролем Палестинских властей, а оставшимися 20% управляет Комитет еврейской общины Хеврона. Эта часть города находится под постоянной охраной израильской армии, и между двумя секторами есть 16 КПП, контролируемых израильскими солдатами, так что свободно попасть из одной части города в другую практически невозможно. Тем не менее, в Хевроне очень часты вооруженные столкновения между еврейскими поселенцами, палестинцами и израильской армией.

Хеврон: история города

Хеврон является одним из древнейших постоянно заселенных на протяжении всей своей истории городов Земного шара. Исторические раскопки показали, что город был основан примерно 3 тысячи лет до нашей эры и являлся центром ханаанской культуры, пока в 1300 году до нашей эры его не завоевали евреи. С этих пор город известен по библейским историям.

Самая известная святыня Хеврона — Пещера Патриархов, в которой по преданию похоронены Адам и Ева, а также – библейские патриархи Иаков, Исаак и Авраам с женами. Именно благодаря этой пещере Хеврон имеет очень важное религиозное значение как для евреев, так и для мусульман. Сейчас на месте ее находится Аль-Харам Аль-Ибрагими или, как его еще называют на иврите, пещера Махпела.

Но вернемся к истории города. В шестом веке до нашей эры большую часть проживающих в Хевроне евреев увели в рабство вавилоняне, а их место заняли идумеи. Позже, после завоевания Святой Земли персами, большая часть евреев вернулась в Иудею.

Во втором – первом веках до нашей эры Иудея, в состав которой входил Хеврон, стала римской провинцией, которую позже переименовали в Палестину. После разделения Римской империи Хеврон попал в ее часть Византию, при этом Пещера Патриархов была превращена в церковь.

История Хеврона во многом повторяет судьбу всей Палестины — частые войны и последующая смена власти. В 638 году нашей эры город был завоеван мусульманами, правившими почти шесть веков. Почти весь одиннадцатый век Хевроном правили крестоносцы, на смену которым с 1187 по 1517 годы пришли мамлюки — мусульмане тюркского и кавказского происхождения. Позже их сменила Османская империя (предшественники современных турок), османское правление в Хевроне продолжалось до Первой мировой войны.

Хеврон: Новейшая история

После окончания войны, в 1922 году Хеврон вместе со всей Палестиной и территорией современной Иордании по мандату Лиги Наций попал под Британский мандат – управление Британии на территории бывшей Османской империи. В Хевроне проживали как арабы, так и евреи. В 1936 году, после столкновения этих групп населения и последующих еврейских погромов, во время которых погибли многие евреи, они были выселены из города британцами.

В мае 1948 года, всего за несколько часов до окончания действия Британского мандата, на основании плана ООН по разделу Палестины, на части территории страны было провозглашено образование государства Израиль. Хеврон, не входивший в эту часть, вместе с остальными землями Западного Берега реки Иордан после Иерихонской конференции 1949 года был присоединен к Иордании.

Во время войны 1967 года Хеврон и несколько других областей Западного берега были оккупированы Израилем. И в 1968 году 80 евреев под предводительством раввина Моше Левингера вопреки запрету израильских властей приехали в город Хеврон, где обосновались в одной из гостиниц, а позже организовали неподалеку от Хеврона израильское поселение Кирият Арба.

В самом центре Хеврона было основано несколько израильских поселений, среди которых:

Бейт Гадаса (с 1979 года) – жилой дом с проживающими в нем 10 семьями

Бейт Романо (с 1983 года) – религиозная школа с 250 студентами

Тель Румейда (с 1984 года) – жилой дом (15 семей)

Бейт Гассон – жилой дом (6 семей)

Бейт Кастель – жилой дом (1 семья)

Бейт Шнеерсон – жилой дом (6 семей + детский сад с 30 детьми)

Бейт ХаШиша (2000) – жилой дом (6 семей)

и некоторые другие. (Эта информация взята из Википедии на немецком языке). Поселения расположены в центре города, и в них в общей сложности проживают от 500 до 800 евреев – вооруженных религиозных фанатиков, постоянно охраняемых израильской армией.

Храм (Пещера Пратриархов) поделена на две части, так что с одной стороны в нем молятся евреи, а с другой – арабы-мусульмане. Входы в Храм находятся под контролем израильской армии с тех пор, как 25 февраля 1994 года в Аль-Харам Ибрагими во время мусульманской молитвы ворвался вооруженный автоматом израильский фанатик Барух Гольдштейн и расстрелял 29 молившихся там мусульман.

Русский монастырь Святой Троицы

В конце девятнадцатого века (1868 год) Русской Духовной Миссией было приобретено в Хевроне большой земельный участок с расположенным на нем Мамврийским дубом. По поверию, под этим деревом Авраам встречал бога, по другой трактовке — трех ангелов-посланников бога. Возраст дуба – около пяти тысяч лет. На этой земле был построен храм и основан русский мужской монастырь Святой Троицы, действующий и по сей день.

Современный палестинский город Хеврон

Сегодня Хеврон – это самый большой город Палестины. Вокруг Старого города, многие улицы которого перекрыты из-за близости к еврейским поселениям (в результате чего были покинуты более тысячи палестинских домов и закрыты почти две тысячи палестинских магазинов и предприятий) выросли и современные кварталы с многочисленными небольшими фабриками и магазинами. В городе расположены Хевронский университет и Политехнический институт.

Город Хеврон является также крупным торговым и промышленным центром страны, на его долю приходится примерно треть всего валового продукта Палестины. Основной оборот приносит продажа мрамора, добываемого тут в карьерах. Хеврон также известен добычей известняка, своими стеклодувными заводами, обувным производством и изготовлением керамической посуды. Здесь находится самый известный молокозавод в Палестине – Альжнеди. Кроме того, Хевронская область специализируется на выращивании винограда и инжира.

После посещения Египетского музея мы отправились к Хану аль-Халили, самому большому рынку Африки. Сегодня он больше заточен под туристов, но все равно - окунуться в самое сердце Каира (без пристального наблюдения охранников) было безумно интересно.

Высадили нас неподалеку от мечети Аль-Хуссейн

Мечеть Сайедуна аль-Хуссейна была построена в 1154 году. Название свое она получила в честь внука пророка Мухаммеда Хуссейна ибн Али , чья голова, по преданию, была перенесена в мечеть в Каир в 1153 году и для хранения которой и было построено это святилище.

Вдобавок, мечеть была основана на кладбище халифов Фатимидов (про них я рассказывал во время прогулки по Фесу - ), что придало ей статус одной из самых святых исламских мест в Каире. Мавзолей 1154 года сохранился до наших дней.

Нынешнее здание было построено в XIX веке в стиле неоготики. Кроме головы внука Мухаммада, в мечети хранятся еще несколько святых исламских артефактов, в том числе первый полный манускрипт Корана (самый древний).

Как мы видим, народ тусит в больших количествах. Погуляем немного и мы.

Хан эль-Халили окружен огромным количеством мечетей. Здесь мы видим еще две - Абу эль-Дахаб и знаменитую Аль-Азхар

Как и мечеть Султана Хасана - , Абу эль-Дахаб вначале была построена как медресе, и по стилю имитировала мечеть Синана в Булаке (пригород Каира). Это четвертая мечеть в Египте, построенная в Османском архитектурном стиле.

Мне особенно нравится здесь минарет Катхуда, с какими-то причудливыми формами а-ля горшочки на вершине)

К огромному сожалению, как мы видим, два из трех минаретов мечети Аль-Азхар (двойной минарет аль-Гхури, Куайтбей и Акбакхавийя) находятся на реставрации, и в данный момент имеют весьма и весьма печальный вид...

Аль-Азхар - первая мечеть Каира (с тех пор получвшего название "Город тысячи минаретов"), построенная в 970 году. Построил ее четвертый халиф династии Фатимидов Абу Тамим Ма’адд аль-Му’изз Лидиниллах (в честь которого также названа центральная улица Каира Муизз, находящаяся неподалеку. Мы по ней, увы, погулять успели ооочень частично, и я горячо рекомендую всем сию возможность имеющую посвятить ей гораздо больше времени). Именно во время его правления войска Фатимидов под командованием Джаухара а-Сакали завоевали Египет и основали новую столицу Халифата аль-Кахиру (Каир).

О мечети я могу рассказывать еще долго, но не хочу утомлять благодарного читателя. Выходим к комлексу Султана аль-Гхури, состоящего из медресе, ханаки, мавзолея, мечети и сабиля-куттаба, и заходим, собственно, на рынок аль-Халили.

Купола и минареты продолжают сопровождать нас)

Первый минарет и купол - это комплекс Султана аль-Ашрафа Куйатбея, считающийся одним из самых красивых и завершенных творений мамлюкской архитектуры (он также изображен на египетской банкноте значением один фунт)

Фотографии тут упорно не поддаются. Это прямо какое-то египетское проклятие)

Причем в этот день даже было вполне себе солнечно и без особого смога...

Какие тут потрясающие дома

Эдакий своеобразный левент - арт-деко

Есть и более "традиционные" дома.

Таких, например, мы видели много в еврейском квартале Эль-Млах в Фесе -

Торговцы рынка Эль-Халили

Нам предложили поесть здесь, в египетских "оладьях".

К оладьям место никакого отношения не имели, но слоеные "малавахи" с сыром были крайне вкусные. Запили мы все это традиционным арабским кофе (фото местного красавчика прилагается)

В двух словах про рынок - в оригинале тут был мавзолей Турбат аз-Зафараан (могила Саффрона), и здесь хоронили фатимидских халифов. Также это место было частью комплекса Великого Восточного дворца. В XIV веке султан Баркук разрушил кладбище и мавзолей, и возвел на его месте караван-сарай (Хан)

Эль-Халили часто описывают в литературе. Здесь проходит действие одной из книг Нагиба Махфуза, самого знаменитого египетского писателя, и единственного получившего Нобелевскую премию. Хан также является центром второй книги Барочного цикла Нила Стивенсона.

Сейчас тут, как уже было сказано, расположен главный туристический магнит Каира.

Здесь даже дают свободно гулять туристам. Что немного странно, учитывая что в местах гораздо менее "народных" и людных мы гуляли с охраной, которая не давала нам даже шагу ступить вправо или влево.

Напоследок - немного фотографий местных

Как видим, они спокойно сидят прямо на тротуарах, а некоторые даже устраивают прямо на месте пикники)

Детки любопытно раскрашены)

Люди, кстати, вполне современны, несмотря на "ислам". Девушки делают селфи

И с большим удовольствием позируют в камеру)

Я сначала немного стремался - все-такие никогда не знаешь, как люди реагируют на попытку их сфотографировать, особенно в стране с консервативными законами. Но я показал им на камеру, и девушки были настолько рады, что я даже удивился.

В общем все как всегда. Рассказывают одно, а на деле совсем другое. Все люди дружелюбны, приятны. Что вдобавок поразило - вроде на рынке, а никто не кричит, никаких нервов. Заманивают тебя в магазины тихо и вежливо. Даже как-будто и не восточный базар. Надеюсь они отреставрируют этот район (да и вообще немного поднимут весь Каир) и сюда будет еще приятней и интересней приезжать в гости.

Уезжая мы проехали еще раз мимо Египетского музея -