Инновации в авиации. Развитие инновационной деятельности авиакомпаний россии в сфере авиаперевозок Новшества в функциональных системах воздушных судов

Безопасность полетов и эффективность современных самолетов остаются центральными проблемами в авиационной отрасли, поэтому разрабатываемые новые технологии в первую очередь направлены на решение данных проблем. Перечисленные ниже технологические новшества являются перспективными направлениями инновационного развития авиационной индустрии.

Сенсорные экраны

Мы пользуемся сенсорными экранами каждый день в смартфонах и планшетах, однако уже в 2014 г. сенсорные дисплеи могут появиться и в кабине пилотов современных самолетов. Интегрированная приборная панель Garmin G5000 с сенсорными контроллерами будет запущена в эксплуатацию на таких бизнес-джетах, как Bombardier Learjet 75, Cessna Citation Sovereign X, Latitude и Longitude.

Уже в этом году в составе комплекса авионики ProLine Fusion компания Rockwell Collins представит пилотажные дисплеи с сенсорным экраном на самолетах Beechcraft King Air. Фирма Honeywell намерена с 2018 г. запустить в эксплуатацию резистивные сенсорные экраны в составе комплекта авионики Epic 2, который будет устанавливаться на региональных самолетах Embraer E-Jet E2.

Война винглетов

Впервые замеченные на бизнес-джетах законцовки крыла (винглеты), призванные уменьшить аэродинамическое сопротивление, появились на множестве ВС различных авиакомпаний мира в целях экономии затрат на топливо. Новое поколение винглетов типа акулий плавник (шарклет) устанавливается в стандартном исполнении на лайнерах Airbus A320, обеспечивая снижение расхода топлива до 4% по сравнению с традиционными законцовками крыла.

Следующим шагом будет появление в 2014 г. на самолетах Boeing 737NG сопряженных винглетов Split Scimitar, разработанных компанией Aviation Partners. Эти законцовки должны обеспечить снижение расхода еще на 2,2% по сравнению с достигнутой на данное время экономией в 4–5%. Законцовки крыла "двойное перо", предложенные для авиалайнеров Boeing 737MAX, предполагают такую же экономию топлива.

Системы комбинированного видения

Вы прочитали 22% текста.

Это закрытый материал портала сайт.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.

Подписка на материалы сайт предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта:

  • - уникальному контенту - новостям, аналитике, инфографике - каждый день создаваемому редакцией сайт;
  • - расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала "Авиатранспортное обозрение";
  • - всему архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" с 1999 года по текущий момент;
  • - каждому новому номеру журнала "Авиатранспортное обозрение" до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес

Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка.

Эволюция гражданской авиации в последние несколько лет получила серьезный толчок как в технологическом, так и в экономическом плане. Количество людей, путешествующих по воздуху, стремительно растет с каждым годом, а потому конструкторы регулярно публикуют весьма интересные концепты летающего транспорта будущего, от самолетов на автопилоте до персональных авиатакси. В настоящее время большая часть этих проектов все еще проходит стадии исследования, тестирования и разработки стратегии по экономической реализации. Это неудивительно: малейшая ошибка во время проектирования может стать причиной гибели множества людей, а потому излишняя спешка весьма нежелательна. Канал Wendover Productions собрал в одном видео самые интересные и перспективные проекты летательных аппаратов будущего и попытался ответить на вопрос, смогут ли авиакомпании воплотить в жизнь ту или иную задумку в обозримом будущем:

Когда дело доходит до инноваций, основным критерием удачного проекта становится его практичность и эффективность. Идеальный пассажирский самолет современности обладает средними габаритами и при этом способен обслуживать максимальное число пассажиров. Его сфера — это трансатлантические перелеты на короткие и средние дистанции, поскольку с дальними вылетами сейчас прекрасно справляется Boeing 787. Долгое время «универсальным» пассажирским лайнером был двухмоторный малолитражный Boeing 757, пик популярности которого пришелся на период, когда таким самолетам официально разрешили совершать трансатлантические перелеты. Несмотря на то, что он и сейчас весьма неплох в своем деле, конструкция 1983 года имеет ряд недостатков, которых лишены более современные самолеты, в частности наличие составной рамы и особенности конструкции крыла. Производство 757 модели было остановлено в 2004 году.

Электросамолеты как способ сделать перелет дешевле

В результате этого решения у авиакомпаний возникло окно между малым 737-м и слишком большим 787-м, который может нести на борту 230−280 пассажиров и осуществлять перелеты на расстояние до 7400 км. В настоящее время компания работает надо новой моделью — Boeing 797 , конструкция которого будет включать в себя современные двигатели и секционный дизайн корпуса, что позволит ему работать на пределе своей эффективности. После завершения тестовых испытаний именно он может взять на себя роль транспортного средства для всевозрастающего количества пассажиров по всему миру.

В сфере региональных рейсов есть куда более амбициозные проекты, которые со временем могут и вовсе изменить систему ценообразования на авиаперелеты: электросамолеты . На текущий день для их реализации в качестве полноценного трансатлантического транспорта существует множество ограничений, от ограничения по мощности у электродвигателей до низкой емкости аккумуляторов. Но вот для локальных перелетов они подходят как нельзя лучше. Основное препятствие для них — это даже не технические, а экономические ограничения: путешествие на поезде или машине обойдется в разы дешевле (особенно для Европы, где зачастую пригородный поезд за несколько часов может пересечь всю страну от края до края). Для того, чтобы электросамолеты могли составить другим видам транспорта серьезную конкуренцию, авиаконструкторам приходится искать инновационные пути удешевления полета. К примеру, проект Zunum Aero отличается значительным сокращением стоимости и расхода реактивного топлива благодаря гибридной конструкции их самолета. Его испытания должны начаться к 2020 году и, согласно официальному веб-сайту, цена на перелеты не будет превышать $100 по нынешнему курсу. Компания заявляет, что нашла способ сократить расходы на топливо для небольших самолетов на 40−80% - согласитесь, это солидная экономия.

Ближайшее будущее

Конечно, эти самолеты не решат всех проблем. Появление новинок неизбежно спровоцирует и новые трудности, для решения которых будут созданы самолеты уже следующего поколения — и так далее, пока наконец индустрия или не превратится во что-то более совершенное и лишенное недостатков современности, или не уступит первенство новым технологиям (все мы, конечно, ждем не дождемся, когда наконец ученые не изобретут рабочие телепорты). Но факт остается фактом: рано или поздно новые среднемагистральные самолеты и электрические малолитражки поступят в производство, и может быть именно это сделает авиаперелеты дешевле и намного доступнее.

Вторая по величине российская авиакомпания S7 Aero из авиаперевозчика, доставляющего пассажиров из пункта А в пункт Б, хочет превратиться в сервисную компанию, удобную для пользователей. Для этого она вложится в искусственный интеллект и Big Data для сбора информации о клиентах, в блокчейн для экономии на топливе и даже создаст новый сверхлегкий реактивный бизнес-джет. S7 совместно с инновационным центром «Сколково» уже объявила конкурс стартапов, чтобы найти наиболее технологичные решения по оптимальной цене.

Александр Кряжев / РИА Новости

В поиске технологий

Пять победителей конкурса получат по 500 тыс. руб. от S7 Group (материнская компания S7 Aero) и по 5 млн руб. от Фонда «Сколково». S7 Group — не только крупная авиакомпания, но и первая в России частная космическая компания, которая работает над созданием ракеты многоразового пользования и собирается конкурировать с Space X Илона Маска . Полеты в космос требуют высоких технологий и инновационных решений. Однако старший вице-президент S7 Group Татьяна Филева (дочь владельцев S7 Group Владислава и Натальи Филевой ) утверждает, что космическая отрасль гораздо более консервативна, чем авиационная. Действительно, S7 Aero была первой среди авиакомпаний, которая внедрила электронный билет, мобильный посадочный талон (в 2007 г.); первой стала использовать блокчейн (в 2017 г.) и первой запустила стартапы для реализации новых проектов. Ее бизнес вырос вдвое за шесть лет. Но на этом S7 останавливаться не собирается; для развития и понадобились стартапы.

Вдохновить на путешествия

«Наша цель — вдохновить людей на путешествия, сделать их организацию простой и удобной », — говорит директор по клиентской поддержке S7 Travel Retail Александра Грибкова .

Компания хочет разработать алгоритм для персонализированного предложения авиабилетов и других сервисов на основе данных, собранных о пассажирах. Компания будет создавать профили пассажиров, опираясь на их прежние запросы по авиабилетам, такси, отелям, шоппингу. Например, вы бронируете билет в Тюмень, а авиакомпания предлагает вам варианты: как добраться из аэропорта и где поселиться.

«Мы должны предоставить правильную цену в правильное время правильному покупателю », — говорят в компании.

Чтобы сформировать «правильную цену», анализируются тарифы и расписание полетов конкурентов, новости (важными являются, например, спортивные события, фестивали и пр. — данные агрегируются с сайта Expo Map), данные о клиенте. То есть собирается Big Data, на основе которой будет делаться прогноз будущих покупок. S7 — не единственная компания, которая борется за лояльность клиента при помощи больших данных: сегодня это делает, скажем, «Аэрофлот». Тот использует большие данные для анализа отзывов клиентов, включая социальные сети.

Чтобы удобнее было приобретать авиабилеты и другие услуги S7, будет создано мобильное приложение, которое сумеет распознавать голос клиента. Вам не нужно по ссылке переходить на сайт для оплаты авиабилета, достаточно продиктовать данные своей банковской карты, а виртуальный помощник совершит за вас покупку. Чтобы не заставлять пассажира постоянно предъявлять разные документы во время посадки на самолет (паспорта, билеты, посадочные талоны), S7 внедрит распознавание по лицам.

В прошлом году S7 Aero перевезла 200 тыс. китайцев. Но в колл-центре не умеют говорить по-китайски. S7 Aero хочет запустить сервис по переводу в режиме реального времени на китайский, японский и другие языки для общения пассажиров с колл-центром.

Еще один сервис, запланированный S7 Aero, — интернет на борту самолета, который позволит переписываться, например, коллегам по командировке во время полета и пр.

Блокчейн, бизнес-джет и новый двигатель

Улучшая клиентский сервис, S7 Aero надеется увеличить свою эффективность. За эффективность компания борется, стараясь снизить издержки. Так, цена на топливо отличается в каждом аэропорту. Летом S7 Group с «Газпромнефть-Аэро» и Альфа-банком ввели сервис для моментальной оплаты авиатоплива в момент заправки на основе смарт-контрактов, чтобы экономить на топливе. Через систему смарт-контрактов (Aviation fuel smart contracts — AFSC) перевозчик передает «Газпромнефть-Аэро» информацию о заправке нужного рейса, согласовывает объем топлива и цену. После этого онлайн-заявка направляется в банк авиакомпании для резервирования нужной суммы на счете авиакомпании. Подтверждение из банка занимает всего 40‑60 секунд, после этого сразу начинается заправка самолета. Для оплаты используется блокчейн-платформа Hyperledger.

Также в Ступинском районе Московской области в течение двух лет построят завод для производства сверхлегкого реактивного бизнес-джета. Самолет будет рассчитан на 4 человека и сможет летать на расстояния в 2000 км со скоростью в 600 км/ч. Его сделают из композитных материалов, в том числе из углепластика. Компания хотела бы также произвести собственный двигатель. Для этого в S7 Group ищут новые технологии изготовления композитных материалов и способы повышения работы двигателя (включая ремонты и математические расчеты).

Рынок авиаперевозок стремительно растет, поэтому конструкторы регулярно публикуют концепты летающего транспорта будущего.

Аэрокосмический гигант Airbus протестировал беспилотное летающее такси, созданное в рамках проекта Vahana. Летательный аппарат под названием Alpha One впервые поднялся в воздух. Высота подъема была небольшой - всего 16 футов (4,9 м) - и находился в воздухе Alpha One всего 53 секунды, после чего произвел посадку. Тем не менее все операции летательный аппарат произвел самостоятельно, в автономном режиме. На следующий день команда специалистов проекта Vahana провела еще один тестовый взлет Alpha One, и он тоже прошел успешно.

Как сообщается, Airbus запустила этот проект для «демократизации частного полета» с использованием всех новейших технологий, в том числе машинного зрения и электрической тяги. Основываясь на этой концепции, команда Vahana разработала Alpha One - электрический самолет с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL) для одного пассажира. Конечной целью компании является создание сети автономных пассажирских летательных беспилотных аппаратов, аналогичной флоту, самоходных автомобилей для оказания услуг перевозки пассажиров, которое Waymo собирается запустить в этом году, но только проект Airbus еще более амбициозный.

Тем не менее, прежде чем это произойдет, Airbus необходимо продолжить развивать свои технологии и выполнить еще больше летных испытаний, после чего можно будет перейти к тестированию полетов в горизонтальном направлении.

Lockheed Martin & Aerion

Cреди разработчиков различной пилотируемой техники разгорается настоящая битва за то, кто раньше выпустит сверхзвуковой самолет, который получит массовое распространение. И вот недавно один из крупнейших производителей в лице Lockheed Martin присоединился к этой гонке со своим новым проектом сверхзвукового бизнес-джета.

Компания Lockheed Martin в рамках нового проекта сотрудничает с компанией Aerion, а новый самолет получит название AS2. Основной инновацией при производстве самолета станет конструкция из трех двигателей: два расположены под крыльями самолета, третий - в хвосте. Такое расположение положительно повлияет как на скорость, так и на аэродинамику будущего авиалайнера. Стоит заметить, что такую конструкцию инженеры Lockheed Martin представили еще в 2014 году, но лишь сейчас она нашла достойное применение. Помимо этого, салон самолета будет выполнен по всем стандартам, соответствующим премиум-сегменту, а на полет из Лос-Анджелеса в Сидней, по заверениям создателей, у авиалайнера уйдет всего два часа.

Сотрудничество с Aerion было не случайным. Дело в том, что эта компания является одним из лидеров рынка в конструировании аэродинамических корпусов, что очень важно для любого воздушного судна.

Основатель американской компании SpaceX Илон Маск предложил использовать перспективные многоразовые ракеты-носители BFR для пассажирских перелетов на планете Земля. Согласно записи в твиттере Маска благодаря таким ракетам продолжительность перелета между двумя любыми точками планеты не будет превышать одного часа. Сегодня многие разработчики летательных аппаратов работают над существенным сокращением времени полета. В качестве основного способа ускорить авиаперевозки рассматривается создание «тихих» сверхзвуковых пассажирских самолетов. Первые такие самолеты должны появиться в начале 2020-х годов и обеспечить уменьшение времени перелетов по обычным маршрутам в среднем в два раза.

Согласно презентации, опубликованной на канале SpaceX в YouTube, ракеты BFR с пассажирскими модулями могли бы стартовать с морских платформ. Туда пассажиров доставляли бы скоростные суда. После старта и выхода на орбиту отделяемые ступени ракеты BFR возвращались бы на землю, а пассажирский модуль летел бы к цели за пределами атмосферы Земли на скорости 27 тысяч километров в час.

Компания Toyota приняла решение вложить 350 тысяч долларов в проект по созданию летающего автомобиля. Как сообщает издание NHK, это поможет завершить разработку транспортного средства к 2019 году. Публичная премьера машины может состояться уже в 2020 году на Олимпиаде в Токио. По предварительным данным, летающий автомобиль будет носить название Skydrive. Над этим проектом с 2012 года работают несколько сотрудников Toyota на добровольной основе. Одноместная машина получит четыре ротора, которые будут работать по аналогии с современными квадрокоптерами.

Максимальная скорость Skydrive составит 100 километров в час. Взлетать машина будет способна на высоту до 10 метров. Также автомобиль сможет передвигаться по дорогам общего пользования.

Ранее сообщалось, что Toyota планирует создать автомобиль на воздушной подушке. Предполагалось, что это решение позволит снизить трение и соответственно повысить эффективность мотора и улучшить управление.

На данный момент сразу несколько компаний занимаются разработкой летающих машин. Так, в этом году такое транспортное средство было представлено словацкой компанией AeroMobil. Разработка машины шла на протяжении 25 лет. На данный момент новинка уже доступна для предзаказа. Цены на нее составляют от 1,2 до 1,5 млн евро.

Автоматический переход AeroMobil в режим полета занимает три минуты. Запас хода в наземном варианте составляет 700 километров, а в воздушном - 750. Максимальная скорость автомобиля - 160 километров в час. При этом в воздушном режиме этот показатель достигает 360 километров в час. До 100 километров в час транспортное средство может разогнаться за 10 секунд. Вес машины составляет 960 килограммов.

Boom

Британский миллиардер Ричард Брэнсон поддержал американскую компанию Boom в ее разработке пассажирского сверхзвукового авиалайнера. Накануне компания представила прототип данного самолета, получившего название XB-1 Supersonic Demonstrator.

Финансовую и техническую поддержку проекта осуществляет компания Брэнсона Virgin Galactic. Первый тестовый полет авиалайнера намечен на конец следующего года, испытания будут проходить в Южной Калифорнии.

Показанный прототип является уменьшенной в масштабе 1:3 копией серийной модели. Самолет выполнен из композитных материалов, в нем только 40 стандартных для первого класса пассажирских кресел, которые расположены по одному в ряд.


Ожидается, что новый сверхзвуковой пассажирский самолет сможет преодолевать расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 3,5 часа, дорога из Сан-Франциско в Токио займет четыре часа, а из Лос-Анджелеса в Сидней можно будет долететь за шесть часов.

«Я уже долго увлечен аэрокосмическими инновациями и разработкой высокоскоростных коммерческих полетов. Virgin Galactic является новатором в космической области, для нее было легко принять решение работать с Boom», - рассказывает Ричард Брэнсон.

Аэропорт - первое, с чем встречаются путешественники, прибывающие в новую для себя страну или город. Чтобы произвести впечатление воздушные гавани, являясь лицом страны, часто имеют футуристическую архитектуру, большие внутренние пространства, технологичность и удобство для пассажиров. Россия в этом не исключение. И хотя у нас есть красивые и удобные аэропорты с современными архитектурными решениями, а наши аэропорты получают различные международные призы, нам есть, куда стремиться. Современные технологии позволяют пассажирам легко ориентироваться в аэропортах с несколькими терминалами, ускоряют и упрощают процесс регистрации на рейс и сдачи багажа. Для нашей страны это особенно актуально в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года.

О самых продвинутых аэропортах мира и высоких технологиях рассказала в русском издании журнала "Buisness Traveller" журналист Мариса Кэнон.

Биометрия

Пассажиру порой приходится по пять раз доставать и показывать свои документы. Ничего удивительного, что аэропорты пытаются сделать процедуру проверки документов максимально быстрой и внедряют на контрольно-пропускных пунктах высокотехнологичные биометрические устройства. Вообще попытки реализовать контроль без контакта пассажира с персоналом предпринимаются с 2003-го, но по-настоящему прорывным стал нынешний год. В марте авиакомпания British Airways запустила систему сканирования лиц, которая позволяет пассажиру вообще не доставать документы в аэропорту. Сейчас эта технология доступна в терминале внутренних линий аэропорта Хитроу, выход на международные маршруты пока только в планах.

СИСТЕМА СКАНИРОВАНИЯ ЛИЦ ПОЗВОЛЯЕТ ПАССАЖИРУ НЕ ДОСТАВАТЬ ДОКУМЕНТЫ В АЭРОПОРТУ

Похожая система действует с начала года в амстердамском Схипхоле. Пассажиру KLM нужно всего лишь отсканировать свой документ у киоска самостоятельной регистрации. На посадку он проходит через специальные турникеты с фотокамерами, которые сравнивают снимок с исходными паспортными данными. Новые биометрические технологии сегодня вводятся в 22 аэропортах мира. Но на шаг впереди всех оказались авиакомпания Emirates и аэропорт Дубая, в котором уже идёт развёртывание системы автоматического пограничного контроля в зоне прилёта. Если эксперимент окажется удачным, интеллектуальные иммиграционные ворота будут запущены и в зоне вылета. В полную силу система должна заработать к концу 2018 года.

Информационные маячки

По всему аэропорту установлены передатчики, которые отслеживают передвижение пассажира и посылают по Bluetooth на его смартфон информацию о нужных стойках регистрации, выходах на посадку, ресторанах, магазинах и т.д. Система также составит оптимальный маршрут до точки назначения и рассчитает время до гейта. Такая технология особенно актуальна для аэропортов с несколькими терминалами, в которых время перехода имеет очень большое значение для транзитных пассажиров. В международном аэропорту Дохи установлено 700 радиомаячков, которые отслеживают буквально каждый шаг пассажира. Приложение не только прокладывает маршрут до выбранной точки, но и информирует о статусе рейса, выдаче багажа, времени ожидания в очереди на паспортный контроль и т.д. В мае этого года лондонский аэропорт Гатвик оснастил приложение технологией дополненной реальности. Пассажиру достаточно включить камеру на своём мобильном, и направление движения будет показано в 3D-режиме. Представители аэропорта особо отмечают, что доступ к личным данным путешественников через радиомаяки без их согласия невозможен.

Роботы-помощники

В прошлом году авиакомпания KLM представила робота по имени Спенсер, который умеет сканировать посадочные талоны и составлять маршрут до нужного выхода на посадку.

В аэропорту Сеула Инчхон роботы, созданные компанией LG, убирают помещения, перемещают багаж, работают гидами. Эти ноу-хау запустили в рамках подготовки Кореи к Зимней олимпиаде 2018 года. Инженеры LG обещают, что вскоре появятся роботы-официанты.

Пожалуй, самый роботизированный аэропорт – токийский Ханэда. Гуманоидные автоматы авиакомпании JAL сообщают пассажирам на трёх языках не только номер выхода на посадку, но и погоду в месте назначения. Роботы Hitachi, передвигающиеся на роликовых коньках, работают гидами по аэропорту, автоматы от Panasonic занимаются уборкой, развозят воду для пассажиров, сообщают номера автобусов, ведущих в аэропорт, и даже могут пообщаться на японском, китайском или английском языках.

Всё самостоятельно

Амстердамский Схипхол можно назвать пионером прогресса. Впервые багаж был зарегистрирован в автоматическом режиме именно здесь. Работает это просто: пассажир ставит чемодан в специальное устройство, напоминающее трубу, сканирует посадочный талон и получает багажную бирку, которую нужно приклеить к ручке. Система сама взвешивает и отправляет чемодан по назначению. Никаких очередей, все просто и быстро. Минус один – робота не уговоришь закрыть глаза на небольшой перевес…

РАБОТА СКАНЕРОВ БАГАЖА ПОХОЖА НА КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТОМОГРАФ

В августе этого года в новом терминале аэропорта Чанги (Сингапур) представили технологию FAST, с помощью которой путешественники могут регистрироваться в удобное для них время и проходить автоматически абсолютно все дополнительные процедуры. Система состоит из киосков самостоятельной регистрации, автоматов для иммиграционного оформления, сдачи багажа и посадки на рейс. Таким образом, пассажиры сами сдают багаж, сами проходят паспортный контроль, сами проходят на посадку и при этом не контактируют с персоналом вообще! Работа сканеров багажа похожа на компьютерный томограф, а не на рентген. Поэтому нет необходимости вытаскивать и включать ноутбуки и планшеты – всё видно через корпуса. Это существенно сокращает процедуру досмотра. При проходе через «умные» терминалы миграционного контроля нужно просканировать посадочный талон. Камеры снимают лицо пассажира во время регистрации и при сдаче багажа сверяют его с фото в паспорте. Выход на посадку также автоматизирован: путешественника встречает у гейта не сотрудник аэропорта, а робот.

Развлечения и отдых

Инновации в аэропортах касаются не только предполетных процедур. Современные авиахабы больше напоминают торгово-развлекательные центры, чем просто перевалочные пункты. В них есть магазины и бутики, рестораны высокой кухни, спа-салоны, бассейны и другие возможности провести время с пользой для души и тела. Впереди планеты всей – аэропорт Сингапура Чанги, признанный в этом году лучшим в мире. Это звание он заслужил не только за автоматические предполетные процедуры, но еще и за красоту и комфортное ожидание рейсов (там даже кресла в залах вылета оборудованы розетками и USB-разъемами). В Чанги можно найти сад бабочек, бассейн на крыше, гостиницы, спа-салоны, фитнес-центры и даже бесплатный кинотеатр, не говоря уже о магазинах и зонах с бесплатным интернетом. В новом терминале 2000 кв. м зеленых насаждений, много живых деревьев, оборудованных автоматической системой полива. В конце 2018 года в Чанги откроется еще один терминал – Jewel. На площади в 22 тыс. кв. м, помимо кафе, ресторанов, бутиков и отеля, будут разбиты живописнейшие сады, а центральным элементом станет 40-метровый искусственный водопад Rain Vortex с дождевой водой.