Интересные факты о российских железных дорогах. Интересные факты о поездах Интересные факты о пензенской железной дороге

Открытие железнодорожного сообщения Москва – Санкт-Петербург стало настоящим событием. Вот только люд простой не спешил нововведением пользоваться. Страшная грохочущая штука вызывала неподдельный страх. Чтобы продвинуть железнодорожные перевозки в массы, решено было сделать проезд бесплатным. И эта мера возымела действие. Поезда очень скоро перестали бояться.

Жаль только, что бесплатный проезд из Москвы в Питер остался в далеком прошлом. История акции была недолгой. Бесплатно можно было проехаться туда и обратно только в первые трое суток после открытия соответствующей ветки железной дороги.

Магия чисел

Первые поезда в России и Европе были доступны примерно 9% населения тех городов, между которыми налаживалось железнодорожное сообщение. Сегодня (в среднем, конечно) каждый россиянин проезжает по железной дороге примерно 9 раз в год. А общее количество гостей давно перевалило за 1,3 миллиарда человек в год.

Примечательный Транссиб

Среди отечественных железных дорог самой примечательной была и остается Транссибирская магистраль. Статусов у нее много. Например, эта железная дорога известна как самая длинная в мире. Транссиб – это 9438 километров, больше 8 дней в пути. На маршруте поезд останавливается на 97 крупных станциях и проезжает множество мелких.


А еще на Транссибе есть половина пути. Станция, расположенная точно посередине железной дороги между Москвой и Владивостоком, так и называется. Расстояние от «Половины» до обоих городов одинаковое. Транссиб также считается самой холодной железной дорогой. Часть ее проходит по климатической зоне, где -62˚С – обычная температура. Примечательный факт: самая холодная точка маршрута не совпадает с самой северной.

Эволюция скорости

Первый пассажирский поезд в мире пошел по рельсам со скоростью, едва доходившей до отметки в 33 км/ч. Немногим позже разгоняться удавалось уже до 38 и даже 42 километров в час. Современные скоростные поезда гоняют по железной дороге со скоростью 320–430 км/ч. А экспериментальные инновационные составы способны разгоняться до 603 км/ч. И это, как говорят ученые и инженеры, далеко не предел.


Грузовые поезда тоже ставят рекорды

Первая грузовая железная дорога в России имела длину всего 2 километра. Приводилось в действие это чудо науки и техники своего времени – чем бы вы думали? Конной тягой!


Самые длинные товарняки в истории железной дороги ездили в разных концах света. Один перевозил уголь (ни много ни мало – 42000 тонн за рейс) на Урализ Экибастуза еще в эпоху СССР. Поезд состоял из 440 вагонов. Их общая длина перевалила за 6,5 километров.


Побит рекорд был в Южной Африке. Здесь на маршрут вышел поезд из 660 вагонов. Общая их длина составила 7,3 км. Вот только эксперимент, в отличие от советского, практического смысла не имел. Полотно не выдержало нагрузки, и железную дорогу пришлось надолго закрыть на ремонт.

Безопасность превыше всего

Боитесь ездить на поезде? Возможно, следующий факт поможет вам изменить свое отношение к этому транспорту. Перемещение по железной дороге является в 45 раз более безопасным, чем по автодороге. Риск попасть в аварию в поезде существенно ниже, чем в машине.


Хотите максимальных гарантий безопасности? Выбирайте перевозчика ТКС. Их месторасположение в составе и современное техническое оснащение обеспечивают безопасность и комфорт во время поездки.

Железные дороги в России каждый год перевозят 1 миллиард 300 миллионов пассажиров. В среднем каждый из нас 9 раз в году является пассажиром поезда, но это очень маленькая цифра. В советские времена эта цифра доходила до 15 раз в год.

Транссибирская железнодорожная магистраль считается самой длинной в мире. Её длина почти 9.300 километров.

Cтанция «Половина» это самая середина Транссиба. От этой станции одинаковое расстояние, как до Москвы, так и до Владивостока.

После открытия первой железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) первые трое суток проезд был бесплатным. Потому что никто не хотел ехать на этой «страшной штуке».

Во Франции до сих пор действует закон, который запрещает поцелуи на вокзалах. Причиной запрета были задержки с отправлением поездов. Закон издали ещё 100 лет назад и его до сих пор никто не отменял.

Оказывается, путевые обходчики, которые постукивают колеса поездов обладают идеальным музыкальным слухом. По изменению тона они должны определять неисправность колеса.

В поезде, который курсирует на западе Перу, проводники предлагают пассажирам кислородную подушку. Потому что поезд идёт по самой высокогорной железной дороге в мире (на высоте более 3 километров).

Однажды на железнодорожной дороге в штате Огайо (США) произошло столкновение поезда с пароходом. Дело в том, что озеро Огайо вышло из берегов, и железнодорожный путь оказался под метровым слоем воды. Тем не менее, машинист решил провести поезд по залитому пути, но столкнулся с пароходом.

Начальник баварских железных дорог в 1910 г. вынужден был издать приказ о запрещении машинистам и кочегарам покупать во время остановок на станциях пиво.

В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».

Несколько лет назад между Парижем и Венецией начал курсировать специальный «поезд любви». В купе такого поезда: VIP-обслуживание, есть телевизор, душевая кабина и специальная двуспальная полка.

Однажды в турне по Швейцарии отправился поезд, на котором ехали сливки швейцарского общества: министры, депутаты, почетные граждане и т.п. По случаю торжества поезд был составлен из одних вагонов-ресторанов. Но организаторы не учли маленького нюанса: в швейцарских вагонах-ресторанах нет туалета. Поэтому когда поезд подошел к станции, собравшиеся встречать его местные жители, были очень удивлены: почетные гости сыпанули из дверей вагонов как горох.

Как известно, некоторые поезда имеют своё название. Например, «Красная стрела», «Россия», «Байкал» и т.д. Часто названия поездам дают сами пассажиры: например, поезд « Ростов – Одесса» пассажиры ласково зовут «Папа – Мама»

Японская фирма «Тошиба» построила поезд на магнитной подушке. Поезд способен развивать скорость в 517 км/час.

Однажды группа немецких инженеров обследовала Панамский перешеек в целях строительства трансамериканской железной дороги. И в итоге вынесла решение, что рельсы здесь лучше делать не из редкого в этих местах железа, а… из золота.

Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах следовали в передней части состава и были снабжены жесткими скамьями. Но пассажиры чаще ездили под скамьями. Потому что у этих вагонов не было крыши, и пассажиры прятались от непогоды и искр.

В Австралии на пустынной равнине проложена железная дорога, которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Знаменита она тем, что на протяжении 500 км на ней нет ни одного поворота.

Среди коллекции Фаберже есть яйцо «Транссибирская магистраль», которое содержит в себе заводную модель императорского транссибирского поезда из золота и платины.

В ближайшем будущем в России могут появиться двухъярусные пассажирские вагоны. Такие вагоны будут гораздо экономичнее для железной дороги и гораздо комфортабельнее для пассажиров. В каждом купе такого вагона имеются душ, туалет и кондиционер.

В Монте-Карло можно увидеть людей, которые встречают поезда в ожидании тех, кто прибыл в княжество впервые. После чего пассажирам предлагают деньги для игры, обещая за это долю выигрыша. Во всём виной примета, что новичкам везет.

А вот на станции Сибуя в Японии стоит памятник собаке с «фуражкой начальника станции» на голове. Этой чести собака удостоилась за свой подвиг, она 10 лет встречала хозяина, уехавшего на поезде.

Когда в Англии построили первый участок железной дороги между Ливерпулем и Манчестером, решили устроить своеобразное состязание между пятью паровозами. Однако перед самым началом соревнований пятая машина была отстранена от участия в них «из-за устаревшего двигателя». Под стальной обшивкой там были спрятаны обыкновенные лошади.

Самый длинный грузовой состав в мире курсировал в Советском Союзе по маршруту Экибастуз - Урал. Поезд длиной 6,5 километров перевёз 42.000 тонн угля в 440 вагонах.

В начале 90-х гг. была известна такая афёра: африканцу обещали эмиграцию в Европу, забирали оговоренную сумму, привозили в Москву (тогда это было просто и дешево). А затем этого африканца сажали в поезд, заверив, что это поезд в Германию. Но на самом деле это был поезд метро, который двигался по кольцевому маршруту. Бедняга мог ехать очень долго.

Суровое наказание заслужил однажды машинист поезда «Ахваз – Тегеран». Его вина была в том, что он не остановил поезд во время намаза (молитвы). Из-за этого пассажиры были вынуждены молиться в купе, более того, при каждом повороте поезда им приходилось вертеться на месте.

Специалисты советуют в целях безопасности, при покупке билетов отдавать предпочтение центральным вагонам. В случае аварии они страдают меньше, чем головные или хвостовые. А также лучше выбирайте сидячие места против движения поезда. Кстати,согласно статистике, поезда в 45 раз безопаснее автомобилей

Максимальная скорость на рельсовом пути зафиксирована на отметке 9851 км/ч! Именно такую скорость развила во время эксперимента платформа с ракетным двигателем в штате Нью-Мексико (США)

В России о возможности появления железной дороги заговорили еще в двадцатых годах XIX века, когда до императора дошли сведения, что железная дорога экономит расходы казны и даже преумножает достаток, как это происходит в Англии (в то время рельсы использовали для перевозки каменного угля).

Первоначальная идея заключалась в том, чтобы создать сообщение между Петербургом и Москвой, однако вопрос об эффективности, а главное о прибыльности такого предприятия для вкладчиков оставался открытым.
Как гласит народная мудрость, «не попробуешь — не узнаешь». Комиссия и всевозможные совещания, которые созывались для решения проблемы, не давали внятного и точного ответа. В итоге приглашенному в 1834 году профессору Венского политехнического института и строителю первой железной дороги общего пользования в Европе Францу Герстнеру предложили строить дорогу, которая «сцепит» пригороды Петербурга — Царское Село и Павловск.

Для того чтобы ревнители прогресса не унывали и не думали, что в Петербурге вообще никогда не построят нужной дороги, добавили, что линия Москва-Петербург появится «не прежде как по окончании дороги... и по дознанию на опыте пользы таковых дорог для государства, публики и акционеров».

Как собирали деньги на строительство

Говоря об акционерах, стоит отметить, что в покупке соответствующих бумаг приняло участие 700 человек. Чтобы создать капитал, было выпущено пятнадцать тысяч акций. Нужную сумму в три миллиона рублей собирали по подписке в течение шести месяцев.

Граф Бобринский стал одним из главных спонсоров железной дороги. Фото: Commons.wikimedia.org

Одним из ярых сторонников строительства стал известный сахарозаводчик, граф Алексей Алексеевич Бобринской — сын генерал-майора Алексея Бобринского, рожденного во внебрачной связи Екатерины II и Григория Орлова. Внук великой императрицы приобрел акции на 250 тысяч рублей.

Открытие дороги

11 ноября 1837 года дорога была официально открыта. Ради такого торжественного случая был приглашен Николай I с супругой.

На станционных путях отслужили молебен, Герстнер в роли машиниста сел в кабину паровоза и в половине первого дня поезд под громкие возгласы удивления и одобрения двинулся в сторону Павловска, куда прибыл через тридцать пять минут. Максимальная скорость первого паровоза составляла 64 километра в час, однако ради безопасности пассажиров в первую поездку удивительная машина не показала все свои силы.

Стальной конь—паровоз

Герстнер лично первым проехал по железной дороге. Фото: Commons.wikimedia.org

В газете «Ведомости» в тот день можно было прочесть заметку: «Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и «стальной конь, везущий сразу много-много карет» впервые отправится в путь.

Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали.

Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург — Царское Село».

Первые дни работы дороги были пробными, проезд бесплатным, а качество, как говорится, - на риске покупателя.

Впрочем, недовольных не было: в каждый из вагонов набивалось до пятидесяти человек — людям незнатного происхождения дали возможность опробовать новый транспорт.

Несмотря на то, что у дороги были серьезные задачи, народ счел изобретение своеобразной каруселью: быстрая езда, ветерок, дующий в лицо, запах полей и пашни и легкий испуг при звуках встречного поезда.

Ажиотаж был чудовищным, а толпы, осаждавшие паровоз — бесконечными.

Как выглядели вагоны того времени

Вагоны в поезде были поделены по социальному признаку. Так, состав из восьми вагонов и паровоза, который был построен на заводе Стефенсона в Англии и доставленный в Петербург морским путем, состоял из четырех классов.

Самыми роскошными и ярко демонстрирующими толщину кошелька господина, который мог позволить купить в него билеты, были так называемые «берлины» — здесь публика почище могла сидеть расслабившись в мягком кресле, а напротив и сбоку сидели люди из той же социальной прослойки. Всего таких вагонов было восемь, за ними следовали «дилижансы», вмещавшие большое количество людей и «линейки» — повозки открытого типа. Те, что были с крышей, называли «шарабанами», те, что таковой не имели — «ваггоны». В последних не было ни отопления ни освещения.

В первые годы стоимость проезда для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля и 80 и 40 копеек для третьего и четвертого. Любопытно, но, несмотря на то, что поезд был призван не только преодолевать большие расстояния, но и идти в ногу с прогрессом, до 1838 года в невоскресный и праздничные дни использовали только конную тягу. Паровой метод стал своеобразным символом гуляний или воскресного отдыха.

Императорский путь

С 1838 года движение стало регулярным и тогда окончательно определились с расписанием. Первый поезд отправлялся в девять часов утра, а последний — в десять часов вечера. Интервал между движением составлял три или четыре часа.

Члены семьи Романовых и европейские монархи также пользовались железной дорогой. По так называемому «Императорскому пути» мог перемещаться только один поезд. В Пушкине состав тормозил у «Императорского павильона» — вокзале, где встречали царскую семью.

Движение по линии Царское Село — Павловск было открыто в мае 1838 года. К знаменательному дню там выстроили концертный зал, где выступал сам Иоганн Штраус.

Паровоз «Слон» и «Богатырь»

Паровозы в то время делали на семи заводах: в Бельгии, Англии, Германии и петербургском Лейхтенбергском заводе. Каждый паровоз имел свое имя: «Проворный», «Стрела», «Богатырь», «Слон», «Орел» и «Лев». Однако романтическое отношение к паровозу скоро изменилось, и на смену ликованию при виде него пришла привычка, а вместо имен составы обзавелись сухим номером и серией из букв.

На Павловский музыкальный вокзал часто ехали просто за развлечением. Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на первоначальный страх акционеров не получить прибыль от предприятия, за первые пять лет были окуплены не только все средства, потраченные на строительство но и то, что тратили на эксплуатацию: дорога приносила существенный доход и позволяла предполагать, что дальнейшее строительство новых станций принесет воистину баснословный доход.

Первый паровоз стал откровением для петербуржцев: о нем писали в газетах, рисовали афиши, обертки конфет пестрили его изображением, а в репертуаре Александринского театра даже появился водевиль «Поездка в Царское Село», главным героем которого был паровоз.

Алена Юрьевна Селиверстова
Интеллектуальная игра «Знаем все о железной дороге»

Цели :

Закрепить знания детей о железной дороге , железнодорожном транспорте , о правилах безопасности на железной дороге . Формировать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление. -Формировать интерес к железнодорожным профессиям .

Оборудование : 4 пазла, мультимедийная доска, наглядное пособие, музыкальное сопровождение, желтые флажки, семафор, наглядное пособие.

Организационный момент. В викторине участвует 4 команды. За каждый правильный ответ команда получает один пазл, в конце игры победившая команда должна полностью собрать картинку. Если картинка собрана не полностью, команда получает 2 место, и т. д.

Представление команд : команды выбирают капитана, говорят свое название.

(«Локомотив» , «Ласточка» , «Сапсан» и «Электровоз» )

Стихотворение про железную дорогу (Читает ученик) .

Что такое дорога ? это пот на висках,

Это руки в мозолях, это сажень в плечах,

Стук колес под вагоном и мелькание лиц.

Это песни стальные бесконечных путей

Вереница зеленых семафорных огней,

Что такое дорога ?

Чтобы это понять,нужно просто дороге

Свое сердце отдать!

1 задание : «Покажи то, что назову» (детям из каждой команды предлагается показать на картине предметы железнодорожной терминологии ). Приложение №1.

* Локомотив * Вагоны * Рельсы * Шпалы * Туннель * Эстакада * Шлагбаум * Переезд * Высокоскоростной поезд * Тепловоз

2 задание : «Угадай, что спряталось» (детям показывается часть иллюстрации на тему «Железная дорога » , участники команд должны догадаться, что изображено, по 1 заданию каждой команде.

3 задание : «Умные вопросы» (вопросы задаются поочерёдно каждой команде, если игрок одной команды не справляется, отвечает игрок другой команды)

Как называют людей, которые едут в поезде? пассажиры

По какой части железной дороги могут ходить будущие пассажиры? перрон

Как пассажиры должны переходить на другой перрон? мост

Что находится на вокзале?

Что приобретают в ж/д кассе? билет

Зачем? чтобы ехать

Что отмечают на ж/д билете? фио, дату, место час отбытия и прибытия

Зачем на вокзале нужны громкоговорители? что было везде слышно

Расскажите о поведении ребёнка на вокзале.

Какие бывают вагоны? Пассажирские, грузовые

если желтый флажок свернут что делает машинист (едет быстрее)

Развернут (медленно)

Кто первый изобрел паровоз? Братья Черепановы

4 задание : «Собери картинку» (командам предлагаются разрезанные картинки паровоза и электровоза, по одному из фрагментов дети должны догадаться, какую картинку чья команда собирает, затем собирают картинку – кто быстрее)

Пока команды заняты, проводится конкурс капитанов.

5 задание : «Конкурс капитанов»

Логическая задачка (одна на всех - кто быстрее) : вы – машинист, в вашем поезде 5 вагонов, в каждом вагоне 2 проводника, каждому проводнику 25 лет. Сколько лет машинисту?

Какой узел нельзя развязать? Железнодорожный .

- «О чём я говорю?» (капитанам предлагаются определения (поочерёдно) по которым они должны догадаться о загаданном предмете). Первый, хвостовой, почтовый, прицепной, мягкий, голубой, спальный, переполненный, трамвайный, железнодорожный , купейный….(вагон) .

- «Кто быстрее?» (капитанам предлагается скороговорка, кто быстрее и чище выговорит) : Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят, тараторят, тарахтят.

Стихотворение (читает ребенок) .

Мчится поезд вдаль куда-то

Пассажиры спят давно,

Машинист по долгу службы

Смотрит пристально в окно

И не ляжет спать сегодня

До рассвета проводник,

И диспетчер, и ремонтник,

Не прилягут не на миг

Потому что их работа –

Перевозки, дальний путь,

Потому-то этим людям

Даже некогда вздремнуть!

6 задание : «Железнодорожные знаки »

По вокзалу, по перрону

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда;

Без них не выйдут никогда

С вокзала поезда.

Каждой команде предлагается по 2 знака, которые можно увидеть вблизи железной дороги , дети должны объяснить их значение. Приложение №2.

7 задание : «Весёлый паровоз» (подвижная игра ) . У ведущего звуковой сигнал и 2 жёлтых флажка. Дети гуляют под музыку, по сигналу вагончики должны построиться за своим паровозом – капитаном от 1 до 5 вагона, в поездке обращать внимание на сигналы ведущего. Если жёлтый флажок свёрнут, едут быстро, если развёрнут – медленно, если красный цвет семафора – остановиться.

8 задание :

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее.

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам побыстрее.

Конкурс загадок (загадка приготовлена каждому игроку, если он затрудняется с ответом, на помощь приходит капитан)

* В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (рельсы, шпалы, поезд)

* Хоть имеет он два глаза, но не смотрит всеми сразу, А глядит всегда одним, машинист следит за ним. (семафор)

* Братцы в гости снарядились, друг за другом уцепились. И помчались в путь далёк, лишь оставили дымок. (вагоны)

* И конь, и работник, до воды охотник. Фырчит, да пьёт, дома ведёт. (паровоз)

* На большие расстоянья, мчится он без опозданья. Этот поезд вмиг исчез, называется… (экспресс)

* Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведёт всех за собой. (поезд)

* Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь, прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс, и называюсь…. (паровоз)

* Они бывают разные, зелёные и красные. Они по рельсам вдаль бегут, везде встречают их и ждут. (вагоны)

* Мчится, мчится железный конёк , по железу железо гремит . Пар клубится, вьётся дымок, мчится, мчится железный конёк . (поезд)

* Он на вокзале есть всегда, к нему подходят поезда. (перрон)

Я хозяйка в доме на колесах,

Я всегда вас чаем напою.

День и ночь тружусь не уставая.

Назови профессию мою! (проводница)

9 задание : «Весёлые задания» (каждой команде в конверте предлагаются задание на смекалку – (коллективная работа)

* Автобус едет за город. Что случится, если он сойдёт с рельсов?

* Бегут по рельсам паровоз и пароход. Кто первым прибудет на вокзал?

* Летели по небу тепловоз и самолёт. Кто долетит быстрее?

* Чем начинается, и чем заканчивается железная дорога для пассажира ?

10. Ведущий задает вопросы с вариантами ответов :

1. Как в позапрошлом веке называли железнодорожников ?

а) Ямщиками;

б) Возницами;

в) Путейцами;

г) Подорожниками .

2. Какая из этих профессий существует?

а) Облётчик магистралей;

б) Обходчик путей;

в) Надзиратель дорог ;

г) Контролёр перронов.

(Это железнодорожник , регулярно обходящий с целью наблюдения и охраны отведённый ему участок железнодорожного пути .)

3. Профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале – это… Кто ?

а) Носитель;

в) Носильщик;

г) Передвижник.

4. Какая должность есть в штатном расписании железнодорожной станции ?

а) Составитель рельсов;

б) Составитель протоколов;

в) Составитель поездов;

г) Составитель чемоданов.

5. Какое устройство позволяет подвижному составу (поездам) переходить с главного пути напримыкающие?

а) Стрелка;

б) Шлагбаум;

в) Семафор;

г) Башмак.

(Стрелочный перевод.)

6. Какого из этих понятий НЕ существует?

а) Железнодорожный узел ;

б) Железнодорожная ветка ;

в) Железнодорожное полотно ;

г) Железнодорожные спицы .

7. Как называется конец железнодорожного пути ?

б) Разъезд;

в) Перегон;

8. Как называется единица подвижного состава, специально предназначенная для тяги поездов и не приспособленная сама по себе для перевозки пассажиров или грузов?

а) Динамо;

б) Локомотив;

в) Дизель;

г) Мотриса.

9. Какого вида локомотивов НЕ существует на российских железных дорогах ?

а) Пассажирский;

б) Грузовой;

в) Маневровый;

г) Спортивный.

Стихотворение (рассказывает ребенок)

По просторам дороги железной

Поезда словно птицы летят…

Обдавая всех ветром и дымом

И гудком нам сигналят : «Виват!»

Стук колес словно дробь барабана

Отбивает мелодию рельс,

В такт вагоны ему подпевают

Гул разносится аж до небес!

И пыхтят тепловозы надрывно,

Весь состав мчат вперед невзначай,

Мирно дремлют в купе пассажиры,

Проводник носит фирменный чай…

Ну, а мы им помашем рукою,

Пожелаем удачи в пути!

Пожелаем дороге железной ,

Никогда не свернуть с колеи!

В современном мире есть множество вариантов преодоления больших расстояний. Можно отправиться в путь на автобусе, автомобиле, самолете или поезде, и все эти средства передвижения не кажутся чем-то удивительным.

Однако еще несколько столетий назад ничего из вышеперечисленного не было, и люди только начинали создавать привычные нам вещи.

Еще до появления парового двигателя в мире существовал прообраз железной дороги. Зарождение железнодорожного транспорта, каким мы его сейчас представляем, началось в XVIII-XIX веках.

За несколько столетий человечество прошло путь от парового локомотива до высокоскоростных сапсанов. К развитию железнодорожного транспорта приложило руку множество ученых и изобретателей, которым удалось совершить настоящий прорыв.

Допаровая эра

На самом деле рельсы существовали задолго до появления парового двигателя. Считается, что первой рельсовой дорогой был волок Диолк, где рабы толкали тележки по углублениям в известняке еще в VI веке до н.э.

Затем рельсовые дороги появились в Европе, они работали за счет тяги людей или животных. Рельсы были деревянные и были широко распространены на шахтах для переправки добытой горной породы до кораблей.

История современной дороги началась в начале XVIII века, во времена индустриальной революции. Машинное производство постепенно вытеснило ручное производство, и в сфере рельсовых дорог тоже наметился прорыв.

Изобретатели озаботились созданием двигателя, который не будет приводиться в движение человеческими ресурсами. Первой «ласточкой» стал паровой двигатель Томаса Севери, который он запатентовал в 1698 году. Через несколько десятилетий он был усовершенствован и стал настоящим прорывом.

Древнейшая рельсовая дорога в мире была основана в конце XV века около города Зальцбург. Раньше подъемник Райсцуг работал за счет тяги людей или животных, но сейчас функционирует на электродвигателе.

Паровые двигатели

Следующей вехой развития рельсовой дороги стал паровой двигатель, который кардинально поменял концепцию этого вида транспорта. Возникла идея заменить ресурс для тяги с человека (животного) на мобильный паровоз, который мог бы передвигать вагоны по рельсам.

Воплощение этой идеи ускорилось после создания первого в истории парового двигателя. В 1769 году изобретатель из Шотландии Джеймс Уатт запатентовал тяжелую паровую машину, которую усовершенствовал к 1782 году. Обновленный вариант подходил для использования в паровозах, так как был более компактным и мощным.

Первым, кто смог представить миру повозку на паровом двигателе, стал француз Николя Кюньо. Его изобретение можно смело называть предшественником паровозов, хотя испытание закончилось провалом.

Успех пришел к Ричарду Третивику, которому в 1797 году удалось представить паровую повозку. Он занялся разработкой повозки, которая могла бы двигаться по рельсам, так как грунтовые дороги были в печальном состоянии. И, начиная с 1801 года, он создал несколько успешных моделей паровозов, которые сначала использовались на железной дороге-аттракционе.

Косвенно к резкому скачку в развитии железнодорожного сообщения приложил руку сам император Наполеон. Его войны с большинством европейских стран привели к подорожанию многих продуктов, в том числе и зерновых, которые шли на корм лошадям. Так как все крупные предприятия использовали лошадиную тягу, им пришлось срочно предпринимать меры для того, чтобы без потерь заменить лошадей на паровозы.

В качестве экспериментального участка стала использоваться Мидлтонская железная дорога, которая начала использовать паровую тягу. Она начала работу в 1758 году и сперва осуществляла перевозки за счет лошадей, которые таскали по рельсам тележки. Именно для Мидлтона в 1812 году был сконструирован первый коммерчески успешный паровоз «Саламанка».

Стоит отметить, что эксперименты по эксплуатации паровой тяги были не всегда удачными. Дважды там взрывался котел, и в 1866 году дорога вновь перешла на использование лошадей. Кстати, именно здесь был обучен самый первый профессиональный машинист, Джеймс Хьюитт, который и погиб во время второго взрыва.

Таким образом опыты по созданию успешного паровоза продолжались несколько десятилетий, и только в 1825 году состоялось открытие железной дороги, доступной общественности. Она была открыта официально 27 сентября, и в день открытия провезла 600 пассажиров. Тянул состав паровоз Locomotion №1, построенный изобретателем Джорджем Стефенсоном.

Дорога протянулась на 40 километров и на тот момент являлась первой, предназначенной для общего пользования. С того времени железнодорожный ажиотаж распространился на другие страны и стал настоящим прорывом в индустриальной революции.

Золотой век

Неудивительно, что с созданием первых удачных паровозов железнодорожная сеть стала развиваться семимильными шагами. В 1830 году на территории Англии была открыта первая в мире рельсовая дорога, соединившая два города, Манчестер и Ливерпуль. Она была, как полагается, с вокзалами и протянулась на 56 километров.

Через 20 лет в Англии было уже 11 000 км железных дорог, которые опутали всю страну. В других европейских странах этот транспорт тоже был очень популярен.

Первые предпосылки к появлению железнодорожных путей на американском континенте появились во втором десятилетии XIX века, когда полковник Джон Стивенс заполучил право на строительство компании.

К 1826 году Стивенс представил свой первый локомотив, работающий на пару, который прошел успешные испытания. И уже в 1830 году США догнала Европу и открыла первую общественную дорогу.

К 1840-му году общая протяженность рельсовых дорог в стране растянулась на 4,4 тысячи км, а к 1860-му году - на 48 тысяч километров! Хотя жителям страны не сразу понравилось нововведение, многие считали паровозы «сынами дьявола» и предпочитали путешествовать по старинке.

С 1860-х годов в США начинается золотой век железнодорожного транспорта. Эта сфера попала в руки магнатам, правительство выделяло щедрые субсидии за каждую милю рельсов, поэтому неудивительно, что за полвека количество километров выросло до 408 тысяч.

Железная дорога поспособствовала объединению страны в единый внутренний рынок и помогла развиться металлургии и машиностроению.

Российская железная дорога

Для России история этого удобного вида транспорта началась значительно позже, в 1830-е годы. Предпосылки уже существовали, например, на рудниках Алтая существовали узкоколейные пути с рельсами для перевозки горной породы.

В 1788 году в городе Петрозаводск появилась первая в Российской империи железнодорожная ветка под названием «Чугунный колесопровод».

Однако доступная всем железная дорога появилась значительно позже, в 1836 году Николай I приказал соорудить Царскосельскую дорогу. Спустя год состоялось торжественное открытие, и сам император прокатился от Петербурга до Царского села.

Серьезным толчком для развития этого вида транспорта стало поражение в Крымской войне. В 1850-е годы одной из причин провала стало то, что в этой части Российской империи еще не было железнодорожного сообщения. По указу правительства стала активно строиться железнодорожная сеть по всей стране.

Самая протяженная дорога в мире, Транссибирская магистраль, была основана в 1891 году. На данный момент ее рекорд не удалось побить, ведь длина составляет 9,2 тысяч километров.

В период СССР железнодорожный транспорт продолжал активно развиваться, неоценимый вклад внес Борис Бещев. Он пробыл министром путей сообщения с 1948 года на протяжении 29 лет. К 1965 году ему удалось сократить использование паровой тяги до 24%, остальное сообщение осуществлялось за счет электричества и тепловозов.

На данный момент большая часть железнодорожного полотна принадлежит РЖД. Всего насчитывается 124 тысячи км путей, причем 86 тысяч из них - для общественного пользования.

Железнодорожный транспорт сейчас

Конечно, сейчас поезда ездят не за счет паровозов, а за счет электрической тяги. Впервые это изобретение было представлено в 1879 году, когда Вернет Сименс на выставке представил единственную на тот момент железную дорогу длиной 300 метров, работающую на электричестве. В том же году эта технология была использована на фабрике во Франции.

Затем в 1880 русский инженер Ф. Пироцкий в России запустил с помощью электрического тока вагон с 40 пассажирами. А уже в 1881 году в Берлине открыли первый железнодорожный путь в истории, работающий на электричестве.

Значительным толчком в массовой электрификации железных дорог стало окончание Первой мировой войны. Постепенно электрифицировать свои железнодорожные пути стали страны Европы, США и Россия.

Освоив поезда, работающие на электрической тяге, мир занялся развитием высокоскоростных поездов. Первые успехи были зафиксированы еще в 1903 году, когда поезд преодолел скоростной рубеж в 200 км/ч.

Европейские страны стали готовить проекты по созданию высокоскоростного движения, но первой страной с такой сетью стала Япония. В 1959 году было начато строительство дороги между Токио и Осака, движение на которой достигало 210 км/ч. На данный момент развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения не прекращается.

Железнодорожные рекорды

Как мы уже упоминали, самой длинной железной дорогой в мире является Транссибирская магистраль. Его можно преодолеть, в среднем, за неделю путешествия.

Что касается скоростных рекордов, то сейчас технологии уже не сравнятся с теми, какие были еще сто лет назад. Последний скоростной рекорд среди поездов принадлежит японскому MLX01, который разогнался до скорости 603 км/ч.

Самой глубокой частью железной дороги считается тоннель Сэйкан, который проходит на глубине 240 метров ниже уровня моря. А вот самой высокой станцией считается Тангла в китайском Тибете на высоте 5068 км над уровнем моря.

Железнодорожное сообщение дало огромный толчок для развития промышленности и позволило человечеству выйти на новый уровень развития. Про сей день железные дороги являются одним из самых безопасных и удобных видов транспорта.