Каравелла корабль описание. Что такое каравелла? Значение слова каравелла

Помните, на каких кораблях плыл в далекую Индию Колумб? Впервые, услышав название этих парусников, невольно восклицаешь: “Как романтично! А что такое каравеллы?” На самом деле название этих средневековых судов имеет очень мелодичное звучание, да и внешне они очень красивы. Их деревянные корпуса нередко украшались богатой резьбой, а развевающиеся на ветру паруса делали их похожими на крылатые ладьи.

Корабль каравелла: история происхождения и этимология

Существует множество вариантов, объясняющих происхождение этого слова. Согласно одному из них, название этих парусников имеет португальские корни и происходит от уменьшительного варианта слово caravo (парусное судно). А вот итальянцы считают, что корабль каравелла назван так благодаря своей красоте и изящности, и его название происходит от слияния двух итальянских слов - cara (милая) и bella (красотка). А еще есть версия о греческом происхождении, согласно которому оно исходит от слова χαραβος (ксарабос). От него возникло латинское carabus (плетеная лодка), ну и русское слово «корабль». Конечно, итальянский вариант - самый красивый и довольно близкий по смыслу, ведь каравелла - это на самом деле очень красивое судно. Тем не менее, историки склонны считать, что слово имеет именно греческие корни.

Что такое каравеллы?

Эти корабли были распространены в в 13-16-м веках. Поскольку в те годы Испания и Португалия считались наикрупнейшими морскими державами и основные принадлежали именно им, они, естественно, обладали самыми мощными и развитыми флотилиями. Основную часть от общего числа кораблей испанской флотилии до 15-го века составляли суда, которые назывались "каравелла" (фото смотрите в статье). Поэтому мы все великие открытия мореходов связываем именно с ними, хотя другие морские парусники - каракки - гораздо чаще участвовали в далеких путешествиях Христофора Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и др. Признайтесь, что о каракках вы практически ничего не слышали, тогда как каравеллы всегда были на слуху, и все благодаря их поэтическому названию. Каравелла! Красота, ничего не скажешь. Они представляли собой двух- либо трехмачтовые суда с прямым или косым (латинским) парусным вооружением. Для тех, кто более подробно желает знать, что такое каравеллы, можем добавить, что у них был особый тип обшивки корпуса. Так, если на других судах был принят так называемый способ “внахлест”, то у этих парусников доски при обшивке укладывались плотно друг к другу. Кроме этого отличительной особенностью этих кораблей было определенное соотношение длины корабля к его ширине (4:1), наличие одной-единственной палубы и приподнятой кормы, благодаря которой можно было плыть при попутном ветерке. На каравеллах, как правило, были 3 мачты, а треугольные паруса крепились к наклонным реям.

Каравелла (нао) - судно, широко известное в истории мореплавания. На таких судах Христофор Колумб и Васко да Гама пересекли океан. Мореходные качества каравеллы, по сравнению с существовавшими в то время судами, были значительно выше. Скорость хода их достигала 14-15 узлов. По свидетельству одного моряка XV века «каравеллы отлично лавировали, поворачиваясь к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла» . Особое значение имела легкость и маневренность каравелл в условиях океанских плаваний у неизвестных и слабо обследованных берегов.

Примечательно, что современники Колумба и да Гамы не различали каравеллы и каракки, называя и те другие словом «нао», что означало просто «корабль», подразумевая судно, способное к долгому морскому путешествию.

Первоначально каравеллы были легкими однопалубными кораблями водоизмещением в 50-70 тонн, длиной 20-30 метров, с тремя или четырьмя мачтами и латинскими парусами. Относительно высокие мачты и наличие бушприта позволили увеличить площадь парусов вдвое, что, естественно, сказалось на увеличении скорости хода. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Удачно была решена и конструкция корпуса каравеллы. При соотношении длины по килю к наибольшей ширине, равном 3:1, каравеллы обладали хорошей ью - качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы. Обшивка этого корабля, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан , который назвал этот способ «карвель », или «кравеель ». Название обшивки позже перешло в наименование типа судов - каравелла.

Во второй половине XV века первоначальный тип каравелл значительно изменился. Появились каравеллы с прямыми парусами, которые ставились на фок- и грот-мачтах в два яруса. Латинский парус остался только на бизани. В XVI веке отказались от поперечных связей корпуса, устанавливавшихся поверх наружной обшивки борта в помощь внутренним шпангоутам. Эти брусья тормозили ход судна и создавали на волнении брызги. Кроме того, конструкция корпуса была недостаточно прочной в штормовую погоду, и иногда экипажам судов приходилось скреплять ее в море, стягивая корпус тросами. Матросы были постоянно заняты ремонтом - заменой досок корпуса, конопаченьем швов, починкой такелажа и парусов и т. д.

Первыми европейскими кораблями, которые пересекли в 1492 г. Атлантику и открыли Новый Свет, стали суда Христофора Колумба.Каравеллы «Пинта» и «Нинья» водоизмещением 60 т каждая, обладали хорошими мореходными качествами.

«Нинья» несла треугольные латинские паруса, а «Пинта» - прямые.

Впоследствии такие же установят и на «Нинью».

Третий корабль флотилии, небезызвестная «Санта-Мария», не была каравеллой, она представляла собой стотонную каракку. Это были ведущие корабли своего времени, и установленные ими рекорды до сих пор вызывают восхищение у мореплавателей. Флотилия адмирала Колумба была сильна и вынослива, чего нельзя сказать об экипаже.

Каравелла «Нинья»

После тридцати дней в открытом море стал назревать бунт. Плыть дальше казалось безумием. Чтобы успокоить моряков, капитан дал обещание повернуть, если в течение следующих трех дней они так и не увидят земли. Колумб был опытным мореплавателем и видел, что признаки близости суши налицо. Все чаще встречались водоросли, стаи птиц садились на мачты, и в ночь с 11 на 12 октября корабли наконец достигли долгожданного берега.

Вслед за Колумбом на берега Нового Света устремились испанские конкистадоры - завоеватели и колонизаторы. Спустя полвека во владении Испании оказалась вся Мексика, Центральная Америка и даже часть Южной. Испанцы ввели жесткую монополию на торговлю с Новым Светом. Однако уже в первой четверти XVI в. Англия и Франция задумали перекроить мир по-своему. Огромную роль в борьбе за морское господство сыграли пираты, вышедшие на большую морскую дорогу с ведома и благословения высочайших особ своих государств.

Пожалуй, самым жестоким и удачливым корсаром можно назвать Френсиса Дрейка. Имея личные счеты с испанцами, капитан Дрейк создал небольшую эскадру и совершил свой первый налет на Карибское побережье. Грабя испанские города и захватывая корабли с сокровищами, пират щедро делился добычей с английской казной. Неудивительно, что королева Елизавета выдала ему официальное разрешение активно препятствовать испанской торговле в Тихом океане. Ожидания Елизаветы оправдались: пиратский вояж 1577-1580 гг. принес Дрейку 4700% чистой прибыли, львиную долю которой, разумеется, получила английская королева. Не из простой любознательности, а силою обстоятельств, спасаясь от преследования испанских кораблей, Дрейк совершил второе, после Магеллана, кругосветное путешествие.

Дрейк плавал на судне «Пеликан», впоследствии за свою быстроходность переименованном корсаром в «Золотую лань». Однако, несмотря на смену названия, нарисованный на корме пеликан и скульптурное изображение этой птицы на носу так и остались неизменными атрибутами корабля Дрейка.

«Золотая лань» - знаменитый корабль Фрэнсиса Дрейка

Легендарная «Золотая лань» представляла собой небольшой 18-пушечный корабль длиной около 18 м. Корпус, сработанный из твердых пород дерева, отличался большой прочностью,а трехмачтовое парусное вооружение отвечало последним веяниям эпохи. Две пушки помещались на палубе. Там же были установлены три легких фальконета, помещенные на специальные вертлюжные установки. Из них вели огонь по судам противника, а в случае абордажа разворачивали и могли стрелять вдоль палубы.

В XV в. словом «саппопе» (пушка) начинают называть артиллерийское орудие любого типа и размера. Самыми мелкими из них были фальконеты, мушкеты (постепенно превратившиеся в ручные ружья) и судовые бомбардели, которые стреляли каменными или железными ядрами. Пушки малого калибра размещались на фальшборте и удерживались поворотными вилками - вертлюгами. Тяжелые картауны и длинноствольные крупнокалиберные кулеврины, чтобы придать большую остойчивость судну, размещали на нижней палубе. Постепенно пушечные стволы начинают отливать вместе с цапфами - цилиндрическими выступами, позволявшими наводить орудие в вертикальной плоскости.

Галион "Амстердам"

К середине XVI в. термин «каракка» выходит из употребления, а большие парусники с тремя или четырьмя мачтами начинают называть просто «судном*. Разновидностью нефов тех времен были португальские и французские каравеллы, а также испанские талионы. На морях тогда преобладали крупные парусные суда с разнокалиберной артиллерией. Увеличение площади парусов сделало их более маневренными и простыми в управлении. Один такой парусник был поднят со дна реки Хембл. По убеждению специалистов, найденный парусник - не что иное, как знаменитый «Грейт Гарри» английского короля Генриха VIII, построенный в 1514 г. Вероятно, «Гарри» был последним большим судном с водоизмещением 1000 т, которое обшивалось внакрой с применением деревянных нагелей.

Французский пинас. XVII в.

Старые технологии постепенно отходили в прошлое, и в XVI в. на севере Европы появился новый тип парусного судна - трехмачтовый пинас водоизмещением 100-150 т. Впоследствии водоизмещение этих судов выросло до 800 т. Пинасы использовались в основном как грузовые суда, а потому вооружались только 8-10 пушками.

Много общего с пинасом имел португальский галион, охотно позаимствованный испанцами, англичанами и французами и ставший к концу столетия основой всех сильных европейских флотов.
Особенностью галиона являлся острый корпус, длина которого, по килю (около 40 м) почти в четыре раза превышала его ширину. На смену тяжелой кормовой надстройке, характерной для каракки, пришла узкая и высокая, вмещавшая до семи палуб, в которых располагались каюта капитана, пороховой погреб - крюйт-камера и складские помещения. 50-80 пушек, установленные на двух батарейных палубах, обстреливали врага через порты. Таран на носу в скором времени утратил свое боевое значение, и на этом месте устраивали гальюн, украшенный носовой фигурой. На корме располагались одна-две галереи, которые позже стали стеклить.
На грот и фок-мачтах обычно поднимали по три паруса. Бизань- и бонавентур- мачты имели косые латинские паруса. На носу натягивали еще один прямой парус, получивший забавное название «артемон». Из-за высоких бортов и громоздких надстроек галионы были тяжелы и неповоротливы.
Экипаж, как и полагалось тогда крупному военному кораблю водоизмещением 500-1400 т, доходил до 200 человек. Нередко галионы доставляли в Америку переселенцев, а обратно плыли, доверху набив трюмы драгоценностями - лакомой приманкой для многочисленных пиратов, от всевидящих глаз которых, казалось, невозможно было ускользнуть.

Каравелла

От этого слова так и веет романтикой дальних странствий. Именно на каравеллах Христофор Колумб достиг берегов Америки, а Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индии.

Что такое – каравелла? Если в дальнейшем типы парусных судов стали определяться в основном их парусным вооружением, но с учетом размеров, то каравелла – это скорее типоразмер и конструкция обшивки корпуса.

В то время широкое распространение получили суда, по сути, не имеющие названия, но с соотношением длины и ширины, как 2 к 1. Первоначально термин «каравелла» характеризовал, прежде всего, тип обшивки корпуса. До этого чаще применялся способ обшивки «внахлест», а у каравелл доски обшивки укладывались вплотную друг к другу. Этот способ был известен и ранее, но его изобретение приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который называл этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки распространилось и на название типа судна. Другой особенностью, кроме обшивки было соотношения длины и ширины, ширина как четверть длины, и наличие только одной палубы. И довершала облик каравеллы приподнятая корма, что позволяло плыть при попутном ветре, когда волны, одна за одной, «догоняли» судно.

Парусное вооружение каравелл, как правило, было косым (латинос), т.е. на наклонной рее располагался треугольный парус. Мачт, как правило, было три. Классической каравеллой по этим признакам была «Нинья», одна из трех каравелл Колумба. Знаменитая «Санта-Мария» была уже следующим шагом в развитии, и этот тип судов уже именовался «каракка».

Косое парусное вооружение позволяло ходить под острыми углами к ветру, в т.ч. и встречному, а малое соотношение длины и ширины в сочетании с косым вооружением делало эти суда очень маневренными, что было несомненным преимуществом при обследовании незнакомых берегов.

Артиллерийского вооружения каравеллы, как правило, не несли, располагать пушки на палубе не позволяли размеры, поэтому если они и были, то их располагали в корме. Применялись только небольшие, то ли пушки, то ли мушкеты большого размера, именуемые фальконетами, на поворотных козлах, в носу судна, по одному с каждого борта. Следующим технологическим новшеством, опробованным на каравеллах, был бушприт, наклонная рея, располагаемая на носу судна и позволявшая разворачивать или косые треугольные паруса (кливера) или же небольшой прямой парус, увеличивавший управляемость судна при попутном ветре.

Логическим развитием данного типа судна стала замена косого паруса на фок-мачте, ближайшей к носу, на прямой. И как дальнейшее развитие замена и второго паруса на грот-мачте (средней) так же, на прямой. Так, кстати и поступил Христофор Колумб с «Ниньей», первоначально вооруженной только косыми парусами, во время первой остановки на Азорских островах, перед «прыжком» через Атлантику. Третья его каравелла «Пинта» и так несла именно такое парусное вооружение.

И продолжение логики развития каравеллы – каракка, «классика жанра» - «Санта Мария» Колумба. Две передние мачты уже постоянно несут прямое парусное вооружение, кормовая надстройка насчитывает уже до шести палуб (иногда ее делали разборной). Если позволяли размеры, то мачт было четыре и две последние несли косое парусное вооружение. Но при всем при этом каракка сохранила все лучшие черты каравеллы при больших размерах и, соответственно, большей грузоподъемности.

Именно на этих судах были совершены все великие географические открытия, «хвостик» этой эпохи и свою долю славы, ухватило дальнейшее развитие идей каравеллы и каракки – галеон, характеризующиеся в основном тем, что палуб было уже две по всей длине судна. Артиллерийское вооружение устанавливалось на нижней палубе и стреляло через специальные амбразуры, в походном положение закрываемые крышками.

Остается только добавить, что основной вклад в создание такого типа судна как каравелла и каракка внесли португальцы, что на долгое время определило их господство на морских коммуникациях.

В длительных плаваниях на каравеллах команды были больше обычных по причине высокой смертности среди членов экипажа. Нужны были «запасные». В этом посте рассказывается, как готовили к дальним странствиям каравеллы Колумба.

Копия «Ниньи», одной из каравелл Колумба. Построена в 1988 году в Баие (Бразилия)
При постройке использовались технологии XV века
Фотография: Mike Baird , 2008, Калифорния

Мы уже узнали, какие преимущества приобретала каравелла благодаря латинским парусам, малой осадке, большой маневренности. Но для длительных походов в неизвестные воды этого было мало.

Долгое путешествие требовало наличия большого количества питьевой воды. А для этого необходимо было либо заранее разведать имеющиеся на маршруте источники пресной воды на берегу, либо иметь требуемый запас питьевой воды с собой.

Длительный поход, как мы уже отмечали выше, сопровождался большой смертностью среди членов экипажа по самым различным причинам, что требовало наличия резервных членов экипажа по сравнению с обычным штатным составом команды.

Неблагоприятные внешние условия при длительном плавании в неизвестных водах, при неожиданных погодных условиях, при ограниченных географических познаниях предъявляли совершенно особые требования к морским качествам членов экипажа каравеллы. Там не должно быть случайных людей.

1. Модель каравеллы Нинья, как она выглядела в начале первой экспедиции Колумба

Ну и, наконец, конструкция каравеллы, конечно же, требовала учета маршрута путешествия. Если плавания вдоль западных берегов Африки вполне успешно совершались на португальских каравеллах с латинскими только парусами — caravela latina , то пересечение Индийского океана и поход к американским берегам, да и что там, переход на Канарские острова, потребовали изменения такелажа. На фок-мачте, а затем и на грот-мачте начали ставить прямые паруса, сохранив латинские лишь на кормовых мачтах. Каравелла превратилась, как мы писали выше, в caravela redonda , именно такую каравеллу стали вслед за португальцами использовать и испанцы. Но использование того или иного такелажа не являлось для моряков застывшей догмой. Так, две каравеллы экспедиции Колумба, Niña и Pinta в ходе путешествия неоднократно меняли тип парусного вооружения на носовых мачтах с латинского на прямое и обратно. В начале путешествия во время остановки на Канарских островах Нинья была переоснащена из каравеллы латины

2.

в каравеллу редонду

3.


Мы можем видеть, что была добавлена невысокая фок-мачта и на ней, как и на грот-мачте, были помещены прямые паруса. Все работы по переоснащению заняли, как мы знаем из дневников Колумба, около одной недели. В дальнейшем в дневниках не отмечается никаких проблем с парусами Ниньи, более того, она пошла и во второе путешествие.
Нам трудно сейчас восстановить в деталях конструкцию корпуса первых исследовательских каравелл. В Испании система измерения корпуса судна и его грузоподъемности была разработана только при Филиппе II (правил в 1556-1598 гг.) Только с этой эпохи мы получаем документальные данные об используемом корабельном лесе, размере и тоннаже кораблей. Следует, к слову, отметить, что испанские документы по кораблестроению того времени продолжали использовать португальские единицы измерения: dedos (1,83 см), palmos (25,67 см) и rumos (1,54 м).

Чтобы разобраться с конструкцией первых каравелл, обратимся к другим возможностям, которыми располагают морские историки. В морской археологии есть метод получения данных об объектах прошлого, который подразумевает сравнение их с современными традиционными объектами, сохранившими основные черты своих древних прародителей. Так вот, в отношении старинных каравелл с латинскими парусами современным наследником считается разновидность арабского доу — самбук (سنبوك) (или самбука, как еще называют это судно).

4. Фотография самбука, сделанная в 1938 г. Выставка в Кувейте 1998 г.


В Военно-морском музее в Гринвиче имеется замечательная модель самбука, который использовался ловцами жемчуга и рыбаками в Персидском заливе.

5.

На каждом борту имелось по шесть уключин для весел, что свидетельствует о том, что это было парусно-гребное судно. Хотя весла использовались, как представляется, лишь во время ловли жемчуга: на их лопастях крепились тросы, которые страховали ловцов во время погружения и давали возможность им отдохнуть между погружениями.

6.

Меня больше всего в конструкции самбук заинтересовала плоская транцевая корма.

7.


В старинных описаниях первых каравелл отмечается, что корма и у них была плоская. Однако на рисунках той эпохи не всегда удается рассмотреть вид кормовой части судна, что приводит к затруднениям при классификации кораблей, показанных на том или ином изображении. Однако, больше вопросов вызывают работы, когда каравеллами называют суда, имеющие вполне явственно круглую, а не плоскую корму. Рассмотрим в качестве примера изображения каравелл из известного сочинения Дуарте де Армаса (сподвижника короля Португалии Мануэла I) «Книга крепостей» (Livro das fortalezas situadas no extremo de Portugal e Castela por Duarte de Armas, escudeiro da Casa do rei D. Manuel I). Ее создание относят к периоду между 1495 и 1521 годами, иногда привязывают к конкретной дате 1510 г. В книге с большой тщательностью изображены крепости на границах Португалии с королевством Кастилия. Посмотрим, для примера, вид крепости Валенса, расположенной на реке Миньо. В ту пору река была вполне судоходна и на ней мы видим несколько крупных кораблей морского плавания.

8.


Присмотримся внимательно к группе из трех кораблей на переднем плане

9.


Один из них, более крупный, относится к типу нава (неф, каракка) и в данный момент мы на него отвлекаться не будем. Что касается оставшихся двух, то их обычно относят к каравеллам. Низкий профиль, отсутствие носовой надстройки, две мачты с латинскими парусами — типичные каравеллы-латины. Передняя мачта расположена далеко от носа, как бы оставляя место для возможной установки еще одной мачты в носу. Как это сделано на другом корабле с этой же гравюры, с правой ее части

10.


Здесь не только поставлена фок-мачта с прямым парусом, но прямой парус установлен и на грот-мачте, и поставлена дополнительная бизань мачта в корме — т. е. мы видим превращение каравеллы-латины в каравеллу-редонду.

Однако в данный момент нас будет интересовать судно из первой группы, расположенное в ее центре. Мы ясно видим, что корма у него не плоская, а круглая, как у галеры. Это заставляет сомневаться в правомочности причисления данного корабля к каравеллам, как это делается во всех практически работах, исследующих эти изображения. Или следует выделить этот корабль в самостоятельный подвид каравелл, отличающийся своими конструктивными и мореходными качествам.