Один рутинный рабочий день Дми́тра на круизном лайнере. Кухня на корабле — оснащение оборудованием Где находится камбуз

- (голл. kambuis). Кухня или чугунная печь на корабле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМБУЗ гол. kambuis. Кухня или железная печь на корабле. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

- (Galley, cooking range, caboose, cook room) чугунная плита для приготовления пищи личному составу судна, помещавшаяся на парусных судах в носовой части (на кораблях и фрегатах на опер деке, на малых судах на нижней палубе, а на торговых судах на… … Морской словарь

КАМБУЗ, камбус муж. кухня на корабле, железная печь, с котлами и пр. Камбузный, к камбузу относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

камбуз - а, м. cambuse f. харчевня; камбуз> гол. combuis. 1. Судовая кухня. БАС 1. Камбуис. Регламент шхиперам и протчим приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства. 1724. ЭС. 2. На корабле чугунная или железная печь с котлом. БАС… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

камбуз - и устарелое камбуз … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (от нидерл. kombuis) судовая кухня … Большой Энциклопедический словарь

КАМБУЗ, камбуза, муж. (голланд. kombuis) (мор.). Кухня или чугунная печь с котлом на судне. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КАМБУЗ, а, муж. (спец.). Кухня на судне. | прил. камбузный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 2 германизм (176) кухня (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

А; м. [голл. kombuis] Кухня на судне. ◁ Камбузный, ая, ое. К ые печи. К ая труба. * * * камбуз (от голл. kombuis), судовая кухня. * * * КАМБУЗ КАМБУЗ (от нидерл. kombuis), судовая кухня … Энциклопедический словарь

Книги

  • , . Цивилизация людей рухнула под собственной тяжестью… Небольшие человеческие общины борются за выживание, окруженные полчищами живых мертвецов. Правда, неизвестно, кто хуже - обыкновенные…

Всем здравствуйте. Меня зовут Дима (или Дми́тро (ударение на «и»), как меня большинство называли на корабле. Это пост, в котором я хочу показать вам один из дней проведенных на круизном лайнере Carnival Dream в качестве работника ресторанного сервиса. Предисловие: Я выбрал этот день не случайно. Позже вы узнаете почему.

Позиция assistant waiter (помощник официанта), включает в себя много обязанностей и смены места работы (начиная от работы в столовых для обслуживающего персонала, room service (доставка еды в каюты) и заканчивая работой на 10-й палубе где находятся разного рода буфеты, пиццерия, бутербродная и т.п.). Под конец моего контракта я работал в т.н. «bistro team». Этот день показывает жизнь (работу и отдых) помощника официанта, который работает в bistro team.

В зависимости от дня (стоим мы в порту или целый день в море) я просыпаюсь по-разному, но, как правило, за полчаса до работы. Очень тяжело вставать в пол 6 утра, поэтому пока поднялся уже почти без четверти.

Каюты у нас маленькие, но места хватает. Я умылся и одеваюсь на работу

Почти стандартная картина - мои сотрудники пришли пораньше в room service (где в операторской мы отмечаемся) и пьют кофе (или уже попили и ждут тех, кто еще пьет). Это девчонки с Украины

Ночная смена room service во всю работает. А я ухожу с 6-го этажа на 3-й, где находится main galley (главная корабельная кухня + посудомойки).

На линии нас ждут уже около 200 заказов. Гости накануне вечером вешают на дверные ручки заказы для завтрака, где указывают, что они хотят, количество, время доставки, свое имя и номер каюты. Ночная смена «рум сервиса» (на которой я когда-то тоже работал) расставляет подносы с салфетками, на них кладут карточки с заказами, кружки, ложки, хлопья, сахар, стаканчики для сливок - все согласно заказам на карточках. Мы уже по очереди берем заказы и докладываем остальное (йогурты, кофе-чай, бананы, хлеб, масло, молоко и т.д.). Карточки с заказами раскладываются по времени (как правило с 5:30-10:00).

Коридор с каютами гостей, по которому я несу заказ. В этот раз мне выпал заказ в переднюю часть корабля. Поскольку место, с которого мы берем заказы, находится ближе к задней части корабля, мне приходится идти почти через весь корабль, а это неблизко. Но я люблю такие заказы, потому что я могу возвращаться по открытой 4-й палубе и немного отдохнуть.

Заказ доставлен, мне даже чаевые неплохие оставили ($4). Отличное начало дня! (но, к сожалению, мне потом не очень везло с чаевыми). Надпись на карточке «Rise and Shine» - недословно «проснись и пой» по-нашему.

Вот эта открытая четвертая палуба. Слева спасательные лодки, свежий воздух…

… остров Сент Мартин на горизонте, а значит подплываем.

Иногда я возвращаюсь и другими палубами (внутри корабля)

Sent Martin - вид с палубы нашего лайнера

Все заказы разнесли - сносим остатки запасов назад в Room Service

Ах да, перед каждым началом работы и после окончания работы мы отмечаемся в специальном аппарате. На часах 9:31

Иду в свою каюту А-561

Переодеваюсь быстро и в 10 утра мы с друзьями уже за пределами корабля

В порту много народу, так как стоит 4 больших корабля, один из которых Oasis of the Seas - самый огромный лайнер в мире. Девчонки в зеленом предлагают попробовать кокосовый коктейль. Я его пробовал ранее, но у меня традиция всегда брать эти бесплатные пробнички. Поскольку это мой последний Сент Мартин (ну и порт вообще) на этом корабле, то я купил себе целый стакан этого вкусного «coconut smoothie».

Мы идем на пляж (один из немногих наших портов, где пляж находится относительно недалеко, и туда можно дойти пешком).

Перед тем, как пойти купаться, мы решили посидеть в интернете. Wi-fi ловит от того бара Honky-Tonk. На фото мои друзья.

Сегвэи (Segway) довольно популярны тут (я сам однажды катался).

Наконец-то мы пошли купаться и прыгать с пирса..

Вдалеке видны круизные корабли (в т.ч. и наш - первый)

Потом мы отправились прогуляться по улочкам Филипсбурга. Кто-то фотографировал девчонок, я тоже решил (многие из них даже позировали мне, как оказалось.

По дороге на корабль я заметил горных козликов. Я и раньше их видел иногда и очень хотел, чтобы они мне попались в этот день, и к счастью…

Пора назад на лайнер. Впереди 2 дня в море.

Конечно, голодные мы сразу побежали в столовку, но увы опоздали на 7 минут. Линия пуста. Время 13:37.

Но у нас там работают знакомые и они дали кое-что поесть.

Еще в этот день для всего персонала были открыты водные горки. Я перед этим уже был несколько раз, и не хотел упустить еще одну возможность.

Остался еще часок до начала работы, я решил послушать музыку, но, конечно же уснул. К счастью, я всегда завожу будильник на такой случай.

Очередной «Clock in» перед началом работы.

Вечером все из bistro team работают на 10-м этаже который называется LIDO, где находится ресторан Gathering. Это как раз то место, где собраны буфеты и разные заведения быстрого питания. Хотелось бы заметить, что вся еда на корабле бесплатная (то есть входит в цену круиза), поэтому гости едят много.

Большинство официантов занимаются уборкой столов после гостей. Моя работа заключается в группировании стаканов и кружек и пополнение станций с напитками. Работа не очень тяжелая, но она есть постоянно, без остановок. Часто приходится мыть чашки самому (при помощи посудомоечной машины, конечно же), когда посудомойщикам не хватает времени заниматься чашками.

Вот наша типичная станция с напитками (beverage station), которых есть 6. Здесь аппарат с соками (но вечером только лимонад и холодный чай), аппарат со льдом и водой, машина для приготовления кофе (обычного и без кофеина) + горячая вода для чая и еще есть аппарат для приготовления горячего шоколада. Я должен их всех пополнять и вытирать.

Вид на заведение. Внизу видна линия, которая открывается в 6 часов вечера.

Oasis of the Seas отплывает - захватывающее зрелище. Люди машут друг другу с лайнеров.

Мне надо было отлучиться в туалет - я пошел по гостевой зоне. Уборка номеров в полном разгаре.

Вид с 9 этажа на 3-й (лобби).

В 21:00 у меня ужин. В столовой для персонала уже ничего нет (и мои еще недавние сотрудники убираются полным ходом), поэтому я взял еду с ЛИДО (там, где перед этим работал).

Также на нашем корабле по средам в 10 часов вечера проводится такая развлекаловка для гостей, как мексиканская фиеста. Это в основном массовые танцы + какой-то конкурс. Это все происходит на 10-й палубе, поэтому я вышел из ресторана к бассейну, чтобы заснять.

Также по средам в 11 часов открывается мексиканский буфет. Это очень красиво, хотя и больше работы для официантов, ну и для всех остальных тоже. Индианец изо льда.

А этот вырезанный из арбуза…

В 23:00 приходит другая смена и нас «команду бистро» отпускают на отдых. По дороге в каюту. Кто-то играет в пинг-понг.

Я переоделся и пошёл в тренажерный зал позаниматься немного. Я хожу в гостевую тренажерку, которая находится на 12-й палубе. Возле лифта стандартные объявления.

Решил еще пойти в столовую. В это время у нас «полуночник». Из этого всего мне хочется только рыбу (лосось и тунец), что я обычно и беру…

… но я отказался, поскольку не рискнул мешать рыбу и недавно выпитое молоко. Пошел обратно в каюту.

День был длинным. Время спать. Завтра в 7 на работу.

Довольно часто в ресторанах или кафе можно встретить блюда якобы из корабельного меню.

Ну там Щи краснофлотские или Матросский борщ ну и еще разное в этом роде.

Однако почти все эти блюда совершенно не похожи на то, что долгие годы было в меню у настоящих моряков.

Кок на судне это персона не рядовая.

Матросская еда конечно не состояла из сплошных деликатесов, но была питательная и зачастую довольно вкусная. Учитывая что во времена парусного флота были серьезные проблемы с сохранением продуктов длительное время, это были блюда приготовленные в основном из солонины и соленой рыбы которая могла храниться в бочках по нескольку месяцев и овощей, таких как капуста, картофель, морковь, свекла и лук, масло и некоторые фрукты.

Хлеб тоже не продукт длительного хранения, поэтому на кораблях были запасы сухарей, а позднее макаронов. Специально для морской кухни был изобретен способ консервирования мяса и рыбы. Но из этого довольно ограниченного ассортимента продуктов судовые коки на камбузе готовили несколько видов блюд которые были почти одинаковые на корабля, ходивших под флагами разных государств.

Вот небольшое меню флотской кухни длительное время бытовавшей на российских кораблях.
Первое блюдо это Щи или борщ. Мясо, картошка, капуста, морковь и лук. Щи готовятся очень просто. Мясо заливают водой и варят почти до готовности, затем добавляют картошку и соленую капусту. Морковь и лук зажаривается на хлопковом, подсолнечном или оливковом масле и добавляется перед окончанием приготовления.

Если к этому добавить свеклу, то это будет борщ. Свеклу лучше тоже обжаривать вместе с луком и морковью. Добавляют специи, перец и лаврушку. Очень вкусно есть с горчицей или со сметаной. Можно украсить мелко порезанной зеленью.

Второе блюдо надолго вошедшее в меню моряков это макароны по-флотски. Макароны варятся отдельно и подсоленной воде. После варки промываются. Лук поджаривается на растительном масле, к нему добавляется отварное прокрученное на мясорубке мясо, можно использовать и консерву. Добавляют специи и этот обжаренный с луком фарш перемешивается с макаронами.

Что пили моряки?

Ну в нынешние времена это компот или кисель. Любопытно что моряки первые пристрастились к таким напиткам как чай, кофе и какао.

А вот несколько веков назад у моряков были свои особенные напитки. Помните из книг про знаменитого Флинта: Йо-хо-хо и бочонок рома. Вот, вот. Это самый ром и был любимым напитком моряков в те далекие времена. Даже в контракте который подписывал моряк фрахтуясь на корабль было записано что моряку ежедневно была положена порция рома.

Но в середине XVIII века английский адмирал Нельсон Вернон этот порядок нарушил. Он приказал ром разбавлять водой. Конечно это было не так вкусно и в это пойло стали добавлять лимон и сахар. А если это разогреть, то это было и вкуснее и действовало куда как сильнее. Но моряки все равно были недовольны адмиралом и называли его Старый Грог за его постоянную привычку ходить на палубе в непромокаемом плаще, называемой «грогрем». Со временем прозвище Нельсона Вернона сократилось до одного слова Грог, а позже оно стало и названием напитка. Так появился ГРОГ.

Острые на язык моряки именовали крепость грога по сторонам света. Норд обозначал чистый ром, а Вест чистую воду. Так что грог крепостью норд-вест представлял ром наполовину разбавленный водой. А норд-вест-норд содержал 2 части рома и одну часть воды. Вест-норд-вест это две части воды и только одна часть рома…

Традиция включать в рацион моряков спиртное в какой то мере сохранилась и сейчас. Ну не стоит напоминать о фронтовых ста граммах. А вот на подводном флоте до сих пор в меню есть сухое вино. Как говорит медицина это очень полезный напиток, конечно если его употреблять в меру. Вино снимает усталость, переутомление, оно тонизирует и способствует хорошему пищеварению. К тому же оно обладает и бактерицидными свойствами. Очень популярен у флотских глинтвейн – это красное столовое вино с сахаром и пряностями, гвоздикой и корицей.

Пьют его в горячем виде, медленно, маленькими глотками, иногда с крепким горячем чаем. Прекрасное средство от простуды. Приятного аппетита)))

Кухня на корабле (камбуз) ­­– место особое. От его обустройства и профессионализма кока зависит результат плавания. В небольшом по площади помещении смонтированы энергоемкие приборы. Кухня в корабле предусматривает современные технические решения: возможность испечь хлеб и кондитерские изделия, приготовить кофе, предложить в меню диетические блюда, накормить команду и пассажиров судна пищей из свежих продуктов.

Система жизнеобеспечения любого корабля не может обойтись без камбуза. Занимаемая площадь и комплектация камбузного помещения зависят от функций, возложенных задач на плавсредство и его типа. Обойтись без оборудованной корабельной кухни нельзя.

Три основных наименования

Номенклатура оборудования камбуза утверждена требованиями СанПин 2.5.2-703-98. Механизация кухни для кораблей предусматривает наличие трёх компонентов, обязательных при комплектовании камбуза. Поговорим о них ниже.

Плита

Кухня в корабле оснащена устройствами, конструкция которых, например, плит для кухни мало отличается от обычных. Важными аспектами такой плиты являются:

  • Компактность – на судне рассчитан каждый сантиметр площади;
  • Прочность – агрегат должен выдерживать долгие рабочие циклы с максимальной нагрузкой;
  • Приспособления против опрокидывания (держатели) – во время качки посуда не съезжает с нагревательной поверхности и не падает с плиты;
  • Регулировка нагрева;
  • Готовка сразу не менее трех блюд в достаточном количестве, для команды корабля;
  • Выпекание хлеба в духовке плиты;
  • Теплоизоляция наружных боковых поверхностей (до 45ºС).

Конечно, плита на камбузе траулера будет сильно отличаться от устройства на кухне ресторана круизного лайнера. Но общие черты, приведённые выше, всё равно сохранятся. Плиты для камбуза монтируются на кораблях разных типов и служат для приготовления полноценного питания.

Электроплиты на камбузе должны работать в жёстких условиях тропиков (+ 45ºС) и при низких температурах (– 10ºС). Уровень влажности должен сохраняться в 75%. Максимально возможный (98%) приведёт к снижению верхней границы положительных температур (35ºС).

У малогабаритных моделей плит элементы системы управления (пакетные переключатели) встроены в корпус. Такие плиты запитываются простой штепсельной вилкой. Остальные образцы управляются аппаратурой установленной на отдельных щитах. Приборы подключаются к электросети судна с помощью выводных колодок (размещены на внешнем корпусе).

Кипятильник (бак для нагрева воды)

Кухня в корабле, как и любая другая, не обойдётся без горячей воды. Кипяток – это универсальный продукт. С его помощью готовят блюда, обрабатывают продукты перед нарезкой и закладкой, моют посуду, используют как питьё (для заварки).

Особые качества судовых кипятильников соотносятся с параметрами камбузных электроплит. Но в первую очередь обращать внимание нужно на производительность бака. Прибор должен выдать потребное количество горячей воды за определённое время. Объём производимого кипятка рассчитывается индивидуально для каждого корабля.

Кипятильник – емкость с нагревателями внутри. Облицовка, нанесённая снаружи, исключает контакт с горячей поверхностью. Бак устанавливается вертикально и фиксируется. Исключительно удобен на камбузах с небольшим помещением. Быстро нагревает воду, поддерживает её температуру.

Облегчит обслуживание бака:

  • Наличие дополнительного крана для слива воды;
  • Полуавтоматическая система управления;
  • Защита от случайного включения бака без воды.

Ценный параметр кипятильника – антикоррозийное покрытие. Разность жесткости пресной воды, поступающей на борт из разных источников, оказывает негативное воздействие на конструкцию бака. Качественное покрытие обеспечит кипятильнику долгий срок службы.

Холодильник

Сохранение продуктов во время рейса – основная задача камбузной холодильной установки. С этой ролью может справиться обычный бытовой холодильник. Однако, в большинстве случаев, морозильные агрегаты бытового уровня на судах не используются.

Кухня в корабле требует установки холодильника с надёжной фиксацией (системой крепежа), чтобы не произошло смещения его корпуса от вибраций судна. На дверях морозильных камер рекомендована установка запорных устройств, во избежание случайного открытия.

Необходимый рабочий объём холодильной установки определяется соответственно количеству экипажа/пассажиров и типу судна (грузовое/пассажирское). Разработаны корабельные специализированные хладоприборы с различными типами заморозки: водяной и воздушной.

Плюс два агрегата

Развитие техники позволило обеспечить кухни для кораблей новейшей многофункциональной аппаратурой. Наибольшее распространение получили два вида оборудования.

Печь СВЧ

Микроволновки можно встретить почти на каждой кухне. Свою нишу они заняли и на камбузах. На кораблях встречаются микроволновые печи профессионального уровня и обще-бытовые образцы. Это связано с тем, что СВЧ-печи не входят в обязательную номенклатуру оборудования, но кухня в корабле может комплектоваться подобными приборами по мере необходимости.

Владелец судна/капитан сам принимает решение о наличии такого устройства на камбузе. Этот факт не оказывает особого влияния на популярность использования микроволновок во флоте. Каких-то специальных камбузных характеристик для печи со сверхчастотным излучением нет. Главное, чтобы для неё нашлось место.

Пароконвектомат

Диапазон функций устройства чрезвычайно широк. Благодаря пароконвектомату можно:

  • Термически обрабатывать пищу: сухим и влажным способами;
  • Приготовить полный набор блюд категории «второе»;
  • Запечь мясо;
  • Заняться выпечкой (хлеб, кондитерские изделия).

Корабельная кухня, с пароконвектоматом, имеет целый ряд преимуществ:

  • Кок затрачивает меньше времени на готовку;
  • Включение в меню диетических блюд;
  • Возможность значительно расширить рацион;
  • Готовить более сложные кушанья.

Всё оборудование на камбузе обязательно сертифицируется Российским Морским Регистром Судоходства и Российским Речным Регистром.

Производители камбузных механизмов в России

Морской тематикой кухонного оборудования в чистом виде не занимается ни один производитель. Отечественных поставщиков камбузной техники очень мало. Среди них можно выделить три предприятия:

  1. Концерн «Термаль» (Нижний Новгород) ­– поставщик большого количества различных приспособлений и устройств для камбузов. Более того, предприятие самостоятельно разрабатывает образцы оборудования, отдавая предпочтение отечественным комплектующим. Более 15 единиц техники находится в стадии проектирования и модернизации. Фирма организовала дилерскую сеть в странах СНГ, активно развивает сотрудничество с государствами дальнего зарубежья.
  2. ОАО «Чувашторгтехника» – серийно выпускает две модификации пароконвектоматов в морском варианте. Российские модели значительно дешевле импортных (в 3-4 раза). Предприятие может изготовить и другие устройства.
  3. ООО «Планета» (Санкт-Петербург) – поставляет широкий ассортимент камбузного электрооборудования на протяжении 20 лет. Вся информация о продукции фирмы размещена на её сайте.

Кухня в корабле нуждается в качественном оборудовании, простом в эксплуатации и эргономичном.

Приготовить выпечку и кофе

Камбузные механизмы пекарско-кондитерского типа имеют отличия от сухопутного оборудования: они малогабаритны и высоконадёжны. Профессиональное оборудование кухни для кораблей прекрасно решает задачи по отдельному приготовлению пиццы, кондитерских изделий, выпечки, хлеба.

Поставщики предлагают широчайший выбор печей различных размеров и модификаций. Рабочий цикл таких печей позволяет выпекать сразу несколько разных изделий, либо большую партию одного наименования. Система автоматизированной самоочистки (установлена не на всех моделях), сделает работу с печкой максимально удобной.

Аппараты для изготовления кофе не являются дефицитной продукцией. Проблема высокой цены на кофейное оборудование решается приобретением техники уже бывшей в эксплуатации, но не растерявшей свои рабочие качества.

Вспомогательное оборудование

Существует обширный класс приборов на электрической тяге или с ручным приводом. Самый полный набор такого оборудования имеется на больших кораблях (лайнерах, паромах), где требуется сервис ресторанного уровня и надо накормить большое количество людей. Такая кухня в корабле может быть укомплектована устройствами для замешивания теста, мясорубками, слайсерами (приборы для нарезки), машинами очистки картофеля.

Список агрегатов довольно длинный. Какие конкретно приборы будут смонтированы на камбузе зависит от проектировщиков судна. За владельцем корабля остаётся право на модернизацию пространства и оборудования камбуза.

Камбузная мебель

Специфика мебели для камбуза – эксплуатация в условиях длительного воздействия агрессивной среды. На камбузную утварь постоянно попадают: влага, частицы моющих средств, соляного раствора и специй. Механические нагрузки испытывают рабочие поверхности столов для разделки. Поэтому проектируется мебель для корабельной кухни с тщательной подборкой прочных материалов, способных противостоять агрессивной среде и не получать механических повреждений.

Производство немеханического камбузного оборудования освоено на многих заводах на территории России. Сегодня отечественные производители успешно конкурируют с заграничными фирмами. Качество поставляемой на суда специализированной мебели для камбуза не хуже импортных образцов. Цена на российскую продукцию ниже. И военные и гражданские судостроители предпочитают работать с поставщиками камбузной мебели внутри пределов РФ.

Российскими производителями разработано множество изделий судовой мебели, в том числе и камбузной:

  • Приготовительные камбузные столы;
  • Хлеборезные столы и лохани;
  • Мойки различных вариантов с разным количеством раковин (1-3);
  • Шкафы для хранения продуктов, посуды, шкаф-ларь;
  • Полки (ставить тарелки, разделочные доски, другую камбузную посуду);
  • Ящик, где лежит соль;
  • Доска, чтобы записывать раскладку продуктов.

Конструктивные особенности мебели для корабельной кухни учитывают объёмы помещений для камбуза, численность экипажа, режим автономности, обеспечение пайком. Эти факторы влияют на выбор готовых образцов оборудования или разрабатываются индивидуальные эскизы. Принимаются во внимание разные варианты компоновки кухни для корабля.

Помыть посуду и очистить воздух

Посудомоечная машина и вытяжка – устройства, не предназначенные для хранения и готовки пищи. Но без них современную оборудованную кухню трудно представить. Первая экономит время работников камбуза (они не отвлекаются на мойку посуды). Вторая даёт возможность готовить в комфортных условиях, устраняя неприятные запахи и микрочастицы пищевых ингридиентов.

Корабельные модификации приборов создаются по тем же принципам, что и остальное оборудование для камбуза. Основные требования – компактность, долгий срок эксплуатации, невосприимчивость к негативной среде.

Пример комплектации

Яхты – небольшие маломерные суда имеют собственную классификацию. Количество членов экипажа может достигать двух десятков человек. Соответственно площадь, выделенная под камбуз, совершенно мала. Но и на таком, незначительном пространстве размещается порядка 7-10 приборов. Количество и функционал оборудования, с одной стороны, обусловлен необходимым минимальным набором техники, с другой – пожеланиями членов команды и возможностями хозяина судна.

Класс яхт создан для морских путешествий. Набор приборов необходимых для создания комфорта на борту в длительных рейсах и стоянках далеко от земли может выглядеть так (приведено оснащение камбуза яхты «Николаев»):

  • Духовой шкаф;
  • Посудомоечная машина;
  • Холодильник;
  • Стеклянная панель для нагрева пищи;
  • Генератор льда;
  • Кофемашина;
  • Морозильная камера.

Корабль как жилище

Причины использовать корабль как дом, а не как плавсредство могут быть разные: экономические, политические, романтические. Обустраивать такое жилище нужно серьёзно. Кухня в дом-корабль приобретается в обычном мебельном салоне.

В отличие от камбуза судна бороздящего водные просторы, кухня дома-корабля не требует жёстких характеристик от оборудования и мебели. Чисто морские варианты приборов устанавливать необязательно.

Профессиональное оборудование можно заменить на обычное бытовое. Есть повод воспользоваться услугами дизайнера. На кухне с малыми габаритами в корабле могут разместиться холодильник, духовка и мойка. Можно организовать достаточно места, чтобы хранить посуду. Использовать столешницу как полигон для готовки, при необходимости подключать кухонный стол.

В дизайн может вписаться выдвижная корзина. Пространство под духовым шкафом функционально задействовано: туда помещается посуда, используемая для выпечки. Интерьер кухни компонуется с учётом пожеланий заказчика. Большинство оборудования можно закрыть красочными фасадами. Выбор цветовой гаммы останется за клиентом – владельцем дома-корабля.

ПЕРВОЕ, ВТОРОЕ И КОМПОТ

Стоит только оказаться на кухне учебного центра Военно-Морского Флота в Севастополе , оборудованной по аналогии камбуза, как миф о том, что моряки едят лишь макароны по-флотски, тут же испаряется.

Здесь готовят водолазов и обучают настоящих коков на корабли для всего ВМФ - на Северный и Черноморский флот, на Тихий океан. Лучших коков! Этот учебный центр считается самой крутой базой, единственной на флоте, поэтому сюда направляют ребят со всей России .

Заходим на кухню - все кипит, булькает, жарится. Здесь чистят картошку и следят за бульоном парни из Сочи , Самары , Краснодара , Красноярска , Волгограда , Набережных Челнов . Крымских в этом призыве нет.

Познав азы кулинарной науки, 60 курсантов сдают экзамены. Традиционно тянут билет, который состоит из пяти вопросов: три вопроса по теории, практическое задание и пятый вопрос - определение выхода того блюда, которое приготовил курсант. За 4 месяца надо все выучить - чтобы от зубов все отскакивало.

По теории надо знать первичную обработку продуктов, организацию питания в части, технологию приготовления блюд и, конечно, санитарно-гигиенические требования, - рассказывает «КП » заведующий учебным кабинетом подготовки поваров Юрий Варнавин .

Фуа-гра и стерлядь под икорным соусом готовить не приходится. На флоте все просто, но вкусно и сытно. Кок обязан уметь готовить холодные блюда, все виды супов, мясо, гарниры, сладкие блюда.

На корабле продукты выдают по накладной, вот из определенного ассортимента и надо приготовить первое, второе и десерт. Моряки - не кисейные барышни, но разнообразие в меню необходимо. Готовят, чтобы меню было сбалансированным и не повторялось каждый день.

В основном на корабле подают борщ, солянку раз в неделю, картофельные супы с крупами, рассольник. Из вторых блюд: котлеты, шницеля, отварное, запеченное или тушеное мясо и птица, рыба. А из сладких блюд в меню булочки и компот, - уточняет Юрий Варнавин.

НА КАЖДОМ КОРАБЛЕ СВОЙ БОРЩ

Как раз в день сдачи экзамена «Комсомолке» и посчастливилось побывать на святая святых поваров - кухне.

Без суеты и нервозности каждый здесь занимается своим делом - готовит то блюдо, которое досталось по билету. Кому-то предстоит приготовить салат из капусты, кому-то гороховое пюре.

Мне вот повезло, по билету досталась свекольная икра. Сейчас натираю на терке вареную свеклу и добавлю туда лук. А так, в принципе, нас всему обучили, и могу справиться с любым блюдом, главное готовить с душой, - улыбается 19-летний судомеханик из Новороссийска Лев Кузнецов .

Со вторыми блюдами все достаточно просто - мясо порезал, потушил, а вот с первыми приходится повозиться. Дольше всего осваивал время приготовления - когда и что закидывать и сколько варится, - говорит 20-летний Илья Кириленко из Анапы .

На каждом корабле свои премудрости и вариации готовки. К примеру, как сварить «правильный» борщ. Илья научился готовить его так: делается пассировка - жарится лук, морковка, туда добавляются свекла и томатная паста. Все это варится и добавляется немного уксуса для насыщенного бордового цвета. Отдельно с бульоном варит картошку. В конце все смешивает. Из приправ - перец, соль, лаврушка.

По мне, так самое сложное - сварить рассольник. Надо подбирать ингредиенты, мясо сперва тушится для вкуса, потом достается и варится. На 18 человек требуется приготовить 8 литров супа, а на 40 человек - литров 20. Но мы друг другу помогаем. В девять утра начинаем готовить, и к обеду заканчиваем, в 14.00 уже садимся кушать, - отчитывается 19-летний Дмитрий Богомолов из Красноярска.

Коронное блюдо 20-летнего Вадима Калайдина из Саратова - плов. Сначала обжаривает мясо, затем готовит овощи - обжаривает на масле лук и морковь, потом добавляет мясо, рис, немного обжаривает. Заливает водой и тушит. Плов готов!

СУХАРИ ВО ВРЕМЯ КАЧКИ

И не скажешь, что когда-то у многих из этих ребят первым блюдом в жизни была подгорелая яичница. Зато сейчас все такое румяное, красивое и аппетитное - впрямь ювелирная работа! Взять хотя бы блинчики. Не у каждой хозяйки получатся такие: один в один, ровные, светло желтого солнечного цвета. Каждый блин курсант смазывает кусочком сливочного масла, отчего они становятся такими маслеными и лощеными. А всего делов-то: в несколько литров молока добавляется погашенная сода, соль, сахар по вкусу и постепенно насыпается мука - до консистенции жидкой сметаны. На 5 литров теста получается полсотни румяных блинов.

Ребята не всерьез жалуются - за время учебы набрали по 10 килограммов! И не только потому, что во время готовки приходится пробовать блюда, а потому что кормят хорошо.

После обучения будущих коков ждет распределение - кто поедет на север, кто на восток, кто останется на Черноморском флоте. Точно известно одно, что все курсанты попадут на военные корабли, которые будут выходить в море, вот там то и понадобится все мастерство не только вкусно накормить экипаж, но и суметь приготовить блюда в порой совсем непростых условиях.

Кстати, говорят, что при совсем уж сильной качке коки отдыхают. В шторм и кусок в горло не лезет! Морякам для борьбы с «морской болезнью» выдают специальные сухари.

КСТАТИ

Понятие камбуз сформировалось в XV веке. Тогда камбуз был деревянным навесом, располагавшимся на верхней палубе корабля.

Сейчас в зависимости от размера судна камбуз размещается в отдельном помещении. В отличие от кухонного помещения на суше, камбуз специально оборудован для смягчения качки. В частности, на кораблях могут использоваться печи на карданном подвесе, а еще печи оборудуются специальным ограждением так, чтобы с них невозможно было ни чему упасть. Да и саму печь, когда она весит 1,5 тонны, уронить трудно. Кстати, и формочки для выпекания хлеба в печи соединены между собой, чтобы они не болтались хаотично во время шторма.

В ТЕМУ

А почему собственно поваров на флоте называют коками? Слово это голландское, а так как Петр I учился строить корабли именно там, то многие названия на наш флот он перенес оттуда, в том числе и название судового повара - кок.