Проездной по ломбардии. Железнодорожный проездной по Италии – InterRail Italy Pass. Где купить билет

В эту поездку в Милан мне хотелось посмотреть окрестности. Но машину я решила не арендовать, а вместо этого взялась за изучение работы общественного транспорта Ломбардии.

Проездные и билеты

Ознакомившись с подробнейшими описаниями работы железных дорог Италии (http://italia-ru.com/page/poezda-italii , http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=19) я решила, еще полазить по форумам. В комментариях я наткнулась на описание проездного, который называется «io viaggio ovunque lombardia». Информация об этом проездном была только на итальянском языке. Сам проездной оказался очень выгоден. http://www.trasporti.regione.lombardia.it/

Стоил он 40 евро за неделю, и включал весь общественный транспорт в Ломбардии, включая метро, поезда и некоторые фуникулеры. Так что он окупил себя практически на следующий день.

Io viaggio ovunque Lombardia — в пять раз дешевле проездного по Италии, но в этот билет действителен только, если ездить на поездах местных линий trenord, и по территории Ломбардии. То есть, если сесть на поезд, который идет до Беллинцоны, то в самой Беллинцоне вы будете уже зайцем. Именно по этой причине я отказалась от поездки на озеро Маджоре, поскольку Стреза, а именно ее я хотела посетить, находилась уже за пределами Ломбардии.

Пригородные поезда в Ломбардии

Из моих поездок самой дальней была пожалуй Кремона. Причем по дороге туда нам пришлось воспользоваться пересадкой.

Пересадка проходила на станции, окруженной свежескошенной пшеницей. Поезд немного задержался и электричка, которая шла до Кремоны нас ждала, о чем сообщил диктор на итальянском языке. При этом я не расслышала — на какой платформе он нас ждет.

Я сначала услышала платформу три, и поскольку мы на ней стояли, подумала остаться. Но увидев бегущих в другом направлении людей, решила оглядеться. В другом конце станции (достаточно далеко) я увидела довольно потрепанную электричку, состоящую из двух вагонов, и к ней бежали люди.

Мы спустились в переход и увидели табло. Из информации на нем было понятно, что поезд на Кремону стоит в удалении. Мы вбежали в него последними, дед — кондуктор видел, что мы бежим и ждал. А потом долго на нас ругался. Мы конечно мало что поняли из его слов, но из его жестов я поняла, что мой муж, у которого был разовый билет, не прокомпостировал его.

Мы глупо улыбались и кивали головой, на что кондуктор сказал: «если бы был настоящий кондуктор (не такой добрый как он) то нас конечно же оштрафовали, а он просто напишет своей рукой на билете, что он использован». Эта электричка шла между маленькими сельскими поселками. Станции представляли собой просто платформу с названиями. Билеты на таких станциях продаются у кондуктора, прямо в поезде.

Миланская городская железная дорога

Миланская городская железная дорога — этакий аналог Парижского rer. В отличие от французского, где пересесть на ж.д. не представляет особого труда — она пересекается со многими станциями метро, в Милане на эти электрички нужно садиться на отдельных вокзалах.

Представьте вокзал с 20 платформами, и не известно на какую из них придет электричка нужного тебе направления. На какую платформу придет электричка, на табло это высветится за 2-3 минуты до отправления. То есть за 2 минуты нужно сообразить: где находится нужная платформа и добежать до нее. Для итальянцев это не проблема, они и соображают очень быстро и также быстро перемещаются, а вот мне было не комфортно.

Интересно, что внешний вид электрички зависит от направления. Например в Кремоне электрички были старые и грязные, хуже чем у нас, а в направлении озер (Комо) ходили исключительно новые поезда.

Италия удобная страна для самостоятельных путешественников, словосочетание «очень удобная» я не буду добавлять, потому как несколько претензий у меня все же появились после конкретного столкновения с системой, связанной с передвижением по выбранному маршруту и сервисом вокзалов.

При подготовке основными помощниками конечно же стали международный сайт итальянских железных дорог http://www.trenitalia.com/

и сайт региональных железных дорог Ломбардии http://www.trenord.it/it/home.aspx , который является дочерним предприятием Трениталии.

Билеты на поезда можно покупать в кассах вокзалов , но надо учитывать, что на маленьких станциях есть маленькие вокзалы и в них касс просто не существует! В таком случае о билете надо позаботиться заранее. На моем пути были такие станции, это Варенна и Павийская Чертоза.

А вот фото вокзала обычного небольшого города, типа Лекко, есть все: касса и информационный пункт в одном окошке, аппарат для самостоятельной покупки билетов, справа от него.


Билет купленный в кассе действителен в течении двух месяцев, на нем можно пердвигаться в одну сторону из пункта, А в пункт D, по желанию выйти погулять в пунктах B или С, но уложиться в течении 6 часов, иначе карета превратится в тыкву!

На таком билете указано только направление: начало и конец поездки, ни даты, ни времени, ни номера состава и тем более номера платформы естественно нет. Если предусмотрены пересадки, то они в билете указаны, но и тоже -только название станции.


Поэтому знать детальные данные по купленному билету просто физически необходимо. Для этого я изучала расписание на ж/д сайтах еще дома и это было у меня почти ежевечернее задание в номерах отелей перед каждой поездкой далее по маршруту.

Что очень понравилось, так это детальная система оповещения пассажиров :



На некоторых вокзалах, в основном в больших городах информация подается еще и в таком формате:

На современных вагонах снаружи также существует бегущая строка с полной информацией о рейсе. Но однажды был случай: на вагоне и на табло на перроне были разные номера состава, паника, все суетятся, но время, место прибытия сходилось. Минут за 5 до отправления все-таки сели в этот состав и он пошел в нужном направлении.

Билеты можно покупать в специальных автоматах , которые есть на каждом итальянском вокзале, даже самом маленьком, где нет касс, хотя бы один аппарат, но он есть обязательно.

Эти автоматы легко узнаваемы по надписи: «Biglietto Veloce/Fast Ticket» , что переводится как «Быстрый билет», но для покупки надо элементарно владеть несколькими фразами на итальянском-английском. На Милано Централе, например, этих автоматов наставлено везде видимо-невидимо. Есть они и в специальном зале для продажи билетов (biglietteria ), есть и непосредственно на перроне.


Если билет на поезд Regionale куплен в кассе или автомате без указания даты, времени и места, то прямо перед посадкой его необходимо закомпостировать. Специальные устройства в виде коробок зеленого,

или желтого


цветов с надписью Convalida установлены у входов на платформы, на самих платформах и в зданиях вокзалов, и надо просто вставить в него билет одним концом. Аппарат печатает на билете время и дату компостирования и делает его пригодным для поездки. Если поездка с пересадкой, то в городе пересадки компостировать билет второй раз уже не нужно.

Кстати, в некоторых городах на платформах далее первой-нет этих аппаратов для компостирования, вспомнив, для проделывания этой процедуры приходилось возвращаться на вокзал, а если спешишь и поезд уже отходит? Есть контролер и его маленькая дырокольная машинка.

Билеты можно купить онлайн .

Меня этот вариант всегда устраивает более всего, потому что нет желания тратить время на их покупку в пути, отыскивать кассы и тем более стоять в очередях, но чтобы купить билет на сайте Итальянских железных дорог http://www.trenitalia.com/ надо для начала на нем зарегистрироваться. Читала, что можно купить билеты и без регистрации, но у меня не получилось, возможно, это устаревшая информация.

Про сам сайт, про регистрацию, покупку билетов писано-переписано миллион разных статей- помощников, сама убедилась, но пока найдешь нужную информацию, уходит время. В своем совете я отмечу лишь те позиции, которые доставили мне трудности. На английской закладке Трениталии Register вносим всю требуемую информацию. Когда доходим до информации в окошке: по английски это Tax code / VAT* , а по итальянски codicefiscale, пользуемся вспомогательной ссылкой http://codicefiscale.it/ . Занеся туда требуемые данные, получаем код, состоящий из букв и цифр и дублируем его в требуемом окошке в Register .

В окошко запрашиваемого адреса ставим адрес отеля, где будем проживать, если их несколько-то адрес первого, номер телефона пишем, начиная с +7.

Моя поездка предполагала передвижение только на региональных поездах, но на итальянских сайтах есть один нюанс: на региональные поезда билеты начинают продавать только за 7 дней до поездки. Поэтому я набросала в корзину всего несколько билетов (принцип интернет-магазина), мне на эл. почту одним письмом пришли сразу все файлы билетов, распечатала и взяла с собой. Каждый билет на 1 лист формата А4.

Билеты, купленные онлайн на региональные поезда уже являются подтвержденными и их компостировать не надо , это еще один плюс. Но сокращается время их действия: не 6 часов, а всего 4 и начинается оно со времени отправления выбранного при бронировании поезда. И еще огромный плюс: билеты онлайн несут в себе почти всю необходимую информацию-дату, время, номер поезда. На вокзале останется посмотреть только номер платформы.

Т. е. невооруженным глазом видно, как удобен билет, купленный онлайн.

Билеты в поездах контролеры проверяют часто, но как-то это систематизировано, т. е. если один раз контролер прошел по составу, а поездка длинная, то я не помню, чтобы он проходил и второй раз, хотя станций много и пассажиры все время подсаживались.

Билеты на Тренорд, я так же покупала на сайте Трениталии, это относится и к кассам: когда мне надо было купить сразу несколько билетов далее по маршруту, то в одной кассе одновременно я покупала и на поезда Трениталии и на поезда Тренорд.

по всей Ломбардии — провинции Милан, Монца, Комо, Виджевано, Лекко, Бергамо, Брешия, Мантуя, Лоди, Кремона, Павия и Варезе, а также Пьяченца, которая не входят в Ломбардию, но только если въезжаешь со стороны Милана и Лоди.

Качество железнодорожных составов не зависит от компании: Тренорды бывают двухэтажные,



а составы Трениталии старенькие и видавшие виды. Но в каждом составе мягкие сиденья, есть туалеты. Чтобы зайти/выйти из вагона, надо либо нажать на кнопку, либо надавить на рычаг (это у более старых составов).

В новых составах в каждом вагоне есть экраны с информацией о следующей станции и по радио слышен дублеж,

а в более старых едешь себе едешь-где выходить, когда? Поэтому, в таких случаях весь контроль следует оставить за собой и необходимо следить за временем прибытия на нужную станцию и читать ее название на перроне.


Если еще что вспомню-буду дописывать.

SINGLE TICKETS

Ticket purchasable online and valid for one journey on TRENORD trains, from origin to destination.

DIGITAL FORMAT TICKET (online, APP Trenord)

Use : one-way, on the route indicated.
Price : based on the distance in km between origin and destination, 2 nd class only.
Purchase : ONLINE, APP Trenord.
Validation : NO.
Validity : for 3 hours for up to 50 km, 6 hours for between 51 and 200 km, 24 hours for over 200 km from the date and time indicated on the ticket (Cross-border tickets: 4 hours).

HOW TO BUY A TICKET ONLINE

1. Using the timetable, search for the route, date and time of your journey;
2. Sign in on your MyTrenord account or ;
3. Choose your fare (adult, senior, child) and any surcharges (bicycles, pets);
4. Go to your shopping basket, check that the journey details are correct and click on "Confirm";
5. Complete the purchase of your tickets by credit card or PayPal;
6. The virtual ticket will be sent to your e-mail address/via SMS, so you can print it/show it directly to the ticket inspector using your mobile phone.

HOW TO BUY A TICKET ON THE TRENORD APP

1. Search for the station of origin, destination, date and time of your journey. Select a train from those available and click on the three dots symbol. A page detailing the train route will open. Check that the travel details are correct and click on "Purchase";
2. Select the number of tickets you require and the type of fare, from: adults, children , seniors , bicycles and pets. You can also opt to receive your PNR code via SMS by clicking on the button provided and entering your mobile phone number;
3. Proceed to payment. You can purchase your tickets using credit card , PayPal or other credit cards through the PayPal service;
4. Your purchase is completed. Before closing, wait until you are redirected to the Trenord APP. Check your email to make sure you have received the virtual ticket, to be printed/shown directly from your phone to the inspector.

PAPER FORMAT TICKET (to be validated)

Use: in either direction, on the route indicated.
Price: based on the distance in km between origin and destination, and on the class.
Purchase: ticket offices, resellers, self-service machines .

Validation: compulsory.
Validity before machine validation : no expiry.
Validity after machine validation: for 3 hours for up to 50 km, 6 hours for between 51 and 200 km, 24 hours for over 200 km (Cross-border tickets: 4 hours).

PAPER FORMAT TICKET (manual validation)

Use: in either direction, on the route indicated.
Price: based on the distance in km between origin and destination, and on the class.
Purchase: ticket offices, Trenord resellers , Trenitalia resellers .
Validation: compulsory.
Validity before validation : no expiry.
Validity after validation: for 3 hours for up to 50 km, 6 hours for between 51 and 200 km, 24 hours for over 200 km (Cross-border tickets: 4 hours).

ELETTRONIC TICKET

Use: one-way, on the route specified.
Price: based on the distance in km between origin and destination, 2 nd class only.
Purchase: ticket offices and resellers on the Laveno-Varese-Saronno-Milano, Como-Saronno-Milano, Novara-Saronno-Milano, Asso-Seveso-Milano, Milano-Malpensa, Saronno-Milano-Lodi and Mariano/Camnago-Seveso-Milano lines.
Validation: compulsory.
Validity before machine validation: no expiry.
Validity after machine validation: for 3 hours for up to 50 km, 6 hours for between 51 and 200 km, 24 hours for over 200 km (Cross-border tickets: 4 hours).

MULTI-DAY PASSES

The "Io Viaggio Ovunque in Lombardia" offer is for tickets for short periods (1, 2, 3 or 7 days)for travel on the entire local public transport network(urban and intercity buses, metropolitan trams and suburban and regional railways) in the region of Lombardy .

They allow you to travel throughout Lombardy using any means of public transport: urban and suburban buses, trams, trolley cars, subways, suburban and regional trains in 1 st or 2 nd class, boats on Lake Iseo, on-demand services, cable cars and funiculars within the public transport network.

FARES
1 day (16,50€)
2 days (27,00€)
3 days (32,50€)
7 days (43,50€)

Purchase :railway ticket offices, self-service machines, Trenord authorised resellers or local transport agency resellers.
Validation : compulsory.
Validity before machine validation : no expiry.
Validity after machine validation : Validity depends on the type of ticket: it can vary from 1, 2, 3 to 7 days.

Если Вы собираетесь покорять Италию на поезде и подумываете о частых переездах, то этот пост может оказаться весьма полезным. Ведь чем платить за каждый билет от точки А до точки В, гораздо экономнее – приобрести проездной и забыть о проблемах с билетами на срок его действия. Именно поэтому сегодня мы расскажем об InterRail Italy Pass – железнодорожном проездном, который может стать просто незаменимым при планировании путешествия по Апеннинам.

BlogoItaliano уже как-то затрагивал тему железных дорог в Италии и , на котором можно купить ж/д билеты для путешествий между крупнейшими городами на Апеннинах. Сейчас же мы рассмотрим другую опцию – проездной InterRail Italy Pass

InterRail Italy Pass

Это тип проездного действителен только по территории Италии. Его преимуществом является определенная степень гибкости, которую он предоставляет своему владельцу. Так, Вы можете приобрести InterRail Italy Pass, который позволит Вам в неограниченных количествах пользоваться поездами 3, 4, 6 или 8 любых дней в рамках одного месяца.

Соответственно будет колебаться и цена опции. Так, например, в 2018 году железнодорожный проездной по Италии на 3 дня стоил 121 евро, а на 8 дней – 243 евро.

Если Ваш возраст до 27 лет, то Вы имеете право на получение скидки, и тот же проездной на 3 дня обойдется уже дешевле – 92 евро. Также предусмотрены и более «щадящие» тарифы для детей в возрасте от 4 до 11 лет.

Отдельно стоит заметить, что приведенные цены распространяются на путешествия во II классе. Но для тех, кто не готов к компромиссам, всегда можно заплатить чуть дороже и билет в первый класс Ваш.

Помимо использования в поездах, железнодорожный проездной также предоставляет его обладателю также ряд дополнительных скидок. Полный список дополнительных льгот .

InterRail Italy Pass – опция, которая распространяется на жителей Европы, путешествующих по другим странам континента. То есть, если Вы являетесь резидентом и гражданином России, Украины или Беларуси, то можете воспользоваться данной опцией.

Жителям Казахстана, Узбекистана и прочих постсоветских стран перед покупкой проездного лучше отдельно проверить, распространяется ли его действие на Вас. Важно и то, что железнодорожный проездной – InterRail Italy Pass нельзя использовать, если Вы являетесь обладателем итальянского паспорта или постоянно проживаете в Италии.

Кроме этого, перед посадкой в поезд от Вас может потребоваться резервация места и проплата дополнительного фи. Такие фи в Европе встречаются достаточно часто, и их размер зависит от страны, по которой Вы передвигаетесь. Непосредственно для Италии список доплат за резервацию выглядит следующим образом:

Поезда Le Frecce /Frecciarossa / Frecciargento / Frecciabianca (маршруты по Италии, раньше назывались Eurostar Italia)
Стоимость резервации: 2-й класс: € 10 / 1-й класс: € 15

Поезда InterCity; InterCityNotte, Expresso (только сидячие места)
Резервация обязательна для ночных поездов: 2-й класс: € 3 / 1-й класс: € 3

И напоследок, доставка проездного, приобретенного on-line, конечно же, занимает определенное время и небесплатна. Поэтому, если Вы собираетесь в Италию и прицеливаетесь на использование проездного, то убедитесь, что располагаете достаточным количеством времени на его доставку (3-4 недели).

Стоимость доставки проездного в Россию и Украину составляет от 11 до 30 евро в зависимости от тарифа и срочности, что лишь является дополнительным аргументом в пользу раннего бронирования.

Удачного Вам путешествия

С нынешнего вечера я начинаю долгий (иначе не получится) и, надеюсь, интересный рассказ о поездке в Ломбардию в январе 2015 года. Собственно первые признаки предстоящей неминуемой ломбардской эпопеи внимательные читатели уже увидали в пространном рассказе об амвросианском обряде ( и далее три поста). Понятное дело, что попрактиковаться в этом обряде я мог только в Милане и его окрестностях...

Поездка в Милан получилась с кучей неожданностей. Изначально были взяты билеты у Алиталии на перелет СПб-Рим-Милан и обратно на 01 и 07 января соответственно. Наша госдума неоднократно пугала нас сокращением новогодних каникул, продлевать же их в виде отпуска у нас на работе категорически запрещено, поэтому изначально (весна 2014) пробег по Ломбардии планировался таким коротким. Но где-то летом 2014 года Алиталия прогнозируемо расписалась в своей импотенции неспособности осуществлять полеты Спб-Рим зимой, менять без доплаты билеты на продаваемые ими же рейсы Аэрофлота они тоже отказались. В результате Алиталия была послана в далекий секс-тур, хотя, надо отдать им должное, деньги они возвратили за три дня.

Вместо Алиталии меня везти взялась Люфтганза: более или менее приемлемые билеты были в тот момент на 01 и 09 января, и, хотя в то время точные сроки новогодних каникул были еще неизвестны, я решил рискнуть. В данном случае мне явно полагается шампанское: каникулы в итоге растянулись аж до 10 января включительно, и выбивать на работе отпуск не пришлось: поездка четко улеглась в праздничные дни.

Летел я в этот раз туда через Франкфурт, а обратно через Дюссельдорф. При продаже билетов Люфтганза честно предупредила, что обратные рейсы Милан-Дюссельдорф и Дюссельдорф - Спб выполняет их дочка Germanwings, но на это я даже не обратил внимание: что дочка, что мать - лишь бы долетели. Как выяснилось в обратном полете, Germanwings - это лоукостер со всеми полагающимися прелестями: пассажирами на борту, спавшими всю дорогу, потому что им вообще еды не полагалось; забитыми под завязку багажными полками (ручная кладь бесплатна, а вот багаж стоит дополнительных денег); опозданиями и треволнениями. У меня-то был люфтганзовский билет, и мой багаж летел даром, мне даже полагался как бы обед: один сэндвич, одна бутылочка воды 0,2 л и один стаканчик чая; за все остальное нужно было платить (еще чего! у нас же кризис бушевал, и экономил я на всем).

Самолет Милан - Дюссельдорф был заполнен от силы на треть, и в основном пассажирами были соотечественники, подобно мне выбравшими стыковку в Дюссельдорфе. В запланированное для посадки время мы еще даже не начали снижаться, опоздание в итоге составило полчаса. А на стыковку отводилось всего-то 55 минут. Мужики курили психовали, бабы пили возмущались, но общая надежда была на то, что аэропорт в Дюссельдорфе маленький, нужно будет проходить только паспортный контроль, и мы успеем.

Как бы не так! По аэропорту нужно было долго-долго бродить, чтобы в итоге выйти на...личный досмотр. В те дни как раз случились тервкты в Париже, и меры безопасности были явно усилены. А поскольку за дело взялись скрупулезные немцы, осмотр грозил быть долгим и мучительным. Меня сначала поставили в стеклянную банку камеру, где отсканировали (ну пущай теперь бюргерши, налюбовавшиеся моими бицепсами и прессом, выедают плешь своим толстопузым бюргерам, вот так им!); затем меня еще и ощупывали, потому что сканеру что-то не понравилось (как выяснилось, сканеру не понравился крестик на шее). Рюкзак осматривали с пристрастием: ведь я, не подозревая о повторном осмотре, закупился спиртным в миланском аэропорту; duty free"шную упаковку только что в лупу не разглядывали. А время отлета моего самолета стремительно приближалось! Наконец, пройдя через эти мытарства, я побежал на посадку, ища по пути паспортный контроль (а то проскочишь мимо, пото доказывай, что покинул Шенгенскую зону). Как оказалось, на вылет из Шенгена в Дюссельдорфе работают лишь два крайних гейта, перед которыми и обустроен паспортный контроль. Здесь соотечественники курили и пили психовали и возмущалис еще раз, потому что немецкий пограничник плевать хотел на то, что мы торопимся. Я к этому моменты был спокоен, как мумия из Катакомб капуцинов: во-первых, посадка задерживалась (ее даже не показывали на табло), а, во-вторых, вечером того же дня в СПб летел еще один самолет, так что я бы все равно добрался домой.

Чтобы с этой нервной частью рассказа покончить, сразу же скажу, что все кончилось благополучно: посадку задержали почти на час, так что успели все. Более того, нам, видать, дул попутный ураган, потмоу что в Питер мы прилетели впереди расписания.

Теперь о Милане. Там, как вы, наверно, знаете, два аэропорта: Линате (в черте города, в центр идет оттуда обычный городской автобус) и Мальпенса (далеко от города). Я прилетал и улетал в/из Мальпенсы. В Мальпенсу с двух городских вокзалов ходят специальные поезда Malpensa Express: тот, что идет на вокзал Кадорна, действительно является экспрессом (около получаса, пара станций в пути, а иногда вообще ни одной промежуточной остановки); тот, что следует на центральный вокзал Milano Centrale, делает кучу остановок и плетется 50 минут. Мне по логистическим соображениям был удобен, тем не менее, именно поезд до и из Чентрале.

Дело в том, что в эту поездку собственно Милан меня не интересовал (кроме двух литургий в соборе и бесплатного посещения Бреры в первое воскресение месяца), зато планировались бесконечные разъезды по Ломбардии. Поэтому я не стал разоряться на гостиницу в центре, а забронировал самое дешевую из приличного - Hotel Vienna (есть на Букинге, 35 евро за ночь) у станции Milano Lambrate. Поезда всех нужных мне направлений поездов (кроме Варезе) следовали через Ламбрате, каковая находилась буквально в трех минутах ходьбы. А для выездов в город для трех указанных целей рядом находилась станция метро. Если переводить миланские реалии в питерские, то можно сказать, что я жил примерно на Удельной, только на последней поезда дальнего следования у нас не останавливаются.

Конечно, от Чентрале (да и от Кадорны) до Ламбрате можно было доехать на метро. Но, во-первых, у нас уже был кризис, и каждый евро был на счету, а, во-вторых, обратно я все равно уезжал из гостиницы до открытия метро. Поэтому заранее был запланирован пеший поход от Чентрале до Ламбрате: https://goo.gl/maps/pJeVz . Я понадеялся на память и не достал карту из рюкзака, поэтому сделал лишний крюк через станцию метро Lima. В итоге, вместо 30 минут я шел минут 50. Что туда, что обратно (обратно я уже не допустил крюков) это была необычайная пешеходная прогулка: вечером 1 января, как и ранним утром 9 января, Милан был будто мертв: ни пешеходов, ни открытых магазинов, да и машин очень мало. Да и улица Порпора - основная часть моего маршрута - красотой не отличалась, так что Милан открылся мне сразу со своей э-э-э непарадной стороны.

Об отеле Vienna на Букинге понаписано много нехорошего, но, по-моему, такие отзывы писали очень привередливые люди. Чистые номера, любезная обслуга, очень тихая улица, поблизости полно едальных заведений (я постоянно ел в траттории La Cuccagna - угол улиц Giovanni Pacini и Giuseppe Ponzio, очень рекомендую), ж/д и метро рядом, а кто желает приключений - от Ламбрате прямо до Дуомо ходит старомодный трамвай. Правда, завтраки, кондиционер и интернет - за доп. деньги, но об этом заранее честно предупреждают. Мне кондиционер и интернет были не нужны, а за 5 евро я наедался на завтраке до отвала.

Рекомендуемая литература:
1. Мортон "От Милана до Рима". Неоднократно хвалил, но не удержусь и на этот раз. Остроумный автор, много исторических сведений, много путевых впечатлений, сплошной оптимизм и добрый английский юмор.
2. Муратов "Образы Италии". Тяжеловат, но набивает голову полезными сведениями, чем и полезен. Иногда автора "заедает", и он на протяжении нескольких страниц рассказывает о никому не известной работе никому не известного автора с трудно произносимым именем. Чаще всего такой автор относится к периоду XIV-XVI века.
3. Ипполитов "Особенно Ломбардия". Автор с чудовищным самомнением и самолюбованием, из-за чего его книгу часто называют "Особенно Ипполитов". Местами все же бесценен.
4. ЖЖ-ные авторы.