Ребенок родился в самолете. Что подарила авиакомпания? Роды на высоте: рожденная в небе над Вьетнамом Сообщество рожденных в небе

В странах, где гражданство определяется в основном или преимущественно по «праву крови», и спрашивать не о чем: конечно нет. Со странами, где действует «право почвы», сложнее. Существует Конвенция ООН 1961 года о сокращении безгражданства, статья 3 которой гласит: «Для целей определения обязанностей Договаривающихся Государств согласно настоящей Конвенции, рождение на судне или летательном аппарате считается имевшим место соответственно на территории того Государства, под флагом которого плавает судно, или на территории того Государства, в котором зарегистрирован летательный аппарат» un.org

Однако, не все страны, применяющие «принцип почвы», ратифицировали эту конвенцию (список можно посмотреть здесь: un.org) В частности, не входят в их число и США. На эту тему есть специальное разъяснение Госдепа: «A U.S.-registered aircraft outside U.S. airspace is not considered to be part of U.S. territory. A child born on such an aircraft outside U.S. airspace does not acquire U.S. citizenship by reason of the place of birth.» (state.gov) Зато право на гражданство за ребёнком, родившимся в самолёте в тот момент, когда он пролетал над американской территорией, даже транзитом, признаётся (согласно тому же источнику, a child born on a plane in the United States or flying over its territory would acquire United States citizenship at birth).

В то же время, Канада, также использующая «право почвы», данную конвенцию ратифицировала. Это не формальность, т.к. соответствующие положения имеются и во внутреннем законодательстве: Under both the Former Act and the Current Act, persons born on Canadian ships or airplanes were considered to have been born in Canada (americanlaw.com). Кроме того, в Канаде нередки случаи, когда дети рождаются в их воздушном пространстве на самолётах, следующих транзитом куда-либо из США: в таком случае ребёнок тоже получает канадское гражданство.

Россия не входит в число участников конвенции, но у нас и сам факт рождения на территории РФ с точки зрения гражданства мало что решает (за исключением особых ситуаций типа рождения от россиянина и иностранца).

Стоит также обмолвиться о том, что страна регистрации воздушного судна далеко не так очевидна, как кажется. Хорошо известно, что российские авиакомпании стараются регистрировать свои борты за рубежом (в частности, на Бермудских островах). Интересно, что Бермудские острова упомянутую конвенцию 1961 года подписали (вернее, за них это сделала Великобритания). Так что формально ребёнок, родившийся во время международного рейса Аэрофлота, может считаться уроженцем Бермуд (хотя они могут этого и не признать, т.к. Россия в конвенции не участвует). Впрочем, прав на гражданство ему данный факт всё равно не даёт.

Вчера все новостные ленты пестрели сообщением о том, что Boeing-777, летевший в Петербург из Симферополя совершил внеплановую посадку в Ростове-на-Дону. Полет пришлось прервать из-за внезапных родов у одной из пассажирок.

8 августа на борту самолета авиакомпании "Россия", у одной из пассажирок рейса SU6888 начались преждевременные роды. На борту среди пассажиров оказались врачи, которые помогли бортпроводницам их принять. Все прошло успешно, и мальчик родился еще до того, как самолет приземлился в Ростове. Там маму с новорожденным отправили в больницу, после чего борт продолжил путь в Северную Столицу.

Можно по разному относиться к такому факту, но скажу честно, что я очень бы не хотела оказаться в том самолете. Рождение ребенка это всегда радость и чрезвычайное таинство, но зачем садиться в самолет, если у тебя уже начинаются схватки?

Длительность полета из Симферополя в Санкт-Петербург составляет 3 часа 15 минут. Даже стремительные роды длятся не менее четырех часов от начала схваток и до рождения малыша. Для чего роженица пошла на такой рискованный шаг? Очень надо было оказаться в Питере? А как же ответственность за свое положение и за жизнь будущего ребенка? А как же интересы остальных пассажиров, которые ждали почти семь часов в аэропорту Ростова на Дону пока их отправят дальше?

Конечно, думать об этом когда твое тело терзают схватки, невозможно, но предвидеть подобный исход при покупке билета можно было бы?
Все бортпроводники имеют необходимые навыки, чтобы принять роды, но это уже крайний случай, мне кажется.

А теперь о юридической стороне вопроса родов на высоте:

Ребенок, который родился в воздухе, может получить три гражданства:

Страны, которой принадлежит самолет.

Страны, на территории которой произошли роды.

Страны, в которой самолет приземлился.

И еще один приятный факт: ребенок, родившийся на борту самолета, получает пожизненное право на бесплатные перелеты. Это распространенная практика у многих авиакомпаний. Правда, перевозчики часто вводят некоторые ограничения: не более десяти полетов в год или до совершеннолетия.

Сейчас многие авиакомпании имеют полное право отказать в перелете даме на сносях. Это очень верное решение, иначе многие бы ринулись покупать билеты на самолет в преддверии родов, при чем иностранных компаний. А что? Летишь над Швейцарий рейсом Swiss из Москвы в Цюрих, рожаешь где-нибудь над Германией и вуаля! Твой ребенок или швейцарец или немец))). Да еще и бонусом бесплатные полеты. От желающих не было бы отбоя.

А вы как относитесь к дамам, решившим родить на борту самолета?

Как сообщает AFP , 31-летняя пассажирка самолета, выполнявшего в среду, 21 октября, рейс Пенанг-Кучинг (Малайзия) родила сына, когда лайнер пролетал над Куала-Лумпуром на высоте примерно в 610 метров.

Роды у малайки принимал оказавшийся среди пассажиров врач, которому помогал экипаж самолета. По сведениям авиакомпании, роды прошли без осложнений. По приземлении мать с новорожденным были доставлены в ближайший госпиталь.

Как сообщил один из директоров компании AirAsia, в честь торжественного события малышу и его матери было предоставлено право бесплатно летать самолетами этой компании всю жизнь, как первому рожденному на борту ее самолета ребенку.

Это далеко не первый случай удачных родов на борту самолета. Так, в 2007 году у одной из женщин, находившейся на борту самолета бельгийской авиакомпании Brussels Airlines, который совершал рейс по маршруту Киншаса-Брюссель, также преждевременные роды, которые приняли находившиеся среди пассажиров двое врачей. Тогда новорожденную девочку назвали в честь командира экипажа.

В тоже время авиакомпании не поощряют практику родов на борту самолета из-за того, что в случае чрезвычайной ситуации, реанимировать новорожденного возможности не будет. Ряд перевозчиков ввел строгие ограничения на перевозку беременных женщин. Так Air France и Lufthansa не пускают на борт женщин, срок беременности которых превышает 36 недель. А Iberia разрешает перелеты со сроком от 34 недель только в сопровождении врача.

Смена паспорта и проверки на границах - далеко не самые простые задачи для Шоны Оуэн из-за необычного места ее рождения - около 36 тысяч футов над землей. Сотрудники таможни постоянно удивляются, когда видят запись в ее паспорте: «Держатель родился на самолете».

История Шоны

Шона - представитель небольшого сообщества людей, которые пришли в этот мир крайне драматичным образом. В 1990 году беременная Дебби Оуэн в компании четырехлетней дочери Клэр летела из Ганы, где она работала, в Лондон. Неожиданно случился сюрприз - у нее начались схватки. Ее переместили в первый класс, который полностью освободили от пассажиров, а также было сделано объявление, чтобы все люди, имеющие медицинскую подготовку, сообщили об этом.

Будущей маме повезло - голландский доктор Вим Баккер, который помогал женщине в Гане родить просто в кустах, оказался на борту. Отчаянно опасаясь того, что она останется одна с двумя детьми, если самолет вынужден будет приземлиться в Африке, Дебби изо всех сил держалась, чтобы добраться до Лондона. На подлете к аэропорту Гетвик при задернутых шторах, мягкой музыке, с ее собственным доктором и целым салоном в распоряжении Шона Кристи Ивс (по-английски ее инициалы выглядят как SKY, что переводится как «небо») родилась на свет, увеличив количество пассажиров на борту на одного. «Мне всегда говорили, что я рождена для путешествий, и сейчас я работаю в сфере путешествий - сказала Шона, которая на данный момент работает руководителем отдела интернет-маркетинга крупного туристического оператора. - Это очень хорошая история, которую всем интересно послушать».

Сообщество рожденных в небе

И эта история также стала темой, на которой Шона решила сосредоточиться, когда писала свою диссертацию.

«Когда я рассказываю эту историю, меня всегда спрашивают, насколько это редко или как много детей было рождено на самолете. А у меня нет ответа, - сказала Шона. - Поэтому, когда я готовила диплом, я подумала, что это отличный шанс потратить шесть месяцев на то, чтобы изучить, как много нас таких в мире. Было действительно интересно читать все истории и общаться с людьми, рожденными на борту самолета. Моя мама встретилась с другой женщиной, которая родила в воздухе, я поговорила с пилотами, и в результате уже создается своего рода сообщество».

Строгие правила

Она также связалась с Дебс Лоутер, которая родила своего сына Джонатана всего за четыре месяца до того, как сама Шона появилась на свет, и обстоятельства были необыкновенно схожими - она также летела из Африки в Великобританию, при этом находилась на борту самолета того же авиаоператора. Большинство авиалиний не ведут статистику по рождениям на борту, поэтому очень сложно точно все подсчитать, но история Шоны определенно редкая, так как у всех авиалиний имеются строгие правила касательно беременных женщин и их детей. И хотя условия меняются от случая к случаю, большинство операторов разрешают беременным женщинам садиться на борт самолета вплоть до 36-й недели беременности, но начиная с 28-й недели им необходимо иметь с собой подписанную бумагу от доктора, в которой будет указана дата родов. Но, несмотря на это, такие ситуации все же случаются.

Вопрос национальности

Один из главных вопросов, который поднимается при рождении ребенка на борту самолета - это его национальность. Законы о гражданстве различаются от страны к стране. Например, в Великобритании дети, рожденные на территории страны, не получают гражданство автоматически - они его получают только в том случае, если родители являются британцами, то есть так называемое «право крови». В Соединенных Штатах Америки же, даже если ребенок рожден в водном или воздушном пространстве страны, он автоматически получает американское гражданство в соответствии с «правом земли».

МОСКВА, 10 окт - РИА Новости. Обычный рейс из Симферополя в Москву изменил жизни двух женщин: москвичка Анастасия Козлова на седьмом месяце беременности стала мамой, а принимавшая роды на борту самолета медсестра Софья Бирюкова решила сменить профессию. Превратила авиалайнер в родильный дом маленькая девочка, которая отважилась раньше срока появиться на свет на высоте 33 тысячи футов или 10 тысяч метров.

По данным ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", 8 октября на борту лайнера Airbus A320, выполнявшего рейс из Симферополя в Москву, пассажирка родила девочку. Во время полета у женщины неожиданно отошли воды. В экстренном порядке роды у пассажирки принимали члены кабинного экипажа, а также оказавшаяся среди пассажиров медсестра.

Самолет произвел вынужденную посадку в аэропорту Харькова. После приземления мать с новорожденной осмотрели врачи скорой помощи, а затем доставили их в ближайший родильный дом.

Человек родился

По словам очевидца произошедшего, пассажира лайнера Владимира Захватова, через 25 минут после взлета одна из пассажирок подошла к стюардессам и сказала, что у нее отошли воды и начались роды.

"Женщину уложили в хвосте самолета. Пилот быстро принял решение садиться на запасной аэродром и запросил экстренную посадку", - рассказал он РИА Новости.

Роды у 29-летней москвички Анастасии, мамы теперь уже троих детей, принимали бортпроводница Марина Серебрякова и медсестра Софья, единственная из пассажиров с медицинским образованием.

"Я очень боюсь летать. Села в самолет и сразу уснула. Меня разбудил мой молодой человек и спросил: ты рожать умеешь? Я сначала спросонья не поняла, что происходит, но быстро сообразила, что на борту рожает женщина", - рассказала РИА Новости 23-летняя Софья.

Девушка вслед за бортпроводницей прошла в коридор, где находилась роженица.

"Вижу, лежит женщина, уже видна головка ребенка. Дальше автоматически все как-то вышло. Я по образованию медсестра, но сейчас работаю детским массажистом, как раз с грудничками, поэтому детей я знаю. Никогда раньше роды не принимала, но откуда-то появилось понимание, что делать", - добавила она.

Софья положила ребенка на грудь матери, которая спросила, кто родился. "Я ответила, что девочка. Она сказала: Варенька", - вспоминает медсестра.

Однако спустя несколько секунд Софья заметила, что ребенок не может дышать, так как дыхательные пути забиты. "Я знала, что в таких случаях акушеры специальным прибором откачивают у младенцев жидкость изо рта и носика, освобождают воздушные проходы. Так как не было никаких отсосов, пришлось отсасывать слизь ртом", - пояснила Софья.

По словам очевидца Захватова, несмотря на предпринимаемые медсестрой действия, новорожденная все равно не дышала.

"Когда Соня удалила всю слизь, она начала очень аккуратно делать малышке искусственное дыхание и легонько ладошкой нажимала на грудную клетку. Девочка после этого зашевелилась, глубоко вздохнула и слабо закричала", - вспоминает он.

Верное решение

По словам врача-педиатра высшей категории Евгения Бескоровайного, у детей, рожденных на таких сроках беременности, часто бывает сложно восстановить дыхание. Как правило, это делают в стационарах с помощью аппаратов искусственной вентиляции легких.

"Задача медсестры была - раздышать новорожденную. Если бы девочка не раздышалась максимум в течение шести минут, произошло бы отмирание клеток головного мозга, и ребенок с большой вероятностью мог стать инвалидом", - сказал он.

По словам врача, действия Софьи были верными.

"В первую очередь нужно восстановить проходимость дыхательных путей. В стационарных условиях это достигается электроотсосом. Или с помощью резиновой груши. Если ребенок и после этого не закричал, выполняется искусственное дыхание. Часто параллельно с этим, при необходимости, делают непрямой массаж сердца", - пояснил он.

По словам Бескоровайного, любой человек, который находится рядом в таких ситуациях, должен оказать помощь.

"В медицине принято правило "не навреди". Но здесь этот принцип не работает, потому что нужно было оказывать помощь в любом случае", - заключил врач.

Прерванный полет

Командир воздушного судна Александр Кулаков за семь лет полетов никогда не сталкивался с такими нештатными ситуациями, как роды на борту.

"Такой случай произошел впервые в моей практике. Летаю я с 2005 года. Вообще, роды на борту - весьма редкое явление... Никогда не думал, что это может случиться в мой рейс", - рассказал он РИА Новости.

Капитан сразу принял решение об экстренной посадке, при снижении ему помогал второй пилот Игорь Заболотников.

"Продолжать полет до Москвы было бы опасно для здоровья и мамы, и ребенка, а под нами как раз был пригодный для посадки аэродром Харькова. Доложили службе движения Украины и приступили к снижению. От доклада до посадки прошло, думаю, около десяти минут. Когда в процессе снижения мне доложили, что ребенок уже родился, то мы поняли, что решение было верным", - отметил капитан.

"Пилот как пушинку посадил этот тяжелый лайнер, мы почти не почувствовали посадку. Такое ощущение, что ангел стоял у него за спиной", - вспоминает Захватов.

Новая жизнь

Пуповину девочке перерезали уже харьковские врачи скорой помощи. Через аварийный выход маму с дочерью вынесли из самолета.

"Софья сделала единственно возможные реанимационные мероприятия, которые спасли ребенка, сказали позже врачи, которые приехали на аэродром", - добавил Захватов.

"Сейчас я потрясающе себя чувствую, зная, что ребенок выжил. Слава Богу, что я оказалась на этом самолете и смогла помочь ребенку, мамочке. Девочка жива - это самое хорошее, что только может быть", - призналась Софья.

Новорожденная Варя вместе с мамой находится в перинатальном центре в Харькове. "Вес девочки 1,05 килограмма. Они чувствуют себя удовлетворительно, оснований для беспокойства нет, харьковские врачи делают все необходимое", - сообщил Захватов.

Местом рождения Варвары будет Симферополь - откуда вылетел самолет, так принято у пилотов.

Медсестра Софья призналась, что после появления Вари на свет она всерьез задумалась над тем, чтобы приобрести новую специальность. "Сейчас я получаю высшее образование психолога, когда закончу, скорее всего, пойду учиться на акушера-гинеколога", - сказала она.