Рейтинг самых активных авиакомпаний на рынке бизнес-перевозок россии. Как устроены частные перелёты Деловая авиация

Многие думают, что заказать частный самолёт стоит баснословных денег и это окажется им не по карману, но в наше время современных технологий всё возможно. Любой желающий может заказать частный авиа лайнер за приемлемую сумму и несомненно будет доволен, ведь понятие «частный самолёт» включает в себя как и то, что Вы сами сможете осуществить перелёт, так […]

  • Многих посетителей нашего сайта интересует ассортимент авиатехники, которую мы предлагаем, а также стоимость заказа самолета. Всю эту информацию можно увидеть на нашем официальном ресурсе. Допустим, если с ассортиментом все понятно, то относительно стоимости могут возникнуть вопросы. В основном, цена аренды транспорта зависит от ряда факторов, а именно: – тип авиатранспорта; – уровень комфорта в самолете; […]

  • Стоимость аренды самолёта зависит от многих факторов. Расчет конкретной цены основывается на ряде факторов. На цену аренды влияет тип авиа транспорта, также срок, на которой клиент арендует технику, а также уровень комфорта в самолете. Если, Вы посетите на сайт, то сможете ознакомиться с основными ценами на данную услугу. Но, конечно, мы готовы рассчитать Вам точную […]

  • Частные рейсы на самолете невозможно переоценить. Ведь время купить за деньги не возможно, а порой каждая минута решает огромную роль в ведении бизнеса, на деловой встрече, да и вообще, в жизни человека. Услуги регулярных рейсов не всегда выгодны, поскольку отнимают много времени на проведение формальных процедур: Вы стоите в очереди за покупкой билета, затем проходите […]

  • Возможность арендовать самолет является достаточно выгодным решением, поскольку такая процедура способна решить множество проблем, которые возникают при пользовании регулярными авиа рейсами. Так, Вам не нужно тратить время на прохождение контроля, покупку билета, ожидание вылета самолета. Кроме того, комфорт, который Вам подарит самолет частного рейса не сравнить ни с чем. Обратитесь в компанию Прайвет Джет Чартер, […]

  • Почти каждого клиента интересует вопрос, что влияет на стоимость заказа частного самолёта. В данном случае, в учет принимается ряд важных факторов. Во-первых, нужно понимать, какой именно самолет арендует клиент, затем уточнить срок аренды, ну и конечно, понимать, каким уровнем комфорта должна обладать техника. Все эти нюансы можно обсудить с нашими сотрудниками по телефону или в […]

  • Аренда самолета – это целый комплекс услуг, который заключается не только во фрахте судна. Обеспечение безопасности, комфорта, и дополнительных услуг, которые необходимы пассажирам, предоставление необходимых условий на борту самолета или вертолета – это далеко не весь перечень того, что подразумевает под собой аренда авиатранспорта. В связи с этим стоимость аренды самолета бизнес класса будет отличаться […]

  • Чартерная авиация – это чрезвычайно выгодно. Компания Private Jet Charter может предложить каждому своему клиенту арендовать самолеты разного класса, пассажировместимости и дальности перелета. Наше предложение делает Вас хозяином ситуации, поскольку клиент получает возможность самостоятельно определить время вылета, а наши операторы проложат наиболее выгодный маршрут. Вы не потратите бесценные часы на поиск нужного регулярного рейса и […]

  • Если возникает необходимость арендовать самолёт, то компания Прайвет Джет Чартер непременно придёт Вам на помощь. Уже более 20 лет компания занимаемся частными перелётами, арендой и продажей самых востребованных воздушных суден. Сейчас возможно всё и арендовать самолёт в Москве может каждый желающий, необходимо только пообщаться с сотрудниками компании, которые прислушаются к вашим требованиям и помогут выбрать […]

  • Современные технологии впечатляют своим разнообразием, также это касается и самолётов. В государственных авиа компаниях представлены простые доступные каждому желающему воздушные судна. Для клиента выбор не является большим, ведь производительность самолётов многих авиа компаний поставлена на поток огромного количества людей. Многие думают, какая разница на каком самолёте лететь, главное добраться в назначенное место, и даже не […]

  • Многих посетителей нашего сайта интересует вопрос относительно того, сколько стоит заказать частный самолет. В данном случае, нужно отметить, что все зависит от конкретных характеристик воздушного судна, а также от дальности полета. Допустим, аренда Airbus 319 обойдется Вам значительно дороже, чем прокат Challenger 605. Так как в первом случае лайнер может вместить на своём борту примерно двадцать […]

  • Как известно, в современном мире есть некоторые модели авиатранспорта, которые имеют очень высокую стоимость. В основном самые дорогие частные самолеты используются крупными бизнесменами, политиками и известными личностями. Но наша компания дает возможность любому желающему испробовать мощность и комфорт дорогой авиатехники. У нас можно арендовать практически любой вид авиатехники, начиная от лайнеров и заканчивая мини-геликоптерами. При этом, Вы будете удивлены […]

  • Всем известно, что цена полёта на частном самолёте зависит от ряда факторов. Во-первых, в учет всегда принимается тип авиатранспорта, который используется. Ну а, во-вторых, важно учитывать дальность полета. Если говорить о стоимости билетов именно на частные самолеты, то здесь, конечно же, нужно еще принимать в учет и уровень комфорта, которым обладает сам самолет. Допустим, клиент […]

  • Когда Вы планируете путешествие, то перебираете разные варианты его организации. Это может быть перелет регулярным рейсом или услуги частной авиакомпании. Склонившись в пользу аренды самолета компании Private Jet Charter, наши клиенты получают комфорт, скорость и безопасность. При этом нет разницы, зафрахтуете Вы самый дорогой частный самолет или просто решили покататься на вертолете. Нам важно исполнить […]

  • Все самолеты по дальности полета без дозаправки делятся на ближнемагистральные, среднемагистральные и дальнемагистральные. Последние могут преодолевать расстояние до 11 тыс. км в зависимости от модели самолета. Наша компания Прайвет Джет Чартер является одной из лидирующих среди предоставления услуг фрахта самолета, и может предложить широкий выбор дальнемагистральных самолетов России. Посетите наш сайт, и Вы убедитесь, что […]


  • Деловая авиация в кризис переживает не лучшие времена. Но несмотря на сложности многие компании продолжают свою деятельность и даже строят планы на будущее. Как оказалось, российский рынок бизнес-перевозок в отличие от коммерческой авиации практически полностью занят иностранными компаниями и их региональными представительствами. Источники Top Flight сообщают, что количество международных и внутренних рейсов под флагом зарубежных авиакомпаний (включая перелеты владельцев бизнес-джетов и чартерные перевозки) в несколько раз превышает число выполняемых российскими перевозчиками.

    Активный, то есть открытый

    Рынок бизнес-авиации в России традиционно считается закрытым: владельцы компаний неохотно раскрывают данные о числе рейсов и перевезенных пассажиров, а также направлении перевозок. К тому же операторы деловой авиации не учитываются в рейтингах Транспортной клиринговой компании (ТКП), так как между ТКП и небольшими авиакомпаниями не подписаны договоры о публикации сведений по пассажироперевозкам.

    Несмотря на это в рамках серии специальных проектов Top Flight мы предприняли попытку определить самые активные авиакомпании на рынке деловой авиации в России. Основой для статистики стали мнения участников рынка, информация от самих перевозчиков и из собственных источников Top Flight. Также учитывались открытость компаний и быстрота предоставления данных. Безусловно, некоторые пока остались "за бортом", но мы надеемся, что в будущем подобные рейтинги станут не просто "хорошим тоном", а активным инструментом для изучения российского рынка деловой авиации.

    Кризис миновал

    Если в прежние времена отрасль росла ежегодно на десятки процентов, то сейчас количество чартеров бизнес-авиации сократилось на 30-40%, а доходы операторов упали на 60%. Как отмечает президент Jet Group Александр Евдокимов, при сокращении общего числа рейсов количество пассажиров упало только на 15-20%. Но если раньше на 10-местном лайнере летали впятером, то в последнее время бизнес-джеты загружены гораздо сильнее.

    При этом пассажиры чаще выбирают самолеты меньшего размера. "Сегодня основной спрос составляют лайнеры со стоимостью летного часа $4-4,5 тыс. против $6-8 тыс., которые были востребованы ранее. Предприниматели стали реально считать деньги, ими согласовываются даже гостиницы, в которых живут пилоты, и их расходы на такси", - отмечает один из руководителей компании Jetalliance Сергей Колтович.

    Многие сходятся во мнении, что стимулировать спрос за счет снижения цены нельзя, так как в стоимости владения самолетом велика доля постоянных платежей. Владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев уточняет, что эта сумма приближается к $5-7 млн в год (сам предприниматель предпочитает летать на арендованном лайнере). Глава российского представительства Cirrus Group Тимур Девяшов поясняет, что из-за сокращения количества чартеров идея амортизации самолета за счет аренды третьим лицам стала неактуальной. Летают только те лайнеры, которые обеспечены заказами крупных корпораций. Годовой налет самолетов, которые могли бы сдаваться в аренду и летать 1 тыс. часов в год, сейчас достигает лишь 200 часов.

    Всего в России в месяц, по нашим расчетам, осуществляется около 2200-2400 рейсов бизнес-самолетов. По некоторым данным, примерно 60% из них выполняют зарубежные компании (учитывая частные и коммерческие рейсы). Однако официальной статистики по общему количеству рейсов деловой авиации, которые выполняют операторы на российском рынке, не существует, а сведения, полученные от различных источников, сильно разнятся.

    Каким образом мы производили расчет? Известно, что в среднем число рейсов деловой авиации в месяц в этом году во Внуково-3 составило 1340. В Московском авиаузле на Внуково-3 приходится порядка 70% рейсов деловой авиации, то есть только в Москве совершается около 1914 рейсов бизнес-джетов и бизнес-лайнеров ежемесячно. Второе место по объемам рейсов деловой авиации принадлежит аэропорту Санкт-Петербурга - Пулково. Правда, многие операторы называют и другие российские города. Поэтому предположив, что Москва занимает приблизительно 80% российских бизнес-перевозок, на всю Россию приходится примерно 2400 рейсов.

    К концу 2009 года рынок деловых перевозок стал оживать. По данным исследовательской группы ARG/US, уже в сентябре 2009 года летная активность в секторе деловой авиации США достигла самого высокого уровня с октября 2008 года и не только увеличилась на 2,7% по сравнению с августом 2009 года, но и на 0,4% выросла против соответствующего периода 2008 года. В Европе также можно было заметить, как количество рейсов у некоторых операторов постепенно поползло вверх. Например, финская компания Jetflite в августе совершала до 14 VIP-перелетов в неделю только в/из России (причем около 2/3 из них приходилось на Санкт-Петербург).

    По словам Александра Евдокимова, в России падение рынка остановилось с конца августа. Но о скором восстановлении пока говорят с осторожностью. "Если не будет экономического спада, то рост бизнес-перевозок начнется уже с марта 2010 года", - считает он. С ним согласен и президент ГК "Каскол" Сергей Недорослев (компания участвовала в двух проектах в области бизнес-авиации - Velvet Club и Dexter). По его словам, у проекта Dexter клиентов стало не меньше, а даже больше. Но Velvet заморозил свою деятельность.

    Специалист по демпингу

    К одним из серьезных игроков на российском рынке относят VistaJet, основанную в 2004 году. Сегодня эта частная авиакомпания, штаб которой находится в Швейцарии, по оценкам специалистов, занимает значительную долю на рынке международных перевозок деловой авиации в России.

    В 2008 году VistaJet завершила сделку по приобретению чартерного подразделения Bombardier Skyjet International и стала второй крупнейшей компанией, оперирующей бизнес-джетами за пределами Северной Америки. Тогда же VistaJet оформила заказ на 35 бизнес-джетов Bombardier с опционом еще на 25 машин общей стоимостью $1,2 млрд. По данным перевозчика, к 2012 году число самолетов VistaJet должно приблизиться к 50-75. Солидный парк - одно из очевидных преимуществ оператора на рынке. Другое - это цены, близкие к демпинговым. Так, аренда Learjet 60 может стоить 3100 евро в час. "Ниже нет ни у кого!" - восклицает Евдокимов. Все это дает компании возможность совершать порядка 100 рейсов в/из России в месяц.

    Возвращение "Аэрофлота"

    Одним из заметных событий этого года на рынке деловой авиации стало объявление о покупке "Аэрофлота-плюс" австрийским оператором деловых перевозок Jetalliance. Сумма сделки оценивается в $2 млн, за которые Jetalliance до конца 2009 года получит 51% акций дочерней структуры "Аэрофлота". Также новому собственнику придется разбираться с долгом компании, который превышает 80 млн рублей. Займется созданием российского проекта Jetalliance бывший гендиректор "Аэрофлота-плюс" Сергей Колтович. По его утверждению, на российском рынке перевозчик будет использовать на внутренних линиях 30 воздушных судов, зарегистрированных в России. До этого такое количество самолетов бизнес-класса у нас в стране никто не регистрировал.

    Согласно планам компании к концу 2010 года будет ввезено минимум четыре бизнес-джета. Для того чтобы покупка соответствовала российскому законодательству, Jetalliance будет напрямую владеть только 49% акций, а 2% будут принадлежать специально созданному российскому юридическому лицу. В Jetalliance говорят, что российский рынок для них чрезвычайно важен, так как около 30-35% заказов компании приходятся на Россию и страны СНГ.

    Крупнейшие иностранцы

    Вопреки падению доходов одним из активных игроков на российском рынке деловых перевозок остается NetJets. Как сообщают в самой компании, количество рейсов в/из России в год составляет около 1 тыс., то есть в среднем более 80 перелетов в месяц.

    В мировом парке NetJets находятся 47 бизнес-джетов Hawker 750/800XP, 40 лайнеров Cessna Citation Excel, 27 - Hawker 450, 18 - Cessna Citation Bravo и др. Из-за падения продаж аренды самолетов (на 79%) и низкой рентабельности таких перевозок доходы оператора за девять месяцев этого года сократились примерно на $1,5 млрд, или на 42%. Антикризисным средством может стать поиск новых клиентов, в том числе и в России, считает перевозчик.

    Сегодня из 6 тыс. заказчиков NetJets по всему миру около 100 - из нашей страны. "Сейчас в компании всего 870 самолетов и 4 тыс. пилотов, которые совершают 300 тыс. рейсов в год", - отмечает президент и генеральный директор NetJets Europe Грэм Уэстон. В то же время, по его словам, за пять лет работы в России в NetJets Europe поняли, что российский покупатель - идеал для развития компании. Воздушный флот европейского отделения NetJets Europe составляет 150 самолетов.

    Около 100 рейсов в месяц выполняет Global Jet Concept, которая является не только собственником лайнеров, но и крупным оператором самолетов, принадлежащих российским гражданам, что обеспечивает ей высокую долю на рынке бизнес-перевозок.

    За девять лет Global Jet Concept стала лидером среди частных авиакомпаний в Европе. В эксплуатации оператора находится более 60 самолетов, таких как BBJ, A-318 Elite, Falcon 900 EX, Gulfstream G450 & G200, Falcon 2000, Challenger 604 & 300 и др.

    Таким образом, первые позиции в нашем рейтинге занимают такие операторы, как Vista Jet, NetJets и Global Jet Concept. К крупным авиаперевозчикам можно также отнести и финскую Airfix Aviation. По данным источников Top Flight, компания выполняет примерно два рейса в день.

    К активным операторам деловой авиации в России можно отнести и английскую компанию Ocean Sky, известную широкой российской публике по фильму о Джеймсе Бонде "Квант милосердия". На рынке компания существует с 2003 года и за шесть лет своего развития успела открыть офисы в Лондоне, Манчестере, Прествике, Цюрихе и Москве.

    Сегодня Ocean Sky входит в пятерку ведущих европейских операторов бизнес-авиации. В 2008 году она получила дополнительное финансирование от акционеров в размере 32 млн британских фунтов на реализацию программы агрессивной экспансии в 2009 и 2010 году. Годовой оборот Ocean Sky в 2008 году составил 90 млн евро.

    По данным управляющего директора Ocean Sky в России и странах СНГ Ираклия Литанишвили, количество международных рейсов на российском рынке деловой авиации, которое выполняет компания, в среднем равняется 50-60 в месяц. Безусловно, в пиковые сезоны эти цифры увеличиваются. Есть бизнес-джеты, которые выполняют по несколько рейсов в день, такие как, например, Challenger 604/605, Gulfstream G550 или Global Express, добавляет он.

    При этом Ираклий отмечает, что за последнее время доля, которую Ocean Sky занимает на российском рынке, несколько уменьшилась. "Это связано с тем, что сейчас в компании проходит замена флота и пересмотр модели бизнеса при участии нового менеджмента", - говорит он. На VIP-перелетах сегодня заняты три самолета, но к февралю число "коммерческих" бизнес-джетов должно увеличиться. Еще одной причиной снижения объемов перевозок компании называют то, что Ocean Sky сохранила традиционное формирование цен на VIP-полеты, оставаясь одним из самых престижных и дорогих VIP-перевозчиков на рынке деловой авиации.

    В объединенной компании Ocean Sky в настоящее время 32 самолета, из которых чуть больше половины базируется в Англии и Дюссельдорфе, а во Внуково, по словам Ираклия Литанишвили, стоит до 10 самолетов.

    "За последний год наша модель бизнеса значительно видоизменилась. Мы сконцентрировались на управлении воздушными судами владельцев. Высокий уровень обслуживания и четкий контроль над расходами по эксплуатации наших собственных самолетов, являющийся приоритетом для деятельности Ocean Sky, позволили значительно расширить наш парк", - подчеркивает Ираклий.

    Отечественный джет

    Часто первое место среди отечественных бизнес-перевозчиков в рейтингах отдают оператору "РусДжет". Возможно, это верно, так как это крупнейший российский владелец бизнес-самолетов и управляющая компания. Всего у "РусДжет" 17 самолетов, которые базируются в аэропорту Внуково-3, но сдаются в чартеры из них только 8 российских (Ту-134 и Як-42), а 9 иностранных находятся в управлении оператора. Как сообщает коммерческий директор авиакомпании Майя Шишко, "РусДжет" осуществляет в месяц порядка 100 рейсов, причем около 60 из них - международные. Российские направления в основном представлены Новосибирском, Сургутом и Ноябрьском.

    Еще одним активным игроком на рынке бизнес-перевозок можно назвать Jet-2000. По заявлению представителей компании, Jet-2000 на шести самолетах в среднем совершает до 60 рейсов (не считая рейсы брокерского отдела), из которых около 80% - международные. А самый востребованный самолет (если говорить о коммерческих рейсах) - Hawker 850 XP.

    Более скромные цифры приводят другие авиаперевозчики, все больше ссылаясь на экономический спад. 2009 год был не самым благоприятным для бизнес-авиации в России, констатируют в российской авиакомпании "Баркол": по сравнению с 2008 годом спрос упал примерно на 30-35%. Среднее количество рейсов, выполняемых авиаперевозчиком "Сириус-Аэро" в месяц - 20-25. Сегодня в парке оператора шесть самолетов (два бизнес-джета Hawker 700/800 (в эксплуатации) и четыре Ту-134). Около 10-15 рейсов в месяц выполняет на пяти самолетах авиапредприятие ЗАО "Производственное объединение "Космос"", которое является частью Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева.

    У них все впереди

    По мнению специалистов, кризис не помог очистить рынок деловой авиации от мелких операторов и консолидировать крупных - наоборот, дробление стало еще заметнее. При этом компаниям, традиционно занимающим солидные доли на зарубежных рынках, в России не всегда так заметны.

    Значимым, но не крупным оператором на рынке деловой авиации России является австрийская Amira Air GmbH, основанная в 2004 году. Компания специализируется главным образом на рейсах из своего базового аэропорта в Вене. Сегодня в парке Amira Air GmbH семь самолетов. Большим спросом, по сообщению представителей компании, среди российских заказчиков пользуется Challenger 300. В среднем австрийский оператор в месяц выполняет 15-20 рейсов в/из России. При этом в Amira Air GmbH говорят, во многом на формирование стоимости рейсов повлияли неблагоприятные экономические условия на рынке и сегодня правильное ценообразование в 99% случаев один из значимых залогов успеха.

    В турецкой Arkasair сообщают, что в месяц авиакомпания выполняет примерно 10 рейсов на большом Challenger 604 и столько же на бизнес-джете среднего класса Challenger 300, а также около семи рейсов на Learjet 60. Однако в этом году цифры несколько меньше.

    Российское подразделение Cirrus Group в последнее время на российском рынке стало работать менее активно. Но, по словам представителей авиакомпании, этого эффекта они и пытались добиться, разделив крупный бизнес в рамках группы на ряд мелких. Так, Тимур Девяшов полагает, что у каждого перевозчика не должно быть больше восьми лайнеров, "а все компании работают как часть группы, но независимы". На данный момент у Cirrus Group в России базируются два лайнера (Challenger 300 и Embraer Legacy). В группу входят перевозчики Silver Bird и Egojet. Авиакомпания Egojet работает преимущественно на российском рынке и объединяет многих прямых клиентов. В среднем группа совершает в России один рейс в день. Ее клиентами являются 150 частных лиц и 10 корпораций.

    Дочерняя структура немецкого перевозчика Lufthansa - Lufthansa Private Jet (LPJ) - в 2009 году продала из/в Россию 20 рейсов. Но не стоит забывать, что это не основное направление деятельности перевозчика.

    Если в 2008 году компания продавала рейсы партнера NetJets, то сейчас, получив семь самолетов Cessna, предлагает собственные чартеры. По словам регионального директора Lufthansa по России и СНГ Рональда Шульца, в настоящее время у компании хороший опыт работы с Внуково и Домодедово. "Спрос российских клиентов на индивидуальные перевозки Lufthansa Private Jet стабилен. У нас также есть несколько постоянных клиентов в Европе, которые летают в Москву по делам. Однако мы надеемся, что, когда экономическая ситуация улучшится, LPJ снова вернется к прежнему росту в России, - говорит Шульц. - Это произойдет за счет повышения интереса со стороны регионов к прямым авиаперелетам в европейские аэропорты, либо до наших узловых аэропортов Франкфурта, Мюнхена и Цюриха для дальнейшей пересадки на дальнемагистральные рейсы Lufthansa или SWISS в салоне первого класса".

    Топ самых активных авиаперевозчиков на рынке деловой авиации в России

    Ссылки
    Название Общее количество выполняемых
    рейсов в среднем
    (внутренних/международных)*
    на российском рынке в месяц
    % от общего количества
    рейсов деловой авиации
    в России в месяц (2400)
    Количество самолетов в парке Год основания
    1 Jetalliance 150 6,25% 31 1996
    2 Vista Jet 100 4,1% 23 2004
    Global Jet Concept 100 4,1% Более 60 1999
    "РусДжет" 100 4,1% 17 2006
    3 NetJets 84 3,5% 150 (в Европе) 1996 (в России работает с 2004 года)
    4 Jet-2000 60 2,5% 6 1999
    Airfix Aviation** 60 2,5% 6 н/д
    5 Ocean Sky 55 2,3% 32 2003
    6 Группа компаний "Премьер" 35 1,45% 7 2006
    7 Cirrus Group 30 1,25% 46 (включая региональные самолеты и те, что в управлении а/к)

    Истории гражданской авиации уже немало лет. Но деловая авиация при этом является довольно молодым сегментом рынка. Сейчас сложно сказать, когда и кем был организован первый бизнес-чартер. Известно лишь, что Европейская ассоциация деловой авиации начала свою деятельность в 1977 году — это и считается отправной точкой развития новой услуги.

    Она привлекла внимание улучшенным качеством сервиса, использованием современных самолетов и оборудования. Тем самым, бизнес-авиаперевозки завоевали существенный сектор рынка. Еще сравнительно новое понятие — корпоративный чартер — становилось синонимом успешного бизнесмена.

    Бизнес авиация в мире

    Новая история для деловой авиации всего мира была связана с рядом проблем — печально известный мировой финансовый кризис привел к спаду спроса и серьезно ударил по операторам рынка. Тогда деловая авиация практически приостановила свое существование — закупленные недавно бизнес-джеты продавались по цене металлолома, список обязательных услуг на борту сокращался до минимума — все шло к удешевлению процесса, что, впрочем, устраивало и клиентов. Если до этого при выборе авиакомпании их интересовал широкий сервис, то в период кризиса при выборе предпочтение отдавали наиболее низким ценам на чартерные рейсы.

    После кризиса рынок чартерных перевозок стал возрождаться. По оценкам специалистов, говорить о полном восстановлении пока рано, однако уже сейчас многие операторы вновь готовы предоставить широкий спектр услуг и сервисов, которые входят в понятие бизнес-авиации.

    Деловая авиация в России

    Тем временем в России ситуация несколько иная. Такое понятие, как бизнес авиация в стране появилось в начале девяностых. Развитию нового сервиса помогли крупные компании, ставшие первым заказчиками корпоративных авиарейсов. Со временем операторы повысили эффективность своей работы за счет отказа от владения воздушными судами в пользу их аренды. Это позволило собственникам судов оптимизировать парк техники, а операторам — снизить собственные расходы, ответственно уменьшив цены на билеты.

    После этого деловая авиация стала доступной для представителей сферы бизнеса — особым спросом пользовались внутренние авиаперевозки. Кризис, несомненно, коснулся этого рынка, однако крупные авиакомпании смогли выстоять и продолжить свою деятельность.

    Будущее бизнес-авиации

    Среди перспективных направлений в развитии деловой авиации можно выделить доступность сервиса — все больше компаний предоставляют возможность заказа чартера через онлайн-заявки в Интернете.

    Современная бизнес авиация предполагает широкий перечень индивидуальных возможностей, доступных заказчикам деловых чартеров. Среди них:

    • возможность заказа любого маршрута и любого времени отправления;
    • возможность организации срочного рейса;
    • выбор воздушных суден различной вместимости и различного класса — это «эконом» до «ВИП»;
    • возможность совмещения делового полета с перевозкой груза — вплоть до многотонных конструкций.

    Деловой чартер или собственный самолет?

    Крупные компании с серьезным денежным оборотом предпочитают иметь частный самолет для совершения деловых авиарейсов. Стремление топ-менеджеров и собственников можно понять — собственное воздушноеc судно дает ряд преимуществ. Но что выходит на практике?

    Независимо от того, используется частный самолет или нет, необходимо выделять средства на его содержание и техническое обслуживание.

    Если при заказе чартерного рейса клиент платит сумму, которая определяется относительно условиям полета, то летая на собственном самолете, он всегда будет платить полную сумму: за обслуживание, за ремонт, за топливо. К этому следует причислить еще и обязательные пошлины аэропортов и прочие выплаты.

    Ну и еще один аргумент: чартерный рейс позволяет клиенту совершить вылет в удобное время. Собственный самолет не дает такого преимущества — аэропорты самостоятельно определяют время выдачи разрешения на вылет частного судна, в первую очередь отдавая преимущество регулярным рейсам.

    Выбор моей профессии был предопределён с детства: отец был лётчиком. В то время многие сверстники мечтали об авиации, а я - всем на зависть - всегда мог сходить с папой на аэродром или попасть внутрь самолёта.

    Сразу после школы я поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. На тот момент это был единственный вуз в стране, который готовил бортинженеров для ТУ-154. После учёбы я пять лет работал по профессии: сначала бортинженером в подразделении «Аэрофлота» в Караганде, затем принял предложение поработать представителем одной из казахстанских авиакомпаний в Германии. Но в 2000 году моя лётная карьера закончилась. Началась земная: сначала в отделе пассажирских перевозок в «Ист Лайн», а через два года ушёл в бизнес-авиацию, там дорос до управляющего VIP-перевозками в авиакомпании «Авиаэнерго». И в мае 2005 года открыл свой бизнес вместе с коллегой Дмитрием Ахмедовым.

    Как устроен рынок

    На рынке есть авиационные брокеры, которые занимаются управлением частными воздушными судами. Наша компания - в их числе. Некоторые владельцы бизнес-джетов отдают нам свои самолёты в управление: хозяин совершает полёты два-три раза в месяц, в остальное время воздушное судно сдаётся в аренду. По запросу клиента мы можем также организовать перелёт на бизнес-джетах авиакомпаний или своих коллег по рынку, управляющих самолётами.

    Бизнес-джеты, как правило, базируются в московских аэропортах. Большинство из них - во Внуково, далее по количеству - Шереметьево, Домодедово и Остафьево. Но есть случаи, когда самолёты припаркованы в европейских аэропортах - в Риге или Хельсинки. Это связано с тем, что стоимость базирования за границей дешевле. И если владелец самолёта летает на нём не очень часто, то дешевле подлететь из Европы, нежели платить за базирование и обслуживание в наших аэропортах.

    Сейчас на рынке бизнес-авиации около ста компаний. Крупных игроков порядка пятнадцати. Остальные - мелкие фирмы, сопровождающие пару-тройку клиентов. По нашей статистике, 70 % клиентов на рынке - это корпорации.
    Так как их сотрудники в основном летают в командировки, все продвигают свои услуги обычными маркетинговыми инструментами - реклама в интернете и активные продажи.

    Стоимость полёта зависит от поставщика, маршрута, заказчика и других факторов. Средний чек
    - 30–40 тысяч евро

    Мы выступаем как брокеры и берём только комиссию; перелёт и топливные сборы оплачиваются отдельно. Прибыль в нашем бизнесе не очень высокая: маржинальность порядка 4–5 %. Так, с каждого полёта получается около 1 000–
    1 500 евро. Стоимость полёта зависит от поставщика, маршрута, заказчика и других факторов. Средний чек - 30–40 тысяч евро. Из полной стоимости перелёта около 30–35 % авиакомпания потратит авиакеросин, 17–20 % - на сборы в аэропортах, 1–2 % - на аэронавигационное обслуживание в районе аэропортов и по маршруту полёта, 15–17 % - на бортовое питание, 10–12 % - на зарплату экипажу. Остальное приходится на эксплуатационные расходы лайнера, аренду офиса и другие сопутствующие траты.

    Самое запрашиваемое на сегодня направление - Москва - Лондон. Далее идут европейские города, такие как Женева и Ницца. По России популярность набирает Сочи: возможно, это было связано с Олимпиадой.

    Как заказать самолёт

    Мы работаем только с российскими клиентами. Были пару заказов от иностранцев, но это единичные случаи. Когда поступает звонок от клиента, то мы сразу уточняем маршрут, дату, время, количество пассажиров и багажа. Выясняем и предпочтения по питанию. Скажем, если человек предпочитает еду определённого ресторана, то наш курьер может доставить её к вылету. Правда, обычно этим занимается кейтеринговая компания. Дополнительно с клиентом обговаривается цвет салона.

    После менеджер начинает искать подходящий самолёт. Мы не сотрудничаем с какими-то определёнными авиакомпаниями, а работаем со всеми. Главное - чтобы у них было нужное судно. Наш сотрудник может позвонить, сделать запрос по электронной почте или в специальной программе. Вся информация записывается и анализируется. В расчёт берём лучшую цену, год выпуска самолёта, надёжность авиакомпании-партнёра. В итоге мы предлагаем клиенту на выбор 5–10 вариантов. Обычно люди, которые нам звонят, не знают, какую модель хотят. И наша работа в том, чтобы ему это объяснить.

    Чаще всего просят Challenger, он у многих на слуху. Но не всегда такой выбор оправдан. Есть клиенты, которые знают марку и хотят именно её. Всё зависит от статуса и финансов. Если уровень министра, его заместителя, то они изначально не полетят на недорогом самолёте, это будет от Challenger и выше. Global 6000 - самый популярный самолёт среди элитных. Бизнес-джеты на базе Вoeing или Airbus заказывают редко. Отличаются они не только роскошью салона, но и просторностью: если обычно в таком самолёте помещаются 160–170 человек, то для частных полётов его переоборудуют под 19 мест. Чаще всего на таких самолётах летают их собственники, авиакомпании подобные не закупают.
    В аренду их сдают неохотно, владелец не отдаст его незнакомому человеку. Поэтому здесь приходится подключать связи. Один из самых популярных и доступных бизнес-джетов - это Cessna. Часто клиенты летают и на самолётах марки Hawker, но он уже чуть дороже. Мы летаем и на вертолётах. Но их популярность не такая большая, они занимают меньше 5 % от общего числа наших полётов.

    Минимальное время, за которое мы можем организовать рейс, - четыре часа после того, как заказчик сказал: «Да, я согласен лететь». Самый ответственный момент наступает, когда рейс подтверждён, счета выставлены и оплачены.
    С этого момента начинается работа по подготовке и выполнению рейса, большая часть которой приходится на авиакомпанию. Они подают заявку на рейс в аэропорт вылета и прилёта, получают разрешение на пролёт над тем или иным государством. Наша роль состоит в том, чтобы общаться с клиентом и быстро получать от него всю необходимую информацию.

    Весь персонал, который находится на борту, - это работники авиакомпании. Раньше было принято отправлять в рейс флайт-менеджера, который следил за комфортом клиентов. В то время были популярны бизнес-джеты, переделанные из советских самолётов, там было много места. К тому же авиакомпании были немного диковаты, нужно было за ними поглядывать. Сейчас на маленьких бизнес-джетах лишний человек - это некомфортно. И уровень авиакомпаний тоже стал значительно выше.

    Кто летает на бизнес-джетах

    Клиенты постоянно меняются. Сейчас у нас нет ни одного из тех клиентов, которые были вначале. Причины у всех разные, но в основном бизнесмены покупают самолёт и летают самостоятельно. Либо решают, что им нет смысла тратить средства на брокеров, и берут сотрудника в штат, который будет организовывать полёты.

    Недавно у нас был клиент, который заявился на рейс в шубе на голое тело, а во время перелёта сломал стол в самолёте

    У нас бывали разные случаи. На заре бизнес-авиации могли позвонить ночью пьяные мужики из бани с заявкой: «А давайте завтра мы в Усть-Каменогорск полетим». Но это обычно ничем не заканчивается. Сейчас по ночам работаем тогда, когда в это время летит рейс. Нужно быть на связи, чтобы всё проконтролировать.

    Недавно у нас был клиент, который заявился на рейс в шубе на голое тело, а во время перелёта сломал стол в самолёте. Пришлось из собственного кармана компенсировать порчу и платить авиакомпании тысячу долларов. Был клиент, который мог заказать за 10–12 тысяч долларов перелёт Москва - Санкт-Петербург и при этом убеждать нас, чтобы мы ни в коем случае не заказывали бортовое питание. А на рейс прийти с клетчатой авоськой, в которой сок и ещё какой-то провиант. Пару раз мы собак на вязку возили по России.

    Менеджер всегда заранее предупреждает об объёмах багажника. Но мы часто слышим: «Нас двое, а салон на десятерых, давайте занесём оставшиеся чемоданы в него». Это противоречит авиационным правилам, нарушать которые капитан не позволит. Потому как если возникает аварийная посадка, экипаж должен всех эвакуировать за 90 секунд, а если салон будет завален коробками и чемоданами, то они при аварийной посадке могут кого-то придавить или просто мешаться.

    У клиента, конечно, не отменишь «а вдруг влезет». «А вдруг» у нас было недавно. Клиент вылетал из Италии. О размерах багажника был предупреждён. Но на рейс заявился с коробками продуктов и был очень удивлён, почему его не пускают с ними в салон. Пришлось что-то из содержимого его чемоданов оставить. Это довольно частый случай: выбрать самолёт с маленьким багажным отделением, сказать, что полетят четыре-пять человек, а на вылет привезти с собой полдома скарба.

    Как влияет кризис

    В среднем у нас бывает около десяти клиентов в месяц. Всплеск активности наблюдается перед Новым годом, на ноябрьские или майские праздники. Года два назад было больше корпоративных массовых полётов. Сейчас их всё меньше, у нас соотношение в продажах 50 на 50: деловые перелёты и частные полёты на отдых.

    Недавно в отчёте европейского агентства была информация, что за последнее время продажи в бизнес-авиации упали на 19 %. Хотя у нас перед Новым годом количество заказов резко увеличилось, несмотря на кризисный период. Либо люди хотели закрыть рублёвые бюджеты, либо мы общались с теми, на кого кризис существенно не повлиял. Конечно, сокращение мы ещё заметим: спад от 15 до 50 % может быть запросто.