Рожденные заново. Кому удавалось уцелеть после авиакатастроф? Истории людей, выживших в авиакатастрофах В авиакатастрофе выжило несколько человек

Безусловно, самым быстрым и комфортным видом транспорта современности является самолет. Более того, довольно часто именно на авиалайнере пассажиры могут добраться до самого удаленного места на планете, и путешествие займет совсем немного времени. Однако многие отказываются от такого варианта, так как считают крушение самолетов частым явлением. И это вовсе не удивляет, ведь если проанализировать многочисленные художественные фильмы об авиакатастрофах, то действительно можно прийти к выводу – самолеты терпят крушение практически каждый день и шанса остаться в живых у пассажиров практически не остается. На самом деле это, конечно, не так, а подтверждают этот факт многочисленные выжившие после крушения самолета. Реальные истории о счастливчиках, которым удалось спастись при авиакатастрофах, мы и приведем в этой статье в качестве убедительного примера.

Конечно, самолет был и будет самым удобным и безопасным видом транспорта, но даже такую мощную и надежную машину следует в первую очередь рассматривать в качестве техники. А как известно, с любой машиной могут случиться неполадки, что и приводит к возникновению аварийных ситуаций. Согласно аналитическим исследованиям, основной причиной катастроф, как ни печально это признавать, является человеческий фактор. Ведь техника не может самостоятельно себя испортить и вывести из строя, такое случается из-за невнимательности и халатного отношения именно человека. Если при сборке машины использовались некачественные комплектующие, данному процессу не уделялось должного внимания, а ежедневный технический осмотр проводился, как говорится, на скорую руку, то даже самая надежная техника рано или поздно может выйти из строя.

Практически все выжившие при крушении самолета указывают на то, что машина в небе просто начинает вести себя как-то неправильно, а на борту в это время начинают мигать тревожные «огни», что еще более нагнетает и так тревожную обстановку. Эксперты утверждают, что любая поломка в небе – это недоработка и найти ее специалистам необходимо именно на земле, чтобы не допустить возникновение аварийной ситуации.

Чаще всего самолеты терпят крушение из-за следующих причин:

  • неисправности самолета или отдельных приборов, которые не были выявлены при техническом осмотре. Согласно статистике, примерно 23% авиакатастроф происходит именно из-за этой причины, то есть из-за обычной человеческой халатности и невнимательности;
  • ошибок, допущенных пилотами и обслуживающим персоналом;
  • неблагоприятных условий, которые могут резко измениться на маршруте авиалайнера.

Существует еще несколько причин, которые могут привести к крушению самолета, к примеру, терроризм, но это уже совершенно другая тема для обсуждения. Но чтобы не стало причиной создания аварийной ситуации, выжившие после падения самолета практически в каждой аварии все-таки остаются. Что же помогло им остаться в живых, какие меры они принимали для спасения своей жизни, далее и будем более тщательно анализировать.

Имена и истории люди, сумевших выжить после авиакатастроф

Спасатели выносят выживших с места крушения самолета, разбившегося у аэропорта Jose Maria Cordova в Колумбии

Многим может показаться, что тем, кому удалось выжить при авиакатастрофе просто посчастливилось, то есть, они, как говорят, родились под счастливой звездой. В действительности это не совсем так, ведь эксперты, проанализировав более 2 тыс. спасений, пришли к выводу – выжившие после крушения самолета смогли сохранить свою жизнь не только из-за благоприятного стечения обстоятельств, но и благодаря знаниям и правилам, которые они своевременно предприняли в экстремальной ситуации.

Это относится к уцелевшему члену экипажа югославского авиалайнера – бортпроводнице В. Вулович, которой было 22 года на момент аварии. К сожалению, в истории спасшихся не так часто можно встретить имена членов экипажей авиалайнеров, возможно это объясняется тем, что в такой сложной ситуации команда воздушного корабля не заботится о собственной безопасности, а отдает все свои силы для спасения пассажиров.

А В. Вулович, все же удалось чудом спастись в ужасной авиакатастрофе, при которой пассажирский самолет взорвался в небе из-за бомбы на борту, которую заложили террористы. Эта ужасная трагедия случилась в 1972 году, во время авиаперелета из Копенгагена в Загреб, который выполнялся югославским авиаперевозчиком. Несмотря на страшный взрыв в небе, стюардесса выжила после падения самолета. По мнению экспертов, такое неимоверное спасение можно объяснить тем, что бортпроводница на момент взрыва находилась в самом безопасном месте – посередине салона и на приличном расстоянии от бомбы. По счастливой случайности выжившая стюардесса при падении самолета находилась в отделенном от корпуса отсеке, который упал с высоты 10 тыс. км на ветки заснеженных деревьев и тем самым смягчил удар.

Но это всего лишь первая часть счастливой истории, чудом спасшейся югославской бортпроводницы. Если бы не помощь местного жителя, который, увидев девушку, незамедлительно освободил ее из-под обломка самолета и доставил в ближайшую больницу, Весна Вулович могла просто замерзнуть в холодном лесу. Выжившая стюардесса после крушения самолета с такой огромной высоты, более месяца пролежала в коме, а после ей еще пришлось почти 1.5 года вести отчаянную борьбу за свою жизнь. Девушка смогла выдержать серьезные испытания и в скором времени полностью оправилась как физически, так и морально, а ее действительно «фантастический» прыжок с высоты в 10 тыс. км без парашюта был занесен в Книгу Гиннесса. Законный сертификат известной на весь мир стюардессе вручал ее кумир – Пол Маккартни, что привело в неимоверный восторг героиню.

История Сесилии Сичан, 4-х летней девочки

Сесилия Сичан

История следующей героини Сесилии Сичан произошла в 1989 году, даже в наши дни активно обсуждается. Ведь в этой ужасной трагедии, которая случилась с McDonnell Douglas DC-9-82, обслуживанием которого занималась авиакомпания Northwest Airlines, смогла выжить всего одна пассажирка из 154 человек находившихся на борту – 4-х летней маленькая девочка родом из Америки.

В авиапутешествие Сесилия отправилась на воздушном транспорте с родителями. Неполадка, из-за которой случилась авиакатастрофа, показала себя на взлете – пилот не смог верно повернуть штурвал, вследствие этого левая плоскость крыла зацепила мачту для освещения, страшное пламя моментально охватило крыло. Воздушный транспорт изменил траекторию полета, что привело к падению и взрыву самолета. Авиалайнер упал на автомобильную трассу, ужасный взрыв последовал моментально. Обломки машины и изувеченные тела находившихся на борту эксперты находили в полумиле от места авиакатастрофы.

Медики и пожарные службы прибыли на место трагедии незамедлительно, но ужас представившейся картины дал понять – спасать в этом месте уже некого. Однако детский плач, который доносился из обломков самолета, привел спасателей в настоящее изумление. Первым кинулся на детский голос сотрудник пожарной службы Д. Тьед. Увидев маленькую руку, которая тянулась из обломков, пожарник аккуратно достал пострадавшую и бережно передал ее в руки медиков.

Конечно, при крушении девочка получила многочисленные повреждения как головы, так и конечностей, кроме этого ее тело сильно обгорело. Но несмотря на все, именно этой маленькой путешественнице удалось единственной выжить в страшной трагедии. Для полного выздоровления девочке пришлось перенести несколько операций, включая и 4 по пересадке кожи. Заботиться о Сесилии стали ее тетя и дядя. Как только девочка подросла, она решила сделать на своей руке татуировку авиалайнера, как постоянное напоминание об ужасном и в то же время счастливом дне в ее жизни. Сегодня Сесилия продолжает пользоваться современными самолетами, а на часто задаваемый вопрос, не боитесь ли вы авиаперелетов, с шуткой отвечает – «Нет, не боюсь, так как в одно и то же место дважды снаряд уж точно не попадает».

Российская авария

Трагедия с самолетом Ан-24, который перевозил 38 пассажиров из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, долгое время обсуждалась во всем мире. Ведь выжившие после крушения самолета исчислялись не десятками и даже не единицами – в этой страшной катастрофе, случившейся в 1981 году, смогла выжить одна 20-ти летняя пассажирка – Л. Савицкая, которая после медового отпуска возвращалась вместе с мужем домой. Имя уцелевшей пассажирки было внесено в Книгу рекордов Гиннесса, причем не раз:

  1. За выживание при падении без парашюта с высоты боле 5 тыс. км.
  2. За получение самой минимальной компенсации, в сумме в 75 рублей, которая выплачивается государством в качестве ущерба всем пострадавшим.
  3. Также она собрала множество отечественных наград от властей.

Причиной крушения самолета стало столкновение с бомбардировщиком. Конечно, Ан-24, имеющий небольшие размеры, не смог выдержать ужасного удара и просто распался на куски высоко в небе. В момент столкновения счастливая пассажирка отдыхала на своем кресле, пристегнутая ремнем безопасности. Вывел ее из состояния сна сильнейший ожог, вызванный огнем, который стремительно набирал силу из-за разгерметизации.

Лариса была ознакомлена с правилами безопасного полета, поэтому не стала расстегивать ремни и как можно сильнее вжалась в свое кресло. Как после пояснит девушка, ей помог выжить сюжет фильма от итальянских режиссеров «Чудеса еще встречаются», в котором главная героиня смогла выжить благодаря пристегнутому ремню и правильно выбранной позиции тела. Та часть самолета, в котором находилась девушка, упала на ветки деревьев, что в значительной степени смягчило падение, которое длилось около 8-ми минут. После приземления Лариса потеряла сознание, но через некоторое время она самостоятельно очнулась, спустилась в березовый лес и даже соорудила для себя убежище для безопасного ночлега. Спасательным бригадам понадобилось 48 часов, чтобы отыскать счастливую пассажирку, имя которой уже внесли в список погибших.

Это вовсе не удивляет, ведь приехавшие на место трагедии не смогли найти ни одного выжившего, вокруг были лишь обгоревшие тела и обломки самолета. У девушки были серьезные травмы головы и спины, для полного выздоровления ей потребовалось пройти несколько операций, с чем Лариса и смогла справиться на все 100%.

История Эрики Дельгадо

Эрика Дельгадо

Многие переживали о выздоровлении 9-ти летней, одной уцелевшей пассажирки самолета McDonnell Douglas DC-9-14, Эрики Дельгадо. Воздушный транспорт перевозил на своем борту 47 пассажиров в Боготу из Картахены. Избежать гибели удалось только Эрике. Причиной авиакатастрофы стала поломка высотометра, вследствие этого самолет не смог благополучно зайти на посадку и просто упал в болотистой местности.

Девочка находилась на борту со своими родителями и братом, по ее словам, из самолета, который буквально на глазах начал разваливаться, ее вытолкнули руки матери. Буквально через несколько секунд воздушный транспорт охватило пламя, прогремел страшный взрыв. Эрика же упала на водоросли, но выбраться из болотной трясины самостоятельно ей никак не удавалось. По словам девочки, уже через несколько минут на место трагедии прибыли местные жители, но не для спасения потерпевших, а с целью наживы. Как утверждает Эрика, ее мольбы о помощи они игнорировали, а вот золотое украшение мародеры быстро сорвали с ее шеи и поспешили удалиться. Но все же ее спасателем оказался местный фермер, который, услышав детский крик, поспешил на помощь к девочке. Удивительно, но в такой страшной аварии Эрика отделалась лишь переломом руки.

Еще истории из России

При крушении российского самолета Як-42, выполняющего рейс по маршруту Ярославль – Минск, в 2011 году, выживших оказалось двое. Самолет должен был доставить в Минск хоккейную команду, после падения воздушного транспорта спасатели обнаружили двоих уцелевших – спортсмена А. Галимова и А. Сизова – бортинженера рухнувшего воздушного судна. К сожалению, усилия медиков не помогли спасти жизнь хоккеиста, так как он получил серьезные ожоги тела, несовместимые с жизнью. Бортинженеру повезло намного больше, несмотря на многочисленные переломы и ушибы, Александр смог полностью восстановить свои силы и даже не отказался от авиации. Конечно, на работу в воздухе бортинженер не соглашается, зато очень тщательно проверяет каждый самолет на техническую исправность перед вылетом.

Эксперты утверждают, что сохранить свою жизнь при крушении самолета вполне реально, самое главное - пассажиры должны знать о правилах безопасного полета, использовать эти знания при чрезвычайной ситуации, сохранять спокойствие даже в, казалось бы, безысходном положении, четко придерживаться инструкций от членов экипажа. Обязательно нужно трезво оценить сложившуюся ситуацию и не спеша принять верное решение.

Вконтакте

Статистика гласит: самым безопасным транспортом является авиационный. Одна катастрофа здесь приходится примерно на миллион вылетов. Чего, конечно, не скажешь об автомобильном или железнодорожном транспорте. Тем не менее, многие из тех, кто спокойно ездит на машинах или поездах, боятся летать.

Ведь если речь идет о крушении самолета на большой высоте или скорости, шансы выжить у пассажира минимальны. И все же они есть. Сегодня мы расскажем о нескольких счастливчиках, которым повезло выжить в авиакатастрофах , когда, казалось, спастись невозможно.

Первым в истории человеком, выжившим в салоне пассажирского самолета при падении с высоты, стала 17-летняя Линда Макдональд . 5 сентября 1936 года девушка заплатила 20 долларов за обзорный полет над Питтсбургом. Помимо нее в салоне находились еще девять пассажиров, желавших насладиться экскурсией.

Когда самолет находился на высоте примерно 500 метров над землей, у него отказал двигатель. Пилот не сумел спланировать, биплан вошел в штопор и на огромной скорости врезался в землю. Прибывшие на место пожарные под обломками нашли еле живую девушку.

С многочисленными переломами ее доставили в больницу. Линда выжила и тем самым вошла в историю мировой авиации.

Последняя же авиакатастрофа, в которой выжил лишь один пассажир, произошла 20 января 2015 года в Жамбылской области Казахстана. Ан-2, совершавший перелет из Балхаша в Шатырколь, рухнул на землю, не долетев до пункта назначения.

Вероятнее всего, у него тоже отказал двигатель. Погибли шесть человек, а вот Асем Шаяхметова , сидевшая у входной двери биплана, хоть и получила многочисленные травмы, все-таки выжила.

Впрочем, и в первом, и в последнем случаях речь идет о маленьких самолетах. Но и в катастрофах с огромными лайнерами известны случаи счастливого спасения.

Плавающая на обломках

14 часов — ровно столько провела в воде выжившая в катастрофе аэробуса А-310-300 14-летняя Бахия Бакари . 30 июня 2009 года девочка вместе с матерью летела из Франции на Коморские острова. Как и почему произошла катастрофа, Бахия не знает: она спала возле иллюминатора.

Просто в какой-то момент она вдруг очнулась от сильного удара, резкой боли и поняла, что находится в воде. Девочка со сломанной ключицей и сотрясением мозга сумела забраться на оставшийся на плаву фрагмент крыла лайнера. Больше никто из 153 людей, находившихся на борту, не выжил.

Лишь через 14 часов после катастрофы девочку подобрали местные рыбаки, случайно оказавшиеся в этом районе. Спасатели, прочесывающие воды океана в поисках обломков, работали совсем в другом квадрате. Если бы не рыбаки, возможно, Бахия умерла бы от переохлаждения.

Девочку доставили по Францию, где она стала национальной героиней. В больничной палате ее даже посетил тогдашний президент Николя Саркози. Позже Бахия выпустила книгу воспоминаний, ставшую бестселлером. Впрочем, немало скептиков утверждают, что мадемуазель Бакари — никакая не пассажирка разбившегося лайнера, а девочка, которую просто вытолкнули из лодки нелегальных мигрантов. Однако официальная версия все-таки выглядит более правдоподобной.

Спасшиеся дети

Крупнейшей авиакатастрофой с единственным выжившим пассажиром на борту стала трагедия лайнера MD-82, произошедшая 16 августа 1987 года в Детройте. Причиной ее стало ужасное стечение обстоятельств: опытнейший экипаж не проверил, в каком положении установлены закрылки. В итоге сразу после взлета самолет стал крениться в разные стороны, задел крылом столб и рухнул на шоссе, где также погибли люди.

Из 155 человек, находившихся на борту, выжила лишь 4-летняя Сесилия Сичан . В катастрофе она потеряла родителей и брата, ее приютил дядя. Девушка долгие годы не давала интервью. Лишь в 2013 году она нарушила обет молчания. Сесилия продемонстрировала журналистам татуировку самолета, красующуюся у нее на запястье, и сказала, что не боится пользоваться авиатранспортом.

9-летней Эрике Дельгадо также посчастливилось единственной выжить в авиакатастрофе. 11 января 1995 года самолет «Колумбийских авиалиний» по непонятной причине развалился над джунглями на высоте около трех километров.

Мать вытолкнула Эрику из самолета, когда разрушение корпуса только началось. Затем лайнер взорвался, унеся жизни 52 пассажиров и членов экипажа, а Эрика угодила в болото — в кучу гниющих водорослей.

Оглушенная девочка не могла выбраться и принялась звать на помощь. Какой-то негодяй, услышав ее крики, подошел к ней и, даже не попытавшись помочь, сорвал с шеи Эрики ожерелье, после чего скрылся. Через несколько часов девочку спас местный фермер.

Чудеса еще случаются

Случай, произошедший с 17-летней Джулианой Кепке , лег в основу фильма «Чудеса еще случаются». 24 декабря 1971 года в лайнер перуанской авиакомпании попала молния. Он развалился на части на высоте чуть более трех километров.

Кепке, пристегнутая к креслу, падала вместе с обломками, причем кресло бешено вращалось вокруг своей оси, словно винт вертолета. Видимо, именно это, а также мягкие верхушки деревьев смягчили удар. Джулиана сломала ключицу, получила множество ушибов и царапин, но выжила.

Катастрофа произошла в 500 километрах от столицы Перу Лимы, но спасатели не сразу смогли добраться до места трагедии по непроходимым джунглям. Джулиана же, отец которой был биологом и научил ее основам выживания в экстремальных условиях, не стала ждать помощи.

Она, страдая от укусов насекомых, избегая встреч с хищниками и ядовитыми змеями, спускалась по течению реки, питаясь подножным кормом. Девять дней спустя она набрела на стойбище рыбаков, которые накормили девушку и передали ее властям.

Стоит сказать, что фильм «Чудеса еще случаются» 10 лет спустя» помог выжить в авиакатастрофе советской студентке Ларисе Савицкой.

Дважды рекордсменка

Лариса Савицкая дважды занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Во-первых, как человек, выживший после падения с максимальной высоты, во-вторых, как получивший минимальную компенсацию за ущерб, полученный в катастрофе.

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса возвращалась с мужем из свадебного путешествия в Благовещенск. Над городом Завитинском Ан-24 столкнулся с военным бомбардировщиков Ту-16. Лайнер разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в кресле, очнулась от холода, вызванного разгерметизацией салона. Не пристегнутую девушку выбросило в проход, но она забралась обратно в кресло.

Внезапно девушка вспомнила итальянский фильм «Чудеса еще случаются» и, как и его героиня, пристегнулась. Она не надеялась спастись, просто хотела «умереть не больно». Лариса восемь минут падала в бешено крутившемся обломке самолета с высоты 5200 метров.

Ветки берез, на которые упала девушка, слегка смягчили удар. Находясь среди обломков и трупов, многие из которых, словно на колья, нанизались на ветки, получившая тяжелые травмы девушка соорудила себе укрытие от непогоды. Спасатели, два дня спустя добравшиеся до места катастрофы, были поражены, увидев, что она жива — единственная из 38 человек, находившихся на борту.

За тяжелейшие травмы (перелом позвоночника в пяти местах, ребер и рук, потерю всех зубов) Лариса, проведшая на больничной койке не один месяц, получила смехотворную компенсацию — 75 рублей. Примерно половину зарплаты учителя.

Без подручных средств

Если Лариса Савицкая спаслась, падая вместе с частью фюзеляжа, то рекорд выживания после «высотного падения без подручных предметов» принадлежит 22-летней югославской стюардессе Весне Вулович .

26 января 1972 года лайнер, следовавший из Копенгагена в Загреб, взорвался (вероятно, от бомбы террориста) на высоте более 10 километров. Весну выбросило из салона, и она устремилась вниз.

Девушка упала на заснеженные ветки деревьев, что несколько смягчило удар. Нашел ее местный крестьянин. Он перевязал Весне раны. Девушка провела в коме 27 дней, а потом еще 1,5 года на больничной койке, но все-таки выжила.

Если проанализировать список из 56 имен — тех, кто единственным выжил в авиакатастрофах, можно понять: шансы есть у всех. Пол роли не играет. Пожалуй, единственное значение имеет возраст.

Шансы на выживание у людей до 30 лет — выше. Но и среди правил бывают исключения. Так, Александру Борисовичу Сизову, единственному выжившему в авиакатастрофе, в которой погиб ХК «Локомотив» (Ярославль), на момент трагедии было 52 года.

Один из членов экипажа выжил в авиакатастрофе, отнявшей жизни 71 человека.


« Я положил все сумки между ног и принял позу, рекомендованную в случаях аварийной ситуации». Эрвин рассказал, что многие пассажиры повскакивали со своих мест, стали кричать и впадать в панику — это и подтолкнуло их к смерти.

Популярное

Весна Вулович

22-летняя стюардесса является обладательницей мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта по версии Книги рекордов Гиннесса.

В 1972 году самолёт, на борту которого находилась Весна Вулович, взорвался на высоте 10 160 метров. Весна не только пережила само разрушение, но и оказалась единственной выжившей из 28 пассажиров и членов экипажа.


Стюардесса не должна была лететь этим рейсом вовсе, она была отправлена вместо другой бортпроводницы просто из-за ошибки авиакомпании. Когда произошёл взрыв, Весна Вулович работала в пассажирском салоне. Она сразу потеряла сознание и впоследствии не смогла вспомнить, что делала и где именно находилась.

Весна получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза. По словам самой Весны Вулович, первое, что она попросила, вернувшись в сознание, — покурить.


Лечение заняло 16 месяцев, из которых в течение 10 у девушки была парализована нижняя часть тела. Весна Вулович умерла в декабре 2016 года у себя дома в Белграде.

Лариса Савицкая

Молодая студентка Лариса Савицкая летом 1981 года возвращалась вместе с мужем Владимиром из свадебного путешествия. Супруги летели рейсом 811 на борту Ан-24РВ из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск и, так как самолет был полупустым, вместо своих мест заняли удобные кресла в хвостовой части самолета.

Во время полета самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 метров столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Экипажи обоих самолётов погибли.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Она проснулась от сильного удара и внезапного ожога из-за сильного перепада температуры.

Разлом фюзеляжа произошел прямо перед креслом Ларисы, ее выбросило в проход. Девушка добралась до ближайшего кресла и вжалась в него. Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма« Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолёта вжалась в кресло и выжила.

Часть корпуса рухнула в берёзовую рощу, деревья смягчили удар. Очнувшись на земле, первое, что увидела Лариса, было кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла двигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели. За это время студентка соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса не только как человек, выживший после падения с максимальной высоты, но и как человек, получивший минимальную сумму компенсации — 75 рублей.

Байя Бакари

13-летняя француженка — единственная, кто выжил в авиакатастрофе возле Коморских островов в 2009 году. 30 июня 2009 года Байя вместе с своей матерью летела на самолёте Airbus A310 на Коморы к бабушке и дедушке.

Самолёт рухнул в Индийский океан за несколько минут до посадки. Байя, спящая во время катастрофы, решила, что каким-то образом вывалилась из иллюминатора.

В газетах писали, что она провела в кишащем акулами Мозамбикском проливе от 12 до 14 часов, сама Байя в своей автобиографии утверждает, что была там не больше 9 часов. Бакари спас рыбак, он и отвез ее в коморскую больницу.

Кроме неё на борту находилось 152 человека — не выжил никто. Историю ее спасения хотел экранизировать сам Стивен Спилберг, но Бакари отказалась.

Рубен ван Ассув

Девятилетний мальчик был единственным выжившим в крушении самолета авиакомпании Afriqiyah Airways, который рухнул во время посадки. Рубен со своей семьей совершал туристическое путешествие по Южной Африке. На борту разбившегося самолёта находились пассажиры из 10 стран, большинство из которых(62 человека) были подданными Нидерландов.

Его отец, мать и брат погибли вместе с остальными 103 пассажирами. Рубен сразу потерял сознание. Он сломал обе ноги, но их удалось восстановить после операции. Теперь он живет со своей тетей и дядей в Нидерландах.

С тех пор как человек впервые поднялся в воздух, он познал падение. С каждым годом летная техника становилась сложнее, совершеннее и безопаснее, но крушения самолетов происходят по-прежнему. Массовая гибель людей при падении пассажирского лайнера становится не только горем для безутешных родственников погибших, но и общенациональной трагедией.

Выжившие после авиакатастрофы люди становятся при этом знаменитостями, о которых говорят и пишут СМИ во всех странах мира. Происходит это по той причине, что таких крайне мало.

Статистика падения самолетов

Если взять статистику за весь исторический период развития пассажирских авиаперевозок, то можно сделать вывод, что они крайне редки. Шанс, что техника рухнет во время полета, взлета или приземления равна 1/8 миллионам. Это означает, что человеку потребуется более 20 000 лет ежедневных перелетов на случайных рейсах, чтобы сесть на тот самый невезучий.

Если взять статистику выявленных причин падения техники, то в процентном соотношении она будет выглядеть так:

  • когда идет загрузка самолета, случается 5 % несчастных случаев (чаще всего пожар);
  • при взлете - 17 % катастроф;
  • при наборе высоты всего 8 % случаев;
  • во время полета 6 %;
  • при снижении самолета - 3 %;
  • заход на посадку является причиной 7 % случаев;
  • посадка самолета - 51 %.

Статистика всех зафиксированных случаев падения лайнеров показывает, что самый большой риск присутствует при взлете и падении. Наверное, поэтому пассажиры аплодируют пилотам именно после того, как они выполнят этот этап полета.

Выжившие после авиакатастрофы чаще всего указывают на то, что с самолетом «вдруг» что-то стало не так. На самом деле дотошные статисты и работники, отвечающие за безопасность полета, отмечают, что причины для внезапной поломки приборов или загоревшиеся двигатели - это недоработки, которые не были выявлены на земле, значит, причины падения лайнеров следует прежде всего искать там.

Причины крушения самолетов

Как ни говорить, но основной причиной всех авиакатастроф является человеческий фактор. Машины не портят сами себя и не выводят из строя. Отсутствие должного внимания при их сборке, при ежедневных проверках на предмет неисправности и осознанной работы пилотов и диспетчеров - все это чаще всего приводит к крушению техники.

Возможно ли выжить в авиакатастрофе, если специалисты плохо выполнили свою работу? И в этом случае ответ будет да, так как на сегодняшний день есть случаи, когда оставались живы больше, чем 1 человек.

Статистика крушения авиатехники в процентном соотношении такова:

  • ошибка пилотов является причиной 50 % случаев;
  • ошибки обслуживающего во время полета персонала выявлены в 7 % трагедий;
  • влияние погодных условий приходятся на 12 %;
  • неисправность приборов и машины в целом - 22 % (то, что не было должным образом выявлено до полета);
  • терроризм и другие (не выявленные причины или столкновение в воздухе) - 9 %.

Из перечисленных причин, кроме погодных, все остальное - деятельность людей. Это говорит о том, что трагедии можно было бы избежать, а случаи выживших в авиакатастрофе людей были значительно выше. Если взять статистику наиболее крупных крушений за последние 30 лет, то их причиной являются:

  • DC-8 упал в Ньюфаундленде в 1985 г. на взлете из-за потери скорости, погибло 250 пассажиров;
  • падение "Боинга-747" в 1985 г. в Японии было вызвано плохим ремонтом, результат - 520 жертв;
  • Ил-76, следующий из Казахстана в Саудовскую Аравию рухнул в Индии в 1996 г. от столкновения в воздухе с "Боингом", результат - 349 погибших;
  • Ил-76 упал в Иране в 2003 г. из-за удара о землю при плохой видимости, погибло 275 человек;
  • 224 человека, не выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в октябре 2015 г., пополнили печальную статистику: причина - возможный теракт.

Это далеко не все крупные крушения, которые случились с 1985 по 2015 годы, но даже по ним видно, что их причиной чаще всего становится человеческая невнимательность или недобросовестность. Список выживших в авиакатастрофах людей был бы намного длиннее, если бы отвечающие за безопасность полета специалисты хорошо выполняли свое дело, а пассажиры знали, что необходимо делать, чтобы остаться в живых.

Что делать при крушении самолета

Оказывается, существуют правила, которые реально помогают людям при крушении лайнера остаться в живых. Самые элементарные инструкции дают стюардессы перед началом полета. К сожалению, большинство пассажиров их не слушают, а тем более не могут применить на практике. Среди самых простых рекомендаций считается обязательным:

  • быть пристегнутым при взлете и посадке (в идеале лучше быть пристегнутым весь полет);
  • знать, где находятся спасательные жилеты и как пользоваться кислородной маской;
  • в экстренной ситуации не покидать своего места, а тем более не пытаться попасть в багажное отделение, чтобы спасти свои вещи;
  • сконцентрироваться и занять правильную позу перед столкновением самолета с землей или водой (нагнуть голову к коленям, прикрыв ее руками).

Кроме этих простых правил, существует несколько выводов специалистов по чрезвычайным ситуациям, которые люди, выжившие после авиакатастрофы, применили интуитивно и не пострадали.

Большинство пассажиров погибают после падения самолета и его возгорания, так как не могут вовремя из него выбраться. Чтобы этого не произошло, следует заранее знать:

  • как отстегиваются ремни безопасности;
  • точное направление к выходу (особенно если в салоне дым);
  • паника - это 100 % смерть.

Например, Джордж Лэмсон, будучи в 1985 г. еще 17-летним подростком, выжил только потому, что в момент столкновения самолета, которым он летел с отцом, его кресло выбросило из салона. Если бы мальчик не был пристегнут и не прижал голову к коленям, а после падения не сумел быстро отстегнуться и отбежать на безопасное расстояние, он бы погиб, как и остальные 70 человек.

Как показывают случаи выживших в авиакатастрофе, если человек не паникует и знает, что делать, то у него есть все шансы выжить. Исследуя примеры подобных трагедий, ученые пришли к выводу, что многие пассажиры, вместо того, чтобы выбираться из самолета, ждут чьих-то указаний или инструкций. Важно знать, что в такой ситуации каждый отвечает за свою безопасность сам.

Ситуации повышенного риска

Хотя может показаться, что выжившие после авиакатастрофы пассажиры - это просто счастливчики, на самом деле это не так. Как показали данные ученых из Англии, изучивших более чем 2000 случаев спасения при такой аварии, этим людям помогло не простое стечение обстоятельств, а конкретные знания и действия плюс толика везения.

Оказывается, существуют в самолетах зоны повышенного риска и более безопасные участки, о чем говорит статистика выживаемости:

  • например, у тех, кто сидит в первых пяти рядах в носу самолета, шанс на выживание составляет 65 %;
  • он еще выше у тех, кто сидит в этих рядах на крайних креслах (67 %), а не возле иллюминаторов (58 %);
  • у пассажиров, находящихся в хвосте самолета, есть 53 % на выживание, если они также сидят в первых пяти рядах от аварийного выхода;
  • люди, выжившие после авиакатастрофы и сидевшие в середине салона, встречаются крайне редко.

Кроме зон риска в салоне, также немаловажную роль играет сам самолет. Так, статистика утверждает, что 73 % всех авиакатастроф приходятся на небольшие самолеты, рассчитанные до 30 посадочных мест. Смертельный исход падения одномоторного или небольшого самолета равен 68 %, что говорит о том, что шанс выжить у пассажиров и пилотов такого транспорта равносилен чуду.

Вывод напрашивается один - следует летать большими самолетами надежных компаний. Вряд ли только правильный выбор транспортного средства и места в нем спасут жизнь в экстренной ситуации, но шансов на выживание у его пассажиров будет больше, а спасатели при крушении большого лайнера не задаются вопросом «есть ли выжившие в авиакатастрофе», а спасают их.

Самые сложные ситуации

Самой трудной и опасной частью катастрофы является столкновение самолета с землей или водой. После того как это произошло, у людей всего 1.5-2 минуты, чтобы остаться в живых. Именно в это время необходимо уложиться, чтобы отстегнуться, найти выход и выпрыгнуть как можно дальше.

Самую большую угрозу жизни представляет пожар и наполнявший салон угарный газ, что подтверждает выжившая в авиакатастрофе женщина. Лариса Савицкая выжила после столкновения самолета, в котором она летела с мужем, с бомбардировщиком. Получив ожоги от начавшегося пожара, она сумела сконцентрироваться и принять в кресле правильную позу, что и спасло ей жизнь, когда она 8 минут падала на нем с высоты 5200 м.

Ее посадку «смягчили» ветки деревьев, но, даже выжив после такого падения, ей пришлось пережить сильнейший шок как от полученных травм, так и от того, что спасатели не спешили с поисками упавшего самолета, уверенные, что никто не выжил.

«Есть ли выжившие в авиакатастрофе люди?» - этот вопрос должен стоять в первую очередь у тех, кто занимается подобными ситуациями. Лариса двое суток ждала помощи с переломом шейного отдела позвоночника и травмой головы. Она единственная, кто попал в книгу Гиннесса дважды за одно и то же событие:

  • первый раз как выжившая после падения с высоты более чем 5 км;
  • второй - как получившая самую мизерную компенсацию за полученный ущерб - всего 75 руб.

Не меньшую угрозу для жизни человека представляет столкновение самолета с водной поверхностью, хотя большинство пассажиров наивно считают, что она может смягчить падение. Подобное незнание элементарных законов физики стоило жизни многим людям.

Падение в океан

Когда самолет терпит бедствие над океаном, явление не редкое, но количество погибших при этом пассажиров остается шокирующе высоким, хотя есть и выжившие после авиакатастрофы на воде.

Происходит это по нескольким причинам:

  • во-первых, люди часто из-за паники не могут найти и надеть спасательный жилет;
  • во-вторых, они слишком рано приводят его в действие, а в надутом состоянии он мешает не только двигаться, но и выплыть из салона, если туда поступила вода;
  • в-третьих, они не знают, что удар самолета о воду равносилен столкновению с бетонным покрытием, и могут не пристегнуться, чтобы принять спасательную позу.

Кроме случаев, когда пилот выполняет вынужденную посадку на воду, падение в океан так же опасно, как и на землю, что подтверждает единственная выжившая в авиакатастрофе девочка.

Бакари было 12 лет, когда они с мамой летели из Парижа в Йемен. По так и не выявленной причине самолет упал в океан в 14 км от берега острова Большие Коморы. От удара об воду его разорвало на части, и девочка выпала в воду. Ей повезло, что на ее поверхности остались части лайнера, на одной из которых она прождала 14 часов, пока ее не подобрало проходящее рядом рыбацкое судно.

История девочки обошла весь мир, так как это один из тех примеров, когда, возможно, спасшихся было бы больше, подоспей помощь вовремя. Переохлаждение и не надетые вовремя спасательные жилеты унесли жизни остальных пассажиров.

Это не последний пример, когда единственная выжившая в авиакатастрофе должна была бороться за жизнь из-за отсутствия помощи на земле.

Падение в джунглях

Хотя встречаются примеры, когда падение самолета смягчили ветки деревьев, количества выживших при этом пассажиров и членов экипажа не стало больше. По-прежнему большую роль играет то, как ведет себя человек во время трагедии.

Примером тому может служить история немецкой 17-летней школьницы, путешествующей с мамой из Лимы в Пукаллпа (Перу) перед рождеством 1971 года. По сути, это был небольшой перелет, который стал трагичным из-за того, что самолет попал в турбулентность во время грозы.

От удара молнии из строя вышли системы воздушного корабля, начался пожар в салоне. Джулиана Кепке - единственная выжившая в авиакатастрофе пассажирка во время этого перелета. На высоте 6400 м у летательного аппарата оторвались оба крыла, после чего ушедший в штопор лайнер стал разваливаться по частям.

Девушку спасло то, что она была пристегнута и приняла спасательную позу, когда ряд кресел вместе с ее сиденьем «вышвырнуло» за борт. Во время падения ее вместе с обломками из салона вращал сильный ветер, что привело к снижению по наклонной и падению в густые заросли джунглей Амазонки.

Последствиями «приземления» стала сломанная ключица, ссадины и ушибы, но ее ожидали еще большие испытания. Находясь в 500 км от Лимы, в гуще джунглей, не зная дороги, эта молодая выжившая в авиакатастрофе женщина вынуждена была бороться за жизнь в незнакомой местности.

Целых 9 дней она шла вниз по течению реки, боясь отойти от нее далеко, чтобы не лишиться источника воды. Питаясь фруктами и растениями, которые узнавала и могла сорвать, девушка вышла к стоянке рыбаков, которые и доставили ее в госпиталь.

Если бы Джулиана осталась ждать помощи возле упавшего самолета, то, скорее всего, погибла бы. По этим событиям итальянской телекомпанией был снят художественный фильм «Чудеса еще бывают», который впоследствии спас жизнь советской девушке Ларисе Савицкой, ждавшей двое суток спасателей.

Выжившие члены экипажа

Довольно редко можно услышать о том, что при падении самолета выжили члены экипажа. Возможно, они заняты спасением пассажиров или находятся в этот момент в самой «неблагополучной» части самолета, но это факт.

Но есть примеры, когда стюардесса, выжившая в авиакатастрофе, оказывалась единственной спасенной. Весне Вулович в 1972 г. было всего 22 года, когда во время очередного рейса из Копенгагена в Загреб самолет югославской авиакомпании развалился в воздухе в результате взрыва террористической бомбы.

Этот случай можно отнести к «чуду», так как Весна смогла выжить, находясь в середине салона самолета при падении с высоты более 10 км. Обломок машины, в котором она находилась, упал на заснеженные деревья, что очень сильно смягчило удар.

Вторым «чудом» было то, что, когда она была в бессознательном состоянии, ее нашел крестьянин из находящейся неподалеку деревни и отвез в больницу. Стюардесса, выжившая в авиакатастрофе при падении с такой высоты, почти месяц была в коме, а затем еще 16 месяцев боролась за возможность передвигаться и жить нормальной жизнью.

Весна Вулович стала рекордсменом книги Гиннеса как человек, совершивший прыжок без парашюта с 10 километровой высоты. Вряд ли найдется смельчак, который по собственной воле решит превзойти ее результат.

Падение российского самолета в Египте

Одной из самых актуальных тем осени 2015 года стала авиакатастрофа в Египте. Сегодня «есть ли выжившие» - уже не самый важный вопрос в этой трагедии. Если вначале ходили слухи, что не все из 224 человек погибли, то теперь это печальный факт.

Сегодня общественность интересует причина гибели авиалайнера, и гарантии того, что этого больше не случится с российскими самолетами.

Совершенно разные версии произошедшего с излагают российские и зарубежные СМИ. Вылетевший без опоздания лайнер спустя 23 минуты после взлета исчез с радаров диспетчеров по неизвестным причинам.

Одна из версий, почему не найдены выжившие в авиакатастрофе в Египте, это взрыв находящейся на борту бомбы. Самолет разорвало в небе, поэтому шансов у пассажиров практически не было.

Египетские власти утверждают, что присутствие бомбы среды обломков самолета обнаружено не было. Эти данные были ими опубликованы после того, как эксперты из США, Англии и России пришли к иному выводу.

Единственной причиной несоответствия выводов экспертов - это нежелание Египта потерять потенциальных клиентов в туристический сезон и выплачивать компенсацию компании "Когалымавиа" за крушение самолета в его воздушном пространстве. Если бы были выжившие в то они так же получили компенсацию за ущерб.

Следует ожидать, к какому соглашению придут обе стороны, но, оглядываясь на историю воздухоплавания, можно сказать, что самолеты просто так в воздухе не разваливаются и с радаров не исчезают. Окончательных выводов пока нет, но мировой общественности понятно, чем была вызвана авиакатастрофа в Египте сегодня. Есть ли выжившие, на этот вопрос ответ однозначный - «нет».

Позитивная статистика

Зная дотошность ученых в желании все подсчитать и измерить, можно не сомневаться, что они также изучали вопрос, почему не выживают в авиакатастрофе люди.

Причина на самом деле самая банальная - все тот же человеческий фактор. Если взять статистику изменений причин падения самолетов начиная с 1908 года, то она будет выглядеть так:

  • на заре самолетостроения с 1908 по 1929 гг. 50 % крушений приходилось на технические неполадки, 30 % - на погодные условия, 10 % - возгорание и 10 % - это ошибка пилотов;
  • ко второй половине 20 века воздушный флот подошел с другой статистикой - 24 % связаны с техникой, 25 % - виновата погода, ошибка пилотов - 37 %, возгорание - 7 %, а теракты занимают всего 5 %;
  • в 21 веке статистика полностью изменилась - 45 % - виновник человеческий фактор, 13 % - погода, 32 % - неполадки в технике, возгорание - 3 %, а теракты занимают 4 % случаев.

Так изменились причины воздушных катастроф в воздухе за 100 лет. Тем не менее на сегодня это самый безопасный вид передвижения, потому что крушения происходят с вероятностью 0.00001 %. Кроме того, все чаще появляются факты, когда при падении самолета выживает не 1 человек, а значительная часть пассажиров.

Например, 4 человека выжили в авиакатастрофе, произошедшей в Японии в 1985 г. Через 12 минут после взлета у самолета случилась разгерметизация в хвостовом отсеке. Пилотам удалось продержать машину в воздухе 32 минуты, после чего борт рухнул в 100 км от столицы Японии. Как поведали выжившие, спасенных могло быть больше, так как люди просили помощи, но ко времени прихода спасателей, которые вовсе не спешили, были мертвы 520 человек. Их убило переохлаждение и раны, полученные при падении.

К сожалению, сведения о спасенных не всегда соответствуют истине. Так было, когда сообщали, что 4 человека выжили в авиакатастрофе над Египтом. В этом случае можно только посочувствовать людям, которые обрели надежду на чудо, но затем опять ее утратили.

В российской истории авиации также есть примеры, когда пассажиры оставались в живых при крушении лайнера. Так, люди, выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в 2011 году при возгорании самолета, который только выруливал на взлетную полосу, получили Из 116 пассажиров и 6 членов экипажа погибло только трое людей, при этом Ту-154 полностью сгорел.

Несмотря на то, что в автомобильных авариях ежегодно погибает в тысячи раз больше людей, чем в крушениях самолетов, в массовом сознании живет страх именно к полетам. В первую очередь, это объясняется масштабностью трагедий – упавший лайнер это десятки и сотни одновременно произошедших смертей. Это шокирует значительно сильнее, чем несколько тысяч сообщений о смертельных ДТП, растянутых на месяц.

Вторая причина страха авиакатастрофы – осознание собственной беспомощности и неспособности хоть как-то повлиять на ход событий. Практически всегда это действительно так. Однако история воздухоплавания накопила небольшое количество исключений, при которых люди выживали, падая вместе с самолетом (или его обломками) с высоты нескольких километров без парашюта. Этих случаев настолько мало, что у многих из них есть собственные странички в Википедии.

Наездница на обломках

Стюардессе авиакомпании Jugoslovenski Aerotransport (сегодня она называется Air Serbia) Весне Вулович принадлежит мировой рекорд по выживанию в свободном падении без парашюта. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса потому, что осталась жива после взрыва самолета DC-9 на высоте 10 160 метров.

В момент взрыва Весна работала с пассажирами. Она сразу же потеряла сознание, поэтому ни момента катастрофы, ни ее деталей не запомнила. Из-за этого у стюардессы не появилось страха полетов – все обстоятельства она воспринимала с чужих слов. Оказалось, что в момент разрушения самолета Вулович зажало между сиденьем, телом другого члена экипажа и тележкой из буфета. В таком виде обломки упали на покрытый снегом склон горы и скользили по нему до полной остановки.

Весна осталась жива, хотя и получила тяжелые травмы – сломала основание черепа, три позвонка, обе ноги и таз. В течение 10 месяцев у девушки была парализована нижняя часть тела, в целом лечение заняло почти 1,5 года.

После выздоровления Вулович пыталась вернуться на прежнюю работу, но к полетам ее не допустили и дали должность в офисе авиакомпании.

Выбор цели

Выжить как Весна Вулович в коконе из обломков значительно проще, чем в одиночном свободном полете. Однако и во втором случае есть свои удивительные примеры. Один из них датируется 1943 годом, когда военный летчик из США Алан Мэги летал над Францией на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике B-17. На высоте 6 км его выбросило из самолета, и падение затормозила стеклянная крыша вокзала. В итоге Мэги упал на каменный пол, остался жив и тут же был взят в плен потрясенными увиденным немцами.

Отличной целью падения будет большой стог сена. Известно несколько случаев, когда люди выживали в авиакатастрофах, если на их пути оказывался плотно растущий кустарник. Густой лес тоже дает некоторые шансы, но тут появляется риск напороться на сук.

Идеальным вариантом для падающего человека будет снег или болото. Мягкая и сжимающаяся среда, поглощающая набранную в полете к центру земли инерцию при удачном стечении обстоятельств может сделать травмы совместимыми с жизнью.

Почти не остается шансов на выживание при падении на водную гладь. Вода практически не сжимается, поэтому итог соприкосновения с ней будет таким же, как при столкновении с бетоном.

Спасение порой могут принести самые неожиданные объекты. Одна из главных вещей, которым учат любителей прыжков с парашютом – держаться подальше от линий электропередач. Однако известен случай, когда именно высоковольтная линия спасла жизнь скайдайверу, оказавшемуся в свободном полете из-за нераскрывшегося парашюта. Он попал прямо на провода, отпружинил и упал на землю с высоты нескольких десятков метров.

Пилоты и дети

Статистика выживания в авиакатастрофах показывает, что значительно больше шансов обмануть смерть у членов экипажа и пассажиров, не достигших совершеннолетия. С пилотами ситуация понятна – в их кабине системы пассивной безопасности более надежны, чем у остальных пассажиров.

Почему чаще других выживает дети – до конца не понятно. Однако несколько достоверных причин исследователи этого вопроса установили:

  • повышенная гибкость костей, общая расслабленность мышц и больший процент подкожного жира, защищающего внутренние органы от травм наподобие подушки;
  • небольшой рост, из-за которого голова закрывается спинкой кресла от летящих обломков. Это крайне важно, так как основная причина смертей при авиакатастрофах – травмы мозга;
  • меньший размер тела, снижающий вероятность напороться в момент приземления на какой-то острый предмет.

Непобедимая сила духа

Удачное приземление еще не всегда означает положительный исход. Не каждого чудом выжившего мгновенно находят благожелательно настроенные местные жители. Например, в 1971 году над Амазонкой на высоте 3 200 метров из-за пожара, вызванного попаданием молнии в крыло с топливным баком, разрушился самолет Lockheed Electra. 17-летняя немка Юлиана Копке пришла в себя в джунглях, пристегнутая к креслу. Она была ранена, но могла передвигаться.

Девушка вспомнила слова отца-биолога, который рассказывал, что даже в непроходимых джунглях всегда можно найти людей, если идти за течением воды. Юлиана пошла вдоль лесных ручьев, постепенно превращавшихся в реки. Со сломанной ключицей, пакетом конфет и палкой, которой она разгоняла на мелководье скатов, девушка через 9 дней вышла к людям. В Италии по этой истории сняли фильм «Чудеса еще случаются» (1974).

На борту, включая Копке, летело 92 человека. Впоследствии было установлено, что кроме нее падение пережили еще 14 людей. Однако в течение нескольких следующих дней все они умерли еще до того, как их нашли спасатели.

Эпизод из фильма «Чудеса еще случаются» спас жизнь Ларисе Савицкой, которая в 1981 году летела вместе с мужем из свадебного путешествия рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. На высоте 5 200 метров пассажирский Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К.

Лариса с мужем сидела в хвосте самолета. Фюзеляж разломился прямо перед ее креслом, и девушку отбросило в проход. В этот момент она вспомнила фильм о Юлиане Копке, которая при крушении добралась до кресла, вжалась в него и выжила. Савицкая сделала то же самое. Часть корпуса самолета, в котором осталась девушка, упала на смягчившую удар березовую рощу. В падении она находилась около 8 минут. Лариса оказалась единственной выжившей, она получила серьезные травмы, но осталась в сознании и сохранила способность самостоятельно передвигаться.

Фамилия Савицкой два раза вписана в российский вариант Книги рекордов Гиннеса. Она значится человеком, выжившим после падения с наибольшей высоты. Второй рекорд скорее печальный – Лариса стала той, кто получил минимальную компенсацию физического ущерба. Ей выплатили всего 75 рублей – именно столько по нормам Госстраха тогда полагалось выжившим в авиакатастрофе.