Сикстинская капелла. Всё о Сикстинской капелле Сикстинская капелла роспись микеланджело сколько

Сикстинская капелла (Sistina capрella) — центр притяжения всех, кто отправляется в музеи Ватикана, и мало кого останавливает тот факт, что даже просто для того, чтобы дойти от входа в музеи до знаменитой капеллы, где с 1484 года собираются на конклав кардиналы, дабы избрать нового Папу, любопытному туристу придется потратить несколько часов.

Любопытно, что изначально никто не собирался делать Сикстинскую капеллу центром всеобщего притяжения. Как часто бывает в жизни — все произошло почти случайно.

НАЗЛО РАФАЭЛЮ

Прежде чем попасть в Сикстинскую капеллу турист неизбежно должен пройти сквозь красивейшие покои, украшенные фресками на тему «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встреча Льва I с Аттилой». Когда узнаешь, что создал эти фрески не кто-нибудь, а сам Рафаэль, вопросы относительно того, почему они выполнены столь мастерски, отпадают сами собой.

На фото: Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)

Надо сказать, за право работать на Ватикан художники Ренессанса не просто соперничали друг с другом, а, можно сказать, воевали, не гнушаясь никакими средствами. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати, их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).

Фреска «Диспут» («Спор о Святом причастии»), Рафаэль Санти, Stanza делла Segnatura, 1509 год

А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, поэтому они сговорились и порекомендовали Буонарроти Папе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов. Расчет, как известно, оказался неверным, а потолок Сикстинской капеллы не только не разочаровал Папу, но и оказался на порядок мощнее Станцев Рафаэля.

КАК СОЗДАВАЛИСЬ ФРЕСКИ НА ПОТОЛКЕ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ?

Над потолком Сикстинской капеллы Микеланджело начал работать в 1508 году. Роспись художник делал лежа на спине, с кисточкой в руках. Известно, что во времена Ренессанса художник должен был быть и инженером, поэтому нет ничего удивительного в том, что для реализации своих замыслов Буонарроти разработал собственную конструкцию «летящих лесов».

Фреска «Сотворение Адама», многие предполагают, что Творца Микеланджело изобразил в человеческом мозге

Они представляли собой настил, который опирался на крепления, вмонтированные в отверстия в стенах у верхней части окон. Этот хитрый прием позволил художнику работать сразу на всей поверхности свода. А ниже лесов было натянуто еще одно полотно, чтобы предотвращать падение краски на пол.

КАКИЕ ИМЕННО ФРЕСКИ СОЗДАЛ МИКЕЛАНДЖЕЛО?

Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. К украшению зала, где собирается конклав кардиналов, кисти приложили и Боттичелли, и Козимо Росселли, и Гирландайо, и отлученные от работы над Станцами Лука Синьорелли и Перунджино. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».

«Сотворение Солнца, Луны и Земли» Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы

Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Но, не тут-то было.

МУКИ «СТРАШНОГО СУДА»

После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером, и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда», и, несмотря на то, что Буонарроти отказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.

«Страшный суд» (Giudizio universale), название фрески можно также перевести, как «Последний суд» или «Последний приговор»

Буонарроти прибыл в Рим год спустя, но через несколько дней Папа Климент VII умер, и художник посчитал вопрос закрытым. Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался, и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Правда, художник пытался как мог их сохранить, но они откровенно портили целостность композиции, и от идеи пришлось отказаться.

Святой Варфоломей на фреске «Страшный суд» — автопортрет Микеладжело

«Страшный суд» был завершен в 1541 году. По силе впечатления, оказываемого на зрителя, фреска не уступает ветхозаветным сценам на куполе капеллы, и все же чувствуется, что эта работа далась мастеру непросто, как говорится, через надрыв. Недаром же на фреске можно увидеть автопортрет самого Микеланджело, и он считается одним из самых жутких в истории искусств, ведь художник изобразил себя в виде Святого Варфоломея, того самого, с которого живьем содрали кожу.

НИКАКОЙ ОБНАЖЕНКИ ИЛИ, КАК ХУДОЖНИК СТАЛ ШТАНОПИСЦЕМ

Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков. Само собой, нагие фигуры на фреске Сикстинской капеллы Павлу IV Карафа не понравились, и, воспользовавшись тем, что Тридентский собор, состоявшийся еще в 1545 году, осудил использование обнаженных изображений в религиозном искусстве, Карафа потребовал, чтобы голые Святые кисти Микеланджело были приведены в приличный вид.

«Ад» — фрагмент фрески «Страшный суд»

Микеланджело отреагировал на предложение одеть персонажей его фрески в своем узнаваемом стиле. Он сообщил Папе, что «Удалить наготу легко, для этого всего лишь нужно привести весь мир в приличный вид», то есть, проще говоря, снова не слишком вежливым образом послал понтифика.

Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Хорошо, что он был учеником Микеланджело и творение гения доработал очень деликатно, с максимальным уважением к труду создателя. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Поза, мол, у них слишком неприличная.

Одетые в тоги Святая Екатерина и Святой Власий

Что характерно, саркастичные римляне, не упускавшие случай позлословить на тему ближнего своего, немедленно окрестили Даниеле да Вольтерра «Il Braghettone», что означает «штанописец» или «исподнишник». Под таким прозвищем он и вошел в мировую историю искусств. Бедолага!

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Капелла носит имя своего основателя. Она строилась в неспокойный период конца XV в. Предполагалось, что при необходимости в ней сможет укрыться понтифик со свитой. Поэтому Cappella Sistina снаружи больше похожа на бастион, чем на церковь. Где именно находится Сикстинская капелла? Это серое неприметное снаружи здание примыкает к Собору св. Петра. Его стены после постройки были покрыты фресками известных итальянских художников, включая Боттичелли и Перуджино.

В начале XVI в. на своде капеллы образовались трещины. Произведённый ремонт испортил рисунок потолка в виде звёзд в ночном небе. В 1508 г. Юлий II решил заказать новую роспись великому скульптору Микеланджело Буонаротти. Четверть века спустя мастер дополнил своё творение приалтарной фреской «Страшный суд», заказанной ему Папой Климентом VII.

Сикстинская капелла - одно из двух (наряду со станцами Рафаэля) главных сокровищ музеев Ватикана. Все экскурсии по музейному комплексу заканчиваются в Сикстинской капелле. Здесь проводятся важнейшие собрания (конклавы) кардиналов, выбирающих нового понтифика.

  • Размеры капеллы повторяют длину и ширину иерусалимского храма Соломона - 41 и 13,5 метров соответственно.
  • Микеланджело, создавший один из величайших живописных шедевров человечества, считал себя скульптором, а не художником.
  • Титанический 4-летний труд по росписи потолка капеллы серьёзно подорвал здоровье мастера.
  • Фрески Микеланджело оказались чрезвычайно устойчивыми. До нас не дошёл лишь небольшой фрагмент «Всемирного потопа», отвалившийся от потолка при взрыве порохового склада в XVII в.
  • Великая картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» не имеет никакого отношения к капелле. Участие художника в её интерьере минимально: гобелены капеллы были вытканы по его эскизам.
  • Некоторым духовным сановникам, наблюдавшим за процессом создания фрески «Страшный суд», не понравились неприкрытые гениталии многих фигур. В отместку Микеланджело поместил на фреску одного из критиков - церемониймейстера двора Чезена. Он изображён судьёй мёртвых царём Миносом с ослиными ушами и гениталиями, скрытыми за змеёй. На жалобу Чезена Папа Павел III ответил, что не властен над Адом.
  • Ещё при жизни Микеланджело, в 1560 г., Пий IV приказал прикрыть гениталии обнажённых фигур фиговыми листками. Узнав об этом, художник сказал, что куда труднее придать пристойный вид земному миру. Большинство фиговых листков удалили только в конце XX в., при масштабной реставрации.

Росписи фресок итальянских художников

Стены капеллы опоясывают 12 сохранившихся фресок из первоначальных 16. На южной стене расположено 6 изображений ветхозаветной истории Моисея. Две из них принадлежат Боттичелли. Это - «Избиение младенцев и призвание Моисея» и «Возмущение законами Моисея». Две фрески - «Переход через Красное море» и «Дарование заповедей» выполнил Россели. Перуджино нарисовал «Обрезание сына Моисея», а Синьорелли - фреску «Смерть и завещание Моисея».

На северной стене находятся новозаветные фрески. Кисти Перуджино принадлежат «Крещение Иисуса» и «Передача ключей Петру». «Призвание первых апостолов» - работа Гирландайо, а «Искушение Христа» - Боттичелли. Россели представлен фресками «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря».

Завершающие эпизоды этих циклов, изображённые на восточной стене - «Спор у тела Моисея» Синьорелли и «Вознесение Христа» Гирландайо, не сохранились. После их разрушения они были воссозданы менее известными живописцами. Ещё двумя фресками Перуджино пожертвовали ради «Страшного суда».

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолка занимают панно с иллюстрациями событий, описанных в ветхозаветной Книге Бытия. Хронологически они предваряют сюжеты росписей боковых стен. К ним относятся 9 фресок. Три из них иллюстрируют создание Творцом Небес и Земли:

  • «Отделение света от тьмы»;
  • «Отделение суши от вод»;
  • «Сотворение светил и планет».

Следующие фрески посвящены сотворению первых людей и грехопадению:

  • «Сотворение Адама»;
  • «Сотворение Евы»;
  • «Грехопадение и изгнание из Рая».

Последние три относится к истории Ноя. Это:

  • «Потоп»;
  • «Жертвоприношение Ноя»;
  • «Опьянение Ноя».

Каждая фреска - живописный шедевр, но пальму первенства искусствоведы отдают работе «Сотворение Адама». Она поражает красотой и гармоничностью позы Адама, которому его Создатель передаёт жизнь касанием руки.

Большинство исследователей в женщине, находящейся рядом с Творцом, склонны видеть образ Софии - Божественной мудрости.

Центральные фрески окружены изображениями других библейских персонажей, пророков и сивилл (прорицательниц), а также медальонами с религиозными сюжетами. В этих картинах отражена история человечества после утраты Рая. Пророки и сивиллы символизируют её главное грядущее событие - пришествие Спасителя.

Фреска Страшный суд Микеланджело

Эта масштабная фреска на алтарной стене посвящена новозаветным предсказаниям будущего человечества. Его ожидает апокалипсис, второе пришествие Христа и Страшный суд. В центре потрясающей динамизмом и выразительностью композиции - грозная фигура Христа. Он вершит суровый суд над людьми соответственно их земным деяниям. Рядом с Ним - Богоматерь.

В верху композиции - ангелы, опрокидывающие крест и символ земной власти - колонну. В нижней части показаны апокалиптические сцены конца времён с трубящими ангелами, праведниками на небесах и грешниками в аду. А в лике апостола Варфоломея, находящегося недалеко от Христа, мастер изобразил собственное лицо.

Как попасть в Cикстинскую капеллу?

Отдельного входа в неё нет, поэтому добираться нужно до ватиканских музеев. Для этого можно использовать:

  • метро линии A до станций Musei Vaticani, San Pietro или Ottaviano;
  • трамвай № 19 до Piazza Del Risorgimento;
  • автобусы из разных районов города - № 49 до самого входа, №№ 81, 32, 492, 990 и 982 до Piazza Del Risorgimento, №№ 990 и 492 до Via Leone.

Часы работы музеев - 9:00 - 18:00, но кассы и вход закрываются в 16:00. Выходной день - воскресенье, исключая последнее в месяце. В этот день посещение бесплатно, но только до 12:30. Музеи закрыты в религиозные праздники. За билетами, стоящими 16 EUR, часто бывают большие очереди. Меньше народу перед открытием и в послеобеденное время.

Больше всего посетителей в среду - день папской проповеди на Piazza San Pietro.

Билеты лучше приобретать заранее в онлайн на сайте музейного комплекса или . Правда, придётся заплатить дополнительные 4 EUR. Купленный онлайн билет обеспечит отдельный вход. Отзывы посетителей Сикстинской капеллы, воспользовавшихся этой услугой - сугубо положительные. Обязательный дресс-код исключает шорты, открытые плечи и колени. Сумки, особенно большие, тщательно проверяются.

Для того чтобы посещение Сикстинской капеллы было максимально познавательным и информативным, рекомендуется воспользоваться очень удобным виртуальным туром на сайте Ватикана по ссылке . Непосредственно в капелле рассмотреть потолочные фрески в таких подробностях невозможно.

У входа в музеи за 7 EUR можно получить русскоязычный аудиогид под залог паспорта. Возврат аудиогида и паспорта производится не там же, а на выходе из музеев в специальном пункте . Можно также заказать экскурсию работающим в Риме русскоязычным гидам.

Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, - мастер выполнил в рекордные сроки.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Микеланджело, потолок Сикстинской капеллы

    ✪ Психология искусства. Сикстинская капелла. Часть I. Art Psychology. The Sistine Chapel. Part I

    ✪ Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти

    ✪ Психология искусства. Сикстинская капелла. Часть V. Art Psychology. The Sistine Chapel. Part V

    ✪ Психология искусства. Сикстинская капелла. Часть II. Art Psychology. The Sistine Chapel. Part II

    Субтитры

    Мы находимся в Сикстинской капелле в Ватикане, которая имеет огромное значение для католичества. Здесь служит мессу сам папа римский, но, возможно, это место наиболее известно тем, что именно здесь коллегия кардиналов избирает нового папу римского. Всё пространство этого помещения богато украшено. Пол покрыт великолепной мозаикой. Стены расписаны фресками работы художников Раннего Возрождения. Стена за алтарём расписана Микеланджело в более поздний период его жизни. И, конечно, потолок. Все посетители поднимают головы вверх и заворожённо любуются этим великолепием. Мы находимся здесь вечером. Сейчас начало июля. Падающий свет рассеивается, придавая фигурам на фресках необычайно объёмный вид. Они выглядят подобно скульптурам. Можете себе представить, как смотрелись эти росписи, когда Микеланджело завершил их в 1512 г. после многолетней работы. Насколько необычными и революционными они казались в то время. Микеланджело прежде всего был скульптором, и лишь после сравнительно недавней очистки фресок от наслоений он предстал перед нами как выдающийся колорист. Но техника его живописи всё же напоминает скульптурную резьбу, только выполненную с помощью красок. Его отличает необыкновенная способность одновременно сочетать в образах мощь и изящество. Они массивны, харизматичны и создают эффект осязаемости, при этом все они отличаются изяществом и идеальной красотой. Давайте опишем это произведение. Хорошо. Пожалуй, наиболее важным является цикл из девяти сцен из Книги Бытия, расположенных по центру потолка. Они отделены друг от друга архитектурными обрамлениями, которые созданы лишь кистью, но при этом выглядят очень реалистично. Они совсем не похожи на роспись. Цикл начинается с сотворения мира. Вот Бог отделяет свет от тьмы. Мне нравится эта сцена. Здесь Бог в самом начале творения. По одну сторону от него свет, а по другую - ночная тьма. Это первоначальное разделение стихий и упорядочение Вселенной. Теперь мы переходим к сотворению Адама, а затем Евы. Это разделение полов. Создание людей, венца божественного творения. А потом грехопадение людей. В каком-то смысле это разделение добра и зла. Непослушание Богу приводит к изгнанию Адама и Евы из Рая. Последние сцены цикла - это эпизоды из жизни Ноя. Итак, все эти сцены взяты из первой книги Библии, из Книги Бытия, что очень интересно, поскольку это католический костёл, но мы не видим образа Христа, лишь изображения событий Ветхого Завета, предваривших Его пришествие. Но присутствие Христа всё же ощутимо. Пришествие Христа необходимо не только из-за грехопадения Адама и Евы. Если присмотреться, по обе стороны от центральных сцен мы увидим пророков и сивилл, предрекших приход Спасителя рода человеческого. Образ ливийской савиллы, который мы видим перед собой, необыкновенно красив. Сивиллы - в языческой античной культуре прорицательницы, способные предвидеть будущее. Согласно католической традиции они предсказывали пришествие Христа. Взгляните на ливийскую сивиллу. Обратите внимание на силу её тела и на изящество, которым отмечены её движения. В её позе, при которой палец левой ноги едва касается земли, чувствуется некий потенциал. Создаётся впечатление, что она действительно движется и, возможно, собирается встать. Все фигуры отличаются реалистичностью и драматизмом, особенно образ ливийской сивиллы. Её тело изображено в почти невозможной позе. Микеланджело очертил каждую мышцу на её спине, причём мы знаем, что ему позировал натурщик при создании этого образа. Я просто очарован цветовой гаммой. Когда я начал изучать Микеланджело, мы говорили только о линиях и формах его скульптур, но после тщательной очистки фресок Сикстинской капеллы от различных наслоений, мы увидели оригинальные краски их блеск, изысканность и утончённость. Мы видим фиолетовые, золотистые, оранжевые, голубые и зелёные тона. Сивилла оборачивается назад. У неё в руках, видимо, книга пророчеств, а лицо исполнено уверенности и знания. Она со всей ясностью понимает, что Христос обязательно придёт. На элементах архитектурных изображений, обрамляющих с четырёх сторон центральные фрески, мы видим обнажённые мужские фигуры. Я думаю, важно понимать, что Микеланджело писал не просто отдельные фрески, а создавал чрезвычайно сложное, связное произведение, состоящее из нескольких тематических уровней. Например, ливийская сивилла как будто сидит среди архитектурных строений. Рядом с ней находятся бронзовые фигуры. Далее на антрвольтах изображены другие фигуры, которые словно растворяются в какой-то иллюзорной дали. Затем мы видим рельефные скульптуры на архитектурных элементах по обе стороны от неё, а над ними - обнажённые мужские фигуры. Это было время возрождения античной скульптуры Древней Греции и Рима, и Микеланджело находился в Риме, он был в Ватикане. Это Высокое Возрождение. Интересно сравнить оптимизм, изящество и благородство, которыми проникнуты образы на потолке, с тёмными и мрачными на вид фигурами, которые Микеланджело создал десятилетия спустя на задней стене, где изображена сцена Страшного суда. Верно. Между росписями на потолке, которые Микеланджело завершил в 1512 г., и более поздними фресками Страшного суда заметна большая разница. Началась протестантская Реформация, и церковь оказалась под угрозой. Мир Микеланджело был разрушен, но когда мы смотрим на потолок, мы, напротив, видим оптимизм и всю интеллектуальную и эмоциональную мощь, характерные для Высокого Возрождения, черпавшего вдохновение в воссозданных им традициях античного искусства. Это был период великих надежд, которыми переполнены все эти фигуры. И не забывайте, что совсем рядом в это же время Рафаэль пишет фрески в папском дворце. Это был особенный период в Риме. Subtitles by the Amara.org community

История создания

Большая папская часовня, построенная в Ватикане между 1477 и 1480 годами папой Сикстом IV , предназначалась для проведения важных мероприятий, в том числе конклавов . Стены Сикстинской капеллы были расписаны известнейшими живописцами конца XV века, в том числе Боттичелли , Гирландайо и Перуджино , левая сторона была отведена под историю Моисея , правая - сценам из жизни Христа, нижний уровень был украшен фресками, изображающими шпалеры с изображением папских регалий и гербов рода делла Ровере . Цилиндрический свод капеллы был декорирован по моде того времени под звёздное небо художником Пьерматтео д’Эмилией. В мае 1504 года на своде капеллы появилась трещина, Сикстина была закрыта на шесть месяцев для реконструкции. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново .

Весной 1506 года у Микеланджело с папой произошла крупная размолвка из-за грандиозного проекта папской гробницы , которому мастер отдал много сил и с которым он связывал большие ожидания. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Разъярённый художник покинул Рим и лишь после многократных призывов Юлия встретился с папой и просил у него прощения. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Согласно сообщению Вазари , Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование. Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей. По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели. Браманте усомнился в Микеланджело, так как тот не имел достаточного опыта в подобных работах, а Россели вступился за честь земляка. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника .

Микеланджело мог познакомиться с техникой фрески в мастерской Гирландайо, где он обучался около 1487-1488 годов. В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла . Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как живописец. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи : обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета .

Тем не менее Микеланджело взялся выполнить заказ, вероятно, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, рядом с которыми он сформировался как художник . Все указывает на то, что Микеланджело принял поручение не так уж неохотно , и позволяет предположить, что этот заказ папы он рассматривал как средство доказать своё мастерство . Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года , и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью .

Первые месяцы были заняты разработкой подготовительных рисунков и картонов, строительством лесов и подготовкой поверхностей под роспись, которой занялся мастер Пьеро Россели. 10 июня 1508 года работы в капелле уже начались, так как папский церемониймейстер Парис де Грассис зарегистрировал, что во время литургии произошло падение штукатурного раствора .

Для работы над сводом Микеланджело были необходимы леса, которые не мешали бы проводить в капелле службы. Первые леса спроектировал Браманте, предложивший подвесить настил с помощью тросов, закреплённых на потолке. Недостаток этого способа состоял в том, что для лесов необходимо было пробить отверстия в своде, которые могли разрушить потолок, а после окончания работы их невозможно было бы заделать .

Микеланджело построил «летящие» леса - настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода . Так как настил опирался на балки , которые крепились в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину и не препятствовало использованию часовни. Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора . До настоящего времени сохранились грубо заделанные штукатуркой и незакрашенные отверстия у основания люнетов , в которых были крепления балок. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Эти отверстия были снова использованы для крепления лесов при последней реставрации свода капеллы в 1980-1984 годах, но балки использовались уже не деревянные, а стальные .

Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад . Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой. Сохранилось письмо к Джованни да Пистойе, с юмористическим сонетом, описывающим мучения художника, где на полях он изобразил себя во время работы в капелле. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Интонако , слой штукатурки, на который, пока он не высох, наносятся краски, из-за повышенной влажности, характерной для климата Рима, стал покрываться плесенью. Сообщения Кондиви и Вазари о плесени, появившейся на готовых фресках, подтвердились во время последней реставрации свода . Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором с большим количеством песка, предложенным одним из его помощников, Якопо л’Индако. С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии .

Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю , с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене . В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции . По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла. Сцена, созданная хронологически позднее всех остальных, но являющаяся началом всего цикла - «Отделение света от тьмы» - была написана буквально «на одном дыхании», за рабочий день . Начальный этап художник проделал с привлечением помощников, так, сцену Всемирного потопа писали в том числе Джулиано Буджардани и Франческо Граначчи . Сообщение Вазари о том, что однажды Микеланджело пришёл в капеллу раньше всех и запер дверь, чтобы туда, пока он работал, никто не вошёл, вряд ли соответствует действительности. Во время реставрации 1980-1999 годов было обнаружено, что ученики помогали Микеланджело в создании всех трёх композиций из истории Ноя. Художник, пишущий фреску, не мог единолично готовить грунт под роспись, переводить на него рисунок с подготовительного картона, выполнять другие вспомогательные работы. Вероятно, Микеланджело помогали несколько человек, которые выполняли архитектурные имитации и фигурки путти .

По мнению Шарля де Тольная , весь цикл был создан в три этапа. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй - «Сотворением Евы». Предположение того же Тольная, что Микеланджело сначала выполнил фрески потолка, а потом, в течение последнего года, люнетов и парусов, для чего пришлось монтировать специальные леса, в настоящее время кажется неправдоподобным . По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы , и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Заметив, что панели слишком переполнены, а персонажи просматриваются на такой высоте неразборчиво, он изменил стиль росписи: после Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворения Евы изображения стали более лаконичны, рисунок смелым, фигуры героев крупнее, их жесты проще и выразительней . Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично. Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация.

В августе 1510 года из-за нехватки денег в папской казне было приостановлено финансирование проекта. Юлий II выехал из Рима для участия в боевых действиях: в сентябре Микеланджело писал отцу, что папа далеко и не оставил приказа об оплате за выполненные работы и авансирования её второй части . Через несколько недель художник направился в Болонью, чтобы разыскать папу, в Рим он вернулся только в декабре, так и не повидав Юлия .

Только в июне 1511 года папа возвратился в Рим и заставил демонтировать настилы, чтобы увидеть результат . По свидетельству Париса де Грассиса, между 14 и 15 августа 1511 года, в праздник Успения Девы Марии , которой посвящена часовня, папа пришёл в капеллу, посмотреть роспись свода . В последний год работы Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме. Фрески, завершающие цикл, исполнены без особой детализации, более обобщённо, но не менее эффектно. В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена, и папа остался доволен его работой .

Полностью фрески были завершены осенью 1512 года, по словам того же Вазари, папа считал, что на потолке слишком мало синего и золотого цветов, и фрески выглядят «бедно». Микеланджело отвечал на замечание понтифика, что на своде изображены святые люди, а они не были богатыми. В записях Париса де Грассиса отмечено, что 31 октября 1512 года, произошло торжественное открытие часовни .

Разработка художественной программы

Папа Юлий пожелал видеть роспись с гротесками , которые вошли в моду после обнаружения на Эсквилинском холме древнеримских гротов . Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках - апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом . Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году, в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее , другой , с декоративными композициями для ниш - в .

Из письма 1523 года известно, что Микеланджело добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, заявив, что фрески с апостолами - «бедная вещь», так как апостолы были сами бедны. Надо иметь в виду, что письмо это написано через много лет, когда уже умерли те, кто мог опровергнуть или подтвердить его слова .

Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира - ante legem (до дарования закона Моисея) . Отсутствуют сведения о том, полностью ли была доверена разработка программы росписи художнику, возможно, он получал консультации от теологов : францисканца Марко Виджеро и проповедника Эджидио да Витебро. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы - от истории Моисея к жизни Христа. Зона люнетов и треугольников над окнами - нижний пояс фресок свода - отведена теме человека земного и предков Христа; средний пояс - пророки и сивиллы , обладающие особым знанием, пониманием божественного, предсказавшие приход Спасителя. Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя . Девять сцен, по три в каждой группе, раскрывают темы Бога-творца до создания человека, Бога и человека в раю, человека, изгнанного из рая . На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения народа Израиля. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия .

Вероятно, при разработке иконографической программы было принято во внимание значение трансепта , который делит пространство на сакральное и мирское. В пору работы Микеланджело над росписью он находился ближе к алтарю под границей между сценами Грехопадения и Сотворения Евы . Центр свода занимает композиция Сотворение Евы - согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Таким образом, в капелле, посвящённой Деве Марии раскрывается конвергенция Ева - Мария - Церковь .

Имитация архитектурной формы

Сикстинская капелла представляет собой прямоугольное в плане здание длиной 40,5 м и шириной 14 м. Высота капеллы - 20 метров. Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд ». Большие паруса поддерживают свод. Пазухи свода , сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён . Художник Пьерматтео д’Эмилия декорировал потолок под ночное небо, усыпанное звёздами, подобно своду падуанской Капеллы дель Арена , расписанной Джотто . Роспись Микеланджело не походит ни на одну плафонную роспись, из тех, что были выполнены в конце XV - начале XVI веков итальянскими художниками. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура) - придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Микеланджело имел дело с помещением более внушительных размеров, что вынудило его идти по другому пути для решения поставленной задачи . Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В настоящее время свод потолка производит впечатление грандиозного архитектурного сооружения, богатый декор которого не подавляет, а создаёт впечатление направленности ввысь.

Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей , подчеркнув линию изгиба свода. Десять рёбер из травертина , пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место . Карниз, огибающий плафон, акцентируя линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода, отделяет библейские сцены от фигур пророков, сивилл и предков Христа . В декоре свода повторяется изображение жёлудя - символ семьи делла Ровере , к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II . Другой мотив - раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году . Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра; каменные головы баранов в вершинах пазух свода; нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг; и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл . Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты, или медальоны. Они поддерживаются двадцатью обнажёнными юношами, Ignudi , которые сидят на постаментах, опираясь на ложный карниз. Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, поэтому Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка . Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл .

Техника росписи

Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната . Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам . Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Для художников был распространённой практикой перенос на штукатурку рисунка, выполненного на картоне в натуральную величину - на многих фресках сохранились небольшие проколы по контуру фигур. В первый этап работ Микеланджело использовал традиционный метод переноса рисунка припорошиванием углём через проколы в картоне. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Микеланджело, накладывая краски, иногда заходил за намеченные контуры, а нередко рисовал пальцами, не прибегая к помощи кисти. В изображениях предков Христа на люнетах нет следов использования подготовительного картона: контуры рисунка художник наносил кистью непосредственно на интонако . На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других - следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза. Микеланджело рисовал по влажной штукатурке, используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил эти области, добавляя оттенки и прорисовывая детали. Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной.

Главная тема цикла - доктрина потребности человечества в Спасении , даруемом Богом через Иисуса. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном . Основная повествовательная нагрузка возложена на центральную часть свода, где размещены девять сцен из Книги Бытия, - четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет , Сотворение Адама , Грехопадение и Изгнание из Рая , Потоп . Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы , Отделение суши от вод , Сотворение Евы , Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя . По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi , красота их тел - хвала созданного Творцом . Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин - пророков и сивилл. В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. Ещё выше, в треугольных пазухах сводов, представлены восемь групп людей, не отождествлённых с определёнными библейскими персонажами. Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн , Давид и Голиаф , Медный змий , Наказание Амана . Цикл повествует о создании Богом прекрасного Мира и человека, впадении человека в грех и его отделении от Бога. История человека продолжилась в грехе и позоре, за что последовало наказание - Всемирный потоп . Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной . Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета обычно символически связывались с жизнью Иисуса или важнейшими таинствами христианства: крещением , евхаристией . Например, Иона , часто изображаемый со своим атрибутом - большой рыбой, - обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию . В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма . В XV веке в Италии, и во Флоренции в частности, где было сильно увлечение классической литературой и учениями Платона , Сократа , сочетание античной философии и христианских доктрин было популярной идеей. В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции. Он был знаком с ранними, вдохновлёнными идеями гуманизма, скульптурными работами, такими как бронзовый Давид Донателло , своеобразным ответом которому стал мраморный Давид Микеланджело, установленный на торговой площади у Палаццо Веккьо, дома совета Флоренции . Во фресках свода Сикстинской капеллы Микеланджело представил два пути - христианский и гуманистический, которые не противоречат друг другу. У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов . Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи. Открыт вопрос самостоятельно ли художник разработал иконографию свода , исследователи также задаются вопросом насколько нашло отражение в этой работе собственное духовное и психологическое состояние Микеланджело.

Девять сцен из Книги Бытия

Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен . Тема первой группы изображений - создание Богом Небес и Земли. Второй - создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы, их грехопадение и изгнание их из Рая. Третьей - испытания, выпавшие на долю человечества. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Группы построены по канонам средневекового триптиха, когда центральная панель повествует о главном событии, а картины, обрамляющие её, дополняют рассказ. Последовательность эпизодов построена так, чтобы зритель, стоящий у входа в капеллу, начинал рассматривать сцены от алтарной стены . Это трудно заметить рассматривая репродукцию росписи, но становится очевидным при непосредственном посещении капеллы.

Создание Небес и Земли

Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. События следующего, второго дня, - отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый - светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Согласно Книге Бытия, на пятый день Бог создал животный мир, но Микеланджело пропустил эту часть повествования .

Три сцены, законченные на последней стадии работы над росписью, самые динамичные из всех фресок свода. О первом эпизоде Вазари говорит, что «… Микеланджело изобразил Бога, во всём своём величии отделяющего Свет от Тьмы, то, как парит он с распростёртыми руками, и в этом сказались вся любовь его и его мастерство» .

По традиции при изображении одеяний Бога использовался синий цвет. Однако Юлий II выделил недостаточную сумму для приобретения ультрамарина , а менее дорогой лазурит применялся в росписи секко , что для Микеланджело, работавшего в технике чистой фрески было неприемлемо. Художник вышел из положения, избрав для одежд Творца красновато-лиловый цвет, который в остальных частях цикла почти совсем не появляется .

Адам и Ева

Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Первый эпизод из центральной группы - Сотворение Адама - одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи. Микеланджело создал абсолютно новую иконографию, выбрав момент, когда Бог протягивает руку просыпающемуся Адаму, передавая ему жизнь. Центральный мотив композиции - две протянутые навстречу руки. Энергичное движение Создателя, окружённого свитой, подчёркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека» . Мнения исследователей относительно того, кого представляет женская фигура в свите Творца, расходятся. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27-31) и в «О граде Божьем » Августина (кн. IX, ст. IV). Как считал Лео Штейнберг , внизу слева в тени изображены Люцифер и Вельзевул , которые отказывались признать, что Адам был венцом творения Создателя. По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями. Двойная складка плаща, охватывающего всю божественную свиту, играет роль границы между Христом и Люцифером .

Тема центральной сцены, где Бог создаёт Еву из ребра спящего Адама, была взята из второй главы Книги Бытия, описывающей несколько иной порядок Сотворения мира. Микеланджело повторяет композицию рельефа «Сотворение Евы» Якопо делла Кверчи , из обрамления дверей Базилики Сан Петронио в Болонье. Произведения делла Кверчи художник изучал в юности .

В заключительной картине истории Адама и Евы Микеланджело соединяет две сцены: Грехопадения и Изгнания из Рая. Слева Ева, доверчиво принимающая плод из руки Змея , и Адам, нетерпеливо выбирающий плод для себя; справа - ангел с мечом изгоняет их из Рая, в мир, где они потеряли вечную молодость и бессмертие .

История Ноя

Как и в первом триптихе, последовательность картин в истории Ноя (сюжеты взяты из шестой, седьмой и девятой глав Бытия), является тематической, а не хронологической. Первую панель с жертвоприношением Ноя Вазари ошибочно считал жертвоприношением Каина и Авеля . Традиционно считается, что тема фрески - принесение жертвы семьей Ноя после благополучного спасения от Великого Потопа, погубившего всё остальное человечество.

Картина Всемирного Потопа занимает центральное место в истории Ноя. В то время, как отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой, на заднем плане виден ковчег, в котором спасается семья Ноя. Эта панель с самым большим количеством персонажей по сравнению с остальными фресками.

Заключительная сцена Опьянение Ноя . Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Его младший сын, Хам , насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету . Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Три картины истории Ноя, символизируют длинный путь, проделанный от Божественного создания до грешного человека. Однако, именно через Сима и его потомков, израильтян, в мир должно прийти Спасение.

Щиты

Рядом с малыми библейскими сценами, поддерживаемые Ignudi располагаются десять круглых парадных щитов, иногда описываемых как имитация бронзы. Известны образцы подобных щитов начала XVI века, выполненные из дерева, с позолотой и лаком . На каждом из щитов в капелле изображён сюжет из Ветхого Завета или Книг Маккавеев. Выбраны наиболее тяжёлые эпизоды истории, единственным исключением кажется взятие Илии на небо в огненной колеснице, свидетелем которого стал пророк Елисей .

Сюжеты щитов (медальонов):

  • Авраам , собирающийся принести в жертву своего сына Исаака
  • Разрушение идола Баала
  • Убийство служителей Ваала
  • Убийство Урии
  • Натан священник, осуждающий Царя Давида за убийство и супружескую измену
  • Смерть Авессалома
  • Иоав , приближающийся к Авениру , чтобы убить его
  • Убийство Иорама
  • Вознесение Илии
  • Изображение на медальоне частично утрачено

В четырёх из пяти наиболее проработанных «медальонов» пространство переполнено борющимися фигурами, подобными изображённым на картоне Микеланджело «Битва при Кашине».

Применение позолоты на щитах, в отличие от основной росписи плафона, служит до некоторой степени связью свода с фресками на стенах капеллы, где золото используется в прорисовке многих деталей, особенно у Перуджино. Возможно, Микеланджело был вдохновлён медальонами на римской триумфальной арке у Боттичелли на ферске «Наказание Корея, Дафана и Абирона».

Пророки и сивиллы

На парусах сводов с обеих сторон и в торцах капеллы Микеланджело поместил самые большие фигуры: двенадцать персонажей, олицетворяющие предвидение будущего Спасения: семь пророков Израиля и пять сивилл Древнего Мира, их имена значатся на табличках под постаментами. Пророк Иона изображён над алтарём, пророк Захария - у входа в капеллу.

Среди семи пророков Израиля, выбранных Микеланджело, присутствуют четыре так называемых Главных Пророка: Исайя , Иеремия , Иезекиль и Даниил . Из двенадцати Малых пророков художник выбрал троих: Иоиля , Захарию и Иону. Хотя пророков Иоиля и Захарию считают «незначительными» из-за сравнительно небольшого количества страниц, которые они занимают в Библии, каждый из них изрекает важное пророчество.

Слова Иоиля: «…ваши сыновья и ваши дочери будут пророчествовать, ваши старцы будут видеть сны, ваши юноши видеть видения», являются существенными для декоративной схемы фрескового цикла Микеланджело, где среди обладающих даром предвидения представлены мужчины и женщины всех возрастов.

Захария предсказывал: «Созерцайте! Ваш Царь приезжает к вам, скромный и едущий на осле» . Его изображению в капелле отведено место непосредственно над дверью, через которую папу римского несут в процессии в Вербное воскресенье , день, в который исполнилось пророчество Захарии: Иисус въехал в Иерусалим на осле и был объявлен Царём .

Основное пророчество Ионы - гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте - над алтарём. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. Как Иона в чреве кита, так и Иисус после смерти на кресте провёл в земле три дня и три ночи. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа .

Сивиллы - пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Считается, что сивиллы, изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием , объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век», интерпретируются как предсказание появления Иисуса . По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам . Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Когда Иисус родился, о его рождении стало известно богатому и бедному, могущественному и униженному, евреям и язычникам. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно .

Не известно, почему Микеланджело поместил изображения именно этих пятерых предсказательниц из десяти-двенадцати известных сивилл. Джон О"Мэлли предполагает, что выбор был по географическому признаку: сивиллы представляют различные уголки Земли - Африку, Азию, Грецию и Ионию .

Распалубки сводов

В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью , Давидом и Юдифью

Фрески распалубков свода:

  • Наказание Амана
  • Давид и Голиаф
  • Юдифь и Олоферн

Первые две истории рассматривались богословами Средневековья и Возрождения в параллели с Распятием на кресте Иисуса. В истории о Медном змие народ Израиля, взроптавший на Бога, наказан нашествием ядовитых змей. Бог для вызволения людей, указывает Моисею воздвигнуть столб с медным змием. Микеланджело выбрал многофигурную композицию, изображая толпу погибающих от укусов змей, отделённую от уверовавших и спасённых.

Панель Наказание Амана повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири »). Композиция панели выстроена по принципу триптиха: в центре - основная сцена - казнь Амана Король, её обрамляют изображения разоблачения заговора Есфирью и Артаксеркса, отдающего приказ.

Истории Давида и Юдифи очень популярны в искусстве эпохи Возрождения, особенно у флорентийских художников, так как тема ниспровержения тиранов была весьма злободневной в этом городе-республике.

Ignudi

Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей, их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев - намёк на герб делла Ровере). Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным» . Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола , при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания .

Предки Христа

В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева », названного в честь Исайи, отца Давида. Было распространено, особенно на витражах, изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле - табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. Из четырнадцати люнетов, два, что, вероятно, были созданы в самом начале, с семьями Елеазара и Матфана и Иакова и Иосифа являются наиболее детально проработанными.

Стилистические влияния. Предшественники и последователи

Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо, известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. В молодости Микеланджело испытал влияние двух самых известных флорентийских живописцев фрески раннего Ренессанса - Джотто и Мазаччо . Фигуры Адама и Евы, изгоняемых из Райского Сада, из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи), имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще, и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера» .

Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли , чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499-1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. В Болонье Микеланджело видел скульптурные рельефы Якопо делла Кверчи, украшающие двери собора. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи . Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. По определению Э. Кон-Винера , Микеланджело решительно отходит от плоскостного изображения, создавая ощущение трёхмерного пространства, порывает со статичностью, присущей раннему Ренессансу, заставляя своих героев свободно двигаться в нём .

Цикл фресок Микеланджело в Сикстинской капелле имел сильное воздействие на других художников, ещё до того, как была завершена работа над ним. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте, имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Впечатлившись пророками Микеланджело, Рафаэль вернулся к своей фреске с изображением Исайи в церкви Сант-Агостино и, согласно Вазари, хотя она была закончена, он написал её заново, в более сильной манере . Джон О"Мэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу » фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора .

Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит. Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi , отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это. Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре» .

Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд », по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий . Среди художников, на творчество которых значительное воздействие оказал Микеланджело, можно назвать Понтормо , Андреа дель Сарто , Россо Фьорентино , Корреджо , Тинторетто , Аннибале Карраччи , Паоло Веронезе и Эль Греко .

Реставрация фресок капеллы (1980-1999)

В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Через три года Доменико Карневали восстановил повреждённый фрагмент фрески, этот участок с течением времени сильно потемнел. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903-1905 и в 1935-1936 годах. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. В 1710-1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. В 1795 году из-за взрыва арсенала в замке Святого Ангела обвалилась часть панели Потоп , она так и осталась невосстановленной. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело , чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Однако, как показала реставрация, законченная в 1994 году, колористическое решение цикла с яркими и сильными цветами предвосхитило находки лучших мастеров маньеризма . Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело . Однако результаты проведённых над фресками работ были восприняты неоднозначно: их критики утверждают, что Микеланджело прорабатывал детали росписи и тени по сухому, и эта часть авторского письма была безвозвратно удалена вместе с грязью .

Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года. Стены и особенно потолок капеллы были покрыты свечной копотью, люнеты испытали также влияние выхлопных газов и были намного грязнее остальной росписи . Группа реставраторов состояла из двенадцати специалистов, в числе которых были: Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Росси, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие. Перед началом работ, в 1979 году, были проведены необходимые исследования, тестирование, поиск подходящего растворителя. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем - «Страшный суд». Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года , реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками.

В январе 2007 года музеи Ватикана, где потолок Сикстинской капеллы является самым привлекательным экспонатом, посещало в среднем 10 000 человек в день. Ватикан, опасаясь, что недавно восстановленным фрескам будет нанесён ущерб, для уменьшения числа посетителей, объявил о намерении сократить часы посещения и увеличить входную плату .

Примечания

  1. , p. 20.
  2. , p. 38-87.
  3. , p. 92-148.
  4. Дзуффи С. Возрождение XV век. Кватроченто / Отв. ред. С. С. Байчарова, перевод с итальянского С. И. Козлова. - Москва: Омега, 2008. - С. 202. - 384 с. - (Художественные эпохи). - 3000 экз. - ISBN 978-5-465-01772-5 .
  5. , с. 8.
  6. , p. 126.
  7. , с. 8-9.
  8. , p. 24.
  9. По утверждению же Вазари, вместо себя он выдвигал кандидатуру Рафаэля, Асканио Кондиви также говорит о сопротивлении Микеланджело. До Микеланджело роспись потолков считалась непрестижной, второстепенной работой.
  10. , p. 147.
  11. , p. 88.
  12. , p. 88.
  13. , p. 16.
  14. , p. 220-259.
  15. , с. 20.
  16. , с. 32.
  17. , p. 469-472.
  18. , p. 55.
  19. , с. 111.
  20. , с. 18.
  21. , p. 14.
  22. , с. 19.
  23. , p. 8.8.
  24. , p. 89.
  25. , с. 17.
  26. Michelangelo: Scheme for the Decoration of the Ceiling of the Sistine Chapel (27.2.A) (англ.) . The Detroit Institute of Arts. Дата обращения 28 апреля 2015.

Цитата сообщения

Сикстинская капелла - полный обзор росписей на потолке

Самая известная капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино (Джорджио) де Дольчи (Giovannino de Dolci) по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 годами, в эпоху правления папы Сикста IV (по имени которого и получила своё название).

Сейчас Сикстинская капелла - это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо . Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело , которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино , Пинтуриккио , Лукой Синьорелли , Козимо Росселли , Доменико Гирландайо и Боттичелли . Но славу, не сравнимую ни с чем, принес ей Микеланджело. Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чье сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 годы. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Четверть века спустя, между 1536-1541 годами, Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при папе Павле Третьем Фарнезе . Его новая огромная фреска Страшный Суд занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром идущего по кругу стремительного движения Микеланджело делает фигуру Христа, который выразительным драматическим жестом осуждает грешников.

Павел Третий, сопровождаемый своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена, часто приходил посмотреть на работу Микеланджело. Однажды он спросил Чезена его мнение о работе художника: «Ваша Светлость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в трактире, а не в Вашей капелле!». Микеланджело в ответ нарисовал Бьяджио в образе Миноса, и когда церемониймейстер обратился к папе с просьбой заставить убрать этот портрет, Павел Третий ответил: «Если бы Микеланджело поместил вас «наверху», я мог бы еще что-то сделать, но здесь, «внизу», у меня нет никакой власти».

В 1565 году живописец Даниеле де Вольтерра задрапировал обнаженные фигуры персонажей Страшного Суда, за что получил прозвище «Брагеттоне» (исподнишник), под которым навсегда остался в истории. Но и он не прикоснулся к фигуре Миноса.
Недавняя реставрация, проведенная по новейшей технологии с использованием компьютерных разработок, вернула фрескам былую яркость и силу светотени. С помощью японской телевизионной компании, предоставившей самую современную аппаратуру и прочие высокие технологии, удалось провести фото- и видео съемку каждой отдельной детали бесценных фресок Микеланджело, которыми расписан свод Сикстинской капеллы, а так же его фрески Страшный Суд, что позволило значительно сократить сроки реставрационных работ.

Результаты реставрации, начатой в 1981 году и законченной в 1994 году, вызвали удивление даже среди ученых и экспертов, так как они опровергали утверждение, цитируемое во всех литературных источниках, касающихся творчества Микеланджело. Было принято считать, что художник, находившийся в постоянных поисках подходящей колористической гаммы, обычно пользовался неяркими красками. Однако в процессе реставрационных работ проявились подлинные цвета фресок, потускневших от дыма свечей и атмосферных воздействий. И многие из пришедших в обновленную капеллу просто не поверили - подлинные образы художника оказались слишком сильными, а цвета - яркими. Некоторые историки искусства до сих пор отстаивают прежнюю капеллу, покрытую накопившейся за несколько веков свечной копотью и грязью.

В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади римляне узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный - о продолжении Конклава.



1. Бог создал Адама. Картина в Сикстинской капелле.


2. Потолок Сикстинской капеллы.



3. Схема росписей потолка в Сикстинской капелле.



4. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху: Разделение света и тьмы.
Внизу: Иона.
Вверху слева: Ермия.
Вверху справа: Ливийская Сибилла.
В правом нижнем углу: Моисей поднимает Бронзовый серпант.
В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. - Эта часть потолка была закончена где-то в 1511 году, когда Микеланджело Буонаротти было 59 лет.



5. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Разделение Земли и Воды.
Внизу: Сотворение Солнца, Луны, и Планеты. Оба были закончены в 1511 году.



6. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год,
когда Микеланджело было 57 лет.
Внизу: Сотворение Адама — центральная часть потолка.



7. Вверху картины: Ной и его семья приносят жертву Богу, после их спасения от великого потопа.
Внизу: Падение и Изгнание из Райского Сада, 1509 год.



8. Вверху картины: Ной пьян и опозорен.
Внизу: Великий потоп.



9. Потолок Сикстинской капеллы - по центру: Заэрья.
Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.
Вверху справа: Давид убивает Голиафа.
Внизу справа: Иаков и Иосиф.
Внизу слева: Элиза и Матан.



10. Сикстинская капелла, задняя стена — Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти - 1539 год, когда ему было 87 лет).
Ангелы, по середине, уносят свои рожки, чтобы воскреснуть из мертвых. Один из них держит Книгу, в которой все записано, и на которой, Иисус будет основывать свои суждения.



1
1. Сикстинская капелла — Центр Страшного Суда. Главная фигура - Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них — спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, что около него, присела в страхе от такой сцены.


12. Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Ливийская Предсказательница, Даниил, Предсказательница из Кумы, Исаия и Дельфийская Предсказательница.



13. Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Предсказательница, Изакель, Персидская Предсказательница, Еремия.



14. Сикстинская капелла, Северная Стена — Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год)
По середине: Крещение Иисуса.
Справа: Проповедующий Иоан Баптист.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея.



15. Сикстинская капелла, Северная Стена — искушение Иисуса (Ботичелли (Сандро Филипепи) 1481-1482 гг.) После своего крещения Иисус проходит 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, таким образом, доказывая, что он — сын Бога. Иисус отказался: Но он сказал в ответ: ‘Человек не хлебом единым жив, но и всяким словом, исходящим из уст Божих’.



16. Сикстинская капелла, Северная Стена - Призвание первых учеников (Доменико Джирландайо, 1481-1482 гг.)
Призвание Петра и Андрея, первых последователей Иисуса, показано в двух сценах.



17. Сикстинская капелла, Северная Стена - Нагорная проповедь (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
В Нагорной проповеди, Иисус раздал правила, которые станут христианскими принципами.



18. Сикстинская капелла, Северная Стена - Вручение ключей (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного.
Другие последователи за этим наблюдают. К ним присоединились несколько небиблейских персонажей.



19. Сикстинская капелла, Северная Стена - Тайная Вечеря (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Иисус только что поделил хлеб и вино. Он говорит своим последователям, что скоро умрет. Апостолы кажутся потрясенными.
Один из апостолов не удивлен. Это Иуда, который сидит спиной, с сумкой на плече. В ней серебряные монеты, которые он получил за то, что предал Иисуса.



20. Сикстинская капелла, Южная Стена - Путешествие Моисея через Египет. (Пьетро Перуджино, 1482 год)
Справа, сын Моисея — Элиэзер со своей матерью Сепфорой.
В центре Моисей остановлен ангелом, изображенным в виде Бога.



21. Сикстинская капелла, Южная Стена — Несколько сцен из жизни Моисея. (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1481-1482 гг.)
В правом нижнем углу: Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.
Когда Фараон услышал об убийстве, Моисей сбежал в землю Мидиан.
Там он отгонял пастухов, беспокоивших дочерей местного священника, Йетро. В последствии, тот разрешил ему жениться на одной из своих дочерей — Сепфоре.



22. Сикстинская капелла, Южная Стена — Пересечение Красного моря (Косимо Розелли 1481-1482 гг.)
Моисей ведет свой народ через Море Рид. Он преследуется египетскими воинами.



23. Сикстинская капелла, Южная Стена — Моисей с Таблицами Закона (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Моисей получает таблицы от Бога, на горе Синай. Спящий молодой человек - это Джошуа.
Слева, на переднем плане: Моисей и Джошуа вернулись и показывают таблицы людям.



24. Сикстинская капелла, Южная Стена — Наказание Корея, Дафана и Авирона (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1482 год)
Справа: Джошуа останавливает повстанцев, готовых закидать камнями Моисея.
В центре: Арон (с митрой) подвергается нападению людьми, которые оспаривают его духовенство.
Слева: Моисей обращается к Богу с просьбой наказать мятежников.



25. Сикстинская капелла, Южная Стена — Последний вздох Моисея и его смерть (Лука Синьорелли, 1481-1482 гг.)
Справа: Моисей обращается к толпе слушателей.
Слева: Он передает лидерство своему преемнику — Джошуа.
В центре: Ангел показывает Моисею Землю Обетованную, которой он никогда не достигнет.
Слева: Люди оплакивают его смерть.



26. Сикстинская капелла, лицом к алтарю.



27. Перед входом в Сикстинскую капеллу.



28. Сикстинская капелла, вид снаружи.



29. Сикстинская капелла. Встреча Папы Бенедикта XVI и художников со всего мира.