Станция "Воробьевы горы". Сокольническая линия. Центральная станция в Амстердаме (Centraal station Amsterdam) Post какая станция галереи

Самая большая глупость, которую может допустить турист, приехавший в Стокгольм, это не посетить его уникального метро. Я это знаю по себе! Во время моего первого посещения города, мы с Катей везде ходили пешком, а потом машину взяли. В итоге так в метро и не заглянули. Лишь две недели спустя, я случайно увидел где-то в ЖЖ фотографии грандиозных станций этой подземой системы, которую называют самой длинной галереей искусства в мире!

Не повторите мою ошибку! Будьте готовыми ездить по стокгольмскому метро и просто глазеть.

1 Система метро в Стокгольме отркылась в 1950е. Она состоит из линий трёх цветов, пересекающихся в центре города. Правда каждый цвет разветвляется на несколько отдельных маршрутов в пригородах, так что если вам надо ехать не в центр, то следите за конечными направлениями. Все маршруты (их семь) так же продумерованы - в этом плане метро похоже на наше нью-йоркское , где каждый цвет тоже представляет несколько маршрутов.

Система работает с пяти утра до часу ночи. С этим надо осторожно летом, так как дни тут очень длинные. Кажется, только стемнело, а метро уже перестало ходить.

2 Снаружи станции выглядят не очень примечательно. Символ системы - буква "Т" в кружочке (по-шведски метро называют Tunnelbana, или "железная дорога в туннеле".)

3 Сегодня в системе 100 станций. Большинство из них на входе выглядят абсолютно нормально, ничего особенного в них нет - турникеты как везде. Примерно половина станций подземные (в основном они в центре), а другая половина - над землёй.

4 Спускаясь на эскалаторе вниз можно заметить переход от обычной станции к необычной. Видите там впереди туннель становится красным, а потолок - неровным?

5 Это и есть начало пещеры. Какое-то количество стокгольмских станций решили выдолбить в камне, но никак не облицовывать, оставив грубые каменные стены и своды, и лишь покрасив их.

6 Такие остановки самые красивые и уникальные. Лично я нигде подобного больше не видел.

7 У каждой из станций свой преобладающий цвет, и своя система раскраски.

8 Есть совсем пёстрые!

9 Легче всего увидеть такую "пещеру" на центральной остановке, T-Centralen. Главное спуститься на нижний уровень, где ходят поезда синей линии.

10 Фотографы любят снимать эскалаторы станций - их гладкий металл интересно гармонирует с окружающим грубым камнем.

11 Красота!

12 Снова центральная станция.

13 На Kungsträdgården построили целый античный город.

14 Новенькие голубые вагоны здорово смотрятся на этой станции. Да и на других тоже неплохо.

15 Но крашеным камнем тут не ограничились. На многих платформах есть различные арт-объекты.

16 Статуи под античность...

18 Руины несуществующих городов...

19 Различные миниатюрки.

20 Есть даже миниатюрный Белый Дом!

21 А вот кто-то на своде пещеры оставил бронзовые башмаки.

22 На T-Centralen наскальные рисунки изображают рабочих, строящих метро.

23 Поезд на платформе Kungsträdgården.

24 Бывают станции попроще, хотя практически везде в центре пытаются как-то украсить перроны. Именно поэтому шведы говорят о своём метро, как о самой длинной в мире галерее.

25 Разноцветные мозаики.

26 На верхнем уровне T-Centralen всё попроще. Именно поэтому я в первый визит так и не увидел не отной пещерной станции! (Не будьте как Лёва!)

27 Вы всё равно скорее всего приедете сюда из аэропорта (местный Аэроэкспресс приходит именно на центральную станцию). Чтоб полюбоваться на красоту достаточно спуститься на нижний уровень.

28 А вот в Старом Городе метро идёт по улице, так что особой красоты на этой остановке нет (это ещё один повод, почему я изначально ничего не увидел!)

29 Есть совсем простые перроны. Завешанные рекламой.

30 Но и на таких станциях вывешивают какое-то искусство.

31 И представляют странные экспонаты.

32 Скамейка странной формы.

33 Машины по продаже билетов. Так дешевле, чем покупать их в кассах.

34 А в супермаркете можно купить безлимитный билет на трое суток. Метро в Стокгольме недешёвое, такой билет стоит около $30. Но если вы собираетесь много кататься по городу, он может иметь смысл. Я в итоге на его стоимость так и не наездил (мы много пешком ходили).

35 Внутри вагоны выглядят вот так:

36 Местные бывают крайне симпатичными.

37 Кондуктор!

А вы бывали в стокгольском метро? Как вам? Чисто внешне, оно мне понравилось больше московского. (А про нью-йоркское и говорить нечего - некрасивое оно у нас,

1. Павелецкая (Замоскворецкая линия)

Наверное, всем москвичам знакома станция метро "Павелецкая" . Многие пользовались ей, например, когда ехали в аэропорт Домодедово на аэроэкспрессе или шли в Дом Музыки. А некоторые даже обращали внимание на странное сужение станции ближе к выходу, где весьма просторная станция превращается в узинький коридорчик между толстых стенок:

Даже не верится, что эти две фотографии сняты на одной платформе. Разгадка такой конструкции проста. Та "Павелецкая" , которую мы знаем - совсем не та, которая была построена в сороковых годах:

На старой "Павелецкой" вовсе не было центрального зала. Два длинных и узких, зала, похожих на трубу, соединялись лишь у выхода со станции. Три боковых арки с каждой стороны узкого коридорчика сохранились по сей день. Когда-то к поездам можно было попасть только через них.

Оба зала той "Павелецкой" были украшены барельефами на военную тематику и изящными лавочками. Они до наших дней не сохранились. В пятидесятых годах станцию полностью перестроили. Был сооружён большой центральный зал с колоннами, который объединил всю станцию вместе с бывшими боковыми залами в едином объёме. "На память" от прежней станции нам остался лишь маленький участок с широкими пилонами и узким коридором возле одного из выходов.

2. Лубянка

Похожий случай произошёл со станцией "Лубянка" (тогда она называлась "Дзержинская" ). Когда станцию открыли в 1935 году, она предстала перед пассажирами совсем в другом облике, нежели мы знаем её сейчас:

Её конструкция также состояла из двух отдельных залов-труб с платформами. Выход из этих залов был в конце платформы, в маленьких зал непосредственно у эскалатора:

В таком виде станция успела "сняться" в кино. В фильме "Друзья и годы" 1965 года камера проезжает по всей длине станции: ссылка на Ютуб .

В начале семидесятых годов на станции был, наконец, достроен центральный зал. Это полностью изменило облик станции:

От первоначального проекта до наших дней дожила лишь облицовка нескольких пилонов в конце станции, которые теперь резко отличаются по виду от остальных:

3. Чистые пруды

Та же история произошла и со станцией "Чистые пруды" (тогда - "Кировская" ).

Спустившись по эскалатору, пассажиру необходимо было сразу повернуть налево или направо, так как центрального зала попросту не было:

Он появился на станции в семидесятых годах. В него в каждой второй нише боковых залов был проделан проход. Правда, в отличие от "Лубянки" и "Павелецкой" , оформление станции при этом практически не изменилось:

Так что к "исчезнувшим" станциям "Чистые пруды" можно причислить лишь с оговоркой.

4. Воробьёвы горы

Нынешняя станция "Воробьёвы горы" действует с 2002 года:

До этого почти 20 лет поезд проезжал по мосту через Москву-реку без остановок. А ещё раньше здесь располагалась совсем другая станция. Называлась она "Ленинские горы" и выглядела так:

Эта станция осталась теперь лишь в воспоминаниях, на фотографиях и в фильмах . В 1983 году из-за обветшалости моста она была закрыта.

Интересно, что эскалаторная галерея, действовавшая рядом со станцией "Ленинские горы" , с открытием "Воробьёвых гор" почему-то восстановлена не была:

5. Первомаская

Станция "Первомаская" , открывшаяся в 1954 году, находилась в полутора километрах от нынешней "Первомайской" . На момент постройки она была конечной. А сразу за станцией располагались дома, не позволявшие продливать линию дальше. Когда же Арбатско-Покровскую линию решили вести дальше на восток, станцию превратили в депо, а поезда пустили рядом, по эстакаде над бывшими путями. По этой эстакаде поезда ходят и сейчас, а пассажиры могут видеть здание депо из окна поезда:

У той "Первомайской" был один вестибюль для выхода пассажиров:

Этот вестибюль сохранился, его может увидеть каждый, кто будет гулять по дворам на Первомайской улице:

А внутри депо сохранились отдельные элементы оформления станции:


(фотография Александра Попова)

В будущем, возможно, на месте бывшей "Первомайской" будет устроен музей.

6. Калужская

Той "Калужской" , которая работала в московского метро с 1964 по 1974 год, теперь тоже нет. Эта станция также была превращена в депо. Она располагалась на поверхности, неподалёку от нынешней "Калужской" :

Станция была конечной и ей пользовалось множество пассажиров, пересаживающихся здесь на автобусы и едущих дальше. В 1974 году линию продлили, а "Калужская" переехала на новое место, где и находится по сей день.

В отличие от "Первомайской" , здесь сохранилась пассажирская платформа:


(эта и следующая фотография - Александра Попова)

Посмотрев на депо сверху, можно догадаться, где именно располагалась бывшая станция:

Вот такие они, шесть "потерянных" станций. Возможно, когда-нибудь их ряды пополнятся ныне здравствующими станциями. Посмотрим.

15. Какая станция посвящена строителям метрополитена? «Комсомольская» Сокольнической линии.

⁣Станция названа по имени площади, на которую выходит ее вестибюль. До 1932 г. площадь называлась Каланчевской, но потом ее переименовали в честь комсомольцев – строителей метрополитена (с 2003 г. она называется площадь Трех вокзалов). Кроме названия, труду комсомольцев-метростроевцев посвящены два майоликовых панно, украшающих стену, завершающую балконную галерею станции (галереи были нужны для разграничения входящих и выходящих потоков пассажиров большого транспортного узла города). Эскизы панно делал Е. Лансере, академик живописи еще с дореволюционных времен, бывший одним из лидеров группы «Мир искусства». Панно «В мастерской машино-тракторной станции».

⁣Панно «Проходка шахты».

16.Какая станция имеет наиболее разнообразную декоративную отделку? «Новокузнецкая».

⁣Станция строилась во время Великой Отечественной войны, как только столице перестала угрожать опасность.

Она стала памятником русскому оружию. Пилоны станции оформлены мощными мраморными порталами. Между ними расположены массивные мраморные скамьи с высокими спинками и консольными подлокотниками. В центральном зале на оси порталов стоят бронзовые торшеры со светильниками. Они освещают шесть смальтовых мозаичных панно на своде центрального зала. Мозаики по экскизам А. Дейнеки собирал художник В. Фролов, находившийся в блокадном Ленинграде. Он погиб в 1942 г., а мозаики вывезли по Ладожскому озеру. Они изначально предназначались для станции «Павелецкая», но потом проект станции был изменен, а мозаики украсили собой свод «Новокузнецкой», заменив, как на «Маяковской», небо. Композиции мозаик посвящены мирной жизни – «Лыжники», «Авиаторы», «Строители», «Машиностроители», «Сталевары», «Садоводы».

В нижней части свода над пилонами проходит гипсовый скульптурный фриз с изображением представителей разных родов войск Красной Армии: летчики, связисты, танкисты, пехотинцы, кавалеристы и др. Между ними вставлены изображения орденов Отечественной войны. На внутренних стенах путевых залов расположены бронзовые медальоны с флагами и портретами великих русских полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина, Пожарского, Суворова и Кутузова.

⁣На торцевой стене центрального зала установлено мраморное панно, отражающее этапы развития СССР. В оформлении станции использовано шесть видов мрамора самого высокого качества. В итоге станция оказалась довольно перегруженной деталями.

17. Продолжаю тему станций, построенных во время Великой Отечественной войны.
Многие станции, которые строились во время ВОВ, приобрели военную окраску в оформлении, хотя изначальные проекты были посвящены мирной жизни. Прежде всего, отражалось «единство фронта и тыла».

Например, «Бауманская» оформлена восемью скульптурами из гипса, окрашенного под бронзу, расположенных в нишах центрального зала («Метростроевка», «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате», «Летчик», «Партизанка», «Командир», «Рабочий», «Конструктор»).

⁣17. Облик станции «Электрозаводская» связывался первоначально с расположенным неподалеку Московским электрозаводом.

⁣От этого проекта остались лишь шесть медальонов с портретами ученых – основоположников электротехники, украшающих зал наземного вестибюля. Работы по строительству станции возобновились только в 1943 г., и главная тема оформления поменялась – опять ею стал «фронт и тыл в Великой Отечественной войне». Стены центрального и путевых залов украшены горельефами, такими как «Авиастроители», «Танкостроители», «Литейщики», «Автомобилестроители», «Нефтяники», «Работницы Электрозавода», «Прокладчицы дорог» и др. (скульптор Г. Мотовилов).

⁣Создатели «Электрозаводской» ориентировались на храмы классической древности, используя простые и ясные архитектурные формы, ордерную систему (в которую включены и горельефы), четкий ритм фигур на рельефах. На потолке размещены 282 круглых светильника с такими же лампочками накаливания, которые на рельефе изготавливают работницы.

18. Тема художественного оформления станции «Семеновская» - защита Родины.

⁣На торцевой стене находится горельеф «Орден Победы» на фоне оружия и знамени с надписью «Нашей Красной Армии – слава!». Своды зала украшают изображения различных видов вооружения – танков, артиллерийских орудий, самолетов, военных кораблей. На стенах путевых залов – медальоны с профильными изображениями русских воинов (казака, танкиста, красноармейца, краснофлотца, летчика и разведчика) и щиты-картуши с символикой различных родов войск.

⁣18. Станция «Автозаводская» первоначально называлась «Завод им. Сталина» и предназначалась для обслуживания рабочих этого завода.

Как и другие станции Замоскворецкой линии, она достраивалась во время войны. Конструкция «Автозаводской» повторяет конструкцию «Кропоткинской» - два ряда тонких колонн, поддерживающих безбалочное перекрытие. Путевые стены украшены мозаичным фризом на тему труда советских людей. Эти мозаики делали в Ленинграде во время блокады в той же мастерской В. Фролова, где выполнялись мозаики для «Новокузнецкой».

⁣Уже во время строительства в оформление путевых стен решили добавить барельефы со сценами обороны Москвы и подвигов тружеников тыла.

⁣Эскалаторный зал наземного вестибюля украшает мраморное панно «Русские богатыри». Роспись потолка прославляет героев Великой Отечественной войны.

⁣Про оформление «Партизанской» я уже писала.

В одном из следующих постов напишу о послевоенных станциях, посвященных Победе в ВОВ, триумфу и памяти советскихвоинов.

Продолжение следует.

11 августа 1969 года открылась станция «Каширская». Первоначально на станции действовало только два пути (второй и третий), обеспечивая движение по Горьковско-Замоскворецкой линии от «Речного вокзала» до «Каховской». После открытия в 1984 году участка «Каширская» - «Орехово» (позже - до «Красногвардейской») с вилочным движением был задействован первый путь. Таким образом «Каширская» является первой спроектированной, но последней полностью реализованной кроссплатформенной пересадкой в Московском метро. именно последней, так как станцию «Парк Победы» пока нельзя назвать полностью законченным проектом.

А 3 января 1971 года в Московском метро открылись полторы кроссплатформенные пересадочные станции. Почему полторы? В тот день были открыты две станции «Китай-Город» и одна станция «Третьяковской» - южный зал.

Так как тогда развитие узла на «Китай-городе» предполагалось в самое ближайшее время, то было принято решение построить две станции. Но из-за того, что соответствующие радиусы вводились не сразу, полностью эта станция заработала только в декабре 1975 года.

А вот строительство второй «Третьяковской» предполагалось в отдаленном будущем. Поэтому была построена одна станция и 4 групп камер съездов для переключения движения. На схеме показано как было организовано движение до пуска второй «Третьяковской».

В развитие «Третьяковской» предполагалось только в отдаленном будущем и только 11 января 1986 года был открыт северный зал станции.

1. Большую часть съемки я посвятил северному залу. В южном просто смотреть нечего.

2. Хотя раньше я был уверен, что раньше открылась именно эта станция.

3. Обе станции пилонные, но северная - так называемая «новая пилонная» с шириной пилона в два кольца.

4. У станционного комплекса два выхода в город (по одному на каждую станцию), но вечером один наклон выключают.

5. Диаметр боковых тоннелей 8,5 м, центрального тоннеля 9,5 м.

6. Северный зал строился в период, когда художественному оформлению станций метрополитена уделялось большее влияние, чем при строительстве южного зала. Расположение станции в историко-культурной зоне Москвы, вблизи Третьяковской галереи, нашло отражение в архитектурном облике северного зала. Тема оформления - «Великие русские художники - слава русского искусства».

7. Наклонный ход южной станции.

8. Уже в 90-е года со старой (южной) станции был построен дополнительный переход на станцию «Новокузнецкую». Утверждается, что такой переход есть и из северного зала. По крайней мере лестницы на платформе есть. Но из-за начавшегося развала в экономике не хватило денег на перенос понизительной подстанции, которая находится в том торце Новокузнецкой. К сожалению, так это или нет - проверить тогда не удалось.

9. Существующая пересадка на станцию «Новокузнецкая».

10. На мой взгляд весьма удачный проект станции для 80-х годов.

11. С пилона на пилон поперёк свода тянутся узкие, богато орнаментированные лепные валики. Пилоны покрыты светлым мрамором. Путевые стены облицованы розовым слюдянским мрамором с чёрным лабрадоритом в основании и украшены бронзовыми парными портретами русских скульпторов, художников и иконописцев

12. Только ИНФОСОС, увы.. :(

13. Отдельный респект за шрифт в названии станции.

14. А это совершенно убогий переход и гермоворота в нем.

15. Южный зал совершенно не интересен.

16. Просто безликий белый мрамор.

17. Выход в город.

18. Белые своды путевых тоннелей южного зала опираются на массивные пилоны в форме расширяющихся кверху параллелепипедов, которые облицованы светлым уральским мрамором «коелга». Светильники размещены в верхней части пилонов. Проходы между пилонами сводчатые. Путевые стены облицованы светлым мрамором «коелга». Цоколь стен оформлен розовым с зелёными полосами зернистым кальцифиром месторождения Слюдянка. Технологические двери украшены декоративными решётками с растительным орнаментом. Пол выложен серым гранитом.

19. Переход на станцию «Новокузнецкая».

20. Проходят последние поезда...

21. И уже ночная расстановка. Напоминаю что в начале второго от каждой конечной в Московском метро отходит последний поезд с пассажирами, который проезжает всю линию. И если на других линиях можно даже в половине второго уехать к себе в перди, то с Калининской такой фокус не прокатит.

22. И еще раз пару видов обоих залов. Это красиво.

23. Это не красиво. :) Хотя, вкусы бывают разные.

24. Панорамка северного зала.

.::кликабельно::.

25. И небольшое панорамное селфи. :)

.::кликабельно::.

В следующем посте мы пойдем в тоннели и тупики. Поверьте, там весьма интересно! ;)

Огромное спасибо пресс-службе Московского метро за организацию фотосъемки.

«Воробьёвы горы» (до 12 мая 1999 года «Ленинские горы») — станция Сокольнической линии Московского метрополитена. На мой взгляд одна из интереснейших станций московского метрополитена.

Станция метро «Ленинские горы» была открыта 12 января 1959 года в составе участка Сокольнической линии «Спортивная» — «Университет». Для удешевления строительства использовался уникальный проект проложения линии метрополитена по метромосту, вместо предлагаемого ранее плана тоннеля под Москвой-рекой. Станция располагалась на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста (сооруженного в 1958 году), в то время как по его верхнему ярусу осуществлялось автомобильное движение.

По причине спешки со сдачей моста в эксплуатацию к Международному Фестивалю Молодежи не были соблюдены до конца нормы строительства. Стремление минимизировать затраты стало причиной замены металлических опор на железобетонные, привело к ряду ошибок при закладке арматуры в каркас сооружения, а также вынудило строителей применить соль в целях ускорения бетонирования. Дело в том, что соль понижает температуру замерзания воды, что было важно, так как работы велись в зимнее время. Однако это способствовало интенсивной коррозии элементов арматуры.

Весной же, когда таял снег, из-за плохой гидроизоляции станцию постоянно затапливало. 8 июля 1959 года в Москве прошёл сильнейший ливень, едва не парализовавший работу всей линии: вода, смешанная с грязью, проникала прямо в поезда. Затем начал обрушаться потолок. Дело дошло до того, что в июне 1960 года с высоты 4 метров упали дюралевые листы карниза. Тогда никто не пострадал. Впоследствии стали появляться продольные трещины в бетонных перекрытиях, что и привело к окончательному закрытию моста на реконструкцию.

Повторно станция открылась 14 декабря 2002 года. По сути, она была полностью построена заново. Ширина станции была увеличена на 3 метра, при этом платформенную часть станции было решено оставить на старых опорах.


Южный вестибюль станции.

Станция имеет два вестибюля. Из северного вестибюля (оборудованного эскалатором) можно выйти на Лужнецкую набережную и олимпийскому спортивному комплексу «Лужники». Из южного вестибюля можно выйти на Воробьёвскую набережную (через нижний зал) и к природному заказнику «Воробьёвы горы» (через верхний зал)


Южный вестибюль станции.


Эскалаторы южного вестибюля станции.

Оформление станции выполнено в современном стиле. Опоры моста, проходящие через зал, а также стены подходных коридоров облицованы белым и зелёным мрамором. Пол выложен серым гранитом.

Данная станция является одной из двух выставочных площадок метрополитена (наряду с галереей «Метро» на станции «Выставочная»).

Путевые стены сделаны прозрачными, стекла вставлены в алюминиевый каркас. С них открывается вид на Москву-реку, Воробьёвы горы, Большую Спортивную Арену Лужников и здание Академии наук.

Станция является «опасной» станцией, так как на путях нет лотка.

Неподалёку от станции в природном заказнике «Воробьёвы горы» находится ранее работавшая в 1959—1983 гг. эскалаторная галерея, которая выполняла функцию доставки пассажиров из метро и парка на улицу Косыгина и обратно. Галерея была сооружена по типовому проекту одновременно со станцией. Она была оборудована трёхленточным эскалатором и имела два вестибюля — верхний (на ул. Косыгина) и нижний (в парке)


Кадр из Фильма "Подсолнухи" Оператор Джузеппе Ротунно Фото из oldmos.ru

После реконструкции станции из-за проблем с техническим расчётом и отсутствием финансирования галерея не была восстановлена. Сейчас на станцию и на улицу Косыгина можно попасть лишь пешком через лесопарк, поднявшись по обходным тропинкам или воспользоваться платной канатной дорогой, которая находится далеко от станции Так она выглядит сейчас, но про это отдельный пос