Корабли проекта 877 «Палтус» - это серия советских и российских дизель-электрических подводных лодок, разработка которых началась еще в 70-е годы прошлого века. Первый корабль был заложен в Комсомольске-на-Амуре в 1979 году и спущен на воду – в 1982. Субмарины проекта 887 относятся к третьему поколению дизель-электрических подводных лодок.
Эти подлодки нередко называют «Варшавянками», хотя это не совсем точно. Официально «Варшавянка» - это подводная лодка проекта 636 , которая является дальнейшим развитием «Палтуса», его экспортной модификацией. Второй причиной подобной путаницы в названиях является тот факт, что первоначально этими субмаринами Советский Союз планировал вооружить своих союзников по Варшавскому договору.
В настоящее время в состав российского ВМФ входит 15 подводных лодок проектов 877, 877ЛПМБ, 877В и 877ЭКМ. Они также находятся на вооружении ВМС Алжира, Польши, Румынии, Индии, Китая и Ирана.
Подводные лодки проектов 877 и 636 получились настолько удачными, что они до сих пор являются основными неатомными субмаринами российского флота. Более того, их производство продолжается и в наши дни. За свою малошумность и незаметность на Западе «Варшавянка» получила название «Черная дыра».
История создания
Ещё в начале 70-е годов в Советском Союзе было принято решение о создании новой дизель-электрической подводной лодки. К этому времени развитие гидроакустических комплексов перевело подлодки проекта 641Б в разряд устаревших. Нужны были корабли нового поколения, сравнительно небольшие, малошумные, оснащенные новейшими комплексами обнаружения и нападения. Создание подлодки было поручено ленинградскому КБ «Рубин» - одному из ведущих предприятий СССР в области проектирования как атомных, так и дизель-электрических субмарин.
Военные требовали, чтобы новый корабль мог гарантировано выйти победителем из боевого столкновения с любой подлодкой подобного класса за счет оптимального сочетания малой шумности, эффективности средств обнаружения противника и мощности оружия. Кроме того, в этот проект изначально закладывались заделы для дальнейших модернизаций. Предполагалось, что новая подводная лодка будет находиться на вооружении в течение нескольких десятилетий.
Во время разработки этого проекта было решение о поставках новой субмарины союзникам по Варшавскому договору. Поэтому подлодки проекта 887 получили неофициальное название «Варшавянка».
В 1974 году военные моряки подготовили техническое задание для нового корабля. По сравнению с проектом 641 конструкторам было необходимо значительно увеличить скорость подводного хода корабля, улучшить его мореходность, уменьшить численность экипажа, путем автоматизации основных процессов управления. Особенное внимание разработчикам следовало уделить обитаемости новой подводной лодки и комфорту моряков.
Чтобы повысить скорость и уменьшить шумность подлодки, разработчики предложили совершенно новую конструкцию корпуса. И если подводные лодки проекта 641Б «Сом» были узкими и вытянутыми, то легкий корпус новой субмарины получил веретенообразную форму, во многом аналогичную той, что применялась для атомных подлодок. Соотношение длины лодки к ее ширине составляло 7,3.
Такая форма делала гидродинамическое сопротивление минимальным, что положительно сказывается на подводной скорости корабля. Конструкторы «Рубина» довели корпус будущего подводного корабля до совершенства в испытательном бассейне и на стендах.
Проект был утвержден Главкомом военно-морского флота в 1976 году, производство было решено развернуть в Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского Комсомола. Позже выпуск подлодок проекта 887 был налажен в Горьком и Ленинграде.
Закладка головного корабля серии состоялась в 1979 году, а через год подлодка уже была принята в состав флота. В 1981 году в Комсомольске-на-Амуре был заложен второй корабль проекта – Б-260 «Чита», а в 1983 – Б-227 «Выборг». В настоящее время эксплуатируются в основном корабли, которые были спущены на воду в конце 80-х – начале 90-х годов, например:
- Б-445 «Святитель Николай Чудотворец»;
- подводная лодка «Владикавказ»;
- подводная лодка «Ярославль»;
- подводная лодка «Магнитогорск»;
- подводная лодка «Липецк»;
- подводная лодка Б-394 «Нурлат»;
- Б-187 «Комсомольск-на-Амуре».
На основе базовой модели позже было разработано несколько модификаций субмарины:
- 877Э и 887ЭКМ. Экспортные варианты подводной лодки, которые незначительно отличались от базовой модификации частью оборудования и вооружения. Лодки проекта 887Э предназначались для поставки союзникам из стран Варшавского договора. Две субмарины этого проекта до сих пор находятся на вооружении ВМС Польши и Румынии. Корабли проекта 887ЭКМ планировали продавать в капиталистические страны. При разработке этой модификации особое внимание уделялось обеспечению работы узлов и механизмов ПЛ в условиях тропиков. В настоящее время субмарины этого проекта активно эксплуатируются военно-морскими силами нескольких стран: Индии, Ирана, Китая и Алжира. Одна ПЛ («Димитров») входит в состав российского флота;
- 08773. Эта модификация была специально разработана для ВМС Индии. От базовой она отличается наличием ракетного комплекса Club-S, новым гидроакустическим комплексом МGK-EM и модернизированными системами обслуживания и управления;
- 877ЛПМБ. Модификация, которая была заложена в 1987 году на горьковском заводе «Красное Сормово». Основным отличием единственной лодки этого проекта является новый гребной винт, выполненный из сплава «Аврора». Он имел семь лопастей особой Г-образной формы. Кроме того, эта ПЛ была оснащена низкооборотным главным и вспомогательным электродвигателем, что снижало шумность субмарины. Также на подлодке был установлен спасательный люк, позволяющий экипажу покидать корабль даже с глубины в 250 метров. По этому проекту была построена единственная ПЛ – подводная лодка «Калуга», которая и сегодня входит в состав российского флота;
- 877В. Еще один экспериментальный проект, который от базового отличается наличием водометного движителя, вместо привычного гребного винта. Благодаря этому единственный корабль этого проекта – подводная лодка «Алроса» – является самой тихой из «Варшавянок»;
- 636 «Варшавянка». Самая известная модификация «Палтуса», которая была разработана на основе модификации 877ЭКМ в начале 90-х годов. Первая лодка проекта была построена в 2005 году для военно-морского флота Китая. В настоящее время ВМС КНР эксплуатируют уже десять кораблей этого проекта, шесть «Варшавянок» изготовлено для Черноморского флота, еще столько же до 2022 года должны войти в состав Тихоокеанского. Также субмарины этого проекта эксплуатируются военно-морскими силами Вьетнама и Алжира.
Несколько серий этой модификации оснащены ракетными комплексами «Калибр» , кроме того, на них установлена новейшая навигационная система и автоматизированная информационно-управляющая система. По сравнению с лодками проекта 877 «Варшавянки» имеют еще меньший уровень шумности, что позволяет им первыми обнаруживать противника и уничтожать его.
Описание конструкции
Подводные лодки проекта 887 выполнены по двухкорпусной одновальной схеме. Причем форма корпуса спроектирована таким образом, чтобы максимально снизить сопротивление воды и уровень шумности. Главная энергетическая установка (ГЭУ) субмарин этого проекта – дизель-электрическая.
Прочный корпус подлодки имеет цилиндрическое сечение со сферическими концевыми конструкциями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. Легкий корпус корабля веретенообразной формы, сверху он имеет специальное покрытие, поглощающее гидроакустическое излучение. В пространстве между прочным и легким корпусом находятся цистерны главного балласта и другое оборудование. Лодка может оставаться на плаву даже при затоплении одного из отсеков и двух цистерн главного балласта.
Посередине корпуса корабля находится ограждение шахт выдвижных устройств (то, что обычно называют рубкой). В нем располагается ходовой мостик. При этом все выдвижные устройства, не считая командирского перископа, не заходят в прочный корпус лодки. Такая конструкция позволила сделать более просторным центральный пост, значительно увеличив удобство работы моряков.
Носовые горизонтальные рули сделаны убирающимися. Кроме того, чтобы уменьшить помехи для работы гидроакустического комплекса, рули были перенесены из носовой части ближе к середине корпуса. С этой же целью все механизмы, способные создавать шум, были убраны с первого отсека.
В носовом отсеке лодки размещаются шесть торпедных аппаратов. Во втором отсеке находится центральный пост и аккумуляторные батареи, третий – жилой, в четвертом находятся дизель-генераторы, а в пятом – электродвигатели. В шестом, последнем отсеке, размещается резервная силовая установка.
Главная энергетическая установка обеспечивает кораблю движение с помощью электрического привода как в надводном, так и в подводном положении. Она состоит из главного электродвигателя с мощностью 5500 л. с. и двух дизель-генераторов по 1500 кВт каждый. Также у лодки имеется система работы под водой (шнорхель) и две батареи свинцово-кислотных аккумуляторов, каждая из которых состоит из 120 элементов. Кроме того, есть электродвигатель экономичного хода и два резервных электродвигателя. Они предназначены для движения корабля в узких местах, швартовки, их можно использовать, если главный двигатель поврежден или вышел из строя.
Большинство механизмов кораблей проекта 887 установлены на специальные амортизаторы или имеют покрытия, снижающие уровень вибрации.
Максимальная подводная скорость для подлодок проекта 17 узлов, надводная – 10 узлов.
Подлодки проекта вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, два из которых могут вести огонь телеуправляемыми торпедами. Боекомплект составляет 18 торпед.
Лодки проекта 877 оснащаются устройством быстрого заряжания торпед, которое в несколько раз повышает скорость стрельбы. Это дает субмаринам значительное преимущество в дуэльной ситуации.
Для борьбы с летательными аппаратами противника лодки оснащены выдвижным зенитным комплексом, разработанным на базе ПЗРК «Стрела-3».
Подлодки этого проекта имеют БИУС «Мурена». Она позволяет следить одновременно пятью целями, причем две из них ведутся в автоматическом режиме, а три – в ручном. Эта система обеспечивает внесение поправок в связи с движением цели и точное наведение на нее торпед.
Лодки этого проекта оборудованы активной и пассивной РЛС, которые могут работать и в надводном, и в перископном режиме.
Проект 877 «Варшавянка»
В начале 1970-х годов в СССР было принято решение начать строительство принципиально новой океанской дизель-электрической подводной лодки, которую предполагали строить серийно не только для ВМФ СССР, но и для стран-участниц Варшавского договора. Более того, предполагалась поставка новых лодок на экспорт. Техническое задание на разработку лодки было подписано главкомом ВМФ С. Г. Горшковым в 1974 г. Проект лодки разработало ЦКБ МТ «Рубин », он получил обозначение 877 «Варшавянка » (обозначение по классификации НАТО — Kilo). Головная ПЛ этого проекта Б-248 была построена в 1980 г. на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре (СЗЛК). До 1991 г. для ВМС СССР была построена 21 ПЛ этого проекта (13 — на СЗЛК и 8 — на судостроительном заводе «Красное Сормово »). В несколько замедленном темпе постройка лодок продолжалась и впоследствии. Сведения о кораблях, построенных для советского и российского флота, приведены в таблице. В целом же в настоящее время около 50 кораблей этого типа успешно несут боевую вахту под флагами флотов мира.
В отличие от многих проектов советских подводных лодок, представлявших собой лишь модернизированный вариант строившихся ранее лодок, проект 877 пришлось разрабатывать практически «с нуля». Дело в том, что в 1960-х годах средства гидроакустического поиска ПЛ достигли такого уровня, что стало легко обнаруживать старые ПЛ по акустическому полю. Если раньше подводников не очень волновала шумность лодки при ходе под водой, то с 1970-х годов нужно было что-то предпринимать, чтобы лодки меньше шумели. Попытка модернизировать ПЛ проекта 641Б показала, что ПЛ такой конструкции обесшумить практически невозможно. Нужно было менять форму корабля, конструкцию корпуса, разработать новое оборудование. Таким образом, ПЛ проекта 641Б не могла быть модернизирована для достижения необходимых характеристик.
ПЛ проекта 877 является океанской одновальной двух-корпусной подводной лодкой с дизель-электрической главной энергетической установкой, спроектированной по схеме полного электродвижения.
Прочный корпус выполнен в виде цилиндра с круговыми поперечными сечениями, концевые корпусщле конструкции сферические. Прочными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на шесть отсеков.
В отличие от большинства современных дизель-электрических подводных лодок, ПЛ проекта 877 спроектирована двухкорпусной. Легкому корпусу придана обтекаемая веретенообразная «альбакоровская» форма. В междубортном пространстве размещены цистерны главного балласта, а также другие цистерны и различное оборудование. Хотя из-за двухкорпусной конструкции лодка имеет значительный полный подводный объем, в аварийных ситуациях это позволяет повысить ее живучесть за счет обеспечения ее непотопляемости при значительных затопленных объемах корабля. В крейсерском положении лодка может остаться на плаву даже при затоплении одного любого отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта.
Ограждение шахт выдвижных устройств расположено примерно посередине корабля. В нем оборудован также ходовой мостик. Все выдвижные устройства, кроме командирского перископа, сделаны не проникающими в прочный корпус. Благодаря этому удалось сделать центральный пост более просторным и более удобным для управления кораблем и его боевыми системами.
Носовые горизонтальные рули выполнены убирающимися, для снижения вызываемых ими помех работе гидроакустического комплекса их перенесли из носовой оконечности ближе к средней части корпуса. С этой же целью из носовой оконечности убрали шпигаты, а все выделяющие шум механизмы убрали из первого отсека.
Главная энергетическая установка спроектирована по схеме полного электродвижения, то есть движение как в надводном, так и в подводном положении обеспечивается гребным электродвигателем. Кроме гребного электродвигателя мощностью 5500 л. с. в состав ГЭУ входят два дизель-генератора мощностью по 1000 кВт и две группы аккумуляторных батарей по 120 элементов в каждой.
В качестве движителя использован шестилопастный низкооборотный гребной винт большого диаметра.
При движении в подводном положении ПЛ развивает наибольшую скорость хода 17 узлов, в надводном положении — 10 узлов. Дальность плавания в режиме РДП ходом 7 узлов составляет 6000 миль, в подводном положении экономическим ходом 3 узла лодка способна преодолеть расстояние 400 миль. Для режима экономического хода предусмотрен специальный гребной электродвигатель мощностью 190 л. с.
Автономность подводных лодок оценивается в 45 суток.
Особенностью конструкции ПЛ проекта 877 является наличие двух резервных электродвигателей ПГ-168 мощностью 102 л. с. каждый. Они обеспечивают лодке движение в узкостях, позволяют маневрировать при швартовке, а также могут быть использованы для хода при повреждении основного вала и винта.
Вооружение лодки состоит из размещенных в носовой оконечности шести 533-мм торпедных аппаратов. Из них два аппарата рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами новейшей конструкции с особо высоким коэффициентом поражения.
Для погрузки боезапаса на лодке установлено специальное устройство. Лодка Может принять 18 торпед (6 — в торпедные аппараты и 12 — на стеллажи). Вместо торпед могут быть приняты 24 мины: 12 — в торпедные аппараты (по две на аппарат) и 12 — на стеллажи.
На лодках впервые установлено автоматическое устройство быстрого заряжания, которое в несколько раз сокращает время зарядки торпедных аппаратов, позволяет значительно увеличить скорострельность и обеспечить преимущество в дуэльной ситуации. Управление устройством быстрого заряжания осуществляется дистанционно из торпедного отсека с пульта управления «Мурена » или с местных постов.
Предусмотрено также включение в состав вооружения противокорабельных ракет ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1 системы «Клаб-С », стрельбу которыми можно вести из торпедных аппаратов. Для самообороны от авиационных средств борьбы с подводными лодками ПЛ проекта 877 впервые в отечественном подводном кораблестроении вооружена зенитным ракетным комплексом, созданным на базе ПЗРК «Стрела-3 ». Боезапас состоит из четырех ракет.
Мощный комплекс минно-торпедного вооружения способен решать многоцелевые задачи. Он обеспечивает выстреливание всего боезапаса на всех глубинах погружения — от перископной до рабочей — и совместно с боевой информационно-управляющей системой (БИУС) позволяет вести как одиночную, так и залповую стрельбу по двум целям.
Взамен поста управления торпедной стрельбой «Ленинград», обеспечивавшего вручную на ПЛ проекта 641 ввод необходимых данных для производства торпедной стрельбы, на новой ПЛ установлена БИУС — многоцелевой компьютер (МВУ-110ЭМ). Он позволяет одновременно следить за пятью целями, из них две цели вести в автоматическом режиме и три — вручную, обеспечивая с комплексом телеуправления внесение поправок в связи с маневрами цели и точное наведение торпед на цель. БИУС, кроме этого, позволяет решать целый ряд навигационных задач.
Малогабаритный навигационный комплекс «Андога » обеспечивает непрерывную прокладку курса, выдает координаты места и скорости. Через систему БИУС команда на изменение курса поступает на пульт управления ПЛ. То есть автоматика может вести лодку по проложенному курсу.
Лодка оборудована активной и пассивной радиолокационными станциями с высокой эффективностью слежения. Они могут четко работать в надводном и перископном положениях.
Следует отметить, что подводные лодки проекта 877 изначально спроектированы для выпуска двумя сериями. При этом в российском флоте обе серии получили одно обозначение — проект 877, а для экспортных лодок обозначения были разными: проект 877Э (877ЭК, 877ЭКМ) и проект 636. Разница между лодками этих серий заключается в том, что ПЛ проекта 636 обладают более низким акустическим полем, большими скоростью и дальностью плавания.
Во главе с Юрием Кормилицыным, совместно с НИИ им. Крылова с 1974 года.
Основной особенностью проекта 877ЭКМ ("экспортный коммерческий модернизированный") стала возможность эксплуатации и функционирования механизмов и оборудования в тропических условиях.
На ПЛ принята одновальная схема движительной установки, осесимметричная форма корпуса, оптимизировано соотношение его длины и диаметра.
Внутренний прочный корпус подводной лодки разделен водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. В первом ‑ носовом ‑ отсеке находятся торпедные аппараты, во втором ‑ аккумуляторные батареи и главный командный пост. Третий отсек ‑ жилой, двухпалубный, включает камбуз и каюты. В четвертом отсеке стоят дизель‑генераторы, в пятом ‑ гребные электродвигатели. В хвостовом отсеке расположены электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.
Силовая установка состоит из нескольких мощных электромоторов, позволяя ПЛ этого типа передвигаться только под электромоторами, без использования дизеля.
Большинство механизмов ПЛ снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах или специальных платформах.
Шестилопастной гребной винт со сниженными до 250 оборотами в минуту значительно снижает уровень шума, оставляя противолодочным силам противника меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.
Предельная глубина погружения ПЛ ‑ 300 метров.
Скорость полного подводного хода — 17 узлов.
Дальность плавания в подводном положении экономической скоростью — 400 миль.
Автономность — 45 суток.
Численность экипажа — 52 человека.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
В 1970-е годы было принято решение пополнить ВМФ дизель-электрическими субмаринами нового поколения, которым необходимо было действовать против подводных и надводных кораблей, ставить минные заграждения, вести разведку. Подлодки должны быть сравнительно небольшими, скоростными, малошумными, обладать совершенным радио, гидролокационным и электронным оборудованием. Поскольку такие подводные лодки собирались поставлять союзникам по Варшавскому договору, помимо обычного номера проекта – 877, ей присвоили имя собственное - "Варшавянка".
ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO входит на рейд г.Картахена (Испания) для участия в совместных с флотами НАТО маневрах "Болд Монарх 2011". 25 мая 2011 г.
Их разработку в 1974 г. по ТТЗ утвержденному ВМФ СССР, вели конструкторы ЦКБ "Рубин", возглавляемые Ю.Н. Кормилицыным совместно с НИИ им. Крылова. Если лодки проекта 641 традиционно были узкими и длинными, то наружный и легкий корпус выполнили веретенообразным, с круглой конфигурацией носовой части как у АПЛ. Сам корпус рассчитан был таким образом, чтобы гидродинамическое сопротивление было минимальным. Несколько моделей было испытано и доведено до совершенства в опытовом бассейне и на стендах.
Конструкция подводных лодок проекта 877 «Палтус» – двухкорпусная. По форме корпус максимально адаптировали к снижению шума и сопротивления.
Прочный корпус выполняется в виде цилиндра, поперечные сечения – круговые. Корпусные концевые конструкции – сферические. Прочные водонепроницаемые переборки разделяют корпус на шесть отсеков:
1-й – носовой, служит для размещения торпедных аппаратов;
2-й – главный командный пост и аккумуляторные батареи;
3-й – двухпалубный, жилой, на верхней палубе камбуз и каюты, на нижней - аккумуляторные батареи;
4-й – дизель-генераторы;
5-й – гребные электродвигатели;
6-й – резервная силовая установка и электромоторы экономического хода.
Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-25.
ПЛ пр.877ЭКМ заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии на испытаниях после ремонта с модернизацией на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 25.11.2012 г.
Легкому корпусу придали обтекаемую веретенообразную «альбакоровскую» форму. Специальным покрытием поглощается излучение гидроакустических систем противника. Цистерны главного балласта, другие цистерны, а также различное оборудование размещены в междубортном пространстве. Хотя из-за двухкорпусной конструкции подлодка имеет значительный подводный объем, в аварийных ситуациях это дает возможность повысить живучесть за счет обеспечения непотопляемости при больших затопленных объемах корабля. В крейсерском положении подводная лодка может находиться на плаву даже при затоплении любого отсека и двух прилегающих к нему цистерн главного балласта одного борта.
Ограждение шахт выдвижных устройств располагается примерно посередине корабля. Ходовой мостик также оборудован в нем. Все выдвижные устройства, за исключением командирского перископа, выполнены не проникающими в прочный корпус. Благодаря этому центральный пост сделали более просторным и удобным для управления судном и его боевыми системами.
Носовые горизонтальные рули также были выполнены убирающимися. Чтобы снизить вызываемые ими помехи в работе гидроакустического комплекса, они были перенесены из носовой оконечности к средней части корпуса. Также из носовой оконечности были убраны шпигаты, а все механизмы выделяющие шум из первого отсека, убрали.
Главную энергетическую установку спроектировали по схеме полного электродвижения, то есть в надводном и в подводном положении движение обеспечивается гребным электродвигателем.
В составе главной энергоустановки входят:
- главный гребной электродвигатель ПГ141 (мощность 5500 л.с.). На подлодке Б-800 и на лодках проекта 636 установлен низкооборотистый двигатель ПГ165 той же мощности.
- 2 дизель-генератора 4ДЛ-42МХ (мощность каждого 1500 кВт, на первые две подлодки проекта 877 установили 2х4ДЛ-42М мощность каждого 1000 кВт) с системой работы дизель-генератора под водой. На модификациях 877М и 636 устанавливаются дизель-генератора 30ДГ (мощность одного 1500 кВт), которые так же работают с РДП.
- две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
Для режима эконом. хода предусмотрен специальный гребной 190-сильный электродвигатель ПГ142. Начиная с подводной лодки Б-800/проект 877В/проект 636, установлен низкооборотистый 190-сильный двигатель ПГ166.
ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO и разобранный водометный движитель. Севастополь, плавдок ПД-30, очередной ремонт, 12 января 2006 г.
Особенностью конструкции подводных лодок проекта 877 является наличие пары резервных 102-сильных электродвигателей ПГ-168. Данные двигатели обеспечивают лодке движение в узких местах, позволяют маневрировать во время швартовки, а также могут использоваться для хода в случае повреждения основного вала и винта.
В качестве движителя использован низкооборотный шестилопастный гребной винт фиксированного шага. На лодках Б-470 и Б-800 7-лопастный из сплава "Аврора" с саблевидными лопастями. По бортам в кормовой части корпуса расположены подруливающие водометы. Процесс погружения/всплытия подводной лодки автоматизированы.
При движении в подводном положении подлодка развивает максимальную скорость в 17 узлов, в надводном – 10 узлов. Дальность плавания под водой при скорости 7 узлов в режиме работы дизеля составляет 6000 миль, экономичным ходом при скорости 3 узла в подводном положении лодка может преодолеть 400 миль.
Начиная с подводной лодки Б-800, они оснащаются спасательным люком, который позволяет покидать затопленную субмарину с глубин до 250 метров (выполнен в кормовой части).
Энергетика – две группы свинцово-кислотных аккумуляторов по 120 элементов в каждой. На подлодках проекта 636М используются аккумуляторы, имеющие увеличенный в 2,5 раза срок службы при сохранении той же мощности.
Лодки оснастили усовершенствованной навигационной системой. На различных модификациях проекта 877 «Палтус» устанавливаются комплексы «Андога», «Апассионата-ЭКМ», «Апассионата -ЭКМ.1». Для поиска надводных целей и контроля за воздушной обстановкой служит радиолокационная станция, а также средства, обнаруживающие излучение радаров противника. Гидроакустическая аппаратура – активная и пассивная. Сведения со всех средств наблюдения и постов поступают в многоцелевую БУИС («Лама»/«Узел», «Лама-ЭКМ»/«Узел»), перерабатываются компьютером, после чего передаются в распоряжение командира, на командный пост, который изолирован от других отсеков. Управление общекорабельными системами осуществляется с пульта управления «Палладий» или «Палладий-ЭМ» (в зависимости от модификации).
Погрузка торпеды 53-65КЭ на ПЛ пр.877ЭКМ KILO ВМС Китая
Погрузка ракеты комплекса Club-S в торпедный аппарат индийской ПЛ пр.08773. Для погрузки используется закрепленная на корпусе ПЛ платформа (снимок сделан не позже 2009 г.,)
Большинство механизмов снабжается вибропоглощающими покрытиями и смонтировано на амортизаторах, другие скомпонованы на специальных платформах блоками, что в совокупности с малошумным винтом, обтекаемым корпусом, делает подлодку менее заметной, по сравнению с субмаринами других типов.
Вооружение подлодки – шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов размещенных в носовой оконечности. Из них два аппарата в верхнем ярусе рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами. Управление и перезарядка (применено устройство быстрой перезарядки «Мурена»)– дистанционное с КП. Погрузка торпед осуществлялась при помощи специального погрузочного устройства. Боезапас – 18 торпед, 6 из которых находилось в торпедных аппаратах, 12 - на стеллажах. Могли использоваться торпеды 53-56Б, 53-56БА, 53-65К, СЭТ-53М, ТЭСТ-71М, СЭТ-65Э, УСЭТ-80К. Вместо торпед на борт могли приниматься 24 мины ДМ-1: 12 мин в торпедные аппараты (2 на аппарат) и столько же на стеллажи.
Для противовоздушной обороны подводные лодки проекта 877 входившие с состав советских ВМС вооружались выдвижным зенитным ракетным комплексом «Стрела-3» (в процессе модернизации устанавливались «Стрела-3М», «Игла-1» 9М313). Боезапас комплекса – 8 ракет.
В проектах 08773, 636М/06361 использовался ракетный комплекс Club-S с пуском крылатых ракет из торпедных аппаратов верхнего яруса из подводного положения. Боезапас - 4 ракеты. В проекте 06363 использован ракетный комплекс "Калибр-ПЛ" с запуском ракет из подводного положения.
Мощный минно-торпедный комплекс вооружения может решать многоцелевые задачи. Им обеспечивается выстреливание боезапаса на любых глубинах погружения и совместно с БИУС позволяет вести не только одиночную, но и залповую стрельбу по 2 целям.
В Комсомольске-на-Амуре в 1979 году на верфи начали строить головную подлодку проекта 877, в сентябре 1982 года он вступил в строй. Позднее корабли данного проекта выпускали в Ленинграде, а также на заводе "Красное Сормово". После того, как в 1981 году их засекли иностранные наблюдатели, НАТО присвоило условное обозначение "Кило".
Строительство серии для ВМФ продолжалось и после 1992 г. В процессе строительства проект постоянно совершенствовали. Так, например, подлодка Б-800 (создана по проекту 877ЛПМБ) имела саблевидный семилопастной винт, изготовленный из сплава «Аврора». Эта подлодка была первой из 877 проекта оборудованная спасательным люком и системой, которая позволяла выходить из подлодки с 250-метровой глубины. Другое оборудование в БЧ-5 выполнялось на новой элементной базе. Подлодка получила низкооборотистые главный гребной электродвигатель и ДЭХ и другие нововведения, а также дополнительное акустическое оборудование из состава гидроакустического комплекса МГК-400 (для этого даже сократили каюту СПК), новое штурманское оборудование не входящее в комплекс навигации и прочее.
Восемь последних кораблей серии были построены по несколько измененному проекту. Благодаря увеличению корпуса лодки на две шпации (2х600 мм) на них смонтировали более мощные дизельные генераторы (в 1,5 раза), с усовершенствованной амортизацией платформы, якорь Холла который убирался вовнутрь, низкооборотный главный электродвигатель. Всего заменили 30 единиц оборудования на новое более ремонтопригодное и малошумное. Ресурс оборудования увеличился в 2 раза, улучшилась ремонтопригодность кораблей.
ПЛ пр.877 (вероятно, прю877ЭКМ Б-806) с работающим под РДП дизель-генератором, Балтийское море, 10.09.2007 г.
Модификации:
Проект 877 «Палтус» (подсерия 08770) – базовый серийный вариант подводной лодки, головные – Б-248, Б-401. Кроме серии 08770, были серии 08771 или 08772 – различавшиеся между заводами-производителями.
Проект 877Э «Варшавянка» - экспортная модификация подводной лодки проекта 877 первой серии. Поставлялись в страны Варшавского договора. Отличается главным образом оборудованием и не комплектуется ЗРК.
Проект 877ЭК – подводные лодки не строились, является «экспортным коммерческим» вариантов адаптированным к тропическим условиям эксплуатации.
Проект 877ЭКМ – «экспортный коммерческий модернизированный» вариант подлодки проекта 877. Осуществлялись поставки в Алжир, Индию, Иран и Китай. Была установлена гидроакустическая система МГК-400Э. Проект адаптировали к тропическим условиям эксплуатации. В 1999 г. для индийских ВМС модернизирован и получил обозначение проект 08773. Модификация по оборудованию и системам вооружения (оснащена пусковыми установками крылатых ракет Club-S). Получила систему управления Lama-ER, новый гидроакустический комплекс МГК-400ЭМ/MGK-EM, боевую информационно-управляющую систему "Палладий-М". На модификации подводной лодки винторулевая группа и конструкция сохранены аналогичными проекту 877ЭКМ.
Проект 877ЛПМБ (Б-800 «Калуга») – оснащается 7-лопастным винтом из сплава "Аврора" имеющим саблевидные лопасти. Также был оборудован спасательный люк, который позволяет осуществлять эвакуацию с глубины до 250 м. Оборудование БЧ-5 переработали, двигатель экономичного хода и главный гребной электродвигатель были более низкооборотными. На лодке установили дополнительное штурманское оборудование.
Проект 877В – оснащается водометным движителем. По основным тактико-техническим характеристикам аналогичен проекту 877.
Проект 877М «Палтус-М» – 8 последних подлодок серии проектов 877 для отечественного военно-морского флота. Корпус удлинен на 1,2 м.
Проект 877Б - проект модернизации подводной лодки проекта 877. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы велись в 1980-е годы на базе проекта 877М. По данному проекту была заложена опытовая подлодка Б-90 "Сарган", достроенная позже по проекту 20120.
Проекты 877К/877МК – модернизированные проекты 877 и877М. после модернизации оборудования (в частности боевой информационно-управляющей системы).
Проект 636 – разработан ЦКБ "Рубин", является экспортной модификацией проекта 877М для китайских ВМС, оборудование модернизировано по типу проекта 877М, широко использованы звукопоглощающие технологии.
Проект 636М – модернизированный вариант проекта 636. Изменен состав оборудования, установлен инерциальный навигационный комплекс, перископ, имеющий лазерным дальномером, ТВ-канал и канал ночного видения. Буксируемая антенна связи КВ и СДВ диапазонов. Могут использоваться крылатые ракеты Club-S с запуском через торпедные аппараты из подводного положения. Проект 06361 – модификация подводной лодки для вьетнамских ВМС. Проект 06363 – модификация проекта с обновленным оборудованием. Вооружен ракетным комплексом "Калибр".
Проект специальной подводной лодки на базе проекта 877 – вероятно, предназначен для проведения работ по прокладке по морскому дну трубопроводов. Возможно, после оснащения может использоваться для широкого круга работ.
Подводные лодки проекта 877 «Палтус» а также их модификации поставлялись в:
Алжир – 2 подводные лодки проекта 877ЭКМ;
Индия – 9 подводных лодок проекта 877ЭКМ (8 модернизировано 08773) + 1 построена по проекту 08773;
Иран – 3 подводные лодки 877ЭКМ;
Китай – 1 подводная лодка проекта 636М + 2 подводная лодка проекта 877ЭКМ;
Польша – 1 подводная лодка проекта 877Э;
Румыния – 1 подводная лодка проекта 877Э.
ПЛ Б-464 "Усть-Камчатск" пр.877 (модернизированного) в плавдоке
В составе российских ВМС находится 24 дизель-электрические подводные лодки проекта 877 «Палтус» и их модификаций.
Тактико-технические характеристики: (2000)
Надводное водоизмещение – 2300 тонн (проект 636/636М – 2350 тонн);
Подводное водоизмещение – 3040 тонн (проект 636/636М – 3100 тонн);
Наибольшая длина – 72,6 м (проекты 877М/636/636М – 73,8 м);
Запас плавучести – 32 %;
Длина прочного корпуса – 51,8 м;
Наибольшая ширина – 9,9 м;
Осадка по КВЛ – 6,2 м;
Главная энергоустановка:
- количество и мощность дизелей – 2х1000 кВт, тип ДЛ42МХ (на последних 8 лодках 2х1500 кВт типа 30ДГ);
- количество и мощность ГЭД – 1х5500 л.с., тип ПГ-141 (на последних 8 лодках 1х5500 л.с. типа ПГ-165, на 877ЭКМ – 1х4050 л.с.)
- количество и мощность электродвигателей ЭХ – 1х190 л.с. (ПГ-166);
- количество и мощность резервных ГЭД – 2х102 л.с. (ПГ-168);
- движители – малошумный ВФШ;
- запас топлива – 172 т.;
- число групп аккумуляторных батарей, число элементов – 2х120;
Надводная скорость хода –10 узлов (проект 636/636М – 11 уз);
Подводная скорость хода –17 узлов (на последних 8 – 19 узлов);
Экономическая подводная скорость хода – 3,0 узла;
Дальность подводного хода (скорость 7 узлов, под РДП) - 7500 миль (проекты 636/636М при увеличенном запасетоплива);
Дальность подводного хода (скорость 3 узла) – 400 миль;
Дальность подводного хода (скорость 21 узел) – 12,7 миль;
Глубина погружения рабочая - 240 м (проекты 636/636М/877М - 250 м)
Глубина погружения перископная – 17,5 м (максимальное волнение 5 баллов);
Глубина погружения предельная - 350 м (проекты 877ЭКМ/636/636М – 300 м);
Автономность – 45 суток;
Экипаж – 57 человек (проекты 877ЭКМ/877В/636/636М – 52 чел.) в т.ч. офицеров – 12;
Вооружение:
- ракетный комплекс (проект 08773) - Ciub-S;
- носовые торпедные аппараты – 6 шт.;
- калибр - 533-мм
ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO, Черное море, 20 января 2007 г. (фото - Виталий Костриченко, http://forums.airbase.ru).
В 1981 г. после обнаружения нового типа подводных лодок в NATO лодке был присвоен псевдоним KILO. По неподтвержденным данным головная лодка пр.877 Б-248 вступила в строй только в сентябре 1982 г. Возможно, в это время в полном объеме завершились флотские испытания головной подводной лодки. Серийное производство лодок пр.877 продолжалось с 1979 по 1994 годы. Всего на разных заводах построено:
- завод №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре) - с 1979 по 1994 г.г. построено 15 лодок;
- завод "Красное Сормово" (г.Горький - Нижний Новгород) - с 1982 по 1995 г.г. построено 17 лодок в т.ч. и на экспорт;
- завод Ленинградское Адмиралтейское объединение (г.Ленинград) - с 1983 по 1991 г.г. построено 7 лодок на экспорт;
- ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) - с 1992 по 2000 г.г. построено 4 лодки на экспорт и с 1997 по 1998 годы 2 лодки пр.636, а с 2002 по 2006 г.г. - 5 лодок пр.636М.
Одна лодка пр.877 достроена в 2005 г. по пр.636М (Б-340 = Yuan Zhend 73 Hao, Китай). Некоторое время назад (1997 г.) в западных специализированных СМИ лодки класса KILO так же именовали GRANAY, вероятно, имея ввиду лодки модернизированного проекта 636. По умолчанию приводятся данные лодок пр.877.
В 2010 г. на ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) возобновлено строительство лодок пр.06363 для отечественного ВМФ (см.Реестр, ниже
) - в строительстве серия из шести ПЛ для Черноморского флота ВМФ России.
Конструкция ПЛ
- двухкорпусная. Широко используются амортизирующие платформы и другие звукопоглощающие технологии (например, противогидроакустическое покрытие корпуса). По форме корпус ПЛ максимально адаптирован к снижению сопротивления и шума. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус. ПЛ типа пр.877М отличаются внешне от пр.877 обрубленной в корме надстройкой вместо плавно переходящей в корпус. Материал прочного корпуса - сталь АК-25. Как минимум для ПЛ пр.06363 корпусная сталь разработана ЦНИИ КМ "Прометей" и производится на ПО "Ижорский завод".
Разрезной макет-модель ПЛ пр.877 студии "Корвет" (http://www.corvette-shipmodels.ru)
Сверху вниз - первые три снимка - в стапельном цехе №12 Ленинградского Адмиралтейского Объединения блок №1, блок №1 с маской торпедных аппаратов, блок №3. На четвертом фото перевозка в цех №12 элемента прочного корпуса ПЛ. На пятом фото - блок прочного корпуса лодки в цехе №9. Предположительно на фото элементы конструкции ПЛ Б-477 ("Sindhushastra" S65) зав.№01618 пр.877ЭКМ / 08773, Ленинградское Адмиралтейское Объединение, г.Санкт-Петербург, 1999 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).
Архитектура корпуса ПЛ пр.06363 или пр.06361. Цех №9 Адмиралтейских верфей. 2012 г. ().
Двигательная установка : и подводный и надводный ход ПЛ обеспечивается гребными электродвигателями
2 х дизель-генератора 4ДЛ-42МХ мощностью по 1500 кВт (по др.данным и на первых двух ПЛ пр.877 - 4ДЛ-42М мощностью по 1000 кВт) с системой РДП (пр.877). На пр.877М - 30ДГ мощностью по 1500 кВт, так же работающие с системой РДП.
1 х главный гребной электродвигатель ПГ141 мощностью 5500 л.с. (в т.ч. пр.877В / 877ЭКМ, по др.данным на пр.877ЭКМ двигатель мощностью 4050 л.с.), начиная с ПЛ Б-800 (1989 г.) установлен новый низкооборотистый двигатель ПГ165 мощностью 5500 л.с. (6800 л.с. по западным данным).
1 х электродвигатель экономического хода ПГ142 мощностью 130-150 л.с. (первые модификации), начиная с ПЛ Б-800 (1989 г.) / пр.877В установлен новый низкооборотистый двигатель ПГ166 мощностью 190 л.с..
2 х резервных электродвигателя ПГ168 (видимо, начиная с Б-800 ?) мощностью по 102 л.с.
Механика
- один вал, один винт:
- 6-лопастный малошумный винт фиксированного шага (Б-470 ? и Б-800)
- 7-лопастный с саблевидными лопастями из сплава "Аврора" (Б-470 - 1986 г., Б-800 - 1989 г.).
- 7-лопастные винты типа Б-800 (ПЛ типа Improved KILO).
- водометная насадка турбинного типа (пр.877В, ранее стояла более короткая насадка - возможно в этом отличие раннего пр.877В от пр.877ВД - это предположительно).
Скорость вращения винта максимальная - 250 об/мин..
На ПЛ всех проектов в кормовой части корпуса по бортам подруливающие водометы. Процессы погружения и всплытия ПЛ автоматизированы.
6-лопастный малошумный винт фиксированного шага на лодках пр.877 и 877ЭКМ KILO. На снимке выкатка из цеха ПЛ Б-477 ("Sindhushastra" S65) зав.№01618 пр.877ЭКМ / 08773, Ленинградское Адмиралтейское Объединение, г.Санкт-Петербург, 1999 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).
ПЛ пр.636 / 636М с 7-лопастным винтом ("Военный парад", фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).
ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO и разобранный водометный движитель. Севастополь, плавдок ПД-30, очередной ремонт, 12 января 2006 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru)
Энергетика - свинцово-кислотные аккумуляторы. Количество - 2 группы по 120 шт. В процессе эксплуатации в ВМС Ирана были отмечены проблемы с выходом из строя аккумуляторных батарей, что, вероятно, вызвано либо высокими температурами и влажностью при эксплуатации либо ошибками в обслуживании (или и то и другое). Аккумуляторы для ПЛ пр.877/636 на мировом рынке предлагаются так же таким производителем как British Chloride Industrial Batteries Ltd с гарантией 5 лет (информация за 1997 г.).
Система спасения - начиная с ПЛ Б-800 лодки серии оснащаются спасательным люком позволяющим покидать затопленную ПЛ с глубины до 250 м (находится в кормовой части ПЛ).
ТТХ подводной лодки:
Экипаж - 57 чел (52 чел - пр.877ЭКМ / 877В) - в т.ч. 12 офицеров
73.8 м (пр.877М)
Длина прочного корпуса - 51,8 м
Ширина - 9.9 м
Осадка - 6.2 м
Водоизмещение надводное - 2300 тонн
Водоизмещение подводное - 3040 тонн (3076 тонн по др.данным)
Запас плавучести - 32%
Масса дизельного топлива - 172 тонны
Скорость надводная - 10 уз
Скорость подводная:
3 уз (на вспомогательных подруливающих водометах)
8-10 уз (перископная, ограничение по волнению - 5 баллов)
17 уз (в т.ч. пр.877В)
19 уз (пр.877М)
21-25 уз (пр.877М по западным данным)
Дальность подводного хода (под РДП, скорость 7 уз) - 6500 миль
Дальность подводного хода (скорость 3 уз) - 400 миль (в т.ч. пр.636 / 636М)
Дальность подводного хода (скорость 21 уз) - 12.7 миль (по западным данным)
Глубина погружения перископная - 17.5 м (ограничение по волнению 5 баллов)
Глубина погружения рабочая - 240 м (250 м возможно пр.877М)
Глубина погружения предельная - 350 м (300 м пр.877ЭКМ)
Автономность - 45 сут
Шумность ПЛ пр.877 при движении на вспомогательной движительной установлке (водометах) при скорости малошумного хода (МШХ) 5-6 уз оценивается специалистами ниже или равной шумности ПЛА типа Improved Los-Angeles. При использовании хода под главным гребным электродвигателем показатели шумности существенно ухудшаются независимо от скорости. На основании отзывов индийских моряков ПЛ пр.877ЭКМ по общей шумности считается тише германской ПЛ пр.209. При естественном фоне в 40-45 дБ в штиль уровень шума ПЛ пр.877 составлял 52-56 дБ (серия ПЛ и условия замеров неизвестны). В китайских СМИ по ПЛ пр.636 сообщается уровень шумности 117 дБ.
Вооружение:
пр.877 | пр.877ЭКМ | пр.08773 | пр.877ЭКМ после модернизации (2015 г. и ранее) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минно-торпедное вооружение | 6 х 533 мм носовых торпедных аппарата (управление ТА - дистанционное с командного пункта, включая перезарядку ТА). Два из шести ТА (верхний ярус аппаратов) рассчитаны на применение телеуправляемых торпед (на примере пр.877В). Перезарядка осуществляется с помощью устройства быстрой перезарядки "Мурена" (система дистанционного автоматизированного управления ТА - СДАУ ТА). Погрузка осуществляется с помощью специального погрузочного устройства. Боезапас - 18 торпед (6 шт в ТА, 12 шт на стеллажах)
Оборудование
(данные требуют уточнения): Выполнен на базе ЭВМ МВУ-110 "Узел". БИУС позволяет одновременно сопровождать 5 целей, в т.ч. 2 цели автоматически + 3 вручную с автоматической выработкой данных для торпед. Так же БИУС решает навигационные задачи.
Выполнен на базе ЭВМ МВУ-100ЭМ (?) "Узел". БИУС позволяет одновременно сопровождать 5 целей, в т.ч. 2 цели автоматически + 3 вручную с автоматической выработкой данных для торпед. Так же БИУС решает навигационные задачи. Главная антенна ГАС (в носовой части корпуса ПЛ) с отдельной излучающей антенной и излучающей антенной звукопроводной связи, выполнена в титановом корпусе. Обеспечивается работа трактов шумопеленгации (ШП), гидролокации (ГЛ), обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) и звукоподводной связи (ЗПС). Количество лучей излучателя (в активном режиме) - 540 шт Дальность обнаружения в пассивном режиме - 16-20 км (ПЛ) и 60-80 км (корабли) Дальность сопровождения целей в активном режиме - 16-20 км Дальность подводной связи и передачи данных - 20-25 км и 60-80 км (в зависимости от режима) ГАС миноискания МГ-519 "Арфа" (дальность обнаружения мин 1500 м)
Главная антенна ГАС (в носовой части корпуса ПЛ) с отдельной излучающей антенной и излучающей антенной звукопроводной связи, выполнена в титановом корпусе. Количество элементов приемной антенны - 1008 шт Количество лучей излучателя (в активном режиме) - 540 шт? Площадь рабочего сектора антенны - 7.5 кв.м Дальность обнаружения в пассивном режиме - не менее 16-20 км (ПЛ) и 60-80 км (корабли) Дальность сопровождения целей в активном режиме - не менее 16-20 км Дальность подводной связи и передачи данных - не менее 20-25 км и 60-80 км (в зависимости от режима) ГАС миноискания МГ-519 "Арфа" (дальность обнаружения мин не менее 1500 м). Оборудование выполнено на новой элементной базе. Состав оборудования отличается от модернизированного состава оборудования пр.877 (иногда в СМИ - 877К) на ПЛ "Sindhuvijay" при модернизации по пр.08773 (проводилась СРЗ "Звездочка", завершена в 2007 г.) установлен индийский ГАК USNUS Буксируемая антенна КВ- и СВ-диапазонов
Выдвижные устройства в ограждении рубки ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В (в убранном положении, вид в корму, http://forums.airbase.ru).
Модификации: пр.877 "Палтус" / подсерия 08770 (?) - KILO (1980 г.) - базовый серийный вариант ПЛ, головные ПЛ - Б-248 и Б-401. Есть предположение, что кроме серии 08770 была серия 08771 или 08772 - возможно, различались между заводами-производителями (соответственно, головные лодки Б-248 и Б-401, причем Б-401, в таком случае, головная лодка серии 08770). пр.877Э "Варшавянка" - KILO (1985 г.) - экспортная модификация ПЛ пр.877 первой серии для стран Варшавского договора, поставлены в Польшу (Б-351 = Orzel, 29 июня 1986 г. передана ВМС Польши) и Румынию (Б-801 = Delfinul, 19 сентября 1986 г. передана ВМС Румынии). пр.877ЭК - ПЛ не строились, "экспортный коммерческий", адаптирован к тропическим условиям эксплуатации. пр.877ЭКМ - KILO (1985 г.) - "экспортный коммерческий модернизированный" вариант ПЛ пр.877, поставлялся в Алжир, Индию, Китай и Иран. ГАС МГК-400Э. Адаптирован к тропическим условиям эксплуатации. Последние 2 ПЛ проекта идентифицированы на Западе как Improved KILO (предположительно это "Yunes" ВМС Ирана и "Sindhurakshak" ВМС Индии - последняя пр.08773). Стоимость одной ПЛ по данным СМИ от 150 до 200 млн. USD (1990-е годы). ПЛ Б-806 пр.877ЭКМ (вторая лодка в серии) ВМФ России, пирс №3, Купеческая гавань, Кронштадт (фото - Илья Курганов, http://www.submarina.org/).
пр.877ЛПМБ (1989 г.) - серийная ПЛ (Б-800, 1 экз.) оснащенная 7-лопастным винтом из сплава "Аврора" с саблевиднами лопастями. На лодке установлено модернизированное оборудование частично аналогичное пр.877М. пр.877В - "KILO-III"
(1990 г.) - серийная ПЛ Б-871, оснащена водометным движителем, переименована в "Алроса" 5 января 2001 г. По основным ТТХ пр.877В аналогичен пр.877. ПЛ Б-871 заложена на заводе "Красное Сормово" (г.Горький) 17 мая 1988 г. В ноябре 1989 г. ПЛ внутренними водными путями перешла на Черное море и 1 декабря 1990 г. вошла в состав Черноморского флота. Так же в СМИ встречается наименование проекта "877ВД" (на наш взгляд либо ошибочное, либо после модернизации - "Д" - "доработанный"). Подводная лодка носит западное наименование KILO-III в некоторых источниках 2010-2011 г.г. (Weyers
) - ранее наименование KILO-III нами не встречалось. пр.877М "Палтус-М" (?) / подсерия 08773 (?) или 08772 (?) - Improved KILO (1990 г.) - 8 последних ПЛ серии пр.877 для отечественного ВМФ (по времени вступления в строй - Б-464, Б-459, Б-471, Б-494, Б-177, Б-187, Б-190, Б-345). Производились заводами в Комсомольске-на-Амуре (5 шт) и "Красное Сормово" (г.Горький, 3 шт). Достроены с изменением корпуса (удлиннён на 1.2 м), в некоторых источниках называется номер проекта "877М", ПЛ относится к классу Improved KILO по системе обозначений NATO. пр.877Б - проект модернизации ПЛ пр.877. НИОКР вероятно велись на базе проекта типа 877М в 1980-е годы. Можно предположить, что по проекту 877Б на заводе "Красное Сормово" в 1989 г. заложена опытовая ПЛ Б-90 "Сарган", позже достроенная по пр.20120 . Либо эти два проекта (877Б и 20120) имеют что-то общее в истории разработки. Другой информации нет. пр.877К / пр.877МК - по западным данным это ПЛ пр.877 и пр.877М после модернизации оборудования (в частности БИУС).
(проект, 1990-е годы) - проект ПЛ пр.636 с двигателями с электрохимическим генератором. Не реализован.
пр.877ЭКМ / пр.08773 - Improved KILO (1999 г.) - модификация ПЛ пр.877ЭКМ для ВМС Индии до уровня Improved KILO по оборудованию и системам вооружения (ПЛ оснащена ТА-пусковыми установками крылатых ракет серии Club-S). Система управления Lama-ER, новый ГАК МГК-400ЭМ / MGK-EM, БИУС "Палладий-М". Ориентировочная рекламная стоимость ремонта с модернизацией до уровня пр.08773 из пр.877ЭКМ (по прайсу) 1 млрд 700 млн рублей (в ценах 2005 г.). На модификации ПЛ винторулевая группа и конструкция лодки сохранены аналогичными пр.877ЭКМ.
- модификация ПЛ пр.636М или вариант пр.636М с обновленным оборудованием и ракетным комплексом "Калибр". Главный конструктор - Игорь Молчанов. 20.08.2010 г. на ПО "Адмиралтейские верфи" по данному проекту заложена большая дизель-электрическая торпедо-ракетная ПЛ" Б-261 "Новороссийск". ПЛ заложена для Черноморского ВМФ России. Всего планируется строительство как минимум шести лодок проекта. Наименование "Improved KILO-II" не является официально признанным.
Статус - СССР / Россия Боеспособных ПЛ семейства пр.877 KILO в составе ВМФ СССР и России (данные = анализ military.tomsk.ru, 2009 г.): 1995 г. 19 марта - пожар на лодке Б-401 пр.877 (Северный флот). Произошло возгорание ветоши в процессе приборки в базе по вине матросов (неправильное обращение с пластинами регенерации В-64). 2004 г. - всего в боевом составе ВМФ 15 дизельных ПЛ (в основном пр.877). 2008 г. 22 июля - ПЛ пр.877ЭКМ Б-806 (борт №487) участвовала в военно-морском параде на Неве в Санкт-Петербурге.
2008 г. - по плану должна была быть списана ПЛ Б-401 пр.877 (Северный флот). 2009 г. 24 сентября - после длительного ремонта на СРЗ-35 (п.Роста, Мурманск) спущена на воду ПЛ Б-808 "Ярославль" пр.877. ПЛ встала в ремонт в 1995 г., ранее ПЛ базировалась в 161-й бригаде ПЛ (г.Полярный) Северного Флота. 2009 г. 21 ноября - на ПЛ Б-871 "Алроса" Черноморского флота в 150 км от Сухуми произошла авария двигательной установки. 22 ноября ПЛ своим ходом прибыла на базу в Севастополь. ПЛ "Алроса" носит бортовой номер 554, входит в состав 247-го дивизиона подводных лодок, пункт базирования - 458-я береговая база (г. Севастополь). Согласно заявлениям представителей МО России жертв и затоплений в ходе аварии не было. Позже заявлено, что ремонт незначительный - предположительно в водометный движитель ПЛ попал посторонний предмет (например, рыболовецкие сети). 2010 г. 31 июля - в 7-00 ПЛ Б-871 "Алроса" вернулась к месту постоянного базирования в г.Севастополь с СРЗ из Новороссийска, где проходила ремонт после осенней аварии 2009 г.
2010 г. 20 августа - на ПО "Адмиралтейские верфи" прошла церемония закладки ПЛ Б-261 "Новороссийск" под наименованием "большая дизель-электрическая торпедо-ракетная ПЛ". ПЛ заложена для Черноморского флота ВМФ России.
- 2011 г. декабрь - в цехе №10 СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) проходят средний ремонт ПЛ пр.877 "Владикавказ" и "Калуга" Северного флота ВМФ России. Завершение ремонта лодок планируется соответственно на 2014 г. и на май 2012 г.
- 2012 г. 06 февраля - в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что в составе флота планируется формирование полноценной бригады неатомных подводных лодок. В 2014 г. на флот поступит 3 ПЛ пр.06363, в 2015 г. - 1 подобная ПЛ и в 2016 г. - еще две. Так же к 2016 г. в строй из ремонта вернется ПЛ Б-871 "Алроса". Базирование подводных лодок бригады планируется в Севастополе и в Новороссийске. 2012 г. 26 мая - из эллинга ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) после ремонта выведена ПЛ "Калуга" пр.877. После швартовых и ходовых испытаний ПЛ будет передана ВМФ в конце 2012 г.
ПЛА пр.877 KILO в ВМФ СССР и России: Северный флот
Тихоокеанский флот (1) :
Тихоокеанский флот (2) :
Балтийский и Черноморский флоты
:
Экспорт : Алжир :
2005 г. - ПЛ Б-386 начала ремонт с модернизацией ситами специалистов ФГУП "Адмиралтейские верфи" в Оране (Алжир). 2005 г. 9 декабря - октябрь 2007 г. (как минимум) - одна ПЛ ВМС Алжира (вероятно, Б-861) прибыла для модернизации и ремонта на ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург). Возможно, что модернизация будет до уровня пр.08773. 2006 г. - заключен контракт о строительстве двух ПЛ пр.636М на ФГУП "Адмиралтейские верфи" на сумму 600 млн USD. Возможно, контракт будет увеличен до 4 шт. Первая ПЛ по контракту заложена (заводской №01336). 2007 г. - планировалось заложить 2-ю ПЛ пр.636М (заложена - заводской №01337). 2008 г. - планировалось сдать в ВМС 1-ю ПЛ пр.636М 2009 г. - планировалось сдать в ВМС 2-ю ПЛ пр.636М 2009 г. 29 октября - ВМС Алжира получили вторую ПЛ пр.636М (заводской №01337). Контракт выполнен. 2010 г. 31 марта - ОАО "Адмиралтейские верфи" передало Алжиру ПЛ пр.636М (заводской №01336, на ПЛ поднят алжирский флаг). 2012 г. 10 июля - подписан приемный акт с ОАО "Адмиралтейские верфи" по готовности ПЛ пр.877ЭКМ после среднего ремонта и частичной модернизации. 2010 г. 27 июля - ОАО "Адмиралтейские верфи" передало Алжиру еще ПЛ пр.636М (заводской №01337, на ПЛ поднят алжирский флаг). Кроме того, в ремонте на предприятии находится ПЛ пр.877ЭКМ. 1986 г. - в ВМС 1 шт пр.877ЭКМ (первая) 1987 г. - в ВМС 3 шт пр.877ЭКМ 1988 г. - в ВМС 4 шт пр.877ЭКМ 1989 г. - в ВМС 6 шт пр.877ЭКМ 1990 г. - в ВМС 7 шт пр.877ЭКМ 1991-1996 г.г. - в ВМС 8 шт пр.877ЭКМ 1996 г. 29 декабря - подписан контракт на модернизацию ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ до пр.08773 на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). 1997 г. - 7 шт пр.877ЭКМ 1997 г. 25 июня - ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ прибыла для модернизации до уровня Improved KILO на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) в транспортном плавдоке "Superservant-3" бельгийской фирмы Dockwise.
1998 г. - 7 шт пр.877ЭКМ + 1 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 1999 г. - 5 шт пр.877ЭКМ + 1 шт пр.08773 + 1 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ (Sindhuvir, модернизация завершена в 1999 г.). 1999 г. 25 апреля - ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ модернизированная до уровня Improved KILO выведена из эллинга СРЗ "Звездочка" и спущена на воду. 2000 г. - 5 шт пр.877ЭКМ + 1 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ
2001 г. - 4 шт пр.877ЭКМ + 3 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до пр.08773 Improved KILO пр.877ЭКМ - "Sindhuraj" S57 (зав.№08405) и "Sindhukesari" S60 (зав.№08313), ремонт с модернизацией велись на ЛАО.
- 2002 г. - 3 шт пр.877ЭКМ + 3 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ, ПЛ Sindhuratna сдана ВМФ Индии после модернизации на СРЗ "Звездочка", до уровня пр.08773. 2003-2004 г.г. - 3 шт пр.877ЭКМ + 4 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 2005 г. - 2 шт пр.877ЭКМ + 5 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ, ПЛ Sindhugosh сдана ВМФ Индии после модернизации на СРЗ "Звездочка" до уровня пр.08773. 2006 г. - 1 шт пр.877ЭКМ + 5 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 2007 г. - 5 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 2008 г. - 7 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ 2009 г. - 8 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ
2010 г. 3 августа - ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии прибыла на СРЗ "Звездочка" в Северодвинск. Корабль поставлен на твердое основание в доковой камере СРЗ и готовится к переводу в цех.
- 2010 г. сентябрь - в составе ВМС 10 ПЛ семейства KILO. 2011 г. декабрь - в цехе №10 СРЗ "Звездочка" в Северодвинске продолжается ремонт с модернизацией ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии. В ходе работ на ПЛ будет установлено полностью новое ограждение выдвижных устройств. "Синдуракшак" - пятая ПЛ пр.877ЭКМ ВМС Индии проходящая ремонт на СРЗ "Звездочка". 2012 г. 29 октября - начаты ходовые испытания ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии, которая проходила ремонт с модернизацией на ЦС "Звездочка" в Северодвинске.
- 2012 г. 12 декабря - в ходе сдаточных испытаний в Северодвинске ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии выполнила успешные ракетные стрельбы по наземным целям. Ранее, 07.12.2012 г. успешно поражены надводные цели. Таким образом ракетными стрельбыми комплекса Club-S с ракетами 3М54Э и 3М14Э завершены заводские испытания ПЛ после прохождения ремонта с модернизацией на ЦС "Звездочка" (). 2013 г. 26 января - ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии после ремонта и частичной модернизации (без изменения проекта 877ЭКМ) передана ВМС Индии в Северодвинске. На подводной лодке установлен комплекс вооружения Club-S с крылатыми ракетами, установлен ГАК Ushus, система радиосвязи CCS-Mk-2, проведена модернизация систем охлаждения, установка радиолокационной станции «Porpoise» и др.работы. 29 января 2013 г. ПЛ выйдет в Индию (). 2013 г. 14 августа - на ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии у пирса в порту Мумбаи произошел взрыв и пожар, которые привели к частичному затоплению лодки. На борту в момент взрыва находилось 18 членов экипажа лодки, части людей удалось спастись. С большой вероятностью произошел взрыв боекомплекта лодки, которая находилась у пирса в полностью снаряженном состоянии ().
- 2013 г. 18 августа - в индийских СМИ сообщается, что взрыв избыточного водорода от неправильно работающих аккумуляторов не мог стать причиной взрыва боекомплекта лодки. Причиной пока считается некое аварийное происшествие в отсеке вооружений. Лодка была полностью снаряжена боекомплектом. Диверсия пока считается маловероятной. В ходе спасательной операции водолазы проникли в носовой отсек лодки. Планируется так жи и операция по подъему лодки на поверхность. Восстановление лодки после такой катастрофы считается невозможным. 2015 г. 28 мая - сообщается, что ПЛ "Sindhukirti" S61 пр.877ЭКМ после завершения ремонта с модернизацией, которые осуществлялись на верфи в Индии, выйдет на ходовые испытания. На лодке установлены комплексы "Пирит-М", "Палладий-М", БИУС "Лама-ЭКМ" (все - разработки и производства НПО «Аврора»). После проведенной модернизации лодки проекта 877ЭКМ смогут применять два типа ракет - 3М-54Э по морским целям и 3М-14Э по наземным объектам (). Индонезия : 2006 г. - заключен контракт о строительстве двух ПЛ пр.636М на ФГУП "Адмиралтейские верфи". Возможно, контракт будет увеличен до 6 шт. 2007 г. сентябрь - заключено соглашение о поставках техники на 1 млрд. USD - в рамках соглашения заказано 2 ПЛ пр.877; 2007 г. - по плану должна была быть заложена 1-я ПЛ 2008 г. - по плану должна была быть заложена 2-я ПЛ 2009 г. - по плану должна была быть сдана в ВМС 1-я ПЛ, поставка ПЛ перенесена как минимум на 2011 г. 2010 г. - по плану должна была быть сдана в ВМС 2-я ПЛ, поставка ПЛ перенесена как минимум на 2011 г. 2010 г. 27-28 ноября - объявлено о том, что закупка ПЛ в рамках соглашения 2007 г. будет произведена в 2011 г. Иран : 1996 г. 25 ноября - ВМС Ирана передана 3-я ПЛ пр.877ЭКМ Б-220, переименована в Yunes. В прессе сообщается стомость контракта на поставку ПЛ - 450 млн. USD. 2006 г. - могут находиться в ремонте или на модернизации (часть в Иране, часть на СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск). Всего в ВМС - 3 шт.
- 2012 г. 28 мая - завершен ремонт аварийной ПЛ Taregh пр.877ЭКМ. Ремонт производился в Иране с использованием 18000 различных компонентов местного производства, включая безэховое покрытие, некоторые элементы двигателей, гребные винты и сонары.
Китай : 1994 г. - ВМС получена 1-я ПЛ пр.877ЭКМ 1995-1997 г. г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ
1998 г. - ВМС получена 1-я ПЛ пр.636 и остаются 2 ПЛ пр.877ЭКМ 1999-2004 г.г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ + 2 шт пр.636
2005 г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ + 2 шт пр.636 + 5 шт пр.636М 2006-2009 г.г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ + 2 шт пр.636 + 8 шт пр.636М Польша : 2007 г. - есть в составе ВМС, базируется в Гдыне.
Румыния : 1986 г. 19 сентября - ПЛ Б-801 пр.877Э передана в состав ВМС Румынии под названием Delfinul. 2007 г. - есть в составе ВМС, базируется в Констанце.
|